Напоминание

"Формирование эмоционального настроя учащихся на уроках изобразительного искусства"

Автор: Куприна Татьяна Владимировна
Должность: учитель ИЗО и черчения
Учебное заведение: МОУСОШ №82
Населённый пункт: Забайкальский край, Могочинский район, п. Ксеньевка
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Формирование эмоционального настроя учащихся на уроках изобразительного искусства"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Статья.

Формирование эмоционального настроя учащихся на уроках

изобразительного искусства.
Куприна Татьяна Владимировна Учитель изобразительного искусства МОУ СОШ №82 Могочинского района, Забайкальского края Эмоции расцвечивают жизнь человека, определяют степень активности мышления. Как известно, ребёнок познаёт мир через эмоциональную память. Эмоции играют огромную роль в формировании личности. Учитель, как правило, играет роль источника эмоциональных сигналов, к сожалению, как положительных, так и отрицательных. Эмоциональным сигналом учителя может служить просто улыбка учителя, «добрый» вопрос, взгляд. Любой урок начинается с эмоционального сигнала, ведь дети, входя в учебный кабинет невольно вглядываются в лицо учителя. А какое у неё или него настроение? Чего сегодня ожидать? А будет ли на уроке интересно? И если первый эмоциональный сигнал покажется детям отрицательным, то урок может или не состоятся вообще, или учитель не добьётся основной цели урока. Все эти действия тормозят развитие личности или ведут к развитию негативных качеств личности. А значит, ребёнок не позволит себя учить, т.к. он или не доверяет учителю, или просто боится его. Ни о каком уважении к учителю со стороны ученика, и о сотрудничестве не может быть и речи. Давно известно, что любовь к предмету в подростковом возрасте зачастую определяется любовью и уважением к учителю. Учитель в свою очередь не имеет никакого морального права нести в класс своё настроение, личные проблемы, нездоровье. Всё это должно остаться за пределами учебного кабинета и школьного звонка. Конечно, учителю очень трудно всегда держать себя на высоте, но это наш профессиональный долг. Каждый из нас должен стремиться к профессиональному совершенству. Никогда не отступать от правильной линии поведения на уроке - это высший педагогический пилотаж. Особенно большое действие на эмоциональную сферу наших детей оказывают именно учителя, так как третью часть всего времени в самые важные годы в жизни каждого человека ребёнок проводит в школе, где в той или иной степени находится в зависимости от нас, учителей. Каждый из нас желает, чтобы наши воспитанники выросли самодостаточными, целеустремлёнными, умеющими быть счастливыми. 1
Этому способствует тактичность, вежливость, дружелюбие, которые не исключают требовательность и ненавязчивый контроль со стороны учителя. В свою очередь, я стараюсь создать на своих уроках атмосферу сотрудничества и сотворчества, атмосферу психологического комфорта, вызвать интерес учащихся к предмету «Изобразительное искусство». Этот предмет способствует формированию позитивного эмоционального настроя ученика. Для этого у учителя огромный арсенал средств, возможностей: современных технических достижений (информационные компьютерные технологии, электронные образовательные ресурсы) и классических (литература, музыка). На своих уроках я регулярно использую ИКТ, разработала по всей программе изобразительного искусства 5,6 и 7 классов презентации, позволяющие учащимся не только знакомиться с произведениями величайших художников мира, но и активно в игровой форме закреплять полученный материал. Очень удобно с помощью презентаций наглядно показывать учащимся правильность построения композиции рисунка, знакомиться с основами цветоведения, выполнять те или иные упражнения в режиме он-лайн. Видеотека позволяет совершить нам на уроках путешествие, как в пространстве, так и во времени. Все это создает положительный эмоциональный настрой у учащихся, пробуждает их познавательный интерес, а также способствует улучшению результативности выполнения задания. Электронные образовательные ресурсы дают возможность учителю привлечь учащихся к самостоятельному решению поставленной учителем задачи, превратить урок в любимые учащимися интернет игры, так называемые «Квесты». Предлагаю вашему вниманию несколько интересных интернет ресурсов, которые помогут учителю изобразительного искусства в его работе, а также учащимся дистанционно самостоятельно расширять свой кругозор и учиться рисованию. 1. Технологии мультимедиа-(многокомпонентная среда) которая позволяет использовать тест, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Создают широкий спектр возможностей для учителя и учащихся: осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями, свойствами данного СD-продукта и интересами; прогнозировать мотивацию, понимание, усвоение и характер творческого мышления учащихся в процессе работы; выбирать способы сочетания и интеграции средств данной мультимедийной книги с традиционными средствами обучения; создавать 2
оптимальные дидактические условия развивающего обучения: учащиеся самостоятельно ищут ответы на поставленные вопросы индивидуально и в группах; удовлетворить познавательный интерес к школьному предмету. Работа учащихся с материалами мультимедийного учебника будет способствовать: формированию у учащихся элементарного творческого анализа и последующей логической оценки; к развитию интереса к изобразительному искусству в новом качестве; позволяет активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика; создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества. При планировании интерактивных уроков по курсу изобразительного искусства я учитываю то, что содержание образования по данному предмету имеет сравнительно небольшую теоретическую составляющую, что вынуждает отказаться от некоторых форм интенсификации, но представляет благоприятные условия для применения творческих заданий. Модель интеракции «ученик – компьютер» открывает возможности использования графических редакторов с использованием интерактивных панелей для рисования. Дети легко усваивают пользовательские навыки работы с персональным компьютером, зачастую воспринимая его как увлекательную игрушку и заинтересованы открывающимися перед ними изобразительными возможностями. Это не означает, что все уроки ИЗО меня провожу в компьютерном классе. Однако вряд ли кто будет отрицать, что владение технологиями электронных изображений сегодня востребовано ничуть не меньше, чем владение традиционными техниками ИЗО. Важным условием развития творческого воображения детей считаю так же и применение разнообразных материалов и техник, а также смену видов изобразительной деятельности. Благодаря этому у детей развиваются познавательные способности и навыки; формируется мотивация достижения; коммуникативные навыки, открытость и доброжелательность, чувство юмора. Учащиеся учатся работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении, настойчивость в выполнении заданий и соревновательность; умение рисковать; способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое. Что несомненно способствует формированию положительного эмоционального настроя учащихся. Разнообразьте свои уроки современными возможностями, и ваши ученики будут с удовольствие познавать мир прекрасного. Библиографический список 1. Бордовская Н.В., Бродская Н.В., Дандарова И.М. и др. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2011. – 432 с. 3
2. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. – М.: Сентябрь, 2006. – 192 с. 3. Емелина М.В. Интерактивное обучение в системе методической работы школы. – Режим доступа: / festival.1septemberarticles/313034/ (дата обращения 05.05.2011). 4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 5. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель. – 2000. – №1. – С. 25-27. 4