"Этика семейных отношений"

Автор: Емельянова Людмила Германовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Двинская СШ"
Населённый пункт: посёлок Двинской Холмогорский район Архангельская область
Наименование материала: Программа учебного элективного предмета
Тема: "Этика семейных отношений"
Дата публикации: 22.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Согласовано с экспертным советом Утверждаю Управления Образования директор школы Администрации МО ____________ В. Н. Михиенко «Холмогорский муниципальный район» «___» ___________ 2013 г. Протокол № ____ от _______________ 2013 г. Председатель: ________________ /О. П.Корельская/ МБОУ «Двинская средняя общеобразовательная школа» Холмогорского района Архангельской области Элективный учебный предмет «Этика семейных отношений» Автор: Емельянова Людмила Германовна учитель истории и обществознания МБОУ «Двинская средняя школа» высшая квалификационная категория п. Двинской 2013
.
Пояснительная записка.
Создание элективного курса в области семейных отношений – это потребность времени и запрос общества. Старшеклассники, выходя из школы, остаются безграмотны в вопросах семейной жизни, решения семейных трудностей, развитии семейных отношений. Это одна из причин увеличения числа разводов в стране. В 90-е годы в школьную программу был введен курс «Этика и психология семейной жизни», но вскоре он перестал существовать. В результате у подрастающего поколения изменяется система ценностных ориентаций на создание семьи. Многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения. Появляется проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы. В связи с этим актуальной становится проблема добрачного воспитания молодежи в системе школьного образования. Усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются необходимыми условиями успешной адаптации к взрослой жизни. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие общества в целом. Подобные негативные явления требуют поиска выхода из сложившейся ситуации. Частично эти пробелы можно решить в ходе элективного учебного предмета.
Цель элективного учебного предмета «Этика семейной жизни»
: формирование личностно значимой позиции по отношении к семье и браку.
Задачи:
-познакомить учащихся с историей брака и семьи, ценностями русской семьи; - расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности - формировать положительное отношение к семье; - способствовать развитию качеств и умений , необходимых для семейной жизни; - развивать способности анализировать кризисные явления современной семейной жизни и психологических аспектов мужского и женского поведения. Отбор материала курса определяется системой знаний, умений и навыков теоретического и прикладного характера, комплексами видов творческой и самостоятельной работы. В программе использованы различные типы занятий: знакомство с теоретическим
материалом, выполнение практических заданий (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, элементы тренинга, дискуссии, проведение мониторингов).
Ожидаемые результаты:
- иформированность учащихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни - повышение социально-психологической компетенции учащихся - самоопределение в семейной сфере - формирование личностного положительного отношения к семье и семейным ценностям Программа элективного учебного предмета «Этика семейной жизни» рассчитана на 34 часа( 1 час в неделю). Срок реализации программы – 1 год. Программа ориентирована на учащихся 10 класса, так как учащиеся 11 класса очень загружены.

Учебно- тематический план
Название раздела Количество часов Теория Практика Вводное занятие 1 1 Отношения в процессе развития человека 3 2 1

Мужчина и женщина 2 1 1 Мировоззрение любви 2 1 1 Развитие отношений – поиск половинок 3 1 2 Гендерные особенности 3 2,5 0,5 Фундамент семьи 5 3 2 Молодая семья 4 2 2 Особенности отношений детей и родителей. Воспитание детей в семье. 3 1 2

Личностные качества человека – семьянина 2 1 1

Правовое регулирование семейных отношений 3 1 2 Семейное психологическое консультирование 2 1 1 Итого 34 17,5 15,5

Поурочное планирование.
№ занятия Тема занятия Количество занятий Форма занятия 1 Вводное занятие Лекция, беседа
Раздел 1. Отношения в процессе развития человека ( 3 часа)
2 Семья в истории человечества 1 лекция 3 Естественная система ценностей 1 Лекция, беседа 4 Три рождения человека 1 Работа с источником
Раздел 2. Мужчина и женщина (2 часа)
5 Задачи мужчины и женщины в космогенезе 1 лекция 6 Развитие мужественности и женственности 1 анкетировани е
Раздел 3. Мировоззрение любви (2 часа)
8 Сущность любви 1 Беседа 9 Любовь и свобода 1 диспут
Раздел 4. Развитие отношений – поиск половинок (3 часа)
10 Влюбленость и любовь 1 Встреча за круглым столом 11 Поиск своей половинки 1 беседа 12 Дружба 1 Мозговой штурм
Раздел 5. Гендерные особенности (3 часа)
13 Мужественность и женственность 1 Лекция с элементами беседы 14 Сексуальные отношения 1 Беседа, диспут по проблеме 15 Современное гендерное воспитание 1 Работа в Интернете
Раздел 6. Фундамент семьи. (5 часа)
16 Мотивы создания семьи 1 Составление рейтинга 17 Принципы строительства семьи 1 Беседа, лекция 18 Образ семьи и основа ее построения 1 лекция 19 Рождение семьи. Основные ценности семьи 1 проект 20 Особенности современной семьи, ее структура, динамика 1 конференция
Раздел 7. Молодая семья ( 4 часа)
21 Молодая семья: начало супружества 1 Беседа, работа с текстами притчи
22 Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат 1 Работа в Интернете 23 Психологическое и физическое здоровье семьи 1 24 Социально-психологические особенности семейного поведения 1 Беседа, диспут по теме
Раздел 8. Особенности отношений детей и родителей. Воспитание

детей в семье. ( 3 часа
) 25 Стили семейного воспитания 1 лекция 26 Духовно-нравственная атмосфера семьи и ее влияние на ребенка 1 лекция 27 Причины конфликта «отцов и детей». Пути их разрешения 1 Анализ ситуации
Раздел 9. Личностные качества человека – семьянина. ( 2 часа)
28 Качества, созидающие семью 1 Составление рейтинга, беседа 29 Качества, разрушающие семью 1 Оставление рейтинга, беседа
Раздел 10. Правовое регулирование семейных отношений ( 3 часа)
30 Правовое регулирование семейных отношений 1 Практическая работа с Семейным кодексом 31 Развод и его последствия. Причины разводов. 1 Составление рейтинга, анкетировани е 32 Профилактика супружеских конфликтов 1 Лекция, беседа
Раздел 11. Семейное психологическое консультирование (2 часа)
33 Служба семейных консультаций 1 Лекция, проект 34 Методика изучения супружеской совместимости 1 Лекция

Содержание изучаемого курса.

Раздел 1. Отношения в процессе развития человека.
Смысл жизни и отношения. Естественная система ценностей. Дом, семья, дети, родители, Родина, друзья, увлечения. Основные уровни ценностей. Три этапа достижения психической зрелости человека. Основные качества зрелого человека.
Раздел 2. Мужчина и женщина.
Мужское и женское начало в человеке, взаимодействие их. Настоящая задача женщины. Истинная задача мужчины. Развитие. Различия в восприятии мира мужчины и женщины. Четыре позиции в жизни. Женское состояние, мужское состояние.
Раздел 3. Мировоззрение любви.
Сущность любви. Страсть. Любовь и свобода. Любовь и привязанность. Шкала любви. Соотношение ума, сердца и эроса во взаимоотношениях с мужчинами ( женщинами). Раздел 4. Развитие отношений – поиск половинок. Любовь. Влюбленность. Главное отличие любви от влюбленности. Основные направления влюбленности. Привязанность. Сферы проявления психической зрелости. Мотивы поиска своей половинки. Юношеский максимализм. Понятие «дружба». Могут ли мужчина и женщина быть друзьями. Товарищество, симпатия, приятельство.
Раздел 5. Гендерные особенности.
Что такое гендер. Мужественность и женственность. Факторы, влияющие на мужские и женские качества. Особенности в психологии мужчины и женщины. Что важно для мужчины и женщины. Понятие сексуальной энергии человека. Свойства и функции сексуальной энергии. Сексуальные взаимодействие мужчины и женщины. Культура сексуальных отношений. Свобода и секс. Особенности гендерного воспитания в современной семье. Требования, важные для гендерного воспитания мальчиков и девочек.
Раздел 6. Фундамент семьи.
Понятие «семья». Мотивы создания семьи. Особенности патриархальной семьи. Основные принципы строительства семьи. Особенности современной семьи. Тенденции развития современной семьи. Основные функции семьи. Основные семейные ценности. Ценности русской семьи. Исторические модели семейных отношений (архаическая, античная, христианская, восточный тип, русская, современная). Сплоченность семьи как основа формирования ценностных ориентаций детей.

Раздел 7. Молодая семья.
Основные этапы знакомства и ухаживания. Добрачные отношения. Понятие «первой любви». Нравственная и физическая чистота отношений до брака. Распределение обязанностей в семье. Духовые и нравственные устои семьи. Трудовая атмосфера. Бюджет и хозяйство. Эстетика быта. Психологический климат семьи. Причины появления неблагополучных семей. Отрицательное влияние неблагополучной семьи на развитие личности. Воспитание в семье нравственной чистоты. Общность взглядов супругов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Поддержание физического здоровья.
Раздел 8. Особенности отношений детей и родителей. Воспитание детей в семье.
Специфика семейного воспитания. Стили семейного воспитания. Влияние на ребенка духовно-нравственной атмосферы семьи. Причины конфликта «отцов и детей». Их обострение в современных семьях. Пути их разрешения.
Раздел 9. Личностные качества человека- семьянина.
Качества, созидающие семью: терпимость, самоотверженность, доброта, желание понять другого человека, ответственность, понять переживание другого. Качества, разрушающие семью: эгоизм, безответственность, эмоциональная глухота, словесная грубость, распущенность, стремление переделать человека.
Раздел 10. Правовое регулирование семейных отношений.
Семейный кодекс. Условия вступления в брак. Юридическая основа развода. Раздел имущества. Защита прав ребенка при разводе родителей. Последствия развода: личностные и социальные. Профилактика супружеских конфликтов.
Раздел 11. Семейное психологическое консультирование.
Значение семейных консультаций. Методы социально-психологической диагностики проблем семьи. Методика изучения супружеской совместимости. Положительное влияние семейного консультирования на решение семейных проблем.

Литература
1. Семейный кодекс 2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.– М.: Независимая фирма «Класс», 2000 3. Белов В. И. Лад.- М.: 1982 4. Веллер И. Смысл жизни.- М., 2006 5. Культура семьи: Учебное пособие / Сост.: Н. Г. Храмова, Г. Г. Аексеева, А. А. Сараева.- Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005 6. Некрасов А. Проектируем семью. Семьеведение.- М.: АСТ, 2010 7. Обухов Л. Ф.Возрастная психология.- М.: Издательство Юрайт, МГППУ, 2010 8. Священник Артемий Владимиров Учебник жизни.- М.: 1997 9. Свяшенник Илья Шугаев Бра, семья, дети. Беседы со старшеклассниками. – Изд. 3- е доп. – М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004 10. Современый ребенок. Энцилопедия взаимопонимания/ Под ред. А. Я. Варги.- М., ОГИ; Фонд научных исследований, 2006 11. Флоренская Т.А. Этика и психология семейной жизни // Православный образовательный вестник. – 1999. –№ 2 (3). 12. Черникова Т. В., Камышанова И. В. Возраст первой любви. Воспитание чувств: классные часы, клубные занятия для старшеклассников: методическое пособие.– М.: Глобус, 2006