Напоминание

"Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Автор: Мордашова Лариса Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №5 "Умка"
Населённый пункт: город Балаково,Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование пространственных представлений у детей дошкольного

возраста.
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста является составной частью их умственного развития.На основе этих представлений дети учатся практически ориентироваться в пространстве,кроме того,они служат основой для формирования пространственного мышления и способности воспринимать пространственные признаки и отношения предметов и явлений окружающей действительности . Важным условием обучения дошкольников, имеющих зрительные нарушения ,является учет их возрастных особенностей,состояние зрительных функций,уровня сформированности представлений и практических навыков ориентировки в пространстве. В основу обучения положены уже сложившиеся в тифлопедагогике принципы и методы обучения детей с нарушениями зрения.При этом большое внимание уделяется компенсирующей роли полисенсорных взаимосвязей,регулирующей роли слова, потенциальному использованию всех видов детской деятельности и ее коррекционной направленности. Большое значение имеют специально организованные, систематические,практические действия детей с различными пространственными признаками и свойствами объектов, решение задач на пространственную ориентировку :определение местоположения, взаимосвязи отношений и т.д. В заданиях на практическую ориентировку детей в пространстве обеспечивается систематическая упражняемость их на решение разного рода задач.При этом широкое распространение получают разнообразные виды детской деятельности: нод, игры, труд и деятельность в быту, в процессе которых дети учатся использовать свои знания и умения. У детей, имеющих нарушения зрения,медленне происходит усвоение направлений «слева — справа», чем «вверх — вниз».Для того, чтобы обеспечить им достаточную упражняемость в выделении этих направлений нужно постоянно ориентировать их на соответствующее размещение материалов и пособий на столе во время занятий по ФЭМП, рисованию и т.д. Например, можно дать задание : разместить цветные карандаши слева от себя или справа от себя, счетные палочки- справа, лист бумаги -посередине. В связи с тем,что при нарушении зрения возникают затруднения в понимани зависимости местоположения объекта от точек отсчета, предлагается задание на осмысление этой зависимости.Например, дети зарисовывают предметы,отраженные в зеркале.После завершения работы сличают свои рисунки с реальным расположением предметов. Это помогает в понимании зеркальности отражения пространства. Для обучения детей сравнению микроплоскости и макропространства,для осознания понятий «ближе -дальше», «выше -ниже» и др.,предлагаются модели реально существующей пространственной обстановки: размещение игрушек в игровом шкафу, модель групповой комнаты,участка. Важная роль отводится развитию словестной ориентировке.После завершения практического действия надо обязательно требовать словесного пояснения, рассказа о том как дети действовали. Зная,что освоение пространственных признаков и свойств, соотнесение в пространстве объектов по отношению друг к другу и к плоскости возможно только при словестном обозначении, осуществляется постоянная работа по упражнению детей в словестном ориентировании. Например, после экскурсии по групповой комнате и другим помещениям детского сада можно предложить сочинить загадки о размещении вещей в окружающей их обстановке. 1.Чтобы его найти, нужно встать лицом к окну. Он будет слева от вас.Если посмотреть на
середину стены, то его сразу увидишь.Он квадратной формы.Что это? 2.Она стоит на нашем участке.Если пойдешь прямо, она будет справа. Мы на нее залезаем и спускаемся вниз.Что это? Такие упражнения развивают образные представления и мышление, учат мысленно воспроизводить объекты в пространстве, словестно обозначать их местоположение и ориентироваться в пространстве. Широкое применение на занятиях по ФЭМП получают зрительные диктанты, в основу которых становится формирование навыков внимательного отношения к заданию, словестного осмысления связи между предметами в пространстве, различение этих взаимосвязей по отношению к самим предметам на ней.При этом словесная установка дается только один раз. Вот примеры подобных диктантов: 1.На листе бумаги в определенном месте и требуемом количестве надо нарисовать человечков.После этого детям предложить: «От второго человечка в нижнем левом углу проведите волнистую линию к третьему человечку в верхнем правом углу.От первого человечка в середине листа проведите прямую линию к последнему человечку в левом верхнем углу и т.д.На этой же схеме дети упражняются в определении рядов,расположенных ближе или дальше от ребенка, слева или справа. 2.Разделить линиями лист бумаги на четыре равные части, проведя линии через середину листа .В каждой части (в левой верхней, в правой нижней и др.) изобразить названное количество геометрических фигур.По завершении работы предложить 2-3 детям прочитать полученные результаты. 3.На демонстрационном полотне представлены расположенные в определенном порядке геометрические фигуры: в середине листа -четыре круга, в разных углах треугольники, квадраты, овалы разного количества. Кто либо из детей читает образец, остальные дети под его диктовку выполняют задание. 4.По словесному указанию педагога следует разместить игрушки на полках шкафа: в середине верхней полки поставить матрешку, на третьей полке от верха поставить машину, в правом углу второй полки от низа шкафа -пирамидку. 5.Расставить на столе по предложенной схеме различные игрушки и предметы: в середине стола положить кубик, слева от кубика положить книгу, в правом ближнем углу посадить куклу и т.д. Выполняя такие задания, дети соотносят свои практические действия с словесными описаниями. Большие потенциальные возможности для развития пространственной ориентировки имеются в игровой деятельности детей, поэтому многие задания носят игровой характер.На занятиях по развитию элементарных математических представлений широко применяются различные игры и упражнения на пространственную ориентировку: «Найди предмет», «Кто быстрее», «Угадай где спрятано», «Что слева,что справа », «Выше ,ниже» и т.д. В подвижных играх навыки пространственной деятельности формируются значительно свободнее и непринужденнее.Это особенно важно учитывать при организации работы с детьми, имеющими зрительные нарушения, т.к. ограниченные зрительные возможности приводят к снижению двигательной активности, боязни пространства.В игре они чувствуют себя более уверенно и стремятся добиться положительного результата.Это такие игры, как «Забор», «Найди свой круг», «Кто скорее пробежит по дорожке» и д.р.
Работа, проводимая во время непосредственной образовательной деятельности и в играх, может получить свое продолжение в бытовой и трудовой деятельности. Например во время дежурства в уголке природы предлагается запомнить расположение предметов и орудий труда в хозяйственном шкафу.Детей приучают располагать оборудование в игровом шкафу в строго требуемом порядке. Во время самостоятельной деятельности можно вспомнить с детьми об их доме, о расположении их вещей в квартире, вести беседы о том, как проехать к ним домой, рисовать маршрут следования, расположение дома на улице.