"Роль учителя в процессе самовоспитания школьников"

Автор: Сафина Эльза Виловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ БКСМиПП
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: публикация
Тема: "Роль учителя в процессе самовоспитания школьников"
Дата публикации: 21.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Роль

учителя

в

процессе

самовоспитания

школьников
Самовоспитание – это работа человека над собой с целью изменения своей личности. Никакая воспитательная работа не достигнет своей цели, если она не найдет у самого человека поддержки и ответных усилий, направленных на самовоспитание. Зачатки самовоспитания можно обнаружить уже у ребенка в виде самоисправления поступков. Но ребенок еще не осознает личностных качеств, поэтому он лишь стремится изменить конкретные формы своего поведения. Благодаря оценке старших, ребенок знает, за какие поступки его одобряют, а за какие – порицают. Исправить свое поведение его побуждает неосознанное желание стать «хорошим». Но осознание им своей личности наступает лишь в подростковом возрасте. Подросток стремится к самостоятельности, ограждая свою жизнь от вмешательства взрослых. Это касается прежде всего взаимоотношений с товарищами, стремление к самостоятельности в учебе, отказ от помощи и проявления недовольства при попытках взрослых контролировать его жизнь. Для подростка становятся характерными слова: «я уже не маленький», «я сам решаю», «не вмешивайтесь в мою личную жизнь». Хотя подросток и пытается утвердить свою самостоятельность, у него еще нет опыта умения соотнесения. Осознание подростком своих качеств, стремление стать более самостоятельным в жизни, недовольство своими недостатками, препятствующими утверждению в коллективе, способствует включению подростка в самовоспитание. Однако установление связи между оценкой конкретных поступков и оценкой личности ограничивают возможности подросткового самовоспитания. Мотив поступков подростка обычно таков: «Я так сделал, - значит, я стал смелым». Низкий уровень осознанности самовоспитания подростков и их впечатлительность в этом возрасте приводят к тому, что дети-подростки оказываются не в силах самостоятельно направлять самовоспитание. Задача учителей и воспитателей состоит в том, чтобы учитывать стремление подростков к самостоятельности, не относиться к ним, как к маленьким детям, не ограничивать их права и не навязывать свое мнение по поводу решения тех или иных проблем. Нельзя допускать того, чтобы подросток, в попытках утвердить у себя желаемое качество личности, опускал руки, разочаровывался и перестал работать над собой. Не следует забывать, что главное в организации самовоспитания – воспитание у детей потребности к самоусовершенствованию. Важно донести до подростков, что побуждением к самовоспитанию должны быть, с одной стороны, чувство самокритичности, неудовлетворенность собой, стремление к новому; но, с другой стороны, необходима вера в себя и в помощь других. К переходу в юношеский возраст у школьников формируются некоторые предпосылки дальнейшего осознания процесса самовоспитания. Юноши
стремятся найти и осмыслить свое реальное место в мире. Это стремление способствует повышению его интереса к познанию как внешнего, так и внутреннего мира. Надо отметить, что старшеклассники достигают достаточно высокого уровня самосознания. Они способны критически оценить себя и соотнести свои качества с качествами другого человека. Стремление к самоутверждению создает благоприятную почву для их самовоспитания. Почти все они отдают себе отчет в пользе самовоспитания, чтобы стать лучше и избавиться от некоторых недостатков. Большинство детей юношеского возраста стремятся воспитать у себя общественно значимые качества личности, но в некоторых случаях в искаженном свете представляют поведение волевого и решительного человека. По их мнению, закалять свою волю и характер можно упорно не сознаваясь в своем поступке, держать себя вызывающе со взрослыми, отстаивать свое мнение, даже если оно противоречит истине. Осознание старшеклассниками своей взрослости и роли, которую они призваны сыграть в общественной жизни, таит в себе большие возможности для самовоспитания. Важно укрепить их потребность работать над собой систематически и целеустремленно, добиваясь поставленной цели. Большинство юношей и девушек стремятся занять позицию взрослого человека. А на деле оказывается так, что лишь немногие имеют четкое представление о правильных способах работы над собой. Необходимо создать им условия для проявления инициативы, творчества, полезных начинаний как в школьной жизни, так и в домашних условиях. На учителя возлагается роль организатора и руководителя самовоспитания. Таким образом, сущность самовоспитания состоит в осознанном самоизменении личности. Причем, каждому возрасту в соответствии с присущим ему уровнем осознанности личности и возрастной позицией свойственны определенные особенности самовоспитания. Мобилизовать внутренние силы школьника, пробудить желание стать лучшим – одна из главнейших задач воспитательного и педагогического процесса. Тесная взаимосвязь воспитания и самовоспитания – важнейшее условие успеха в формировании личности. Использованная литература 1. Богословский В.В. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов/ В.В.Богословский, А.А.Степанов, А.Д.Виноградова. – Москва: Просвещение, 1981. – 383 с. 2. Гатауллин М.М. Исцеление души. – Уфа: Китап, 2004. – 152с. 3. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. /Под ред. В.В.Давыдова. – Москва: Педагогика, 1979. – 152 с.