"Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста"
Автор: Мордашова Лариса Васильевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №5 "Умка"
Населённый пункт: город Балаково,Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста"
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного
возраста.
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста является
составной частью их умственного развития.На основе этих представлений дети учатся
практически ориентироваться в пространстве,кроме того,они служат основой для
формирования пространственного мышления и способности воспринимать
пространственные признаки и отношения предметов и явлений окружающей
действительности .
Важным условием обучения дошкольников, имеющих зрительные нарушения ,является учет
их возрастных особенностей,состояние зрительных функций,уровня сформированности
представлений и практических навыков ориентировки в пространстве.
В основу обучения положены уже сложившиеся в тифлопедагогике принципы и методы
обучения детей с нарушениями зрения.При этом большое внимание уделяется
компенсирующей роли полисенсорных взаимосвязей,регулирующей роли слова,
потенциальному использованию всех видов детской деятельности и ее коррекционной
направленности.
Большое значение имеют специально организованные, систематические,практические
действия детей с различными пространственными признаками и свойствами объектов,
решение задач на пространственную ориентировку :определение местоположения,
взаимосвязи отношений и т.д.
В заданиях на практическую ориентировку детей в пространстве обеспечивается
систематическая упражняемость их на решение разного рода задач.При этом широкое
распространение получают разнообразные виды детской деятельности: нод, игры, труд и
деятельность в быту, в процессе которых дети учатся использовать свои знания и умения.
У детей, имеющих нарушения зрения,медленне происходит усвоение направлений
«слева — справа», чем «вверх — вниз».Для того, чтобы обеспечить им достаточную
упражняемость в выделении этих направлений нужно постоянно ориентировать их на
соответствующее размещение материалов и пособий на столе во время занятий по ФЭМП,
рисованию и т.д.
Например, можно дать задание : разместить цветные карандаши слева от себя или справа от
себя, счетные палочки- справа, лист бумаги -посередине.
В связи с тем,что при нарушении зрения возникают затруднения в понимани зависимости
местоположения объекта от точек отсчета, предлагается задание на осмысление этой
зависимости.Например, дети зарисовывают предметы,отраженные в зеркале.После
завершения работы сличают свои рисунки с реальным расположением предметов.
Это помогает в понимании зеркальности отражения пространства.
Для обучения детей сравнению микроплоскости и макропространства,для осознания понятий
«ближе -дальше», «выше -ниже» и др.,предлагаются модели реально существующей
пространственной обстановки: размещение игрушек в игровом шкафу, модель групповой
комнаты,участка.
Важная роль отводится развитию словестной ориентировке.После завершения практического
действия надо обязательно требовать словесного пояснения, рассказа о том как дети
действовали.
Зная,что освоение пространственных признаков и свойств, соотнесение в пространстве
объектов по отношению друг к другу и к плоскости возможно только при словестном
обозначении, осуществляется постоянная работа по упражнению детей в словестном
ориентировании.
Например, после экскурсии по групповой комнате и другим помещениям детского сада
можно предложить сочинить загадки о размещении вещей в окружающей их обстановке.
1.Чтобы его найти, нужно встать лицом к окну. Он будет слева от вас.Если посмотреть на
середину стены, то его сразу увидишь.Он квадратной формы.Что это?
2.Она стоит на нашем участке.Если пойдешь прямо, она будет справа. Мы на нее залезаем и
спускаемся вниз.Что это?
Такие упражнения развивают образные представления и мышление, учат мысленно
воспроизводить объекты в пространстве, словестно обозначать их местоположение и
ориентироваться в пространстве.
Широкое применение на занятиях по ФЭМП получают зрительные диктанты, в основу
которых становится формирование навыков внимательного отношения к заданию,
словестного осмысления связи между предметами в пространстве, различение этих
взаимосвязей по отношению к самим предметам на ней.При этом словесная установка
дается только один раз.
Вот примеры подобных диктантов:
1.На листе бумаги в определенном месте и требуемом количестве надо нарисовать
человечков.После этого детям предложить: «От второго человечка в нижнем левом углу
проведите волнистую линию к третьему человечку в верхнем правом углу.От первого
человечка в середине листа проведите прямую линию к последнему человечку в левом
верхнем углу и т.д.На этой же схеме дети упражняются в определении рядов,расположенных
ближе или дальше от ребенка, слева или справа.
2.Разделить линиями лист бумаги на четыре равные части, проведя линии через середину
листа .В каждой части (в левой верхней, в правой нижней и др.) изобразить названное
количество геометрических фигур.По завершении работы предложить 2-3 детям прочитать
полученные результаты.
3.На демонстрационном полотне представлены расположенные в определенном порядке
геометрические фигуры: в середине листа -четыре круга, в разных углах треугольники,
квадраты, овалы разного количества. Кто либо из детей читает образец, остальные дети под
его диктовку выполняют задание.
4.По словесному указанию педагога следует разместить игрушки на полках шкафа: в
середине верхней полки поставить матрешку, на третьей полке от верха поставить машину, в
правом углу второй полки от низа шкафа -пирамидку.
5.Расставить на столе по предложенной схеме различные игрушки и предметы: в середине
стола положить кубик, слева от кубика положить книгу, в правом ближнем углу посадить
куклу и т.д.
Выполняя такие задания, дети соотносят свои практические действия с словесными
описаниями.
Большие потенциальные возможности для развития пространственной ориентировки
имеются в игровой деятельности детей, поэтому многие задания носят игровой характер.На
занятиях по развитию элементарных математических представлений широко применяются
различные игры и упражнения на пространственную ориентировку: «Найди предмет», «Кто
быстрее», «Угадай где спрятано», «Что слева,что справа », «Выше ,ниже» и т.д.
В подвижных играх навыки пространственной деятельности формируются значительно
свободнее и непринужденнее.Это особенно важно учитывать при организации работы с
детьми, имеющими зрительные нарушения, т.к. ограниченные зрительные возможности
приводят к снижению двигательной активности, боязни пространства.В игре они
чувствуют себя более уверенно и стремятся добиться положительного результата.Это такие
игры, как «Забор», «Найди свой круг», «Кто скорее пробежит по дорожке» и д.р.
Работа, проводимая во время непосредственной образовательной деятельности и в играх,
может получить свое продолжение в бытовой и трудовой деятельности.
Например во время дежурства в уголке природы предлагается запомнить расположение
предметов и орудий труда в хозяйственном шкафу.Детей приучают располагать оборудование
в игровом шкафу в строго требуемом порядке.
Во время самостоятельной деятельности можно вспомнить с детьми об их доме, о
расположении их вещей в квартире, вести беседы о том, как проехать к ним домой, рисовать
маршрут следования, расположение дома на улице.