"Основы компьютерной грамотности"

Автор: Тарасевич Яна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГОУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат №10" пст.Аджером
Населённый пункт: пст.Аджером
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа
Тема: "Основы компьютерной грамотности"
Дата публикации: 10.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями

здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №10

VIII вида» пст. Аджером

Рекомендовано методическим

объединением учителей

Протокол №____ от «___» ________20___г.

«Утверждаю»

Директор ____________Сокерина М.В.

«_____»____________20__г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Основы компьютерной грамотности»
Автор: Тарасевич Яна Александровна педагог дополнительного образования пст. Аджером 2014

«Основы компьютерной грамотности»

Пояснительная записка
Программа курса «Основы компьютерной грамотности» в специальной (коррекционной) школе VIII вида рассчитана на учащихся 4-9х классов. Данный курс является коррекционным, т.к. способствует развитию личности ребенка. Появилась возможность в условиях класса обеспечить каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний, а также возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной работе. Курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для учащихся уровне.
Цель изучения курса:
овладение учащимися элементарными приѐмами работы с компьютером для последующей адаптации и социализации в жизни общества. В школе изучение компьютера приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно - развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.). Курс «Основы компьютерной грамотности» следует концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение материала. В курсе с учетом возрастных особенностей учащихся выделяется три ступени обучения: - подготовительная, ознакомительная –4-5 кл. - начальная подготовка - 6-7 кл. - основная - 8-9 кл.
Основные задачи курса:
-сформировать первоначальные умения работы с компьютером;
-формирование навыков работы с современным программным обеспечением; - формирование самостоятельности и творческого подхода к решению задач с помощью средств современной вычислительной техники. Настоящая программа составлена исходя из технических возможностей компьютерного класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №10 VIII вида. Компьютерный класс оснащен десятью компьютерами с цветным VGA мониторами. На всех компьютерах установлена операционная система Windows версии 7.

Содержание материала программы

1. Образовательный компонент

1. Устройство и функционирование персонального компьютера
Техника безопасности при работе с компьютером. Человек и информация. Информация, действия с информацией. Формы представления информации. Наглядные формы представления информации. Архитектура и программное обеспечение персонального компьютера. Состав персонального компьютера (ПК): системный блок и его составные части, устройства ввода и вывода информации. Назначение и общие характеристики устройств ПК. Программа как средство управления работой компьютера. Классификация программного обеспечения (ПО), назначение каждого вида ПО. Клавиатура ПК. Клавиатурный тренажѐр в режиме ввода букв. Клавиатурный тренажѐр в режиме ввода слов. Знакомство с операционной системой Microsoft Windows 7: рабочий стол, элементы управления, приемы управления, значки и ярлыки объектов, структура окна. Файловая система. Работа с объектами (файлами, папками), назначение файловой системы; операции с файловой структурой: навигация по файловой структуре, запуск программ и открытие документов, создание папок, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок. Стандартные приложения.Знакомство с приемами работы в приложениях – Paint, Калькулятор, Проводник, Блокнот.
2. Основы офисных технологий
Microsoft Word. Создание и оформление документов Знакомство с программой Microsoft Word. Панели инструментов, необходимые для работы. Основы работы с текстом документа. Набор текста. Редактирование. Проверка орфографии. Сохранение и печать документов. Форматирование текстовых документов, работа со списками. Форматирование символов, абзацев. Параметры страницы. Колонтитулы. Работа со списками. Размещение текста колонками. Размещение иллюстраций в документе Microsoft Word Приемы рисования в Microsoft Word . Создание рамок. Создание таблиц, работа
с таблицами: добавление строк и столбцов, объединение ячеек, редактирование и форматирование информации в ячейках. Использование редактора формул, вставка символов, создание оглавлений, создание диаграмм. Microsoft Excel. Основы работы в Ехсеl (интерфейс, листы, ячейки, ввод данных).Знакомство с программой Microsoft Excel . Работа с листами. Основные объекты. Ввод данных. Редактирование и форматирование данных. Создание и форматирование таблиц. Выполнение арифметических операций с данными в таблице.Оформление таблиц. Расчеты и формулы. Использование диаграмм для наглядного представления числовой информации в графическом виде. Виды диаграмм. Построение и оформление диаграмм. Размещение в документе.Использование возможностей Ехсеl для обработки (поиск, сортировка) табличных данных. Сортировка данных в таблице, построение запросов на поиск данных. Microsoft Power Point. Понятие мультимедийной презентации. Цели и задачи ее создания (доклад, учебное пособие, рекламный ролик и т.п.).Пример мультимедийной презентации. Стандартные способы создания презентаций. Создание презентации на основе шаблона оформления. Создание пустой презентации. Сохранение презентации. Создание простых слайдов. Работа с разметкой слайда, создание фона слайда, текстовые надписи и их оформление. Размещение изображений на слайде. Настройка и оформление презентаций. Различные режимы работы с презентацией (режим слайда, режим структуры, режим сортировщика, режим заметок). Перемещение, копирование, вставка, удаление слайдов. Настройка и демонстрация презентаций.Понятие анимации. Выбор анимационного эффекта. Последовательность анимации объектов. Настройка временного интервала. Настройка звукового сопровождения анимации. Переходы слайдов. Настройка времени и способа перехода слайдов. Демонстрация презентации.
3. Основы работы в Интернет
Основные концепции Интернет: глобальная компьютерная сеть, информационное пространство, средство коммуникации. Основные понятия компьютерных сетей. Понятие сервиса Интернет.Создание почтового ящика. Создание и просмотр сообщений.Основы поиска информации в WWW Поиск
информации в сети: каталоги и поисковые системы. Особенности информационно-поисковых систем. Понятие и структура языка запросов. Методы подготовки запросов. Поиск информации в различных ресурсах Интернет.

2. Коррекционный компонент
Обучение «особых» детей работе на персональном компьютере при правильной организации является развивающим для всех компонентов мыслительной деятельности: мотивационного, регуляционного и операционного. В работе с детьми с ОВЗ особое внимание необходимо уделять не столько теоретическому материалу курса, сколько развивающим возможностям компьютера. С учѐтом этого в занятия вводится подготовительный курс обучения, который целиком отводится на освоение детьми способов работы с персональным компьютером, изучение управляющих клавиш, изучение графического, азам текстового редакторов, знакомство с алфавитно-цифровой клавиатурой, в небольшом объеме включаются творческие задания, работа со словом, текстовый редактор Word. На уроках информатики необходимо привлекать знания, полученные учащимися на уроках естествознания, географии, математики, рисования, труда, физкультуры и других предметов. Сведения из этих дисциплин смогут служить материалом для составления задач и упражнений. Компьютерные технологии обеспечивают дополнительную учебную мотивацию и активизируют познавательную деятельность учащихся. Многие школьники имеют проблемы с чтением (дислексия), не любят читать. С экрана ребята будут охотно читать, полагая при этом, что они играют, «смотрят кино». Использование развивающих компьютерных программ в коррекционном обучении школьников позволяет решать следующие задачи: 1. выявление «скрытых проблем в развитии каждого ребенка; 2. максимальная индивидуализация процессов коррекции и обучения; 3. формирование у детей интереса к компьютеру, к играм с использованием компьютерных программ; 4. развитие у школьников знаний об окружающем, математических представлений, коррекция психических функций в процессе решения игровых, изобразительных и познавательных компьютерных задач.


3. Воспитательный компонент
Воспитательная функция информатики осуществляется за счѐт использования связанного с содержанием обширного материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения учащихся. Ребенок с нарушениями в развитии может освоить компьютер как инструмент решения самых трудных для него учебных и житейских задач, поэтому компьютер для такого ребенка не должен быть только развлечением, игрушкой. Такими инструментами увлекательного познания являются специализированные компьютерные программы. Реализация воспитательного потенциала урока информатики возможна через отбор содержания, через структуру урока, через использование случайно возникших воспитательных ситуаций, через личность самого учителя. Интересный урок информатики даѐт возможность разнообразных коллективных действий, переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Дети приучаются самостоятельно работать, соотносить свои действия и действия других, слушать, понимать товарища, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать другим, радоваться успехам товарища и переносить неудачи. Информатика учит строить деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, что требует от детей добросовестной и серьезной работы, настойчивости в преодолении трудностей. При этом воспитываются такие черты характера, как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. В обучении информатике, с точки зрения воспитания, огромную роль играет подбор задач с историческими сведениями, краеведческо-экологических задач, способствующих расширению кругозора учащихся и развитию познавательного интереса, тогда урок информатики пробуждает чувство
сопричастности к величию страны. Некоторые учебные задачи по информатике задают образцы здорового образа жизни.

Календарно-тематическое планирование

По курсу «Основы компьютерной грамотности»

4 класс (33часа)



п/п

Наименование урока

Количество

часов

Самостоя

тельная

часть

Примечание
1 Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе 1 2 Знакомство с информатикой 1 3 Человек и информация 1 4 Источники и приемники информации 1 5 Искусственные и естественные приемники информации 1 6 Обработка информации. Хранение информации. Носители информации 1 7 Что мы знаем о компьютере? Знакомство с компьютером: системный блок, монитор, мышь. 1 8 Включение и выключение компьютера. Рабочий стол и кнопка пуск 1 9 Знакомство с клавиатурой. Клавиатурные тренажеры 1 10 Клавиатурные тренажеры 2 2 11 Клавиатурные тренажеры 2 2 12 Рисунок и графический редактор Paint. Запуск программы. Строение окна Paint. Панель инструментов. Назначение инструментов 1 13 Логические и развивающие игры 1 1 14 Карандаш. Линия. Кривая линия. Заливка. Распылитель. Кисть 1 1 15 Прямоугольник. Скругленный прямоугольник. Эллипс. Многоугольник. 1 1 17 Команды «Отменить», «Повторить». Копирование. Вставка. Ластик. 1 1 18 Выделение фрагментов. Перемещение фрагмента. Удаление фрагмента. Размножение фрагмента 1 1 19 Сохранение рисунков. Открытие рисунков. 1 1 20 Создание рисунков к мультфильмам и сказкам. 1 1 21 Знакомство с простейшим текстовым редактором «Блокнот». Открытие 1
программы «Блокнот». Окно, элементы окна. 22 Набор текста в программе Блокнот. 2 2 23 Набор текста в программе Блокнот Заглавные и прописные буквы 1 1 24 Способы редактирования текста: удаление фрагмента текста 1 1 25 Перевод строки, удаление, вставка строк. Вставка и замена символов 1 1 26 Средства форматирования текста: размер шрифта, жирность 1 1 27 Наклон, подчеркивание и цвет букв 1 1 28 Сохранение и открытие документов 1 29 Творческая работа «Я-корректор» 1 1 30 Знакомство с программой калькулятор 1 31 Решение примеров с помощью программы калькулятор 1 1 Всего 33
5 класс (66 часов)



п/п

Наименование урока

Количеств

о часов

Самостоят

ельная

часть

Примечание
1 Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе 1 2 Знакомство с информатикой 1 3 Человек и информация. Виды информации 1 4 Логические и развивающие игры 1 5 Источники и приемники информации. Искусственные и естественные приемники информации 1 6 Сбор информации. Представление информации. Обработка информации 1 7 Носители информации. Хранение информации. 1 8 Логические и развивающие игры 1 9 Компьютер и его основные устройства. Включение и выключение компьютера 1 10 Системный блок. Монитор. Клавиатура. Мышь. Принтер, сканер 1 11 Клавиатурные тренажеры 2 2 12 Клавиатурные тренажеры 2 2 13 Клавиатурные тренажеры 2 2 14 Знакомство с простейшим текстовым редактором «Блокнот». Открытие 1
программы «Блокнот». Окно, элементы окна 15 Набор текста в программе Блокнот. 3 3 16 Набор текста в программе Блокнот. Русская и латинская раскладка клавиатуры. Заглавные и прописные буквы 3 3 17 Логические и развивающие игры 1 18 Способы редактирования текста: удаление фрагмента текста. Вставка и замена символов 3 2 19 Перевод строки, удаление, вставка строк 3 2 20 Средства форматирования текста: размер шрифта, жирность 3 2 21 Наклон, подчеркивание и цвет букв 2 1 22 Копирование и перемещение фрагментов текста 2 1 23 Сохранение и открытие документа. Печать документа 1 24 Творческая работа «Я-корректор» 2 2 25 Логические и развивающие игры 1 26 Знакомство с калькулятором 1 27 Арифметические вычисления 2 2 28 Изображение и графический редактор Paint. Элементы окна. Панель инструментов. 1 29 Работа с палитрой. Заливка. Кисть. Разбрызгиватель 2 2 30 Карандаш. Ластик. 1 31 Геометрические фигуры. Линии и дуги. 3 3 32 Надписи и набор текста в программе 2 1 33 Команды «отменить», «повторить» 2 1 34 Логические и развивающие игры 1 35 Выделение фрагментов. Перемещение фрагментов. Копирование и вставка фрагментов. 3 3 36 Размножение фрагмента .Удаление фрагмента. 3 3 37 Логические и развивающие игры 1 38 Открытие и сохранение рисунков 1 39 Творческая работа «Я-художник» 2 2 Всего 66

6 класс (99 часов)



п/п

Наименование урока

Количество

часов

Самостоя

тельная

часть

Примечание
1 Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики 1 2 Человек и информация. Информация в природе, обществе, технике 2 3 Логические и развивающие игры 1 4 Восприятие и представление информации 2 5 Информационные процессы: хранение, передача, обработка и поиск 2 6 Логические и развивающие игры 1 7 Назначение компьютера. Включение и выключение компьютера 1 8 Логические и развивающие игры 1 9 Компьютерная память: оперативная и постоянная 2 10 Как устроен персональный компьютер. 2 11 Логические и развивающие игры 1 12 Устройства хранения информации 2 13 Устройства вывода информации 1 14 Логические и развивающие игры 1 15 Устройства ввода информации 1 16 Рабочий стол. Меню и кнопка пуск 2 17 Логические и развивающие игры 1 18 Клавиатура. Клавиатурные тренажеры. 5 4 19 Логические и развивающие игры 1 20 Клавиатурные тренажеры. 4 4 21 Логические и развивающие игры 1 22 Текстовая информация и компьютер 1 23 Логические и развивающие игры 1 24 Текстовые редакторы 1 25 Знакомство и запуск текстового редактора WordPad. Состав окна и кнопки текстового редактора 1 26 Логические и развивающие игры 1 27 Набор текста в текстовом редакторе WordPad 3 3 28 Логические и развивающие игры 1 29 Набор текста в текстовом редакторе WordPad 3 3 30 Логические и развивающие игры 1 31 Способы редактирования текста: выбор шрифта и его размера 3 2 32 Логические и развивающие игры 1 33 Вставка, удаление и замена символов 3 2 34 Логические и развивающие игры 1
35 Перевод строки, удаление, вставка строк 3 2 36 Логические и развивающие игры 1 37 Копирование и перемещение фрагментов текста 3 2 38 Сохранение и открытие документа 1 39 Логические и развивающие игры 1 40 Вставка рисунков в документ WordPad 3 2 41 Печать документов 1 42 Логические и развивающие игры 1 43 Закрепление. Набор и редактирование текста 3 3 44 Логические и развивающие игры 1 45 Знакомство с программой калькулятор. 1 1 46 Решение примеров с помощью программы калькулятор 3 3 47 Мультимедийные технологии. Запуск MS PowerPoint 1 48 Состав окна MS PowerPoint 1 49 Логические и развивающие игры 1 50 Создание презентаций: вставка слайдов, дизайн слайдов 2 1 51 Вставка и набор текста в презентацию 3 2 52 Логические и развивающие игры 1 53 Вставка готового рисунка в презентацию. 3 2 54 Логические и развивающие игры 1 55 Работа с анимацией: виды анимации и их применение 3 2 56 Просмотр, сохранение и открытие презентаций 1 57 Логические и развивающие игры 1 58 Создание своей презентации в программе MS PowerPoint 3 3 59 Логические и развивающие игры 1 60 Представление своих презентаций 1 61 Подведение итогов за год 1 Всего 99
7 класс (99 часов)



п/п

Наименование урока

Количество

часов

Самостоя

тельная

часть

Примечание
1 Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики. 1 2 Информация и человек. Информация в природе, обществе, технике 1 3 Информация, ее виды и свойства 1 4 Логические и развивающие игры 1 5 Восприятие и представление 1
информации 6 Информационные процессы: обработка, передача, хранение и поиск 1 7 Логические и развивающие игры 1 8 Носители информации 1 9 Компьютер – как универсальное устройство для обработки информации 1 10 Электронно-вычислительные машины (ЭВМ). Поколение ЭВМ. 1 11 Логические и развивающие игры 1 12 Назначение и устройство компьютера 1 13 Системный блок. Процессор 1 14 Оперативная и постоянная память 1 15 Логические и развивающие игры 1 16 Устройства вывода информации 1 17 Устройства ввода информации 1 18 Устройства хранения информации 1 19 Логические и развивающие игры 1 20 Программное обеспечение. Хранение информации в компьютере. 2 21 Логические и развивающие игры 1 22 Знакомство с операционной системой Windows 7. 1 23 Рабочий стол, окна и элементы окна 1 24 Панель задач и кнопка пуск 1 25 Полосы прокрутки, переключение между окнами. 1 26 Запуск программ и открытие документов через кнопку «Пуск» и через папку «Мой компьютер» 1 27 Файлы и папки 1 28 Логические и развивающие игры 1 29 Создание новых папок. Ярлыки 2 1 30 Перемещение и копирование файлов, папок, ярлыков 2 1 31 Логические и развивающие игры 1 32 Переименование папки, файла или ярлыка 2 1 33 Удаление файлов, папок и ярлыков 1 34 Логические и развивающие игры 1 35 Восстановление удаленных файлов, папок и ярлыков 1 36 Текстовая информация и компьютер 1 37 Логические и развивающие игры 1 38 Тексты в компьютерной памяти. Текстовые редакторы 1 39 Текстовый редактор MS Word 2010. Запуск и состав окна 1 40 Создание текстового документа, выбор шрифта и его размера 2 1 41 Логические и развивающие игры 1
42 Набор текста в текстовом редакторе Word 2010 4 4 43 Логические и развивающие игры 1 44 Текстовое меню MS Word 1 45 Панель форматирования и линейка 1 46 Форматирование текста: шрифт, начертание и размер 3 2 47 Логические и развивающие игры 1 48 Абзацные отступы и интервалы 1 49 Рисование в документе 1 50 Логические и развивающие игры 1 51 Вставка готового рисунка, его редактирование 2 1 52 Вставка объекта WordArt 2 1 53 Логические и развивающие игры 1 54 Таблицы в MS Word 2010 3 2 55 Логические и развивающие игры 1 56 Мультимедийные технологии. Запуск MS PowerPoint 1 57 Состав окна MS PowerPoint 1 58 Логические и развивающие игры 1 59 Создание презентаций: вставка слайдов, дизайн слайдов 1 60 Вставка и набор текста в презентацию 1 61 Вставка готового рисунка в презентацию. 1 62 Логические и развивающие игры 1 63 Работа с анимацией: виды анимации и их применение 1 64 Просмотр, сохранение и открытие презентаций 1 65 Создание своей презентации в программе MS PowerPoint 3 3 66 Логические и развивающие игры 1 67 Представление своих презентаций 1 68 Табличный процессор MS Excel. Запуск и знакомство с программой. Внешний вид рабочего окна MS Excel. Табличное меню 1 69 Книги MS Excel, листы рабочей книги, выделение ячеек и диапазонов. Столбцы и строки в MS Excel, форматирование ячеек 2 1 70 Логические и развивающие игры 1 71 Работа с таблицами и их форматирование 3 2 72 Использование в работе формул, ввод формул в ячейки 3 2 73 Создание графиков и диаграмм 3 2 74 Логические и развивающие игры 1 75 Редактирование графиков и диаграмм 3 2 76 Сохранение и открытие данных в MS 1
Excel 77 Подведение итогов за год 1 Всего 99
8 класс (99 часов)



п/п

Наименование урока

Количество

часов

Самостоя

тельная

часть

Примечание
1 Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе 1 2 Информация. Человек и информация 1 3 Способы восприятия и свойства информации. 1 4 Информационные процессы: хранение, передача, обработка и поиск информации 1 5 Логические и развивающие игры 1 6 Компьютер как универсальное устройство для обработки информации 1 7 Электронно-вычислительные машины (ЭВМ). Поколение ЭВМ 1 8 Устройства компьютера и их функции. Процессор. Системная плата. 1 9 Логические и развивающие игры 1 10 Оперативная и постоянная память 1 11 Устройства вывода информации 1 12 Устройства ввода информации 1 13 Программное обеспечение компьютера: виды и назначение 1 14 Логические и развивающие игры 1 15 Начало работы c Windows 7. Элементы управления. Рабочий стол, окна и элементы окна 1 16 Панель задач, полосы прокрутки и переключение между окнами 1 17 Файлы, папки, значки и ярлыки 2 18 Логические и развивающие игры 1 19 Создание новых папок и ярлыков. Перемещение и копирование файлов, папок и ярлыков 3 2 20 Переименование и удаление файлов, папок и ярлыков. Восстановление удаленных файлов, папок и ярлыков 1 21 Логические и развивающие игры 1 22 Тексты в компьютерной памяти. Текстовые редакторы 1 23 Запуск текстового редактора MS Word 1
2010. Состав окна. 24 Логические и развивающие игры 1 25 Создание текстового документа, его сохранение и открытие. 1 26 Набор текста в текстовом редакторе MS Word 4 4 27 Логические и развивающие игры 1 28 Панель форматирования, линейка в MS Word 1 29 Шрифт, начертание и размер 2 1 30 Абзацные отступы и интервалы 1 31 Операции редактирования: копирование, перемещение и удаление фрагментов текста 2 1 32 Логические и развивающие игры 1 33 Рисование в текстовом документе 2 1 34 Вставка готового рисунка и его редактирование 1 35 Вставка объекта WordArt 2 1 36 Вставка формул в текстовый документ 2 1 37 Логические и развивающие игры 1 38 Таблицы в MS Word 3 2 39 Создание титульного листа 1 1 40 Мультимедийные технологии. Запуск MS PowerPoint. Состав окна 1 41 Вставка и дизайн слайдов. Вставка готового текста и и его набор 2 1 42 Вставка готового рисунка в презентацию. 1 43 Работа с анимацией: виды анимации и их применение 2 1 44 Логические и развивающие игры 1 45 Просмотр, сохранение и открытие презентаций 1 46 Создание своей презентации в программе MS PowerPoint 2 2 47 Представление своих презентаций 1 48 Логические и развивающие игры 1 49 Табличный процессор MS Excel. Запуск программы. Внешний вид рабочего окна MS Excel 1 50 Книги MS Excel, листы рабочей книги, выделение ячеек и диапазонов. Столбцы и строки в MS Excel, форматирование ячеек 2 1 51 Логические и развивающие игры 1 52 Сортировка и фильтрация данных в MS Excel 2 1 53 Работа с таблицами и их форматирование 3 2
54 Использование в работе формул, ввод формул в ячейки 2 1 55 Создание графиков и диаграмм 3 2 56 Логические и развивающие игры 1 57 Редактирование графиков и диаграмм 2 1 58 Сохранение и открытие данных в MS Excel 1 59 Файловые архивы, архивирование и разархивирование 1 60 Логические и развивающие игры 1 61 Компьютерные вирусы и антивирусные программы 1 62 Компьютерные коммуникации. Передача информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. 1 63 Основные компьютерные программы для работы с интернетом. 1 64 Логические и развивающие игры 1 65 Окно и элементы окна Internet Explorer. Адресная строка и вкладки. 1 66 Информационные ресурсы. Всемирная паутина и основные принципы работы в интернете 1 67 Поисковые системы: Яндекс, Google и Yahoo 3 68 Правила поиска информации по ключевым словам 2 1 69 Логические и развивающие игры 1 70 Общение в интернете. Социальные сети, scape 1 71 Электронная почта. Mail 1 72 Создание электронного почтового ящика 1 73 Запуск электронной почты, создание сообщений, отправка, просмотр и удаление 2 74 Подведение итогов за год 1 Всего 99
9 класс (99 часов)



п/п

Наименование урока

Количество

часов

Самостоя

тельная

часть

Примечание
1 Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе 1 2 Информация. Человек и информация 1 3 Способы восприятия и свойства 1
информации. 4 Информационные процессы: хранение, передача, обработка и поиск информации 1 5 Логические и развивающие игры 1 6 Аппаратное обеспечение персонального компьютера (блок питания, материнская плата, процессор, оперативная и постоянная память, видеокарта, звуковая карта, сетевая карта, устройства для хранения, ввода и вывода данных) 1 7 Программное обеспечение компьютера: виды и назначение 1 8 Операционные системы. Классификации. 1 9 Логические и развивающие игры 1 10 Windows 7: рабочий стол, окна и элементы окна 1 11 Электронно-вычислительные машины (ЭВМ). Поколение ЭВМ 1 12 Панель задач, полосы прокрутки и переключение между окнами 1 13 Файлы, папки, значки и ярлыки 1 14 Логические и развивающие игры 1 15 Создание новых папок и ярлыков. Перемещение и копирование файлов, папок и ярлыков 1 16 Переименование и удаление файлов, папок и ярлыков. Восстановление удаленных файлов, папок и ярлыков 1 17 Логические и развивающие игры 1 18 Основные слова и термины 1 19 Текстовые редакторы 1 20 Запуск текстового редактора MS Word 2010. Элементы окна. 1 21 Создание текстового документа, его сохранение и открытие. 1 22 Логические и развивающие игры 1 23 Набор текста в текстовом редакторе MS Word 2 2 24 Панель форматирования, линейка в MS Word 1 25 Логические и развивающие игры 1 26 Операции редактирования: копирование, перемещение и удаление фрагментов текста 2 1 27 Шрифт, начертание и размер 2 1
28 Абзацные отступы и интервалы 1 29 Рисование в текстовом документе 1 1 30 Логические и развивающие игры 1 31 Вставка готового рисунка и его редактирование 2 1 32 Вставка объекта WordArt 2 1 33 Вставка формул в текстовый документ 2 1 34 Таблицы в MS Word 3 2 35 Логические и развивающие игры 1 36 Создание титульного листа 1 37 Мультимедийные технологии. Запуск MS PowerPoint. Состав окна 1 38 Вставка и дизайн слайдов. Вставка готового текста и его набор 2 1 39 Логические и развивающие игры 1 40 Вставка готового рисунка в презентацию. 1 1 41 Работа с анимацией: виды анимации и их применение 1 42 Просмотр, сохранение и открытие презентаций 1 43 Создание своей презентации в программе MS PowerPoint 2 2 44 Логические и развивающие игры 1 45 Представление своих презентаций 1 46 Табличный процессор MS Excel. Запуск программы. Внешний вид рабочего окна MS Excel 1 47 Логические и развивающие игры 1 48 Книги MS Excel, листы рабочей книги, выделение ячеек и диапазонов. Столбцы и строки в MS Excel, форматирование ячеек 2 1 49 Сортировка и фильтрация данных в MS Excel 2 1 50 Работа с таблицами и их форматирование 3 2 51 Логические и развивающие игры 1 52 Использование в работе формул, ввод формул в ячейки 2 1 53 Создание графиков и диаграмм и редактирование 3 2 54 Сохранение и открытие данных в MS Excel 1 55 Логические и развивающие игры 1 56 Компьютерные вирусы и антивирусные программы 1 57 Файловые архивы, архивирование и разархивирование 1 58 Логические и развивающие игры 1
59 Компьютерные коммуникации. Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальные компьютерные сети. Интернет 1 60 Интерфейс стандартной программы Internet Explorer. Адресная строка, навигационные кнопки, поисковая строка, вкладки 1 61 Логические и развивающие игры 1 62 Просмотр страниц. Установка закладок на сайты 1 63 Альтернативные браузеры: Mozila FireFox и Opera 2 64 Поиск информации в интернете. Поисковые системы 1 65 Яндекс: особенности поисковой системы, определение области поиска, список результатов 2 1 66 Логические и развивающие игры 1 67 Google: веб-поиск, список результатов, поиск картинок и видео 1 68 Интернет энциклопедия Wikipedia 1 69 Общение в интернете. Социальные сети и программа Scape 2 70 Электронная почта (e-mail). Mail и Yandex 1 71 Логические и развивающие игры 1 72 Создание электронного почтового ящика 1 73 Запуск электронной почты, создание, отправка и просмотр сообщений 1 74 Почтовая программа Outlook Express. Внешний вид и настройка 1 75 Логические и развивающие игры 1 76 Добавление нового почтового ящика 1 77 Работа с адресной книгой, создание и отправка нового сообщения через программу Outlook Express 1 78 Прикрепление файла в письмо, получение и просмотр почты. Удаление сообщений 1 79 Логические и развивающие игры 1 80 Качаем файлы. Download – менеджеры. 1 81 Основные слова и термины 1 82 Подведение итогов за год 1 Всего 99


Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать
:  правила техники безопасности при работе на компьютере;  назначение и основные характеристики устройств компьютера;  назначение и функции операционной системы;  назначение и основные возможности текстовых редакторов;  назначение и основные возможности Ехсеl;  назначение и основные возможности редактора презентаций;  способы формирования запросов для поиска информации в сети Интернет.
Учащиеся должны уметь
:  работать с операционными системами современных персональных компьютеров.  выполнять основные операции управления файлами;  уметь работать со стандартными программами;  работать с редакторами текстовой и графической информации;  использовать электронные таблицы, прикладное программное обеспечение;

Система контрольно-измерительных материалов

Итоговое задание для 9 класса по текстовому редактору

Microsoft Word
Оформите следующий текст максимально близко к образцу:
ВОЗМОЖНОСТИ РЕДАКТОРА MICROSOFT WORD
Этот замечательный редактор предоставляет разнообразие возможностей для пользователя. Можно менять размер шрифта от 8 до 72. Можно писать
жирным шрифтом,
курсивом
и подчеркиванием!
Можно выравнивать текст по левому краю По центру По правому краю По ширине без отступа И с отступом, величину которого можно менять. Можно менять шрифты: Хорошего дня! Хорошего дня! Хорошего дня !! Хорошего дня!
Шрифты в редакторе представлены в большом разнообразии!
Можно вставить таблицу: Можно вставить рисунок, а также разные линии и геометрические фигуры:
и символы: &¶ Θ

۩۞₪♣☻♀, а еще нарисовать схему: и даже вставить автофигуры: и маркированный список:  Первый маркер  Второй маркер  Третий маркер  Четвертый маркер  Пятый маркер Ух!

Итоговое задание для 8 класса по текстовому редактору

Microsoft Word
Оформите следующий текст максимально близко к образцу:
ВОЗМОЖНОСТИ РЕДАКТОРА MICROSOFT WORD
Можно менять размер шрифта от 8 до 72. Можно писать
жирным шрифтом,
курсивом
и подчеркиванием!
Можно выравнивать текст по левому краю По центру По правому краю По ширине без отступа И с отступом, величину которого можно менять.
Шрифты в редакторе представлены в большом разнообразии!
Можно вставить таблицу: 1 2 3 4 5 6 Можно вставить рисунок, геометрические фигуры: и маркированный список:  Первый маркер  Второй маркер  Третий маркер  Четвертый маркер

ТЕСТ для 8 класса

по теме «Информация и информационные процессы»
1. Что из перечисленного не является носителем информации? а) книга; б) географическая карта.; в) звуковая карта. 2. По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации: в) обыденную, производственную, техническую, управленческую; г) визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую; д) математическую, биологическую, медицинскую, психологическую . 3. Тактильную информацию человек получает посредством: а) специальных приборов б) органов осязания в) термометров 4. Визуальной называют информацию, которая воспринимается человеком посредством: а) органов зрения; б) органами осязания (кожей); в) органом обоняния; 5. Аудиоинформацией называют информацию, которая воспринимается посредством: а) органов зрения; б) органами слуха; в) органами осязания (кожей); 6. Какую информацию можно отнести к обонятельной: а) Запах цветов б) Фотографии в) Ощущение холода 7. Какую информацию можно отнести к вкусовой: а) Музыка б) Сладкий чай
в) Звук двигателя 8. Какие из перечисленных процессов являются информационными: а) процессы получения, поиска, хранения, передачи, обработки и использования информации; б) процессы добычи полезных ископаемых; в) процессы строительства зданий и сооружений.

ТЕСТ для 9 класса

по теме «Информация и информационные процессы»
1. Что из перечисленного не является носителем информации? а) книга; б) географическая карта.; в) звуковая карта. 2. По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации: в) обыденную, производственную, техническую, управленческую; г) визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую; д) математическую, биологическую, медицинскую, психологическую . 3. Тактильную информацию человек получает посредством: а) специальных приборов б) органов осязания в) термометров 4. Визуальной называют информацию, которая воспринимается человеком посредством: а) органов зрения; б) органами осязания (кожей); в) органом обоняния; 5. Аудиоинформацией называют информацию, которая воспринимается посредством: а) органов зрения; б) органами слуха; в) органами осязания (кожей); 6. Какую информацию можно отнести к визуальной: а) Запах цветов б) Фотографии в) Ощущение холода 7. Записная книжка обычно используется с целью: а) хранения информации,
б) передачи информации, в) защиты информации от несанкционированного использования. 8. Какие из перечисленных процессов являются информационными: а) процессы получения, поиска, хранения, передачи, обработки и использования информации; б) процессы добычи полезных ископаемых; в) процессы строительства зданий и сооружений. 9. Примером передачи информации может служить процесс: а) отправления телеграммы, б) коллекционирование марок, в) проверки ошибок в диктанте.
Итоговое задание для 5 класса по текстовому редактору

«Блокнот».

Творческая работа «Я-корректор»

Редоктирование Текста.!
Так как иинформатика - это область человеческой деятельности , связанная с процессами преобразования инфоормациии с помоощью компютеров и их взаимодействиемсо средой применения , то в первую очеррредь вы дол жны научиться работать накомпьютере. Почти каждый компютер имеет клавиатуру . Этоустройство позволяет вводить вкомпьютер необходимую информацию . Клавиатура имеет 101 клавишу. При нажатиии на Определенную клавешу клавиаттура посылает вв компьютер специальный сигнал отом, что нажата такаято клавеша.

Проверочная работа по теме «Информация и информационные процессы»

для 5 класса
Источник информации - это тот, кто передаѐт информацию. Приёмник информации - это тот, кто принимает информацию.
1.

Подчеркни, какой приѐмник информации может воспринимать все

виды информации: звуковую, зрительную, обонятельную, тактильную и

вкусовую.
ЧЕЛОВЕК КОМПЬЮТЕР АВТОМОБИЛЬ
2. Расставьте правильно номера новых словосочетаний (терминов).
1. Зрительная информация 2. Тактильная информация 3. Вкусовая информация 4. Обонятельная информация 5. Звуковая информация
Порядковый номер

нового термина

Что этот термин означает
№ _____ Еѐ несут человеческая речь и другие звуки, которые мы слышим. № _____ Еѐ несут в себе запахи, которые мы ощущаем носом. № _____ Еѐ несут в себе зрительные образы, которые мы воспринимаем глазами. № _____ Еѐ несут в себе вкусы, которые мы ощущаем языком. № _____ Еѐ несут в себе ощущения, которые мы воспринимаем кожей.
3. В каждой из ситуаций назови источник и приемник информации:
Маша с мамой гуляют весной по парку. Соловей поѐт песни для соловьихи. Маша с мамой тоже слушают соловьиную Учитель на уроке рассказывал ученикам о египетских пирамидах. Оля внимательно слушала учителя, а Игорь
трель. отвлекался и смотрел в окно. Приемники - __________ Источник - ____________ Приемники - __________ Источники -___________

Проверочная работа по теме «Информация и информационные процессы»

для 6 класса

1)

Дополнить виды информации:
 Обоняние     Тактильная (осязание)
2)

Информацию мы можем…. Подчеркните правильные варианты

(информационные процессы)
 Переименовать  Передать  Убрать куда-нибудь  Поиск информации  Хранить  Удалять  Обработать  С ней ничего нельзя сделать
3)

Дополните понятие:
Информатика – это _____________ о различных способах ________________, передачи и _______________ информации.
4) Определите источник и приемник информации в следующих ситуациях:
1) школьник читает текст в учебнике; источник - ___________________ приемник - ___________________ 3) мальчик просыпается от звонка учителя; источник - ___________________ приемник - ___________________ 4) разговаривают две подруги Катя и Света; источник - ___________________ приемник - ___________________ 5) учитель объясняет новый материал всему классу;
источник - ___________________ приемник - ___________________ 6) диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется; источник - ___________________ приемник - ___________________

Проверочная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство

обработки информации»

для 7 класса

1)

Перечислите основные устройства компьютера (4 устройства) :
_______________________________________________________________ ________
2)

Перечислите устройства для хранения информации (любые

4устройства) :
_______________________________________________________________ ________
3)

Соединить, на какой из магнитных дисков, можно записать

информацию:

Информация

Диск
Фильм CD-R Музыку размером до 700 Мб Рисунки размером до 700 Мб Игру размером 3,5 Гб DVD-RW
4)

В чем разница магнитных дисков?
R - RW –

Проверочная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство

обработки информации»

для 6 класса

1. Для ввода текстовой информации в компьютер служит …
А) Мышь Б) Принтер С) Процессор Д) Клавиатура
2. Для ввода звуковой информации в компьютер служит …
А) Микрофон Б) Мышь С) Принтер Д) Колонки
3. Для вывода звуковой информации служит …
А) Монитор Б) Сканер С) Микрофон Д) Колонки
4. Для вывода информации на бумагу служит …
А) Сканер Б) Принтер С) Монитор Д) Процессор
5. Для хранения данных в компьютере служит …
А) Процессор Б) Память С) Дисковод Д) Монитор

Проверочная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство

обработки информации»

для 8 класса

1. Для хранения данных в компьютере служит …
А) Процессор Б) Память С) Дисковод Д) Монитор
2. Для ввода графической информации (рисунков, чертежей и т. д. ) с бумажного

листа служит …
А) Сканер Б) Принтер С) Монитор Д) Клавиатура
3. Для вывода звуковой информации служит …
А) Монитор Б) Сканер С) Микрофон Д) Колонки
4. Какое из устройств компьютера не входит в состав системного блока?
А) Процессор Б) Дисковод С) ОЗУ Д) Принтер
5. Отметьте лишнее
А) Сканер Б) Мышь С) Клавиатура Д) Процессор
6. У какого из современных носителей информации наибольшая емкость?
А) Жесткий диск Б) Гибкий диск (дискета) С) Лазерный (оптический) диск CD-R Д) Флеш-накопитель (флешка)
7. Для ввода текстовой информации в компьютер служит …
А) Мышь Б) Принтер С) Процессор Д) Клавиатура
8. Для ввода звуковой информации в компьютер служит …
А) Микрофон Б) Мышь С) Принтер Д) Колонки
9. Для вывода информации на бумагу служит …
А) Сканер Б) Принтер С) Монитор Д) Процессор
10. Отметьте «лишнее»
А) Лазерный диск Б) Жесткий диск С) Дискета Д) Принтер

Проверочная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство

обработки информации»

для 5 класса

Задание: Подпиши основные части компьютера.


Проверочная работа по теме «Информация и информационные процессы»

для 4 класса

1)
Дополните таблицу. С помощью каких органов чувств мы воспринимаем информацию?
2)
Для хранения информации человек придумал различные информационные носители. На рисунке изображены некоторые из них. Обведи их.
Канал получения

информации

Вид информации

Орган чувств
Слуховой звуковая Зрительный зрительная Обонятельный обонятельная Вкусовой вкусовая Осязательный тактильная

Проверочная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство

обработки информации»

для 9 класса
1. Каждому термину, указанному в левой колонке, поставьте в соответствие его описание, приведенное в правой колонке. Информация Устройство для ввода информации путем нажатия клавиш Компьютер Сведения об интересующем вас мире Процесс Устройство для быстрого перемещения по экрану и выбора нужной информации Оперативная память Используется для длительного хранения информации Жесткий диск Монитор Клавиатура Универсально программно управляемое устройство для обработки информации Информация в ней находится только во время работы компьютера Устройство, предназначенное для вычислений, обработки информации и управления работы компьютера Мышь Устройство для печати информации на бумаге Принтер Устройство для визуального отображения информации Данные Совокупность всех устройств компьютера Аппаратное обеспечение Информация, представленная в форме, пригодной для обработки компьютера

Итоговое задание для 6 класса по текстовому редактору

Word Pad
Оформите следующий текст максимально близко к образцу (титульный лист):
Министерство образования и высшей школы Республики Коми

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Коми Государственный педагогический институт

Кафедра экономической теории

Дипломная работа

Безработица в России
Выполнил: ФИО (
указываются полностью
) ____________________________ Рецензент: ФИО, (указать ученую степень, ученое звание) подпись___________________ Сыктывкар 20_____г.

Итоговое задание для 7 класса по текстовому редактору

Word Pad
Оформите следующий текст максимально близко к образцу (титульный лист):
Параметр форматирования

Примеры
Шрифт Arial Times New Roman Courier New Начертание
Полужирный
Курсив Подчеркивание Размер шрифта 10 пунктов 12 пунктов 14 пунктов 16 пунктов Цвет символа Красный Зеленый фон Фиолетовое подчеркивание Видоизменения символов Зачеркивание надстрочный и подстрочный

Итоговое задание «Обработка графической информации»

для 6 класса
1. Создайте в графическом редакторе следующий фрагмент. 2. Копируя и отражая построенный фрагмент слева направо и сверху вниз постройте один из следующих рисунков: 3. Сохраните результат работы в файле Мозаика.

Проверочная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство

обработки информации»

4 класс
Каждому устройству поставьте в соответствие его название

Проверочная работа по теме «Информация и информационные процессы»

для 7 класса

Вопрос 1
Информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют: а) полезной б) актуальной в) достоверной
Вопрос 2
Информационные процессы — это: а) процессы строительства зданий и сооружений б) процессы химической и механической очистки воды в) процессы сбора, хранения, обработки, поиска и передачи информации г) процессы производства электроэнергии
Вопрос 3
По способу восприятия человеком различают следующие виды информации: а) текстовую, числовую, графическую, табличную и пр. б) научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную и пр. в) обыденную, производственную, техническую, управленческую г) визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную, вкусовую
Вопрос 4
Под носителем информации принято подразумевать: а) линию связи б) сеть Интернет в) материальный объект, на котором можно тем или иным способом зафиксировать информацию
Вопрос 5
Информацию, взятую из надежного источника, называют: а) полезной б) актуальной в) достоверной

Проверочная работа по теме «Обработка числовой информации»

для 9 класса

Задание 1
Построить диаграмму: «Успеваемость по школе за I четверть»
Классы

"5"

"4"

"3"

"н/а"

1- 9 кл.
2,5% 30,3% 66,6% 0,8%
Задание 2
Построить диаграмму: «Средний балл по предмету за I триместр».
Класс




















Ср.балл по всем предметам 4,16 3,81 4,09 3,84 3,92 3,97 3,56 3,73 3,64 3,73
Итоговое задание «Мультимедиа технологии»

для 7-9 классов
После изучения блока «Мультимедиа технологии», учащиеся создают собственную презентацию по различным тематикам:
1.
Мой класс
2.
Устройство компьютера
3.
Мои увлечения
4.
День святого валентина
5.
Свободная тема

Проверочная работа по теме «Обработка числовой информации»

для 7 класса


Проверочная работа по теме «Обработка числовой информации»

для 8 класса
Построить диаграмму «Мой день» как представлено на изображении

Итоговое задание «Обработка графической информации»

для 4 класса
Нарисовать в программе Paint флаги разных стран.

Итоговое задание «Обработка графической информации»

для 5 класса
Нарисовать в программе Paint флаги разных стран.

Список использованной литературы:
1)
Матвеева Н.В
. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса/ Н.В. Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова – 2-е изд. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 199с. 2)
Угринович Н.Д.
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д.Угринович. – 2-е изд., испр. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 178с. 3)
Семакин И.Г
. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В. Русаков, Л.В.Шестакова –3-е изд., испр. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 165с.