Напоминание

"Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированную деятельность"

Автор: Боталова Татьяна Валерьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Майкорская С(К) ШИ VIII вида"
Населённый пункт: Пермский край, Юсьвинский район, поселок Майкор
Наименование материала: Статья
Тема: "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированную деятельность"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-

ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Учитель физической культуры 1 категории

МБОУ « Майкорская С(К) ШИ VIII вида»

Боталова Татьяна Валерьевна.

Аннотация
Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От умения давать правильную оценку происходящему событию зависит жизненная позиция человека и определяется его место в обществе. Однако решение этой проблемы затрудняют особенности психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные нарушениями центральной нервной системы.
Условиями
социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются: – специальные условия обучения и воспитания: специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка; выравнивание «стартовых» возможностей ребенка, оптимизация социально-психологической среды жизнедеятельности ребенка, обеспечение индивидуализации и интеграции в учебной и социально- культурной деятельности; создание условий для коммуникации; – мониторинг знаний, норм, ценностей, позволяющих ребенку с ограниченными возможностями здоровья выполнять общественно заданные функции. Число детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно растет, и они особенно нуждаются в социальной помощи По данным социального паспорта видно, что существует проблема подготовки детей с ОВЗ к адаптации и интеграции в современное общество, так как более 20% воспитанников воспитываются в неблагополучных семьях, 80% находятся за чертой бедности, поэтому дети, обучающиеся в школе должны быть социально адаптированы к условиям современной жизни. Где, как не в школе дети готовятся к самостоятельной жизни. Целью учебного процесса в школе становится не только достижение знаний, но и создание условий для социальной адаптации и развития психологических особенностей обучающихся, а целью педагогического процесса – развитие нравственной, самодеятельной, творческой личности. Для достижения вышеперечисленных целей в школе применяются новые педагогические технологии, основанные на том, что ученик становиться активным, творческим, развивающимся субъектом учебного процесса.
Особое место отводится коррекционно-развивающим урокам: социально- бытовая ориентировка, развитие психомоторики и сенсорных процессов, коррекционные занятия, логопедия, ритмика, лечебно-физическая культура. В школе организовано психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся. Сопровождение дает возможность увидеть как положительные, так и отрицательные моменты развития учащихся. С учетом этих данных строится индивидуальная дифференцированная коррекционно – развивающая работа. Ребенок, поступивший в школу не умеющий писать и читать, выходит из стен школы с начальными профессиональными навыками. Опыт работы показывает, что многие выпускники достигли определенного уровня в способности ориентироваться в быту, усвоили общественные нормы и правила отношений между людьми. Одно из основных направлений адаптации – трудовое, которое реализуется через различные мероприятия. Исходя из потребностей общества, и имеющейся материально - технической базы ведется профессионально-трудовое обучение по направлениям: столярное дело, швейное дело, сельскохозяйственный труд. Для уроков сельскохозяйственного труда и цветоводства имеется база: опытный участок, цветники . На уроках столярного дела учащиеся получают элементарные навыки владения столярными инструментами и их назначением, знакомятся с простыми операциями по обработке древесины, а на уроках швейного дела учащиеся производят изделия необходимые для школы ( постельное бельё, фартуки и т.д.). Знания и умения, полученные на уроках трудового обучения учащиеся реализуют на конкурсах детского творчества сельского, районного уровня. Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой - это профориентационная работа и трудоустройство выпускников. На сегодняшний день налажено сотрудничество с филиалом Кудымкарского агротехнического техникума в селе Юсьва. В основном выпускники выбирают полученные в школе специальности: учатся на швей, столяров, овощеводов и успешно адаптируются, интегрируются в обществе. Проводится мониторинг качества знаний, который отслеживает использование учащимися знаний в самостоятельной практической деятельности, применяя их в разнообразных сферах. Результат своей работы мы можем увидеть на различных конкурсах, в которых участвуют и побеждают наши дети. В школе интенсивно работают кружки, факультативы. Каждый учащийся посещает не менее трех кружков. Кроме этого наши воспитанники выходят в социум, посещают кружки в ДДТ. Дополнительное образование создает условия и предоставляет возможность каждому ребенку выбор кружка в зависимости своего индивидуального пути для. Развитие и воспитание социально-адаптированной личности невозможно в закрытом пространстве.
В рамках реализации совместного проекта «Фестиваль профессий» к учащимся школы выезжал специалист из Центра занятости для прохождения тестирования по выбору специальности, где так же проводилась разъяснительная работа. В День открытых дверей в профессиональном училище наши учащиеся встречались с преподавателями, мастерами. Мы работаем в едином образовательном пространстве и важнейшим показателем успешности проводимой комплексной работы стали активизация взаимоотношений детей нашей школы с нормально развивающимися детьми, умение участвовать в совместной деятельности со взрослыми. Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому мы считаем, что необходимо организовать работу в содружестве с подобными школами. Выездные встречи были бы более частыми и охватывали большее количество детей при наличии собственного транспорта. Следующим направлением деятельности нашей школы является спортивно-оздоровительная работа, которая включает в себя проведение недель здоровья и спорта, в которых отражены спортивные соревнования по пионерболу, баскетболу, минифутболу, весёлые старты, Разноцветная спартакиада,кросс, эстафеты, лыжные гонки, подвижные игры, направленные на привитие учащимся культуры здорового образа жизни. Физическое направление социальной реабилитации позволило несколько повысить физическую тренированность и активность обучающихся.Учащиеся нашей школы участвуют в сельских соревнованиях: Лыжня России, Легкоатлетическая эстафета, посвященная 9 Мая, и занимают призовые места. Это очень важно в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, так как им предстоит в дальнейшем заниматься преимущественно физическим трудом. Занятия лечебной физкультуры (ЛФК) направлены на укрепление здоровья учащихся по направлениям: укрепление осанки, профилактика плоскостопия, коррекция зрения. Социализация детей с ОВЗ в школе осуществляется постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности В течение заключительного пребывания воспитанников в специальной школе мы анализируем результаты проведенной коррекции по основам социализации и межличностных отношений. Работа в данном направлении датёт положительный результат. При этом были выявлены следующие проблемы: - Дети с ОВЗ, которые должны обучаться по программе школы VIII вида (согласно заключению ПМПК) не направляются на обучение в соответствующее специальное образовательное учреждение, а «отсиживаются» в муниципальных школах обучение в классах, обучение которых идет по программе массовой школы. Контингент детей, который должен обучаться в нашей школе, где созданы все условия, не получает качественной психолого – педагогической и коррекционной помощи.
- следует расширить количество профилей по трудовому обучению в школе по специальностям: хозяйка усадьбы, младший обслуживающий персонал, парикмахер, овощевод, повар. - недостаточное оснащение материально – технической базы образовательного учреждения современным учебным оборудованием. Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения. При любых организационных формах обучения для детей с ОВЗ должны быть созданы специализированные условия получения общего образования, трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме. Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.