Активные формы обучения истрии

Автор: Игнатенко Анна Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Филиал КОУ ХМАО-Югры "Специальная учебно-воспитательная школа № 1" в ИК-15 г. Нижневартовска
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: Активные формы обучения истрии
Дата публикации: 10.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Игнатенко Анна Ивановна, учитель истории Филиала казённого общеобразовательного учреждения «Специальная учебно- воспитательная школа № 1» в ИК-15 г. Нижневартовска
Знания только тогда становятся знаниями,

когда они приобретены усилиями мысли,

а не памяти.

Л. Н. Толстой

Хороших методов существует столько,

сколько существует хороших учителей.

Д. Пойя

Активные формы обучения истории
Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества. Указанное понимание сущности исторического образования создаёт предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно проблемное обучение, использование активных и интерактивных методик в преподавании истории. Цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения, в том числе и в методике школьного исторического образования. Жизнь сама подсказывает новые формы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить. Любой учитель истории применяет хотя бы изредка в своей деятельности активные формы обучения школьников. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью 1
посвящённый реализации одного из методов . Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно- воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников. Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону новых форм преподнесения материала. Перед современным учителем истории стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов невозможно без приобщения к творческой деятельности, без приобретения учащимися опыта ведения диалога и дискуссии. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуации приобретают все большее значение в нашей жизни. Проблемой изучения активности личности занимались такие философы, педагоги и психологи, как И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, В. Соловьёв, Д.Б. Эльконин, Р.С. Немов, Б.А. Вяткин, Л.С. Выготский, А. Маслоу, Я.А. Коменский, Жан-Жак Руссо, Г.Песталоцци. В педагогике активность, по мнению А.Г. Асмолова, зависит от различного рода ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта. Активность как социально обусловленное качество личности не существует сама по себе. Она формируется под воздействием социальных условий и не может проявиться вне опыта человека, особенностей усваиваемых им знаний, навыков, привычек, а также возможности компенсации недостатков. 2
Активность личности существенно зависит от её задатков, направленности, моральных качеств. В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует та, в основе которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода: 1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передаётся им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос. 2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы – творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику. 3) Интерактивные: обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со- обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причём и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Исходя из условий существования образовательного учреждения, в котором занимаюсь преподавательской деятельностью, наиболее приемлемыми являются активные формы обучения. В связи с этим реализую решение следующих задач: � систематизация программного материала по критерию возможности использования активных форм;  разработка целостной взаимосвязанной системы активных приёмов, форм, упражнений при обучении;  отслеживание эффективности внедрения активных форм в процесс обучения истории. Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в 3
процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы позволяют учащимся на уроке: - формировать собственное мнение; - учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника; - обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций; - продуктивно усваивать учебный материал; - активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность; - уметь разрешать конфликты в повседневной жизни; - продуктивно усваивать учебный материал; - анализировать факты и информацию; - творчески подходить к учебному материалу; - активно самостоятельно работать; - проявлять свою индивидуальность. Как показал анализ использования активных форм более эффективным обучение было тогда, когда учащиеся: • могли связать новый материал с предыдущим; • заинтересованы в том, что делают; • чётко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно; • имеют самостоятельность в работе; • имеют возможность для развития нужных умений; • имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу, сети Интернет); • обеспечены разными видами деятельности; 4
• имеют необходимую поддержку со стороны учителя; • работают в подходящем для них темпе; • понимают когда и как будут оценены; • могут оценить собственные успехи. Подбор упражнений для занятий позволяет обучающимся активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Предлагаемые ученикам упражнения затрагивают не только и не столько интеллектуальную сферу молодых людей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, ценностные ориентации. Взаимоотношения, установленные в классе, также важны, как и содержание занятий. Создание атмосферы доверия, в которой учащиеся чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать своё мнение, является важным аспектом в организации образовательного процесса. Осмысление наработанного опыта по использованию активных форм позволяют выделить в качестве основополагающих следующие функции преподавателя: • инструктирующая – необходимо помнить, что длинная и нечеткая инструкция по выполнению конкретного задания вызывает затруднения по его осмыслению и как следствие гасит интерес к выполнению задания; • оценочная – с целью поддержания партнёрских отношений в процессе работы желательно выполнение этой функции делегировать компетентному ученику или группе участников процесса обучения. Можно с целью повышения степени ответственности за результат работы и повышения эмоционального настроя поручить выполнение этой функции и слабым (согласно результатам первичной диагностики 5
уровня знаний) ученикам; • тренерская – эта функция позволяет делать в процессе выполнения работы конструктивный корректирующий комментарий, а также позволяет исправить неточности, возникающие при инструктировании обучаемых. При этом нужно помнить об обязательном отсутствии начальственных интонаций и присутствии доброжелательного тона; • руководящая – основной позицией в реализации этой функции должна быть организация после выполнения упражнения – обсуждения процесса выполнения задания. Этот процесс осмысления позволит зафиксировать как позитивные результаты, так и позволит корректно отследить ошибки и неточности. Обсуждение должно быть коллективным и равноправным. Развитие этих функций считаю для себя перспективными и основополагающими в дальнейшем профессиональном развитии. Для определения эффективности системы использую различные методики: •тестирование; •анкетирование; •система диагностических контрольных срезов; •рейтинг; •самооценка. Активными формами работы на уроке являются применение таких познавательных элементов, как «историческая путаница», «загадки Хроноса», «циферблат», «реши головоломку», «блеф–клуб», дискуссия, дебаты, тренинги, решение познавательных задач и т.д. Например, «Историческая путаница» , цель которой найти заранее запланированные учителем ошибки и либо вместе с учителем, либо самостоятельно их исправить: 6
1. 24 июня 1941 года, поздно ночью, объявив предварительно о наступлении, германские войска вторглись на советскую землю. Свой план по захвату территории СССР вермахт назвал «Тайфун». Немецкая авиация нанесла удар по аэродромам Прибалтики, Белоруссии, Украины. Так началась Вторая мировая война. Красная Армия была готова к отражению атак фашистов, поэтому сразу применила наступательную тактику. 2. К началу весны 1942 года на всём протяжении советско- германского фронта наступило некоторое затишье. Перевес по- прежнему оставался у Красной Армии. Советское командование было уверено, что немцы опять начнут наступление на юге страны и попытаются захватить Кавказ. Поэтому сюда были стянуты значительные резервы. Но германский генеральный штаб поставил перед своими войсками иную задачу. Главный удар планировалось нанести на центральном направлении – на Москву. 3. 15 июля 1944 года у деревни Прохоровка под Сталинградом развернулось самое крупное в истории войны сражение пехоты. С обеих сторон участвовало более 1200 единиц. К исходу дня была достигнута боевая ничья. 4. Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898 году. В этот год киевский князь Ярослав пошёл в Турцию, взял в жёны сестру императора Ольгу. По возвращении из похода в Киев, князь заставил креститься всех жителей города, которые не хотели этого делать и всячески сопротивлялись. Однако, по приказу князя их насильно загоняли в реку Волхов и крестили. 5. В 907 году Владимир Мономах пошёл на Царьград. Греки, узнав о приближении русского войска, выслали встречные отряды. Тогда, Владимир приказал поставить корабли на колёса, и они по суше, благодаря попутному ветру, добрались до стен 7
византийской столицы. Испуганные греки запросили мира, а русский князь прибил свой щит на воротах Стамбула. 6. Власть в России сменилась до начала Крымской войны, когда от пули народовольца в 1859 году погиб Николай I. Его сын Александр II начал сразу же с отмены крепостного права, лично возглавив Негласный комитет. Но первой реформой стала судебная в 1861 г. Военная реформа сократила срок службы солдат с 30 лет до 3. Крепостное право было отменено без всяких условий и ограничений в 1864 г. Эта реформа дала мощный толчок развитию капитализма в стране. Шло интенсивное строительство шоссейных дорог, а крестьянство обогащалось за счёт свободного от помещиков самостоятельного хозяйствования. Александра III называли «Освободителем», хотя социал- демократы покушались на его жизнь неоднократно. Ему удалось довести реформы до логического завершения. Импровизированные дебаты особенно успешно проходят на обобщающих уроках: 1. Декабристы на Сенатской площади: акт гражданского неповиновения или восстание? 2. Открытый вопрос: 1 группа – Почему вы считаете, что Л.И. Брежнев сыграл положительную роль в истории страны? 2 группа – Почему вы считаете, что Л.И. Брежнев сыграл отрицательную роль в истории страны? 3. Вторая мировая война – неизбежность или случайность? Верите ли вы, что… 1. … во времена Ивана III холопа, бежавшего от татар, казнили? 2. … новгородская мера сыпучих продуктов называлась «пузо»? 3. … в старину Красная площадь носила название «пожар»? 4. … амбаром в старой России называли хранилище? 5. … в Средневековье в Москве рубль назывался «ефимок»? 8
6. … правители Золотой орды жили в сарае? 7. …в старину, чтобы выбрать работника, его приглашали за стол и, если он ел хорошо, то его брали на работу? 8. … Сталин и его окружение готовили Москву к капитуляции? 9. … под Москвой с обеих сторон участвовало в сражении около 7 млн. человек? 10.… если бы союзники не открыли второй фронт, Красная Армия не победила бы Германию? 11.… для участников ВОВ и воинские заслуги перед Отечеством учреждены орден и медаль имени Г.К. Жукова? 12.… Вермахт назвал операцию по захвату Огненной дуги «Оверлодт»? 13.… Великая Отечественная война длилась 1418 дней? 14.… немецкий город Кенигсберг в Восточной Пруссии и русский город Калининград это один и тот же город? Как наше слово отзовётся… Назовите авторов высказываний:  «Иду на Вы…»  «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»  «Да будет Киев матерью городов русских!»  «Кто не придёт к реке креститься, богатый или бедный, тот будет мне противен»  «Я стану или величайшим негодяем, или величайшим преобразователем Пруссии»  «Кто из вас хочет стрелять в своего императора? Стреляйте!» и др. О каком событии или человеке идёт речь? 1. «В четвёртом часу, когда он выходил из сада, чтобы сесть в коляску, раздался выстрел. Всё произошло в мгновение ока. Из толпы любопытных зевак вышел высокий молодой человек, прицелился, но тут же стоявший рядом, ударил его по руке и пуля пролетела мимо. Покушавшегося схватили…». 9
2. «Личность … трагична. В акте 1 марта 1881 года причудливо переплетались трагедия человеческой судьбы, монархии и страны. Отсюда тянется кровавый след к трагической развязке российской истории уже XX века. Здесь обрывается взятый реформами курс на мирное строительство правового государства. По своему темпераменту, характеру, мировоззрению, призванию он не был реформатором. Он стал им в силу обстоятельств…». 3. «Именно этот человек провёл первую в истории Руси налоговую реформу, установив размер дани и место её сборов; соблюдая традиции своего времени, жестоко отомстил за гибель близкого человека; управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним». «Эти слова произнёс хан Батый о русском князе после его пребывания в Золотой орде: «Всё, что мне ни говорили об нём, всё правда, нет подобного этому князя». Циферблат  Сколько дней длилась блокада Ленинграда?  Сколько километров составляла длина вырытых окопов на Курской дуге?  Сколько дней оборонялась Брестская крепость?  Какое расстояние от Сталинграда до Волгограда?  Сколько дней продолжалась Курская битва?  Сколько дивизий выставил Гитлер на Курской дуге?  Какой номер носил Приказ Наркома обороны «Ни шагу назад»?  Сколько лет было Владимиру Мономаху, когда он стал Киевским князем?  Сколько километров разделяют Царьград и Константинополь?  Какого по счёту князя Владимира называли Мономахом?  Какой русский князь, по подсчётам историков, совершил за свою жизнь около 50 походов? Загадки Хроноса 10
Чтобы прочитать зашифрованное слово, необходимо расставить исторические события в хронологической последовательности. Л 1 Капитуляция Германии, Победа СССР в Великой Отечественной войне Т 2 Начало блокады Ленинграда Е 3 Полное освобождение территории СССР от фашистов Д 4 Сталинградская битва И 5 Начало Великой Отечественной войны А 6 Битва под Москвой Ь 7 Разгром Японии Ц 8 Начало Второй мировой войны И 1 Крещение Руси Г 2 Правление Владимира Мономаха О 3 Издание «Русской правды» Р 4 Правление Владимира Святого Т 5 Месть княгини Ольги за смерть князя Игоря С 6 Первый поход русичей на Царьград (Константинополь) Б 7 Убийство князей Бориса и Глеба Реши головоломку Целью данного тренинга является проверка знаний, в данном случае, материала, относящегося к Берлинской операции: в слове должна быть выделенная буква, например П –
п
рожектор, О – К
о
нев (или Жук
о
в, или Р
о
коссовский)
П
– техническое средство, использованное советскими войсками в начале Берлинской операции для создания ситуации внезапности
О
– один из советских командующих фронтов при штурме Берлина
Б
– помещение, в котором скрывался Гитлер во время боёв за Берлин
Е
– здание немецкого парламента, над которым 1 мая был поднят Красный флаг
Д
– пригород Берлина, в котором состоялась последняя встреча стран – союзниц антигитлеровской коалиции
А
– название документа, подписанного немецким командованием 8 мая 1945 года Блеф – клуб 11
 Верите ли вы, что славяне, когда рубили дерево, просили у него прощения и кормили его, оставляя еду на пеньке? (Да. Поклонялись всему, что росло на земле. С ними разговаривали, доверяли тайны. Вешали расшитые полотенца, ленты, одежду. В рощах молились и судили сородичей. Старые деревья не рубили. Их считали «покровителями» окрестностей).  Верите ли вы, что у древних славян был обычай: враги вместе варят и едят кашу для заключения мира, без этого мирный договор был недействительным. (поговорка «с ним каши не сваришь»)  Верите ли вы, что цирюльников в XVII веке причисляли к медицинскому персоналу? (да)  Верите ли вы, что царская династия Романовых берёт своё начало от Кобылы? (Андрей Иванович Кобыла -–боярин при Иване Калите, которого историки считают родоначальником династии)  Верите ли вы, что на Руси в XIV-XV веках, чтобы девушке вступить в брак, следовало достичь хотя бы 12 лет? (Нет. Дочь Всеволода Ярославича – Верхуслава отдана замуж по политическим мотивам в 8 лет)  Верите ли вы, что слово «нос» на Руси означало взятка? («Остался с носом», т.е. взятку не приняли и дело не решат)  Верите ли вы, что барон Мюнхаузен служил в Кирасирском полку её Величества во времена Елизаветы Петровны? (барон Карл Фридрих Иеронимус фон Мюнхаузен реальное лицо, и он действительно служил во времена Елизаветы в Кирасирском полку. Вышел полковником в отставку и уехал в Гановер)  Верите ли вы, что французский император Наполеон хотел породниться с императором Александром I? (да)  Верите ли вы, что один из народников Айзек Арончек, чтобы изменить свою внешность, плеснул себе в лицо кислотой?  Верите ли вы, что в начале XX века в моде были галстуки, которые назывались «столыпинскими»?  Верите ли вы, что царь-пушка, которая до сих пор находится в Кремле, создавалась не для военных целей, а 12
как диковинка Москвы, символизирующая её силу и мощь? (Нет, самое большое в мире орудие стояло в Китай-городе и предназначалось для защиты Спасских ворот Кремля)  Верите ли вы, что в древней Москве в школах занятия начинались в полдень – до этого ученики работали на дому? (нет, занятия начинались в 7 утра. В полдень уходили домой на обед, возвращались и учились до позднего вечера. Домашнюю работу не задавали, книги были редкостью).  Верите ли вы, что в одной звезде московского Кремля может поместиться грузовик ЗИЛ? (размер – от 3 до 3,75 м., вес от 1 до 1,5 т.) Применение таких активных форм обучения, как семинар, урок – практикум, урок – ролевая игра и др. способствуют активизации деятельности обучающихся, развивают критическое мышление, коммуникативные навыки, формируют умение корректно оппонировать, отстаивать свою точку зрения. Урок – ролевая игра на тему: Бородино – поле Славы русского духа.
Историки
– готовят презентацию о Бородинском сражении, рассказывают о битве.
Свидетели событий
– дают нравственную оценку событий, высказывают свою точку зрения на исход сражения.
Эксперты –
анализируют статистические данные и мнения о Бородинском сражении с обеих сторон и формулируют свой вывод о победе. Конференция на тему: Нации и межнациональные отношения в современном мире. Основные задания направлены на выявление двух основных тенденций развития межнациональных отношений. Возможны краткие сообщения учащихся на темы: «Движение за автономию Шотландии и Уэльса», «Национальные проблемы в постсоциалистической Чехословакии», «Национальные и этнические конфликты в Югославии», «Индо-мусульманская проблема», «Чернокожее население Европы и США», «Проблема франкоязычного 13
населения в Канаде», «Межэтнические конфликты в Испании». В сообщениях необходимо осветить вопросы: - причины и история конфликта, - суть проблемы, - возможные пути урегулирования. В ходе беседы выделяются основные идеи современного цивилизационного подхода к решению национальных проблем, рассматриваются вопросы гармонизации межнациональных отношений. Практикум по решению познавательных задач. Тема урока: Древнерусское государство. Предлагается решить несколько задач:  По отрывкам из летописи определить, о каких русских князьях идёт речь.  По отрывку из летописи определить, каким образом складывались отношения первых средневековых правителей и их воинов?  Установите последовательность правления первых русских князей.  Прочитав извлечение из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, ответить на вопрос : деятельность какого правителя Древней Руси наиболее полно соответствовала задачам Древнерусского государства. Семинар на тему: Опиумные войны: вчера и сегодня. Вопросы семинара: 14
1. Каковы истинные причины «опиумной» политики Англии в отношение Китая? Почему некогда сильный Китай стал лёгкой добычей европейских стран7 2. Не считаете ли вы, что современная схема наркобизнеса начала закладываться в результате «опиумных войн» в Китае в XIX веке? Отличается ли политика США XXI века от политики Англии XIX века? 3. Возможно ли в современном мире отдельно взятому государству противостоять наркобизнесу? Почему опыт Китая правления Мао Цзе-Дуна не применяется повсеместно? 4. Чем страшно «чудо – оружие» для планеты и в, частности, для нашей страны особенно? Тематическая контрольная работа «в формате ФГОС» по теме: Правовая ответственность»
1.Формируем предметные знания
1) Объясните разницу между понятиями «правонарушение», «преступление», «проступок». 2) В чём состоит отличие моральной и юридической ответственности? 3) Перечислите виды юридической ответственности. Какой вид ответственности считается наиболее суровым и почему? 4) Ответьте «да» или «нет» на следующие утверждения: а. Признаком правонарушения является причинение вреда б. Одним из смыслов правовой (юридической) ответственности является внутреннее качество гражданина, черта его правовой культуры в. Правовая ответственность наступает с 18 лет г. Правонарушение всегда связано с антиобщественным поведением 5) Соотнесите правонарушение и вид ответственности: 15
1) Мелкое хулиганство 2) Азартные игры 3) Преступление против личности 4) Драка с причинением тяжкого вреда здоровью 5) Вырубка лесов в запрещённом месте 6) Нарушение правил пожарной безопасности в лесу 7) Распространение наркотических веществ A. Административное право Б. Уголовное право
2.Проводим диагностику уровня развития познавательных УУД на

материале темы
1) Из предложенных слов необходимо сформировать две логические цепочки: правонарушение, проступок, преступление, уголовное наказание, административная ответственность, сфера охраны общественного порядка, жизни, прав и свобод граждан, Уголовный кодекс РФ, Административный кодекс РФ, охрана личности, её прав и свобод, охрана собственности, а также всего общества и государства от преступных посягательств. 2) Из предложенного списка имён известных государственных деятелей и учёных определите, кому принадлежат действия: а. Арабский пророк, сформулировавший правовые нормы, впоследствии положенные в основу шариата б. Французский император, чьим именем назван и поныне действующий во Франции гражданский кодекс в. Древнегреческий мыслитель, высказавший идеи естественного происхождения права г. Немецкий мыслитель XIX в., рассматривающий право в рамках созданного им классового подхода в качестве инструмента в руках господствующего класса 1) Аристотель 2) Наполеон 3) Маркс 4) Мухаммед 16

3.Диагностируем уровень развития коммуникативных УУД на

материале темы
Представьте себе, что Вы – член городской административной комиссии. Какие административные нарушения согласно соответствующего кодекса России вы рассматриваете на своих заседаниях и какие наказания следуют за подобные проступки?
4.Диагностируем способности решать компетентностные задачи

и уровень развития регулятивных УУД на материале темы
Вам предлагается придумать продолжение 1-2-х ситуаций из предложенных и объяснить, почему вы считаете придуманную вами ситуацию правонарушением: 1. Был футбольным фанатом, дебоширил на стадионах, участвовал в потасовках. Но однажды… 2. Любил рисовать на чужих автомобилях. Но однажды… 3. Часто перебегал улицу на красный свет и вообще не утруждал себя рьяным исполнением правил дорожного движения. Но однажды… 4. Любил досаждать людям телефонными звонками: молчать в трубку, говорить гадости. Но однажды… Таким образом , в завершение своей исследовательской работы, делаю вывод о том, что особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперёд в овладении знаниями. История – счастливая наука в том смысле, что интерес к предмету чаще всего возникает с первого знакомства с ним и продолжается на протяжении всей жизни, разумеется, если этот интерес развивать и прививать необходимость расширять свой кругозор и познания жизни. Литература: 1. Белгородская Л. В. От факта к пониманию. / Преподавание истории в школе, 1994, № 3. 17
2. Гончарова А. И. Диспут на уроке истории. / Преподавание истории в школе, 1998, № 5. 3. Сухомлинский В. А. Учите ребёнка мыслить. /Восхождение к гармонии. Москва, 1989. 4. Иванова А. Ф. Нетрадиционные формы работы на уроках. / Преподавание истории в школе, 1994, № 8. 5. Солдатова О. Н. Развитие мышления учащихся на уроках истории. / Преподавание истории в школе, 2000, № 9. 6. Шиян О. М., Шиян Л. К. Педагогическая импровизация на уроках истории. / Преподавание истории в школе, 1994, № 7. 7. Борзова Л.П. Игры на уроках истории. / ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001 8. Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России. / ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001 18