Работа по индивидуальным образовательным маршрутам в образовательной области "Познавательное развитие" (на примере исследовательской деятельности детей 4-5 лет)
Авторы: Рыленко Юлия Александровна, Нейфельд Екатерина Александровна Должности: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 20 ""Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Работа по индивидуальным образовательным маршрутам в образовательной области "Познавательное развитие" (на примере исследовательской деятельности детей 4-5 лет)
Работа по индивидуальным образовательным маршрутам
в образовательной области «Познавательное развитие»
(на примере исследовательской деятельности детей 4-5 лет)
Е.А. Нейфельд, Ю.А. Рыленко,
МАДОУ № 20 ««Детский сад комбинированного вида»
г. Кемерово, Кемеровская обл.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку
физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих
способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Диагностика познавательных способностей включает диагностику пер -
цептивного развития, интеллектуального развития и творческих способ ностей
детей.
Мониторинг достижения планируемых про
межуточных результатов
освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ
осуществляется, как правило, два раза в год (август – май). Он обеспечивает
возможность оценки динамики достижений детей, характеризуется
сбалансированностью методов, которые предупреждают переутомление
воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
По итогам мониторинга на каждого воспитанника составляется
карта
индивидуального образовательного маршрута
, где определяются цели и
задачи образовательной работы по формированию тех интегративных качеств
личности, а также умений и навыков по тем разделам
основной
образовательной программы ДОУ, по которым были выявлены наиболее
низкие показатели. Например: в соответствии с низкими показателями по
интегративному качеству «Овладевший способами общения и способами
взаимодействия со взрослыми и сверстниками», а также в зависимости от
поведения ребенка указывается следующее:
«Затрудняется изменять стиль
общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации, реагирует
агрессивно при возникающих конфликтах, не умеет договариваться со
сверстниками, отрицательно относится к замечаниям взрослого» и т.п.
В течение учебного года важно проводить индивидуальную работу с
детьми, пополнять учебно-методическую базу ДОУ, пополнять предметно-
развивающую среду в группе, проводить закаливающие мероприятия, а так
же активно работать с родителями.
Педагогами дошкольного образовательного учреждения
разрабатывается бланк индивидуального образовательного маршрута.
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута:
создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации
дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно
связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального,
эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Образовательный маршрут включает основные направления:
организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
развитие навыков (культурно - гигиенических и коммуникативно-
социальных);
формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно -
перцептивной, предметно - практической, игровой, продуктивных видов -
лепки, аппликации, рисования);
развитие речи (формирование чувственной основы речи,
сенсомоторного формирование представлений об окружающем (предметном
мире и социальных отношениях);
механизма, речевых функций);
формирование представлений о пространстве, времени и
количестве.
Согласно
распределению критериев интегративных качеств по
образовательным областям ФГОС ДО
, составляется план работы по
проблемным компонентам. Так, в образовательной области «Познавательное
развитие» критериями интегративных качеств являются:
любознательный, активный;
способный решать интеллектуальные и личностное задачи,
адекватные возрасту;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе.
Проблемные компоненты в интегративных качествах (любознательный,
активный)
– это: познавательные вопросы, познавательное
экспериментирование, самостоятельность.
Проблемные компоненты в интегративных качествах
(способный
решать интеллектуальные и личностное задачи, адекватные возрасту)
–
это: применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности
для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и
самим ребенком; преобразование способов решения задач (проблем) в
зависимости от ситуации.
Проблемные компоненты в интегративных качествах
(имеющий
первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и
природе)
-
это: представления о семье; представления об обществе и
государстве; представления о мире; представления о природе; представления
о культуре.
У каждого обучающегося, согласно мониторинга, прослеживаются те
или иные проблемные компоненты. В чем-то ребенок силен, в соответствие
со своим возрастом, в чем-то сильно отстает.
Тем и удобен план индивидуальной работы с каждым обучающимся,
что мы в полной мере можем распределить все проблемные компоненты по
каждому ребенку и отработать их до улучшения первоначального результата.
Содержание индивидуальных познавательных занятий зависит от
программных образовательных задач, а также от содержания самой
познавательной деятельности.
Рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное
использование игровых приемов в ходе занятий.
Основными формами организации познавательной деятельности детей
являются дидактические и сюжетно – дидактические игры.
Рассмотрим несколько примеров работы по индивидуальным
образовательным маршрутам
в образовательной области «Познавательное
развитие» на примере средней группы.
При ознакомлении с цветом на первых занятиях мы знакомим детей с
шестью цветами спектра – красным, оранжевым, желтым, зеленым, синим и
фиолетовым.
Для этого используются такие дидактические игры, как
«Прятки», «Радуга-дуга», «Магазин» и другие. После того, как дети научатся
различать и называть все 6 цветов спектра, мы знакомим их с оттенками
цвета по светлоте и их словесными обозначениями «светлей», «темней»..
Для изучения и закрепления знаний детей о правилах поведения
человека в лесу, обучение умению распознавать предупреждающие
экологические знаки мы разработали дидактическую игру «Березка».
Игра заключается в том, что дети поочередно выполняют роль лесника,
который выбирает один из экологических знаков, лежащих в
перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с
лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как
следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами. Потом
запрещающие или разрешающие экологические знаки крепятся в
определенных местах на бумажной березке, расположенной на стене, в
соответствии с зоной запрещения или разрешения.
Огромную роль играет поисково–познавательная деятельность
дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных
действий, которые в свою очередь
воспитывают чувство радости от
полученных открытий. Опыты могут быть разными: с водой,
растениями, свойствами различных предметов. Главное – уделить
внимание каждому ребенку и понять по каким проблемным
компонентам с ним необходимо еще раз проработать.
Исследовательская деятельность развивает познавательную
активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать
работу и доводить ее до положительного результата.
Для повышения уровня освоения программы детьми по ознакомлению
с окружающим миром необходимо использовать беседы, наглядные пособия,
дидактические игры, например такие как: «Собери растения», «Времена
года», «Профессии», «Дикие – домашние животные», «Грибы, ягоды» и др.
Настольно - печатные игры, например такие как «Профессии» (лото),
«Животный мир» лото, « Транспорт» лото и др.
Благодаря индивидуальным образовательным маршрутам повышается
уровень освоения программы детьми к концу года.
Литература
1.
Годовкина Л.В. Коррекционно - развивающие технологии в ДОУ:
программы развития личностной, познавательной сферы,
ФГОС//Учитель.- 2014г.- С. 188.
2.
Крашенинникова Е.Е. Развитие познавательных способностей
дошкольников, ФГОС// Мозаика – Синтез.-2014.-С. 80.
3.
Соколков, Е. А. Проблемно-модульноеобучение: учебное пособие / Е.
А. Соколков. - Москва: Вузовский учеб., 2012. - 390 с.