"Организация духовно -нравственного воспитания в воспитательном процессе начальной школы".

Автор: Абрамова Елена Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: город Сосновый Бор, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация духовно -нравственного воспитания в воспитательном процессе начальной школы".
Дата публикации: 23.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


АБРАМОВА ЕЛЕНА ПАВЛОВНА
Название работы:
Организация духовно- нравственного воспитания в

воспитательном процессе начальной школы в МБОУ «СОШ №1»
Основными направлениями этой сферы является патриотическое воспитание и привитие духовно-нравственных ценностей в образовательных учреждениях. Актуальность данной работы заключается в том, что в ней отражены многие аспекты государственного проекта по духовно- нравственному развитию воспитания и социализации. Новизна состоит в том, что при описании опыта воспитательной работы отображены все направления школьной деятельности: на уроках, внеурочная работа, внеклассная деятельность и работа с родителями.
Информация об авторе работы:
Дата и место рождения: 30.08.1955 г. рождения ст. Партизаны Генический р-н Херсонская обл. Адрес местожительства: 188540 г. Сосновый Бор ул. Ленинская д.4, кв. 7. Тел. 8(813)69 2-82-78, мобильный телефон. 9119145873, e-mail: malya3055@mail. ru Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» учитель начальных классов. Почетные звания: «Ветеран Ленинградской области». Наличие премий, призов и иных наград: Медаль: «100 лет профсоюзам», «90лет ВЛКСМ», Лауреат конкурса «Женщина года» -2008г. 1

«Сделать себя нравственнее, добрее,

чище- значит сделать таким мир вокруг себя»
ВСТУПЛЕНИЕ Уже несколько лет многие преподаватели и родители учащихся жалуются на ухудшение качества российского образования. Так ли это на самом деле и что стало причиной подобных изменений? Если речь зашла о качестве образования, то в плане уровня информированности учащихся все осталось на прежнем уровне, а в некоторых сферах даже видны улучшения. В первую очередь, это касается информационных технологий и естественных наук. Но обостряются проблемы духовно-нравственного воспитания школьников. Некоторые исследователи, психологи и социологи связывают это с понижением уровня нравственности в обществе в целом и с постоянной демонстрацией скандалов, насилия, кровопролитий и нецензурной брани в средствах массовой информации. Данная проблема отражается в Государственной программе Ленинградской области "Современное образование Ленинградской области", утвержденной постановлением правительства Ленинградской области 14 ноября 2013 года №398. В этом документе среди основных приоритетов государственной политики в сфере образования является приоритет нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения. Основными направлениями этой сферы является патриотическое воспитание и привитие духовно-нравственных ценностей в образовательных учреждениях. В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно- нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, программ и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся". Актуальность данной работы заключается в том, что в ней отражены многие аспекты государственного проекта по духовно- нравственному развитию воспитания и социализации. Новизна состоит в том, что при описании опыта воспитательной работы отображены все направления школьной деятельности: на уроках, внеурочная работа, внеклассная деятельность и работа с родителями. В образовательном процессе предусматривается предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики". В данном курсе рассматриваются следующие направления по выбору родителей учащихся: "Основы православной культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики". Данные занятия проводятся 1 час в неделю, отведенный в расписании на четвертом году обучения в начальной школе. В нашей школе родители склоняются к выбору для своих детей следующих направлений: основы православной культуры, основы религиозных культур и светской этики. Учебный курс знакомит четвероклассников с основами православной культуры, раскрывает ее значение и роль 2
в жизни людей - в формировании личности человека, ее отношения к миру и людям, поведения повседневной жизни. Используется учебное пособие под редакцией Кураева А.В. – Основы православной культуры («Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики») программа "Школа России" и учебное пособие под редакцией Н.Ф. Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по программе "Школа 21 век". Данные учебники несут в себе информацию различной степени сложности и глубины. Но нельзя ограничивать учеников в познании ими духовно-нравственных ценностей одним годом обучения. Возникает проблема преемственности начальной и средней ступеней обучения. Знания, не подкрепляемые впоследствии, могут легко утратить свое значение. Личность ребенка развивается непрерывно, и задача современного образования обеспечить учащихся доступной образовательной средой.Системой во внеурочной деятельности по организации духовно-нравственного воспитания стала кружковая работа. В этом направлении в школе действуют кружки для 1-2 классов «Азбука православной культуры для младших школьников», (Приложение1) кружок «Основы христианской нравственности» для 3 классов, (Приложение 2), для 4-5 классов . «Праздники, традиции и ремёсла народов России». (Приложение3) 3

Раздел 1. Духовно- нравственное воспитание как основной компонент в воспитании

морально- этических и гражданско- патриотических ценностей у современных

школьников

1.1. Организация духовно- нравственного воспитания в воспитательном процессе

начальной школы в МБОУ «СОШ №1»
Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа . Профессия, учитель начальных классов, складывается из очень близких понятий: учитель – педагог – наставник – классный руководитель. Они не могут существовать раздельно. Разве может педагог учить, не наставляя, не воспитывая?
В.А. Сухомлинский

писал, что «человек, который встречается с учениками только на уроке – по одну сторону

учительского стола, а по другую обучаемые – не знает детской души»,
а кто не знает детской души и, кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем». Я абсолютно с ним согласна. Но как стать настоящим учителем, классным руководителем, как верно вести за собой, как правильно воспитывать? Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. (Приложение 4) Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям: - Духовно-нравственное и правовое воспитание - Гражданско- патриотическое воспитание - Интеллектуальное воспитание - Эстетическое воспитание - Работа с родителями Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и правовое воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание — одно из важнейших направлений моей работы в школе.
Основными задачами этого направления
является содействие культурному и духовно- нравственному просвещению педагогической общественности и семьи, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников; возрождению, сохранению и развитию лучших традиций национальной культуры, приобщение к духовным ценностям. В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми: - Не запрещать, а направлять; - Не управлять, а соуправлять; - Не принуждать, а убеждать; - Не командовать, а организовывать; - Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Будучи классным руководителем, считаю, что целью воспитательного процесса является воспитание свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности, которая достигается через формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям и осознание ценности человеческой жизни, через формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования учащихся, а также культуры сохранения собственного здоровья. Проводимые мной классные часы, игровые ситуации, диспуты способствуют развитию самооценки учащихся, выработке умения видеть сильные и слабые стороны своей личности, 4
характера. Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование. Проводя анкетирование учащихся («Диагностика характера», «Трудности взаимопонимания» и др.), а также диагностику нравственной воспитанности, выявляю способности детей, их положительные и отрицательные черты характера для дальнейшей корректировки. Анализируя проведенную работу, замечаю, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда могут быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу. Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях, ВСЕХ учащихся класса. С целью изучения взаимоотношений «учитель-ученик-родитель», посещаю семьи учащихся на дому, провожу индивидуальные беседы с родителями, провожу совместные мероприятия родителей и детей на которых они учатся слушать и слышать друг друга. В своей работе использую инновационные методики, творчески подхожу к воспитательной и социально-педагогической работе. Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела. Для формирования у учащихся духовно-нравственных ценностей организую для детей познавательные экскурсии. Так в ноябре 2014 года в рамках «Моя малая Родина» состоялась экскурсия совместно с родителями на Финский залив. Целью экскурсии было раскрыть понятие малой родины в жизни каждого человека. Задачей данной экскурсии было воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родине, о предприятиях города. При выходе на Финский залив были видны 2 предприятия — это Ленинградская атомная электростанция и Государственный оптический институт. Дети в форме беседы рассказывали о родителях, которые работают на этих предприятиях. Эта тема была выбрана в связи с интересом детей к тому «чем живет их родной город». И так как главным предприятием нашего города являются ЛАЭС, естественно основной интерес был прикован к атомной промышленности. К этому мероприятию велась большая подготовительная работа. На протяжении нескольких классных часов мы с детьми говорили о профессиях, их значимости в жизни человека, о значении мирного атома в жизни человека. Не случайно местом проведения был выбран берег Финского залива. Именно оттуда дети могли разглядеть величие и красоту атомной электростанции. К сожалению, не удалось организовать экскурсию на станцию, но даже такое занятие прошло на высоком эмоциональном подъёме. Увиденное и услышанное дало детям возможность понять значимость труда в жизни человека. Дети были организованны, дисциплинированны и активны. Завершая беседу, учащиеся согласились с моим мнением в том, что, изучая историю своей Малой Родины, отдавая дань уважения своим землякам за их трудовые и боевые подвиги, за их неисчерпаемый талант своих родителей, каждый с чувством гордости может гордиться своей малой Родиной. (Приложение5) Также поддерживаю тесный контакт с родителями своих учеников, организую педагогические консультации, индивидуальные консультации, родительские собрания, встречи родителей со специалистами различных сфер, провожу анкетирование в целях диагностики и регулирования своей учебно-воспитательной деятельности. Я считаю, что именно классный руководитель способен показать ученику и его родителям, что они есть в жизни друг для друга, так как большая часть об этом забывает. Стараюсь создать условия для реального самостоятельного разрешения растущим человеком его личных проблем, понимания себя и других, личностного и профессионального самоопределения. Для улучшения взаимопонимания и взаимодоверия «родитель-ученик» стараюсь привлечь родителей к жизни класса и школы участием во внеклассных мероприятиях: «Мама, папа и я – спортивная семья», «Веселые старты» экскурсионные поездки в Санкт- Петербург, туристические слеты. 5
Так в ноябре 2014 перед осенними каникулами учащиеся и родители осуществили выход в осенний лес. На этом занятии воспитывается у детей любовь к природе, умение наблюдать, подмечать характерные особенности природных явлений. Дети нашли для себя объяснение выражению: природа- это наш дом. Поэтому нельзя сорить и оставлять за собой грязь, бездумно рвать цветы и ломать ветки деревьев такое поведение вредит не только природе, но и в душе человека создает привычку к безразличию, злобе и разрушению. Форма занятия в виде праздника позволила сделать детей активными участниками, включиться в работу, учиться действовать четко, уверенно. Ребята практически самостоятельно приготовили пищу, построили временное укрытие, организовали футбольный матч, прошли полосу препятствия каждый из детей принял участие в проведении занятия. Я считаю, что такие занятия плодотворно влияют на воспитание экологической грамотности у детей и формируют у них понятие о здоровом образе жизни. Ведь именно практические занятия-выходы в природу позволяют почувствовать себя неотъемлемой частичкой окружающего мира и прививают бережливое отношение к нему. Кроме того, этот поход не только вызвал положительные эмоции у детей и у родителей, но и сблизил их, научил взаимопониманию. Все довольные и счастливые, получив заряд бодрости уже отправились на каникулы, чтобы с новыми силами приступить к учебе во 2 четверти. Работу в этом направлении я планирую продолжать и дальше. (Приложение 6) Нет легких учеников, все они требуют много сил и энергии. Педагог должен быть искренне убежден, что каждый ребенок талантлив, а значит интересен. Если ребенок «сер», и «невыразителен», значит, его талант пока не обнаружен и не развит. А в этом виноват не ребенок, здесь вина педагога. Термин «дети группы риска» чаще всего упоминаются в качестве синонимов терминов «запущенный ученик» или «ученик с отклонениями в обучении и поведении», «трудные дети», «трудный ученик». Обычно мы называем «трудными» тех учащихся, которые не только плохо учатся, но и при этом они также грубо нарушают требования школьной дисциплины, правила поведения на улице и в общественных местах. Чтобы вести работу с такими детьми, надо знать причины, приводящие к отклонению в обучении и поведении. Не описать ощущение почти физической боли, когда соприкасаешься с озлобленной детской душой. Как много недополучил он от своих близких, как он с озлобленной душой смотрит на мир. Сколько добра, тепла и любви обошли его стороной. В таких случаях в моей работе на первый план выходит просто человеческое:
помочь, понять, приласкать,

посочувствовать, поговорить по душам
. Помочь ребенку найти себя, заявить о себе, обрести уверенность стоящему на перепутье ребенку, в каждом видеть хорошее, дать каждому шанс – вот те задачи, которые я поставила перед собой. Естественно, по-новому звучит сегодня и задача классного руководителя — уметь быть готовым взять на себя ответственность за судьбу ребенка — ибо, как писал Антуан де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Повышение роли патриотического воспитания, приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества, формирование умения сохранять своё здоровье и вести здоровый образ жизни находит отражение в патриотических мероприятиях: «День памяти жертв терроризма в Беслане», классный час «Присоединение Крыма к России» и другие. Особо эффективными в этом направлении считаю проведение классных часов, посвященных отражению истории родного края в мировой истории. Детям особенно интересны эпизоды из жизни людей, которые пережили великие события. Именно на свидетельствах очевидцев у них четко формируется гражданская позиция. Поэтому часто на внеклассные мероприятия мы приглашаем людей, которые стали свидетелями истории родного города и страны. Так в конце января был проведен классный час «Блокада Ленинграда» На этом мероприятии с ребятами встретился и поделился воспоминаниями ветеран Великой Отечественной войны учитель- ветеран Селезнева А.И. Много интересных воспоминаний услышали ребята из уст ветерана. Александра Ивановна призвала ребят расти честными, уважать старших, любить свою Родину. Этот урок мужества был нацелен на воспитание в детях интереса к истории. Главным назначениям таких встреч является общение поколений ветеранов и молодежи. Они учат детей 6
не забывать уроки прошлого, уважать и хранить семейные реликвии, гордиться своими дедами и прадедами-участниками Великой отечественной войны. Эту работу мы проводили совместно с ребятами и родителями. Ребята с удовольствием собирали материал: принесли фотографии, медали, ордена своих воевавших или переживших войну родственников. Мы собрали материал о жителях блокадного Ленинграда, вместе подготовили презентацию. К классному часу была подготовлена выставка рисунков на военную тему «Вечная память». Общение с ветераном вызвал у учащихся дух патриотизма, понимание трагедии войны, умение ценить самопожертвования и подвиги, которые совершили ветераны. Классный час прошел на одном дыхании, ученики активно включались в обсуждение темы. Например, Арина призналась, что при просмотре презентации ей несколько раз хотелось заплакать. Дети сделали для себя главный вывод: свою Родину нужно любить и беречь, а когда надо – защищать! Проведение классных часов такого рода очень важно для формирования мировоззрения подрастающего поколения и воспитания полноценных граждан страны. Ребята почтили Минутой молчания память погибших в этой страшной войне и сделали вывод о важности сохранения мира на земле. (Приложение 7) К 70 летию Победы в ВОВ в классе мной запланировано ряд мероприятий, направленных на воспитание гражданской позиции детей относительно подвига русского народа в этой войне: классный час «День народного единства «Пионеры - герои», «Герои войны - наши земляки», «Афанасьев И.И.-наш земляк Герой Советского союза» открытое мероприятие «Ленинградская Хатынь». В марте месяце 2015 г. в день празднования Дня подводника прошел классный час «Герои- подводники». Инициатором данного мероприятия был капитан 2 ранга Говоров Вячеслав Александрович, отец учащегося Говорова Глеба. Рассказ о подводниках с презентацией очень ребятам понравился. Ребята задавали много вопросов. Это второе мероприятие, которое проводит Говоров В.А., уже запланирован урок-мужества «Нам дороги эти позабыть нельзя!», который проведет семья Кармановых. Хотелось бы чаще привлекать родителей к организации проводимых мероприятий. Только включившись в такую совместную работу, родители осознают, что постоянный контакт с учителем и детьми помогает им в воспитании собственного ребёнка. (Приложение 8, 8а сценарий на электронном носителе)) Уже традиционным является участие в акции «Открытка ветерану», участвуем в акции «Бессмертный полк школы №1» (Приложение9). Вместе с учащимися поздравляем на дому ветеранов с Днем Победы, у детей остается незабываемое впечатление, когда ветераны, со слезами на глазах и словами благодарности слушают детские стихи и принимают от детей открытки. В системе работы классного руководителя большую роль играет ученическое самоуправление. Строго распределяются обязанности. Например, учебный сектор отвечает за ведение дневников. Спортивный сектор – за организацию всех спортивно-оздоровительных мероприятий. Трудовой сектор – за организацию субботника на территории школы. Сектор редколлегии за оформление плакатов к различным мероприятиям в школе. Сектор досуга за проведение развлекательных и культурно-массовых мероприятий. При реализации любой воспитательной концепции очень важно видеть и знать ее результаты. Хотелось бы отметить, что, являясь посредником между растущей личностью и окружающим миром в формировании духовно-нравственных ценностей коллективно — творческие дела очень сплачивают детский коллектив. Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный “За всё” и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяя большое внимание самообразованию. Принимаю активное участие в методическом объединении классных руководителей школы, где выступаю с сообщениями, делюсь с коллегами своим накопленным опытом, оказываю педагогическую помощь по вопросам воспитательной, организационной и творческой работы другим классным руководителям. У педагога есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни считают 7
ее дополнением к своей преподавательской работе, другие — наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе — это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель. Хочется закончить словами Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.
1.2. Система внеурочной деятельности по организации духовно- нравственного

воспитания.
8
Время, проведенное учениками в школе после уроков – это время свободного выбора, это время творчества, время, дающее возможность раскрыть личность ребенка. Эмоциональная среда, которая может быть создана во внеурочное время, должна объединить увлеченных детей и увлеченных учителей, увлеченных родителей. Главное при этом, чтобы внеурочная деятельность учащихся объединила все виды деятельности школьников, в которых возможно и необходимо решение задач их воспитания и социализации, и была осуществлена взаимосвязь общего и дополнительного образования. В связи с этим
принципами внеурочной работы
являются
:
- взаимосвязь между урочной и внеурочной деятельностью учащихся; - развитие индивидуальности каждого учащегося в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности; - единство партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования; - системный подход к организации воспитательного процесса; - преемственность внеурочной работы на разных ступенях обучения; - организация внеурочной деятельности с опорой на школьные традиции.
Задачи внеурочной деятельности:
- совершенствование духовно-нравственного воспитания путем формирования способностей к духовному развитию и основ нравственного самосознания; - усвоение базовых духовных ценностей и традиций народов России, формирование культуры межэтнического общения; - развитие патриотизма и гражданственности; - выявление и развитие индивидуальных способностей и склонностей учащихся; - формирование первоначальных профессиональных намерений и интересов; - развитие социальных коммуникативных компетенций, творческого партнерства и сотрудничества; - развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, к принятию ответственности за их результаты; - развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; - формирование творческого отношения к учебе, труду, общественной деятельности; - развитие эстетических потребностей, ценностей, чувств; - развитие доброжелательности, доверия, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания им помощи; - формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; - формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека; - укрепление уважительного отношения к родителям; - знание традиций своей семьи.
Планируемые результаты:

Воспитательный результат внеурочной деятельности
– духовно – нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности
– влияние того или иного духовно – нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка. Для младших школьников возможно достижение
результата первого и второго

уровней:

В воспитании гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и

обязанностей человека у обучающихся формируется представление о таких ценностях:
любовь к Родине, своему народу, своему краю, мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, доверие к людям. Задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у детей представление о символах государства, их историческом происхождении, понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющий общественный 9
порядок, представление о народах России, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейшие событий отечественной истории, негативное отношение к нарушениям порядка (в классе, школе, общественных местах). В своей работе в воспитании гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностей человека я применяю такие виды деятельности и формы работы: знакомство с символами России, героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей (классные пятиминутки, классные часы, экскурсии, просмотры кинофильмов, участие в подготовке и проведении праздников, посвященные памятным датам, поэтические конкурсы патриотического содержания, конкурс строя с песней, (Приложение 13) встречи с ветеранами, фольклорные праздники.) Нравственный выбор, жизнь, справедливость, милосердие, честь, уважение родителей, уважение достоинства другого человека, забота о старших и младших, ответственность, светская этика и религиозная жизнь человека, свобода совести и вероисповедания – ценности, формируемые направлением воспитания нравственных чувств, этического сознания. Содержанием этого направления является знакомство с базовыми российскими ценностями, любовь к школе, городу (участие в праздновании 40 летия г. Сосновый Бор) (Приложение 15), стране, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества. Понимание смысла гуманных отношений, стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости. Понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи. Понимание значения нравственно-волевых усилий в выполнении учебных и трудовых обязанностей. Преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. Осознание значение семьи для жизни человека. Отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявления эгоизма, грубости. Дети знакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей. Участвуют в общественно-полезном труде в помощь школе. Принимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, заботе о животных, природе (тематические классные часы, дежурство по классу и по школе, выставки творческих работ, встречи с интересными людьми.). В октябре 2015 года был проведен праздник дружбы совместно с Домом детского творчества. Ребята не знали, что такой праздник будет, но с удовольствием отвечали на все вопросы, рассказывали о дружбе в семье, отношениях с друзьями, дружбе с животным. Свои пожелания о дружбе записали и составили большое дерево дружбы 4б класса (Приложение 16) Ребята расширяют положительный опыт общения со сверстниками в общественной работе, отдыхе, спорте, творчестве (подготовка и проведение тематических классных часов, литературно – музыкальных композиций, выпуск стенгазет и фотомонтажей, проектная деятельность, подготовка и проведение спортивных праздников, спортивных соревнований, детских праздников). Получают представления о нравственных взаимоотношениях в семье (Приложение 14) (открытые семейные праздники, выполнение и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведение выставок, раскрывающих историю семьи).
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа

жизни формирует жизненно важные ценности:
жизнь, экологическая безопасность, здоровье, ресурсосбережение, устойчивое развитие общества в гармонии с природой. Содержанием этого направления являются - умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности. - интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, занятиям в спортивных секциях. - представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека. - развитие экологической грамотности родителей, населения. - устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии, рациональной организации режима дня, питания. 10
- опыт участия в физкультурных – оздоровительных мероприятий. - резко негативное отношение к курению. Дети получают представление о здоровье, здоровом образе жизни, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья, участвуя в пропаганде здорового образа жизни (классные пятиминутки и классные часы, просмотры фильмов, игровые программы). В процессе подготовки, участия и проведения классных часов, спортивных праздников, составляют правильный режим занятий физической культурой, спортом, рацион здорового питания, режим дня. Получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (беседы с медицинскими работниками, воспитателями ГПД, школьным психологом). Уже 3 года действует уголок здоровья, в котором дети находят и помещают интересные рассказы о детских болезнях, о режиме школьника и т.д. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни помогает приобрести участникам воспитательного процесса компетентности, необходимые в дальнейшей жизни: нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности, уважение к труду и людям труда, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость. Основой содержания данного направления в воспитании является осознание нравственных основ образования и важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни; знание и уважение трудовых традиций своей семьи; умение планировать трудовую деятельность, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществление творческого сотрудничества в процессе коллективной работы. У детей формируется бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе и нетерпимое отношение к лени, безответственности. Учащиеся участвуют в олимпиадах по учебным предметам. (Приложение12) Знакомятся с профессиональной деятельностью родителей (встречи, презентации). Участвуют в различных видах общественно-полезной деятельности в школе (дежурство, субботники). Приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание человека прививает детям понятия: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве. Даёт возможность эстетическому развитию личности. Именно это направление воспитывает ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира. Формирует эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни. Даёт представление об искусстве народов России и всего мира. В конце февраля 2015 года в школе прошел удивительный праздник «Наша школьная радуга» к этому мероприятию мы готовились и на уроках, и во время внеурочной деятельности. Мой класс многонациональный, здесь учатся и узбеки, и украинцы, и армянка. Ребята узнали, что у каждого народа России сложились определенные культурные традиции. Наш класс представлял Татарию. На уроках труда, мы познакомились с национальными костюмами Татарстана, узнали, что у татарского народа основным украшением служил растительный орнамент и полудрагоценные камни. Ребята своими руками изготовили орнамент, которым украсили жилетку Васина Алеши принявшего участие в танцевальной композиции «Татарские посиделки». С большим вниманием к этому мероприятию отнеслись родители. Мамы девочек сшили татарские народные костюмы, другие родители испекли чак-чак и другие национальные татарские кушанья, принесли посуду с татарским орнаментом, помогли накрыть стол. Даже бабушки не остались в стороне-приготовили много печеных угощений. Нашли скатерть, которую стелили в татарских семьях. Стол украсили в стиле Татарстана. Наш класс занял 1 место. Конечно все прошло на высшем уровне, дети получили не забываемые впечатления, 11
однако огорчает то, что некоторые родители даже и не знали, о проведении такого праздника. Проект получился настолько интересным, ярким, запоминающимся что сами дети попросили сделать его традиционным в школе, чтобы иметь возможность каждый год представлять разные национальности. Конечно же этот праздник имеет огромное значение в воспитании национальной культуры. Школа с презентацией результатов проекта выступала в д. Разметелево и мои ученики с гордостью представляли итоги нашей работы. (Приложение 10, 10а клип на электронном носителе) Во время посещения музеев, театров, художественных выставок, дети получают представление об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России и мира разных исторических эпох. Знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными промыслами на внеклассных мероприятиях художественного содержания, фольклорных праздниках. Получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества в системе дополнительного образования (участие в работе кружков эстетического направления, в концертно-театральной деятельности, участвуют в оформлении класса и школы). Это направление предполагает взаимодействие с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и творческих работ, что является неотъемлемой частью воспитательной работы.
Раздел 2. Важность взаимодействия с родителями в организации духовно-нравственного

воспитания в классе.
12
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающих ся в начальной школе осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй. Стратегия сотрудничества выстроена на основе системы педагогических идей, которые являются ключевыми для нашей школы. Одной из основных задач воспитательного про процесс является с оздание условий для взаимодействия семьи и школы на основе единой педагогической позиции. Исходя из этого, при планировании воспитательной работы с детьми я ставлю перед собой задачи: - воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям; - формирование ответственности за свои поступки перед семьей; - воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать семейные традиции. В работе с родителями: - формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка; - формирование субъектной позиции родителей во взаимодействии со школой; - формирование психолого-педагогической культуры родителей; - развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми. - адаптационная поддержка семьи при поступлении ребенка в школу и в ходе дальнейшего процесса обучения в школе; - индивидуализация учебного процесса с учетом образовательных потребностей семьи; - предоставление дополнительных образовательных услуг по запросам семьи; В течение 4-х лет я углубленно работала по теме
«Приобщение родителей к духовно –

нравственному воспитанию».
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях: 
повышение педагогической культуры родителей
(законных представителей) учащихся путем проведения Дней открытых дверей, тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.; 
совершенствования межличностных отношений
педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций: День здоровья, «Папа, мама я – спортивная семья», праздник посвящения в читатели библиотеки, Рождественские праздники, праздничные концерты к Дню матери и Международному женскому дню и т.п.; 
расширение партнёрских взаимоотношений с родителями
путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных мероприятия и т.п. В моем классе в процессе организации здоровьесберегающей деятельности я особое внимание уделяю духовному здоровью, поскольку, именно оно является, главной предпосылкой, позволяющей человеку, справится с социальными, психическими и физическими трудностями. Такой человек способен использовать творчество и само созидание, осознавать свою ответственность, соблюдать грань между правами и обязанностями, свободой и творчеством личности, с одной стороны, и безопасностью общества, с другой. В современном обществе разрушены: традиционные устои семьи, нравственные представления о браке и семье, утрачено традиционное восприятие родительства и детства. Моя задача- помочь родителям стать носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, которые они стремятся привить детям; создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенного, святому и доброму. 13
Работу я начала с изучения семей воспитанников уже с 1 класса. В ходе изучения семей, по итогам опроса «Традиции семьи», был установлен контакт и выяснены образовательные потребности родителей. Результаты опроса показали, что родители проявляют интерес к теме духовного здоровья, отмечают необходимость этой работы, подтверждают желание участвовать, определяют основные нравственные категории, формирование которых считают наиболее важными в работе с детьми. Но не всегда родители правильно понимают, что такое милосердие, терпение, послушание. Определяя свое отношение к общечеловеческим, гражданским и христианским ценностям, на первое место ставят такие качества как честность, доброта, любовь, дружелюбие, справедливость, но есть и те, для кого инициативность и находчивость, упорство в достижении цели являются важнее способности к состраданию. Я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания школьника, выработала тактику общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Совместно с родителями были определены следующие формы работы, помогающие сплотить родительский коллектив. В процессе взаимодействия заметила, что не все родители «включены» в образовательный процесс должным образом. Наиболее активные родители обращались за советом, посещали групповые консультации, родительские собрания, участвовали в конкурсах. Но значительная часть родителей ограничивалась либо исполнительской позицией, либо устным общением. Для того чтобы контакт стал более тесным, я определила для себя направления работы. Они предусматривают все аспекты педагогического взаимодействия с семьями воспитанников – теоретические и практические. Для родителей проведена консультация «Трудные домашние задания», проводятся индивидуальные консультации. 1. Приемы запоминания. 2. Критерии оценок письменных контрольных работ. 3.Деятельность ребенка в коллективе. 4. Требования к орфографическому режиму ведения тетрадей. 5. Роль домашнего задания. 6. Воспитание здорового ребенка. 7. Как организовать досуг ребенка в выходные дни. 8. Режим дня. 9. Опасность пиротехники. 10. Приемы пересказа. 11. Культура поведения. 12. Успеваемость. 13. Горячее питание (бесплатное) 14. Жизнь ребенка и его успехи в школе. Классный час «Традиции нашей семьи» был проведен совместно с родителя. Конкурс стихов о маме. Для того, чтобы сблизить родителей был проведен: новогодний утренник с родителями, был разработан сценарий, оформлено приглашение для родителей. Дети вместе с родителями водили хоровод вокруг ёлки, играли с Дедом Морозом (папа), пели новогодние песенки, а затем за «сладким» столом произошло тесное общение между собой. Они делились интересными событиями из жизни своих детей. Всё это способствовало возникновению дружеских отношений между отдельными семьями, которые сохраняются до сих пор. Реализуя задачу: развивать доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям, весной посиделки с мамами. Им было предложено участвовать в кулинарном конкурсе «Вкусняшки». Все приготовленные блюда получили высшую оценку детей – всё было очень вкусно! Я заметила, что родители стали более тесно общаться семьями, проводить вместе досуг. 14
В конце учебного года проведено родительское собрание «Проектная деятельность в работе с учащимися». В подготовленной мультимедийной презентации были представлены наиболее активные родители – участники проектов, конкурсов, помощники в обогащении предметно-развивающей среды нашего класса. Дети – это наше будущее, мир, в котором нам, взрослым, жить. Что мы сейчас посеем, то и пожнём в будущем. По моим наблюдениям иногда среди родителей проявлялась неспособность обеспечить ребенку внимание, поддержку. Это выражается в словесном, грубом обращении с ребенком, в не расположенности к нему, в постоянном обвинении в чем-то. Такое отношение приводит к снижению самооценки ребенка, утрате веры в себя и чувства принадлежности к обществу детей и взрослых, разрушает здоровье ребенка. 1 сентября 2013 года в день встречи после каникул на 1 уроке мы поговорили о духовных ценностях на классном часе «Моя семья- мое богатство», на котором присутствовали родители. Дети рассказывали о своих семьях, о том, как они вместе проводят время, принесли фотографии, на которых были самые счастливые моменты в семейном окружении. Родители рассказали о незабываемых моментах из жизни детей. Получился очень интересный диалог. Для родителей в некоторых случаях было открытием то, что рассказывали дети о своей семье, те эмоции, которыми они делились. А детям были интересны факты из жизни семьи, которые они не помнили или не знали о них. В конце родители организовали чаепитие, на котором поздравили летних именинников. В ноябре мною был реализован проект, посвященный Дню Матери - «Мамы могут всё что угодно», целью которого вызвать уважение к маме – мастерице, которая многое может и умеет. Мамы представили фото и коллекции своих увлечений. На их основе создано слайд-шоу, которое было показано на праздничной родительской гостиной «Наши мамы». Презентацией проекта стал праздник 21 сентября «Рождество Пресвятой Девы Марии». Наш рассказ был посвящён этому удивительному событию. Но начали мы его с рассказом о самом близком для каждого из нас, о самом дорогом для нас человеке о нашей земной маме. Ребята читали стихи о мамах. Просмотрели презентацию. Подготовленные родители совместно со мной рассказали об иконах и Пресвятой Деве Марии. Ребята с удовольствием выполняли творческие задания раскрашивали тематические рисунки. Этот классный час познакомил детей с традициями православной культуры Дети подготовили рефераты, выступления. В которых рассказали о том, что в богатом доме или простой крестьянской семье непременно был «красный угол» с иконами и горящей перед ними лампадой. На классный час был приглашен отец Владимир который рассказал: В этот день в народе было принято молиться Пресвятой Богородице обо всем, что тревожило душу. Считалось, что ни одна молитва, произнесенная в этот день, не останется без внимания. Но следует отметить, что в какой бы день не обратиться к Богородице – она всегда поможет, если человеку нужна её помощь. Богородица возрадуется, если верующие просто будут возносить ей благодарственные молитвы» Ребята посетили школьный музей «Живая старина» и смогли увидеть иконы и красный угол. Мы познакомились с великим наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников передавало другому. Узнали о религии, духовных идеалах, моральных нормах наших предков, о том, во что они верили, как жили, поддерживая друг друга и помогая друг другу. (Приложение 11, 11 а на электронном носителе) Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Вечера развлечений в– это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Доверительные отношения родителей и педагогов устанавливались постепенно в совместной деятельности. Для того, чтобы родители стали помощниками педагога, творчески 15
развивались вместе с детьми, необходимо было убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и результат не заставит себя ждать. Родители стали действительно равноправными участниками образовательного процесса. В результате повысился уровень педагогических знаний родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Родители стали активными участниками всех дел в классе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли партнеров. Есть ещё один важный момент в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Я всегда благодарю родителей при любом удобном случае. Родители постоянно принимают участие в выставках художественно-творческих работ. Если в 1-2 классах это были работы, изготовленные только руками родителей, то в 3-4 классе они демонстрировали работы, изготовленные совместно с детьми. Увеличилось и количество, представленных работ. Родители проявляют большой интерес к выполнению рефератов, презентаций по всем предметам. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. В процессе работы я выделила три группы родителей - родители – активисты, родители – исполнители и родители – наблюдатели. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни класса, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Родители активнее посещают родительские собрания, участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. Взаимоотношения в системах «родитель-педагог», «родитель- родитель» стали конструктивными, доверительными, доброжелательными, т. е. добродетельными. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется инициативой и терпением, педагога, его умением стать профессиональным помощником семье. Результатом работы я считаю: - повышение психолого-педагогической грамотности родителей; - повышение культуры межличностного взаимодействия родителей, детей в классе. Семья и школа дают ребенку социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в их гармоничном сочетании можно добиться положительного результата. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями. 16

СОДЕРЖАНИЕ
1.ВСТУПЛЕНИЕ. Раздел 1. Духовно- нравственное воспитание как основной компонент в воспитании морально- этических и гражданско- патриотических ценностей у современных школьников 1.1. Организация духовно- нравственного воспитания в воспитательном процессе начальной школы в МБОУ «СОШ №1» 1.2. Система внеурочной деятельности по организации духовно- нравственного воспитания. Раздел 2. Важность взаимодействия с родителями в организации духовно-нравственного воспитания в классе. 2. ПРИЛОЖЕНИЕ. 3. ЛИТЕРАТУРА. 17

Список литературы
1. Л.Л.Шевченко. Концепция и программа учебного предмета «Православная культура», Москва, 2002. 2. Л.Л. Шевченко. Учебно-методический комплект «Православная культура», Москва, 2002. 3.Горбачева Н. Евангельская история в рассказах о двунадесятых праздниках, Москва, 2008. 4.Т.А.Шорыгина. Православные праздники для детей. Сценарии и беседы, Москва,2001. 5. Г. Юдин. Аз, Буки, Веди: азбука православия для детей.- М.: Белый город: Даръ, 2011. 6.Познавательная библия, Москва,2008. 7.Православие. Полная энциклопедия [Текст]. – СПб .: ИГ «Весь», 2007. 8. Л.Л.Шевченко. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 1 год обучения. 7-е издание. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. - 128 с. 9. Л.Л.Шевченко. Православная культура: Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения. 7-е издание. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. - 112 с. 10. Л.Л.Шевченко. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»: 1-й год обучения. 7-е издание. - М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011. – 112 с. 11. Азбука православного воспитания. - М., 1997. 12. Артемий Владимиров, священник. Учебник жизни. -М., 2001. 13. Димитрий Конюхов, священник. Школьное православное образование. – М., 1999. 14. Сергий Коротких, священник. Основы христианской культуры и нравственности. Мир Божий// Материалы для школьных уроков. Ч.2 (второй год обучения). – Калининград,2001. 15. Как подготовить праздник Рождества Христова. –Центр «Покров». М.,2001. 16. Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижева и С. Фомина. – М.,1993. 17. Праздник праздников, торжество торжеств. Пасхальный сборник. – Кострома, 1998. 18. Прекрасный Божий мир / Сост. епископ Ахелойской Ефимий. – М., 1996.
Литература для учащихся.
1. Бахметьева А.Н. жития святых для детей. – М., 1997. 2. Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / сост. пр. Александр Соколов. – М., 1999. 18
3. Киреева Н. История рождественской елочки. – М.,1998. 4. Пасхальный подарок для детей (Библиотечка еженедельника «Воскресная школа»). – М., 2001. 5. Православный мир. – М., 2000. 19