Автор: Гафурова Оксана Данисламовна Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Пыть-Ях, Ханты-Мансийский автономный округ
Наименование материала: Предствление опыта работы
Тема: "Всё, что нельзя досказать словами…"
«Всё, что нельзя досказать словами…»
Есть много профессий на земле. Среди них профессия учителя не совсем обычная.
Учителя заняты подготовкой нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит наше
нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с «живым материалом», порча которого
приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те годы, которые были направлены на
обучение.
Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости,
мудрой любви к детям. Только каждый день, с радостью отдавая себя детям, можно
приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.
Деятельность учителя - это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно
меняющегося, противоречивого, растущего человека. Никакими учебниками нельзя заменить
содружество педагога с детьми.
Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом
болезней роста, тренером интеллекта и памяти… Этот список можно продолжить. И всё это
чистая правда. Только, в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться
плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет.
Только высококвалифицированный учитель, владеющий системой знаний, умений и
навыков на уровне высоких требований современности сможет приобщить современных
школьников к музыкальному искусству.
Специфика учителя музыки в том, что специальные знания, умения и навыки должны
находиться в единстве с педагогическими. Все виды деятельности и формы работы в школе
(уроки музыки и различные внеклассные мероприятия) требуют от учителя
профессиональных знаний и умений не только музыканта, но, прежде всего, педагога.
Урок музыки – урок искусства. Это значит, что музыка определяет всё происходящее
на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы, с помощью которых
учитель преподносит музыкальный материал, логику организации занятия. Ведь и урок
строится в опоре на закономерности самой музыки. В нем обязательно есть своя
кульминация, подход к ней, заключение. И драматургия урока может быть аналогичной
музыкальным формам (иметь черты трёхчастности, рондо, вариации и т.д.). Т.е. в целом, урок
по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства.
На уроках должна звучать музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых
музыкальных потребностей и высокого вкуса. На уроке музыки, как нигде, тесно
сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и
учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся,
удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыке.
Разрабатывая уроки музыки, надо помнить, что их идея может зависеть не только от
материала программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и от времени,
когда рекомендуемой программой материал осваивается. Это может касаться и пения, и
анализа произведения, и даже нотной грамоты.
Замысел урока призван учитывать современное состояние культурной обстановки в
обществе, сегодняшнее восприятие жизни учащихся, ибо то, что сегодня кажется
неинтересным учителю, музыканту, почти наверняка, будет неактуальным и для учеников.
Готовясь к урокам, следует ориентироваться и на самого себя. Лучше, если замысел
урока будет интересен лично учителю, в свете его сегодняшнего жизневосприятия. И тогда
знакомый и уже достаточно приевшийся музыкальный материал будет раскрыт по-новому. И
это свежее прочтение определит замысел урока и его разработку.
Предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для творчества, так
как музыка есть предмет сотворчества на
уровне личности автора музыкального
произведения, личности учителя и личности учащегося, где ведущее значение приобретает
потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации,
совершенствованию. Однако мало организовать процесс обще
ния с музыкой так, чтобы
1
соединить с ней детскую душу, необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для
них — это и есть сама жизнь их души.
Одной из технологий, используемой на
уроках музыки является метод проектов.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в
20-е годы нынешнего столетия в
США. Его называли также методом проблем.
В основе
метода лежит умение ориентироваться в
информационном пространстве и самостоятельно
конструировать свои знания. Метод всегда ориентирован на
самостоятельную работу
учащихся.
Я предлагаю ученику проблему, знакомую и
значимую для ребенка, для решения
которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще
предстоит приобрести. Подсказываю новые источники информации, направляю мысли
учеников для самостоятельного поиска, в результате которого ученики самостоятельно
решают проблему, применив необходимые знания из
разных областей, получают реальный
и ощутимый результат. Вся проблема приобретает контуры проектной деятельности.
(Приложение).
Проектную деятельность можно применять и
на уроках усвоения материала,
и на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения.
В проектных заданиях на уроках музыки в 5-9 классах ученики используют хорошо
знакомые им понятия в сочетании с новыми знаниями, полученными на занятиях. Огромным
плюсом данного вида учебной деятельности является привлечение абсолютно всех
учащихся класса в
общую работу. Сложности возникают в
компьютерном оформлении.
На помощь приходят ученики, увлечённые компьютерными технологиями (и
учителя
информатики).
На уроке музыки
в 8-м классе предлагаю решить, исследовать проблему
«Музыкальная культура родного края?» Ученики, с
одной стороны используют знания,
полученные на уроках четверти, а
с другой, применяют интегрированные знания, умения
из творческих областей. Результат выполнения проекта должны быть «осязаемым», то
есть,
если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный
результат, готовый к внедрению.
Я предъявляю следующие требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в
исследовательском, творческом плане проблемы, требующей
поиска для ее решения (например, исследование современности классической музыки;
изучение творчества советских и зарубежных композиторов, сравнение идей музыки
минувших эпохи и современности; решение проблемы современности « музыка «старая» и
«новая» - это родник общей человеческой духовности»).
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых
результатов (например, реферат о
музыке великих наших «современников» (композиторов
прошлого), искусство которых, независимо от
эпохи, в которой было создано, отвечает
нашим современным идеалам; показ компьютерной презентации; проведение творческих
мероприятий (с выступлением творческой группы по данной проблеме).
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с
указанием поэтапных
результатов).
- Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение
гипотезы её решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов,
анализ полученных данных, подведение итогов.
Проектные задания могут заканчиваться компьютерными презентациями, которые
позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал к
уроку, либо
творческие работы учителя и учащихся, помогают учителю накопить базу данных.
Для работы с
презентациями рекомендую алгоритм для
учащихся, которые
они используют в своей работе:
1. Разбиться на творческие группы по интересам.
2. Выбор лидера-организатора; распределение обязанностей.
3. Получение задания. Поиск и сбор информации.
2
4. Коллективная работа: сортировка информации.
5. Консультация и редактирование информации с учителем.
6. Защита презентации.
Лучшие компьютерные презентации были
представлены на плазме в фойе школы.
Но главное для меня, как учителя - это приобщение ребёнка к творческому процессу, когда
он видит результат своего труда, оценённого учителем по достоинству (ПРИЛОЖЕНИЕ).
Я хочу предложить возможные темы презентаций на уроках музыки:
6 класс
«Разное воздействие музыки на людей».
«Мелодия – душа музыкального произведения».
К теме: «Удивительный мир музыкальных образов».
7 класс
«Музыка народов мира: красота и гармония».
«Музыкальный театр: прошлое и настоящее».
К теме: «Музыка - наш вечный спутник».
Размышляя о современном уроке музыки в общеобразовательной школе, я определила
для себя некоторые ведущие идеи:
• Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его
активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и
учителем изменяются в сторону партнёрских, а ученик из объекта педагогического
воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.
• Учебным планом предусмотрен лишь один час музыки
в неделю, что недостаточно для
формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает
проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения
этой задачи стали современные информационные технологии.
• Существует противоречие между технологической средой, окружающей ребёнка в быту,
наличием высокотехнологичных звуко - и видеовоспроизводящих устройств
(DVD, CD,
DVD, MP3-дисков,
музыкальный центр) и техническим обеспечением образовательного
пространства школы (в частности урока музыки). Следовательно, одним из условий
успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на
уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения
(компьютер, интернет и т.д.) позволяет добиться желаемого результата.
• Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика.
Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает
обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует
эмоционально положительное отношение к предмету.
Анализ вышеизложенных идей привел меня к выводу о необходимости овладения
современными компьютерными технологиями.
Пройдя обучение на курсах, на основе консультаций со специалистами, определила
для себя параметры необходимого технического оснащения кабинета. Администрация школы
включила их в школьную программу «Мультимедиа в школе». Результатом этого стало
оснащение кабинета всем необходимым оборудованием, включая мультимедийный комплекс.
Всё вышеперечисленное позволило мне органично использовать информационно-
коммуникационные технологии на всех уроках музыки. Это и демонстрация на уроках
презентаций (Приложение), разработанных мною к изучаемым темам, и использование
CD,
DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных
спектаклей, мюзиклов и рок-опер. Информация, представленная на компьютерных дисках,
позволит проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов,
путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с
лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном
искусстве. Всё это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют
эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.
3
Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики
(анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентацию
к уроку по теме
«Зимнее утро» в 4 классе включены произведения трех авторов – П.И. Чайковского,
Римского-Корсакова и Г.В.Свиридова и репродукции картин русских и зарубежных
художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному
показывают это время года. Ребятам предлагается сравнить «Зиму» разных композиторов и
художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить
иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика
сравнения и анализа.
В процессе использования информационно-коммуникационных технологий на
уроке
музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся
осознавать и воспроизводить музыку. Всё это расширяет кругозор учащихся, раздвигает
горизонты исполнительской деятельности, даёт возможность значительно повысить уровень
исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.
Применение информационно-коммуникационных технологий в
музыкальном
обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают
музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой
обогащения музыкальной культуры школьников.
Итогом информационного музыкального обучения должно стать представление
учащихся о
деятельности музыканта
- композитора, исполнителя, слушателя в
их
триединстве - как о
высоком проявлении человеческого творческого потенциала, как
о большом интеллектуальном и
эмоциональном труде души, как о
высшей потребности
в преобразовании человека. Я считаю необходимым включать данную технологию в учебный
процесс с раннего школьного возраста.
Каждый педагог не
только преподаватель, но
и воспитатель. Благодаря духовной
общности учителя и коллектива подростков процесс информационного обучения не сводится
к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения.
Каждый учитель должен осуществить индивидуальное влияние на
конкретного
воспитанника, чем-то заинтересовать, увлечь, пробудить в нём неповторимую личность.
Уже сегодня учителя выбирает ученик. Выбирает, доверяя одному, неся на урок
дежурные эмоции и шпаргалки другому.
Разве будут доверять ученики учителю, если для него они лишь чистый лист, на
котором он может написать всё, что угодно? Разве остановят они свой выбор на учителе
нравственно-некрасивом?
Разве потянутся к литературе, музыки, живописи, если учитель знаком с искусством
лишь по методичкам и учебникам?
Если учитель глух, холоден, пуст, безнравственно требовать волнения от других.
Учитель, не интересующийся своими воспитанниками, их желаниями, склонностями и
достижениями и не стремящийся гибко и творчески работать - не учитель.
Взаимное недоверие, боязнь несовместимы с эмоцией, свободным и творческим
мышлением, самовыражением личности, инициативой.
Школьники ждут учителя, чутко относящегося к ним, понимающего и всячески
поощряющего их усилия.
Каждый урок музыки должен носить на себе печать неповторимой личности учителя.
Творчески подойти к уроку - значит выявить и до конца раскрыть своё собственное
отношение к музыке столь же ярко и убеждённо, как это делает композитор, исполнитель.
Учитель организует соответствующую деятельность детей, способствует тому, чтобы музыка
дошла до сознания каждого ребенка. Знания каждого данного класса, умения преподнести
музыкальное произведение так, чтобы ребята были предельно увлечены музыкой,
пробуждения в них эмоциональной отзывчивости, активности в процессе исполнения,
слушания музыки, размышлений о ней – в этом заключается мастерство учителя.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать
4
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
5