"Роль учителя в процессе самовоспитания школьников"
Автор: Сафина Эльза Виловна Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ БКСМиПП
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: публикация
Тема: "Роль учителя в процессе самовоспитания школьников"
школьников
Самовоспитание – это работа человека над собой с целью изменения своей
личности. Никакая воспитательная работа не достигнет своей цели, если она
не найдет у самого человека поддержки и ответных усилий, направленных на
самовоспитание.
Зачатки самовоспитания можно обнаружить уже у ребенка в виде
самоисправления поступков. Но ребенок еще не осознает личностных
качеств, поэтому он лишь стремится изменить конкретные формы своего
поведения. Благодаря оценке старших, ребенок знает, за какие поступки его
одобряют, а за какие – порицают. Исправить свое поведение его побуждает
неосознанное желание стать «хорошим». Но осознание им своей личности
наступает лишь в подростковом возрасте.
Подросток стремится к самостоятельности, ограждая свою жизнь от
вмешательства взрослых. Это касается прежде всего взаимоотношений с
товарищами, стремление к самостоятельности в учебе, отказ от помощи и
проявления недовольства при попытках взрослых контролировать его жизнь.
Для подростка становятся характерными слова: «я уже не маленький», «я сам
решаю», «не вмешивайтесь в мою личную жизнь».
Хотя подросток и пытается утвердить свою самостоятельность, у него еще
нет опыта умения соотнесения. Осознание подростком своих качеств,
стремление стать более самостоятельным в жизни, недовольство своими
недостатками, препятствующими утверждению в коллективе, способствует
включению подростка в самовоспитание. Однако установление связи между
оценкой конкретных поступков и оценкой личности ограничивают
возможности подросткового самовоспитания. Мотив поступков подростка
обычно таков: «Я так сделал, - значит, я стал смелым».
Низкий уровень осознанности самовоспитания подростков и их
впечатлительность в этом возрасте приводят к тому, что дети-подростки
оказываются не в силах самостоятельно направлять самовоспитание.
Задача учителей и воспитателей состоит в том, чтобы учитывать
стремление подростков к самостоятельности, не относиться к ним, как к
маленьким детям, не ограничивать их права и не навязывать свое мнение по
поводу решения тех или иных проблем. Нельзя допускать того, чтобы
подросток, в попытках утвердить у себя желаемое качество личности,
опускал руки, разочаровывался и перестал работать над собой. Не следует
забывать, что главное в организации самовоспитания – воспитание у детей
потребности к самоусовершенствованию. Важно донести до подростков, что
побуждением к самовоспитанию должны быть, с одной стороны, чувство
самокритичности, неудовлетворенность собой, стремление к новому; но, с
другой стороны, необходима вера в себя и в помощь других.
К переходу в юношеский возраст у школьников формируются некоторые
предпосылки дальнейшего осознания процесса самовоспитания. Юноши
стремятся найти и осмыслить свое реальное место в мире. Это стремление
способствует повышению его интереса к познанию как внешнего, так и
внутреннего мира.
Надо отметить, что старшеклассники достигают достаточно высокого
уровня самосознания. Они способны критически оценить себя и соотнести
свои качества с качествами другого человека. Стремление к
самоутверждению создает благоприятную почву для их самовоспитания.
Почти все они отдают себе отчет в пользе самовоспитания, чтобы стать
лучше и избавиться от некоторых недостатков.
Большинство детей юношеского возраста стремятся воспитать у себя
общественно значимые качества личности, но в некоторых случаях в
искаженном свете представляют поведение волевого и решительного
человека. По их мнению, закалять свою волю и характер можно упорно не
сознаваясь в своем поступке, держать себя вызывающе со взрослыми,
отстаивать свое мнение, даже если оно противоречит истине.
Осознание старшеклассниками своей взрослости и роли, которую они
призваны сыграть в общественной жизни, таит в себе большие возможности
для самовоспитания. Важно укрепить их потребность работать над собой
систематически и целеустремленно, добиваясь поставленной цели.
Большинство юношей и девушек стремятся занять позицию взрослого
человека. А на деле оказывается так, что лишь немногие имеют четкое
представление о правильных способах работы над собой. Необходимо
создать им условия для проявления инициативы, творчества, полезных
начинаний как в школьной жизни, так и в домашних условиях. На учителя
возлагается роль организатора и руководителя самовоспитания.
Таким образом, сущность самовоспитания состоит в осознанном
самоизменении личности. Причем, каждому возрасту в соответствии с
присущим ему уровнем осознанности личности и возрастной позицией
свойственны определенные особенности самовоспитания. Мобилизовать
внутренние силы школьника, пробудить желание стать лучшим – одна из
главнейших задач воспитательного и педагогического процесса. Тесная
взаимосвязь воспитания и самовоспитания – важнейшее условие успеха в
формировании личности.
Использованная литература
1.
Богословский В.В. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов
пед. институтов/ В.В.Богословский, А.А.Степанов, А.Д.Виноградова. –
Москва: Просвещение, 1981. – 383 с.
2.
Гатауллин М.М. Исцеление души. – Уфа: Китап, 2004. – 152с.
3.
Шумилин Е.А. Психологические особенности личности
старшеклассника. /Под ред. В.В.Давыдова. – Москва: Педагогика, 1979.
– 152 с.