" Методическое обеспечение процесса формирования национального самосознания через лингвостилистический анализ текста".

Автор: Воротилина Татьяна Ивановна
Должность: учитель литературы и русского языка
Учебное заведение: МБОУ "Ириклинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Гайский городской округ Оренбургской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Методическое обеспечение процесса формирования национального самосознания через лингвостилистический анализ текста".
Дата публикации: 21.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическое обеспечение процесса формирования национального

самосознания через лингвостилистический анализ текста.
Определяя место вопросу формирования национального самосознания через лингвостилистический анализ текста. Остановимся на самом понятии лингвостилистический анализ текста. Данное понятие имеет две части: лингвистический и стилистический. Сущность лингвистического анализа: определение семантики устаревших слов, то лексических и фразеологических архаизмов; непонятных фактов поэтической символики, незнакомых диалектизмов, профессионализмов, терминов; индивидуально авторских новообразований в сфере семантики; ключевых слов разбираемого текста как художественного целого; устаревших или ненормативных фактов в области фонетики, морфологии, синтаксиса. Сущность стилистического анализа: определение словесных средств художественной изобразительности: тропов (метафора, метонимия. ирония, гипербола, олицетворение, синекдоха, литота) и стилистических фигур (анафора, антитеза, градация, оксюморон, параллелизм, повторение, риторический вопрос, восклицание , умолчание, эпифора); звуковых средств (благозвучие, звукоподражание, ассонанс, повторы, звукопись) стихосложение (стопы, размер, рифма, строфа). Применение лингвостилистического анализа текста не претендует на коренную перестройку традиционного содержания обучения литературы или введение новых самостоятельных разделов курса. Отобранный материал, который включает в себя образцы художественных текстов русских писателей периода 19 века, по этому вопросу последовательно и систематически включается как в базовое, так в дополнительное образование, находит место в урочной и внеурочной деятельности. Систематическое включение материала такого плана в школьный лингвистический курс требует уточнения методологических основ целей,
задач обучения. Рассматривая язык, как культурную историческую среду, естественно расширяются традиционные границы объекта изучения (им становится русский национальный язык во всей полноте своих проявлений), а также актуализируются языковые черты, отражающие специфику национального менталитета. Введение вопроса формирования национального самосознания через лингвостилистический анализ текста дополняет перечень традиционных задач преподавания русского языка и литературы в школе: - познакомить учащихся со структурными и функциональными (лексико- фразеологическими, фонетическими, грамматическими, стилистическими) особенностями русского языка как национального; - обогатить словарный запас школьников за счет языкового материала, ценного с точки зрения познавательной и эстетической направленностей; - на основе погружения в язык расширить знания учащихся об истории, культуре русского народа, его традициях и обычаях; - показать феноменальность русского языка; На основе решения перечисленных задач формируется следующий минимум знаний и умений школьников: 1. Иметь представление о языке как культурно исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции: а) понимать слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение русского народа, уметь использовать эти единицы в речи, грамотно их писать; б) представлять особенности языковой национальной культуры, пользоваться выразительными средствами народной речи. 2. Понимать национальные структурно-семантические особенности русского языка в сравнении с неславянскими языками, уметь объяснить в чем феноменальность родного языка. 3. Уметь анализировать речевую среду, оценивать факты речи учащихся, способствовать повышению их речевой культуры. 4. Уметь связно изложить свои мысли на темы национальной жизни.
Изучение языка текста с точки зрения формирования языковой личности ведется различными методами: - репродуктивным, воспроизводящим матери ал в готовом виде в слове учителя, в беседах с учащимися, упражнениях и текстах, наглядных пособиях и словарях; - проблемно-поисковым как ведущим; - коммуникативным, опирающимся на живое общение; На уровне приемов работы отметим особую роль сопоставлений, понимания специфики языка, осознания выразительности народной речи - на фоне норм литературного языка. Реализация проблемы предполагает возможность интегрированных уроков, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков путешествий и т.д. Дидактический материал, ориентированный на характеристику русского народа, в тематическом отношении гармонично вписывается в практическую часть курса на любом возрастном этапе в минимальном или максимальном объеме (по усмотрению учителя) и не требует специальных комментариев. Реализация функциональной направленности в решении проблемы способствует систематическому и целенаправленному проведению уроков, которые посвящаются как наблюдению за использованием изучаемых явлений в речи, так и воспитанию у учащихся способности сознавать язык как культурное наследие. При этом, конечно, в центре внимания окажутся художественные тексты, в которых наиболее ярко и отчетливо прослеживаются изобразительно-выразительные свойства рассматриваемых категорий. Так текст становится объектом анализа и результатом речевого произведения не только на отдельных уроках , но и элементом каждого урока. Какие цели могут быть поставлены на уроках? Какие языковые свойства грамматических категорий могут стать объектом специального анализа? Основной целью является расширение традиционных границ объекта изучения - им становится русский национальный язык во всех своих проявлениях, также становится необходимой актуализация языковых черт,
отражающих специфику национального менталитета. Этим целям подчинена предложенная система уроков, которая дает представление о том, какие понятия могут стать предметом специального изучения на уроках, посвященных наблюдению за изобразительными возможностями в художественной речи. Система была предложена В.С.Львовой в ее авторской программе. Необходимо учесть, что художественный текст требует особого подхода к анализу, поэтому предъявляются особые требования к работе с текстом на уроках литературы. 1. Создание соответствующих условий для восприятия художественного текста, развитие "воссоздающего воображения" (термин О.И.Никифоровой). Любая работа с текстом начинается с восприятия его на слух или зрительно. На этом этапе важно создать особый настрой. Лучше всего, если текст выразительно читается. Процесс восприятия текста организуется с помощью разных заданий-вопросов типа: - Прослушайте текст. Какое настроение он передает? -Прослушайте текст. Какая картина возникает в вашем воображении? - Прослушайте текст. Какое известное вам музыкальное произведение могло бы стать аккопониментом для текста? 2. Осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста ( см. схему лингвостилистического анализа текста в Приложении №1). Это требование к работе с текстом отражает основную цель: учащиеся должны осознать изобразительно- выразительные возможности тех языковых явлений, которые изучаются на уроках. Красота и удивительное богатство открываются в процессе такой работы. Содержание, объем лингвистического анализа специфичны для каждого текста, однако можно выделить определенные типы заданий-вопросов, которые помогают организовать подобный анализ:
- Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются образы-картины. Только ли имена прилагательные вам придется выписать? Почему? - Назовите слова, которые помогают описать пейзаж. Определите тропы. - Какие слова точно и образно передают состояние природы (настроение героя)? Попробуйте найти примеры художественных тропов. - Какие слова предают тексту торжественное, высокое звучание? Выпишите эти слова и укажите их синонимы, которые употребляются в обыденной речи. - Какой художественный эффект достигается использованием деепричастий и глаголов в этом тексте? Хочется отметить, чтобы возникло чувство любви к родному языку у учащихся необходимо затронуть интеллектуальную и эмоциональную стороны его личности, что будет способствовать формированию национального самосознания. 3.Отработка навыков выразительного чтения художественного текста. Следует учесть, что эти навыки формируются на уроках прежде всего в процессе чтения не объемных текстов, а небольших отрывков из них: - Несколько раз прочитайте текст вслух, стараясь голосом передать чувство радости, печали, уныния, восторга. Какой из этих вариантов чтения подходит к тексту? Почему? - Определите, на какое слова в предложении падает логическое ударение. Почему вы так думаете? Прочитайте вслух текст, выделяя голосом это слово. - Найдите наиболее подходящий темп чтения этого текста. Обоснуйте ваш выбор. - Прочитайте вслух текст, обращая внимание на расстановку пауз и их длительность. 4. Заучивание текста (его отрывка) наизусть и подготовка к письму по памяти. Выполнение этого требования к работе с художественным высказыванием желательно. Дело не только в том, что данная установка способствует тренировки памяти, но и в том, что при это происходит интенсивное обогащение словарного запаса. Происходит это потому, что надолго остаются в памяти, а затем переходят в активный словарь не отдельные слова, словосочетания, фразы,
крылатые выражения, отдельные поэтические строки, в которых в исключительно яркой и образной форме описано какое-то явление природы, состояние души. Таким образом, суть требований к организации работы с художественным текстом состоит в том, что каждый текст проходит через 4 основные этапа в работе: восприятие текста - лингвостилистический анализ текста - выразительное чтение- заучивание наизусть. Приемами, помогающими воспитывать учащихся как образованных носителей языка могут быть следующие: 1. Проблемный по сути и научно-популярный по форме рассказ учителя, разъясняющий анализируемый текст. 2. Подбор ярких по содержанию примеров -моделей, иллюстрирующих изучаемое языковое явление. 3. Такая система вопросов-заданий, в которой были бы учтены общедидактические, но психологические условия возникновения и развития любви к литературе (тексты могут рассказывать об интересных лингвистических явлениях, об открытиях выдающихся лингвистов, о связи русского языка с историей и жизнью страны, знакомить учащихся с высказываниями выдающихся людей). Использование приемов в организации лингвостилистического анализа текста, способствующего формированию национального самосознания происходит посредством : преодоление трудностей в знании и умении анализирования текста: * дать объяснение основных литературных понятий; * найти ошибку в формулировке понятия; * подготовить свои примеры к новому материалу; * закончить предложенные конструкции, используя теоретические знания (или знания по тексту); * работа по моделям, стандартные и развитие навыков необходимой работы, формирование языковой личности * блиц-контрольная для выявления уровня знаний терминологии; *определение степени усвоения навыков использования терминологии; * анализирование по схемной модели; *"релейная" работа по ранее анализируемым текстам (запрет использования Формирование творческой самостоятельности при анализировании, формирование национального самосознания: * составление собственной опорной модели анализирования; * разработка варианта схемы анализа; * интерпретация текста.
конструктивные; * составить свои вопросы к изученному теоретическому материалу или практическому использованию терминов. модели); * райтинг (собственное оценивание выполненной работы по определенным критериям и оценивание учителем, оценка дробная). Только сочетание разнообразных приемов и методов обучения, тщательный подбор дидактического материала, поможет учителю воспитать яркую личность, сформировать национальное самосознание учащихся. Чрезвычайно важной для положительной мотивации изучения языка является включенность всех учащихся в процесс анализирования текстов на уроке. Понятно, что учащиеся имеют различный уровень знаний и умений в языковой работе с текстом. Низкий уровень сформированности знаний и умений будет затруднять возможность осуществления проекта. Поэтому целесообразно постепенно наполнять информационное поле учащихся. В помощь учащимся, затрудняющимся свободно строить письменную речь, предлагается использование стандартной модели. Содержание стандартной модели может варьироваться в зависимости от типа анализируемого текста.
Стандартная модель.№1.
Первое, на что обращаешь внимание, прочитав текст…(указать текст или фрагмент), - умение автора заинтересовать читателя. Уже с первых строк автор настраивает нас на размышление о … (указать тему). Секрет успеха автора в … (указать мысль текста) Это размышление, вывод которого навеивается через подтекст и ассоциации… (указать какие). Стихотворение состоит из …. строф, организованных по… строки, ритмически расчлененных…, написано….(указать размер стихосложения). Выделяется звуковой образ …(указать чего): наличие аллитерации или ассонанса; звукоряд…(указать ряд и пример).
Стихотворение насыщено…(указать часть речи), что помогает запечатлеть… Этому также способствует синтаксическая структура: …(указать сложность синтаксических конструкций. Образный строй текста осложнен художественными изобразительными средствами: … (указать какие средства, примеры). При этом развитие сюжета не тормозится подробными описаниями. Не большой, в сущности, текст дает нам ощущение… . Благодаря таким средствам выразительности в тексте…
Стандартная модель № 2.
Этот текст (или фрагмент текста) заинтересовал меня, прежде всего, своей темой…(указать) Вчитываясь в строки…обнаруживаешь упорно повторяющуюся мысль, умело переданную автором и заключенную в…(указать главную мысль) Видимо, автору хотелось. чтобы читатель задумался (узнал) о … Как же добивается такого углубленного воздействия на читателя, ведь написанное не только вызывает размышление, но и …? Может быть, разгадка столь необычайного впечатления заключается в самом языке текста. Текст состоит из … ( количество абзацев), каждый из которых…( смысловая нагрузка). Морфологическая структура текста такова, что… . Синтаксическая организация текста усиливает… . Для воплощения основной идеи автор использует …(указать средства изобразительно-выразительные)… Все эти средства оказываются очень значимыми в понимании… Учащиеся используют модели, заканчивая конструкции предложений. Это упражнение во многом облегчает работу по анализу текста. Следует учесть, что такое упражнение предлагается лишь на первом этапе приобретения знаний, умений лингвостилистического анализа и не заменяет его. Постепенно учащиеся отходят от использования стандартных моделей, так как им предлагается конструктивная модель, которую необходимо наполнить своим содержанием.

Конструктивная модель.
Текст, предложенный для анализа представляет собой…; поднимается проблема… . Словарный состав текста неоднороден…; автор использует такие средства выразительности; в тексте используются слова, имеющие несколько лексических значений…; автор логично вводит в текст (указать тропы); своеобразие языковых отношений в пределах текста заключается в использовании…(указать антонимы, примеры; синонимы, примеры; омонимы, примеры); Для более точного (описания, рассуждения, повествования) автор использует и стилистические средства (указать, если есть). Автору удалось…; достоинством текста… Позиция автора близка уже тем, что …; мысль автора о… настраивает читателя на… . Для тренировки следует предлагать небольшой по объему текст, так как учащиеся лишь оттачивают умение языковой работы. Зная, что универсального плана, которым можно воспользоваться при разборе текстов не существует, рекомендуется общая схема, по которой осуществляется непосредственный анализ. Схема-модель, состоящая из системы вопросов, облегчает работу тому, кто хочет научиться разбирать текст, так как высказывания в анализе могут выстраиваться в форме ответов на вопросы. Отвечая на вопросы, ученик, сам того не подозревая, создает логичный анализ текста.
Схемная модель для поэтического текста.
I. В чем своеобразие лирики автора и ее значимость как явления национальной культуры? Как воспринимается стихотворение, какие мысли и чувства вызывает? II. 1. Имеет ли стихотворение название? Что в нем отражено? В чем смысл? 2. Как построено стихотворение? Если оно делится на строфы, то сколько их?
Каковы они по форме? Как связаны между собой? 3. Как звучит начало стихотворения? Какая нарисована картина и с помощью каких средств? Если в стихотворении лирический герой, то каков его внутренний мир? Что с ним происходит? С помощью каких средств это изображено? 4. Как движется поэтическая мысль от начала к финалу? Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются? Каковы особенности стиха? Какие ассоциации возникают? Почему? Как они углубляют восприятие? Какими художественными средствами это изображено? 5. Каков итог лирического высказывания? Находит ли итог свое разрешение? Какими поэтическими средствами это выражено? Как достигается автором эмоционально смысловая целостность стихотворения? III. Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора? В чем традиционность, а в чем новаторство его манеры? Поэтапное использование всех моделей (стандартной, конструктивной, схемной) способствует формированию умения не только последовательно излагать свои мысли, но и правильно, точно выражать их. При работе по моделям следует идти непосредственно от текста, "вслед за автором". Технологически работа по моделям ведет к накоплению наблюдений и осмыслению текста. Широкое понятие "анализ" есть ничто иное как творческая работа, в которой должна обозначаться главная особенность текста. Поэтому основной работой должно стать самостоятельное анализирование творческого характера.