Автор: Фадеева Валентина Сергеевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 1"
Населённый пункт: город Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: Классный час
Тема: "Игра или агрессия"
Классный час: «Игра или агрессия»
Цели и задачи:
- воспитание чувства уважения друг к другу, толерантности;
- улучшение взаимоотношений в классе;
- обсуждение проблемы в человеческой агрессии, формирование умения
выявлять причины агрессии.
Оборудование:
- цитата Л.Н. Толстого «То, что начато в гневе, кончается в стыде»;
- компьютерная презентация.
Ход классного часа
Учитель: Сегодня мы будем говорить о добрых взаимоотношениях в классе,
о том, как важно уважать себя и других, не позволять обижать себя и других.
Выясним, что такое агрессия, чем она опасна, как различить игру и
агрессивные действия. Постараемся выяснить причины агрессивного
поведения, попытаемся разрешить ряд конфликтных ситуаций и выработать
правила класса, соблюдение которых приведет нас к созданию дружного и
бесконфликтного коллектива. На доске написаны слова русского писателя
Л.Н, Толстого, прочитайте их. Как вы понимаете смысл этого высказывания?
Учащийся: Если совершаешь какой-то поступок и при этом ты очень зол, то
спустя какое-то время, переосмыслив данную ситуацию, тебе обязательно
будет стыдно за сделанное.
Учитель: Приведите примеры таких ситуаций.
Учащийся: на перемене меня толкнули играющие одноклассники. Мне стал
неприятен этот факт, я рассердился и толкнул обидчика. В результате чего
завязалась драка, которая прекратилась благодаря учителю, проходившему
мимо. Когда классный руководитель стал разбирать произошедший конфликт,
то я понял, что меня задели случайно и что драки можно было избежать. Мне
стало стыдно за свой поступок, да и мама расстроилась, когда узнала о
случившемся.
Учитель: Вот видите, агрессивное поведение спровоцировали мимолетный
гнев и неумение контролировать свои чувства и правильно проанализировать
ситуацию. Давайте попробуем дать определение гневу.
Учащийся: Гнев - это чувство, которое выводит тебя из равновесия,
переполняет тебя и провоцирует на различные необдуманные агрессивные
действия.
Учитель: А что такое агрессивное поведение?
Учитель: Скажите, связаны ли между собой гнев и агрессивное поведение?
Почему? Приведите примеры.
Учитель: Значит, агрессивное поведение- это взаимодействие, в ходе которого
одним человеком умышленно наносится вред (физический или психический)
другому.
Различают прямую и косвенную агрессию. К прямой агрессии относят
словесную - когда насмешничают, обзывают, сквернословят; материальную-
когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество;
физическую- когда дерутся, толкаются, дергают за волосы. К косвенной
агрессии относят частичное игнорирование- непринятие в игры, разговоры,
спектакли; полное игнорирование- бойкот.
В любом из видов проявления агрессивного поведения всегда выделяют две
стороны: агрессор и жертва.
Давайте разделимся на две группы. Каждая группа придумает и инсценирует
ситуацию агрессивного поведения.
-
Можно предложить ученикам инсценировать уже приготовленные
заранее на карточках жизненные ситуации, происходящие в школе, на улице.
Организуются моделирование ситуаций и их анализ.
Учитель:
Представьте себе, что вы постоянно становитесь объектом
агрессии. В чём причина этого? Что нужно делать, чтобы не стать объектом
агрессивного поведения?
- Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Часто безобидные шутки, игры перерастают в агрессию, почему?
Как отличить игру от агрессивного поведения?
Учитель: Давайте попробуем установить особенности игры. В игре
принимают участие все желающие. Все участники соблюдают правила игры.
Никому не обидно, всем весело.
Учитель: Мы обсудили важные вопросы, касающиеся каждого из нас. В
заключении классного часа я бы хотела попросить вас заполнить анкету и
высказать свое мнение по каждому вопросу.
Анкета
1.
Есть ли в вашем классе ребята, которые обижают, дразнят
одноклассников, учеников других классов?
2.
Дружишь ли ты с ребятами, которых часто обижают?
3.
Как к ним относятся другие ребята?
4.
За что чаще всего дразнят, обижают?
5.
Обижали ли тебя когда-нибудь твои одноклассники или друзья? Как?
6.
Что ты чувствовал при этом?
7.
Когда твои одноклассники обижают кого-нибудь в твоем присутствии,
что делаешь ты?
8.
Что чаще всего делает тот, кого обижают?
9.
Помогает ли это остановить обидчиков?
10.Кто, по-твоему, виновен?
11.Можете ли вы остановить обидчиков без посторонней помощи?
12.Если нет, то кто мог бы вам в этом помочь?
13.Хотел бы ты помочь тем ребятам, которых обижают, дразнят?
14.Как ты думаешь, что могут сделать ребята, чтобы улучшить
взаимоотношения в классе?
- Результаты анкетирования обрабатываются школьным психологом,
который принимает участие в следующем классном часе.