Работа по индивидуальным образовательным маршрутам в образовательной области "Познавательное развитие" (на примере исследовательской деятельности детей 4-5 лет)

Авторы: Рыленко Юлия Александровна, Нейфельд Екатерина Александровна
Должности: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 20 ""Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Работа по индивидуальным образовательным маршрутам в образовательной области "Познавательное развитие" (на примере исследовательской деятельности детей 4-5 лет)
Дата публикации: 23.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Работа по индивидуальным образовательным маршрутам

в образовательной области «Познавательное развитие»

(на примере исследовательской деятельности детей 4-5 лет)

Е.А. Нейфельд, Ю.А. Рыленко,
МАДОУ № 20 ««Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово, Кемеровская обл. Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Диагностика познавательных способностей включает диагностику пер - цептивного развития, интеллектуального развития и творческих способ ностей детей. Мониторинг достижения планируемых про межуточных результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ осуществляется, как правило, два раза в год (август – май). Он обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, характеризуется сбалансированностью методов, которые предупреждают переутомление воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. По итогам мониторинга на каждого воспитанника составляется карта индивидуального образовательного маршрута , где определяются цели и задачи образовательной работы по формированию тех интегративных качеств личности, а также умений и навыков по тем разделам основной образовательной программы ДОУ, по которым были выявлены наиболее низкие показатели. Например: в соответствии с низкими показателями по интегративному качеству «Овладевший способами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», а также в зависимости от поведения ребенка указывается следующее: «Затрудняется изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации, реагирует
агрессивно при возникающих конфликтах, не умеет договариваться со сверстниками, отрицательно относится к замечаниям взрослого» и т.п. В течение учебного года важно проводить индивидуальную работу с детьми, пополнять учебно-методическую базу ДОУ, пополнять предметно- развивающую среду в группе, проводить закаливающие мероприятия, а так же активно работать с родителями. Педагогами дошкольного образовательного учреждения разрабатывается бланк индивидуального образовательного маршрута. Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута: создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка. Образовательный маршрут включает основные направления:  организация движения (развитие общей и мелкой моторики);  развитие навыков (культурно - гигиенических и коммуникативно- социальных);  формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно - перцептивной, предметно - практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);  развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);  механизма, речевых функций);  формирование представлений о пространстве, времени и количестве. Согласно распределению критериев интегративных качеств по образовательным областям ФГОС ДО , составляется план работы по проблемным компонентам. Так, в образовательной области «Познавательное развитие» критериями интегративных качеств являются:  любознательный, активный;
 способный решать интеллектуальные и личностное задачи, адекватные возрасту;  имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Проблемные компоненты в интегративных качествах (любознательный, активный) – это: познавательные вопросы, познавательное экспериментирование, самостоятельность. Проблемные компоненты в интегративных качествах (способный решать интеллектуальные и личностное задачи, адекватные возрасту) – это: применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребенком; преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации. Проблемные компоненты в интегративных качествах (имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе) - это: представления о семье; представления об обществе и государстве; представления о мире; представления о природе; представления о культуре. У каждого обучающегося, согласно мониторинга, прослеживаются те или иные проблемные компоненты. В чем-то ребенок силен, в соответствие со своим возрастом, в чем-то сильно отстает. Тем и удобен план индивидуальной работы с каждым обучающимся, что мы в полной мере можем распределить все проблемные компоненты по каждому ребенку и отработать их до улучшения первоначального результата. Содержание индивидуальных познавательных занятий зависит от программных образовательных задач, а также от содержания самой познавательной деятельности. Рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятий. Основными формами организации познавательной деятельности детей являются дидактические и сюжетно – дидактические игры.
Рассмотрим несколько примеров работы по индивидуальным образовательным маршрутам в образовательной области «Познавательное развитие» на примере средней группы. При ознакомлении с цветом на первых занятиях мы знакомим детей с шестью цветами спектра – красным, оранжевым, желтым, зеленым, синим и фиолетовым. Для этого используются такие дидактические игры, как «Прятки», «Радуга-дуга», «Магазин» и другие. После того, как дети научатся различать и называть все 6 цветов спектра, мы знакомим их с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями «светлей», «темней».. Для изучения и закрепления знаний детей о правилах поведения человека в лесу, обучение умению распознавать предупреждающие экологические знаки мы разработали дидактическую игру «Березка». Игра заключается в том, что дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами. Потом запрещающие или разрешающие экологические знаки крепятся в определенных местах на бумажной березке, расположенной на стене, в соответствии с зоной запрещения или разрешения. Огромную роль играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий, которые в свою очередь воспитывают чувство радости от полученных открытий. Опыты могут быть разными: с водой, растениями, свойствами различных предметов. Главное – уделить внимание каждому ребенку и понять по каким проблемным компонентам с ним необходимо еще раз проработать.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. Для повышения уровня освоения программы детьми по ознакомлению с окружающим миром необходимо использовать беседы, наглядные пособия, дидактические игры, например такие как: «Собери растения», «Времена года», «Профессии», «Дикие – домашние животные», «Грибы, ягоды» и др. Настольно - печатные игры, например такие как «Профессии» (лото), «Животный мир» лото, « Транспорт» лото и др. Благодаря индивидуальным образовательным маршрутам повышается уровень освоения программы детьми к концу года.
Литература
1. Годовкина Л.В. Коррекционно - развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной сферы, ФГОС//Учитель.- 2014г.- С. 188. 2. Крашенинникова Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников, ФГОС// Мозаика – Синтез.-2014.-С. 80. 3. Соколков, Е. А. Проблемно-модульноеобучение: учебное пособие / Е. А. Соколков. - Москва: Вузовский учеб., 2012. - 390 с.