"Мезенская роспись" - по приобщению детей к традициям и обычаям русского народа.

Автор: Ромашко Жанна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Золотой ключик"
Населённый пункт: Новосибирская область Новосибирский район с.Верх-Тула
Наименование материала: Программа
Тема: "Мезенская роспись" - по приобщению детей к традициям и обычаям русского народа.
Дата публикации: 24.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Информационная карта
1. Учреждение: МКДОУ - детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» 2. Название программы: «Мезенская роспись» - по приобщению детей к традициям и обычаям русского народа. 3.Ф.И.О., должность руководителя кружка: Ромашко Жанна Сергеевна, воспитатель 4. Тип программы: развивающий 5. Направление деятельности: декоративно-прикладное творчество, 6. Продолжительность освоения программы: 2 года (1раз в 2 недели) 7.Количество участников: 10-12 чел. 8. Возраст участников: 5-7 лет 9. Критерии отбора детей: Запрос родителей, инициатива детей. 10. Форма организации: Групповая, индивидуальная 11. Продолжительность занятий — старшая -25 мин. Подготовительная — 30 мин. 1

Содержание:

I.
Пояснительная записка 1.1 Цель программы 1.2 Задачи первого года обучения. 1.3 Задачи второго года обучения. 1.4 Способы и направления поддержки детской инициативы 1.5 Диагностика освоения программы: 1.6 Эмоционально – эстетическое развитие 1.7 Технические навыки и изобразительные способности 1.8 Воображение и способность к творчеству
II.
Содержание и проектирование образовательного процесса 2.1 Учебно-тематический план старшая группа 2.2 Учебно-тематический план подготовительная к школе группа 2.3 Перспективное планирование образовательной деятельности 2.4 Перспективное планирование в режимных моментах с детьми старшей группы 2.5 Перспективное планирование с родителями, педагогическим коллективом 2.6 Методические рекомендации по организации и проведению занятий с детьми по росписи
III.
Организация образовательного процесса 3.1 Материально – техническое обеспечение 3.2 Создание развивающей среды 3.3 Форма организации процесса обучения 3.4 Методическое обеспечение программы 2

I. Пояснительная записка
«Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, и все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей, корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто тысяч лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело… Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни. Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего, дерево нашей Родины – одно целое: земная крона и корни, глубоко уходящие в землю». В.М. Песков. Дороги и тропы
Актуальность
Роспись по дереву является одним из самых древних живописных промыслов нашей страны. Ее корни уходят далеко в архаические времена, когда наши предки-язычники верили во множество богов и поклонялись Солнцу, Грому, Лесу, Реке и другим природным стихиям. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет на себе отпечатанное древними символами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом. На Русском Севере с незапамятных времен получили широкое распространение разнообразные крестьянские ремесла, связанные с обработкой дерева. Мезенская роспись – это самобытная манера росписи по дереву, выполненная в оригинальной графической технике; это живая нить уводящая нас в глубину веков. Изучение сюжетов, мотивов и приемов росписи – весьма увлекательное занятие, которое позволит детям непосредственно прикоснуться к живой истории Отечества, познакомиться с мировым 3
культурным наследием. В процессе творческой деятельности дети научатся создавать новые вещи, ценить прекрасное. Практическая деятельность такого рода, будет способствовать не только приобщению детей к истокам народного творчества, но и поможет развить мелкую моторику рук, что немаловажно при подготовке детей к обучению в школе. Народное творчество – одна из наиболее ярких страниц в культуре Русского Севера. Декоративно-прикладное искусство способствует формированию и развитию художественного вкуса, творческой активности, пробуждает национальное сознание. Значение традиций в народном искусстве, их роль в становлении художественных и технологических приемов в передаче мастерства от поколения к поколению трудно переоценить. Все дальше от нас то время, когда возникали и процветали крестьянские народные ремесла, все меньше становится истинно народных памятников старины. Чудесные расписные прялки, братины, туеса, ендовы. Правда, в удаленных местах Русского Севера прялки еще служат для прядения шерсти, украшенные традиционным северным орнаментом. Развивая умение претворять в жизнь результаты своего труда, дети проявляют свою независимость и свободу самовыражения. Занятия росписью по дереву открывают для многих детей новые пути познания народного творчества, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести свободное время.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- целью современного образования, которая заключается в развитии и воспитании личности ребенка; - особенностью современной ситуации. Обращение к народным промыслам (северные росписи по дереву) способствует нравственно-эстетическому воспитанию ребенка; 4
- необходимостью приобщения детей к истокам русской культуры и духовным традициям родного края.
Направленность
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования
.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, народной культуре. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. 5
Дополнительное образование играет важную роль в развитии, помогает проявить и реализовать себя, как личность; открывает и развивает новые способности детей. Это позволяет не только обучить основам художественного ремесла, но и способствовать формированию индивидуальности, стиля, творческого кредо молодого творца. Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время. Изучая декоративно-прикладное искусство в кружке, дети соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работу детей над созданием изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением росписи, можно смело назвать творческой. Эстетическая значимость общения с произведениями народного искусства, с самим процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развития художественного вкуса на образцах, не подвластных капризам моды». Задача руководителя кружка состоит в том, чтобы донести до детей секреты изготовления изделий народного мастера, познакомить их с историей развития того или иного направления художественных промыслов, подарить радость творчества, научить работать. Руководитель кружка должен раскрыть способности воспитанников, помочь им в преодолении трудностей, привить им интерес к народному искусству. Старший возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения 6
со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности детей (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой. В итоге на занятиях изобразительным искусством в кружке руководитель должен принимать во внимание сенсорный и эстетический опыт, приобретенный ребенком. Отсюда активное привлечение на занятия декоративной работой природного материала для расширения опыта детей по наблюдению действительности. Руководитель должен уметь сочетать развитие мышления и речи дошкольников с эстетическим познанием и художественным развитием. Народное искусство - не консервативная, мертвая художественная система, а система, постоянно развивающаяся. Благодаря своей необычной емкости народное искусство интересно не только с точки зрения художественной, но и с точки зрения исторической, этнографической, социологической. Следует особо подчеркнуть научную ценность произведений народного искусства. Значение произведений декоративно-прикладного искусства для формирования художественного вкуса обусловливается еще и тем, что в них специфично преломляются выразительные средства других видов изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Знакомство дошкольников, казалось бы, с обычными художественными предметами должно стать поводом для серьезного разговора о сущности эстетического в искусстве и действительности, о становлении современного стиля и моды, о специфике системы изобразительно-выразительных средств декоративно-прикладного искусства наравне с другими видами искусства. 7
Ремесло по Мезенской росписи является частью народного искусства, частью фольклора. Не случайно термин «фольклор» трактуется и как народное творчество, и как народная мудрость, и как народные знания, опыт. Народное искусство, как уникальный мир духовных ценностей – это корневая система, питающая древо современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству. Возрождение искусства росписи является неотъемлемой частью знаний по традиционной культуре. При этом развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций.
Новизна
программы заключается в том, что творчество - это воспитание чувства патриотизма, задача приобщения к истокам народного творчества традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса. На мой взгляд, решением данной проблемы в моей группе стала реализация кружковой программы: «Мезенская роспись». Я считаю, что метод программы позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Программная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает мне самой развиваться как творческой личности.
Педагогическая целесообразность:
работа с деревом, с бумагой и красками, осязаемый вид творчества. Потому что ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается 8
по мере работы с росписью. Расписанная вещь - это не только забавная игрушка и радость совместного общения, это и комплексное воздействие на развитие ребенка: - координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики; - умение планировать работу и доводить ее до конца; - богатое воображение; -творческое мышление; - умение планировать работу по организации замысла; - предвидеть результат и достигать его; - при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; - формирование умственных способностей детей; - расширение их художественного кругозора; - формирование художественного эстетического вкуса. Именно поэтому, программа работы кружка «Мезенская роспись», является необходимой составной частью ООП ДО - МКДОУ – «Золотой ключик», части формируемой участниками образовательного процесса. Передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствует, что процесс обучения не только должен иметь цель развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало для меня ведущим в разработке программы кружковой работы.
1.1 Цель данной программы
– Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям русского народа.
1.2 Задачи первого года обучения.

Образовательные:
 ознакомить дошкольников с историей росписи по дереву в России;  освоить элементарные приемы рисования кистью;  получить представления о композиции и уметь составлять собственные;
Воспитательные:
9
 воспитать в детях чувство прекрасного, уважения и любви к народным традициям;  воспитать дошкольников как знающих, помнящих и ценящих наследие предков;  воспитать чувство гордости за русскую культуру, потребность в общении с прекрасным.
Развивающие:
 развить образное мышление, творческие способности;  формировать эстетический и художественный вкус;
1.3 Задачи второго года обучения.

Образовательные:
 сформировать развернутое представление о мезенской росписи как наиболее древней северной традиции.  овладеть элементарными приемами росписи деревянных изделий.  уметь применять техники письма в клетке.
Воспитательные:
 привить интерес к коллективному творчеству.  познакомить с картинами знаменитых русских художников, ассоциативно связанных с темой занятий  помочь детям проявить личностные качества в росписи, в народных играх, загадках, скороговорках, применяемых на занятиях.
Развивающие:
 содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Отличительные особенности программы:

1.4 Способы и направления поддержки детской инициативы
Для формирования детской инициативы и самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:  учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;  находиться в течение дня, как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах; 10
 изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений. Детская инициатива проявляется в совместной со взрослым и в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня. Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка. Эти виды деятельности осуществляются в форме инициативной деятельности:  сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;  развивающие и логические игры;  музыкальные игры и импровизации;  речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;  самостоятельная деятельность в книжном уголке;  самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;  самостоятельные опыты и эксперименты и др. В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд
общих требований:
 развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;  создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте; 11
 постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;  тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;  ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;  «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;  поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества. В рамках решения задачи по поддержке детской инициативы и реализации системно-деятельностного подхода в дошкольной образовательной организации используются следующие
технологии

организации образования
:
Название технологии,

методики

Образовательная область/Виды деятельности

Технология

экспериментирования
Познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие/ игровая, поисково-исследовательская, экспериментирование
Сказкотерапия
Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие/игровая
«Личностно-

ориентированная

модель общения
Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие/игровая
Технология

педагогического
Познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие/ игровая, 12

проектирования
поисково-исследовательская, экспериментирование
Групповой сбор
Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие/игровая С учётом особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения социокультурного опыта использую следующие
группы методов
: методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности; методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности; методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности.
Группа методов

Основные методы
методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности  поощрение – одобрение, похвала, награждение подарком, эмоциональная поддержка, проявление особого доверия, восхищения, повышенного внимания и заботы;  наказание – замечание, предупреждение, порицание, индивидуальный разговор, временное ограничение определённых прав или развлечений;  образовательная ситуация;  игры;  соревнования;  состязания. 13
методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности  приучение к положительным формам общественного поведения;  упражнение;  образовательные ситуации (общих дел, взаимопомощи, взаимодействия с младшими по возрасту детьми, проявления уважения к старшим). методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности  рассказ взрослого;  пояснение и разъяснение;  беседа;  чтение художественной литературы;  обсуждение;  рассматривание и обсуждение;  наблюдение.
Прогнозируемые результаты по «Мезенской росписи»:

-
получить знания по истории возникновения и развития искусства художественной росписи по дереву; - работать, изучая наследие старых и современных мастеров росписи по дереву; - освоить основные разновидности традиционной мезенской штриховки; - освоить элементарные приемы рисования кистью; - сформировать представление о специфических особенностях мезенской росписи; - научиться изображать древнейшие символы русского народа, связанные с традиционным мировосприятием, с аграрным календарем крестьянина, с жизнью деревни; - получать представление о композиции и уметь составлять собственные в рамках мезенской росписи; - овладеть технологией по мезенской росписи; - расписывать простейшие деревянные и картонные изделия; - знать материалы и инструменты, применяемые в росписи; - технологию выполнения росписи; - технику безопасности: до начала работы, во время работы, после окончания работы; - как организовать рабочее место; - как пользоваться наглядными материалами. 14

1.5 Диагностика освоения программы
Диагностика проводится в начале и конце года, состоит из трех таблиц: 1. Эмоционально - эстетическое развитие. 2. Технические навыки и изобразительные способности. 3. Воображение и способность к творчеству. УРОВНИ ОЦЕНКИ делятся на низкий, средний, достаточный, высокий:
1.6 Эмоционально – эстетическое развитие

Характеристика уровней

Параметры

Низкий

Средний

Достаточный

Высокий
1.Уровень эмоционально й отзывчивости 2. Способность вербального оформления своих впечатлений о предметах. Проявляет интерес к произведениям , но рассматривает бегло, эмоции не выражены Может высказать свое отношение к увиденному, но рассказ немногословен, не различает виды росписей. Проявляет интерес к произведениям , но интерес не устойчивый, эмоции выражены слабо. Умеет рассказать об увиденном, пользуясь наводящими вопросами и помощью воспитателя, знает некоторые названия элементов. Эмоционально реагирует на общение с произведениями , проявляет устойчивый интерес и радость от общения с ними. Подробно и самостоятельно рассказывает об увиденном, замечает отдельные детали, различает разные виды элементов и называет их. Эмоциональна я отзывчивость ярко выражена, проявляет устойчивый интерес и потребность в общении с прекрасным. Охотно и с увлечением рассказывает об увиденном, определяет вид росписи, может рассказать об истории промысла.
1.7 Технические навыки и изобразительные способности
15

Характеристика уровней

Параметры

Низкий

Средний

Достаточн

ый

Высокий
1.Наличие творческого воображения и способность понимания назначения художественной вещи. 2.Самостоятель ность в выборе содержания и эмоциональност ь в передаче узора. Воображен ие развито слабо, не может правильно назвать предмет, стоящий перед ним. Содержани е выбирает сам, но узор примитиве н, эмоционал ьное отношение не выражено. Воображение базируется на увиденном ранее, нет оригинальност и в изображаемых рисунках, узоры повторяют друг друга, слабо ориентируется для чего сделана доска и туесок. Содержание составленного узора слабое, незначительно переданы элементы узора и эмоционально сть. Узоры повторяют друг друга, выполняют ся на достаточно высоком уровне фантазии, стремятся изобразить мелкие элементы узора, понимают для чего предназнач ено сделанное ими. Содержани е изображаем ого рисунка богато красками, узор Узоры не повторяют друг друга, оригинальные, яркие. Знает назначение художественно й вещи, правильно называет вид ремесла, историю возникновения и места (Мезенская роспись). Обдумывает составление узора с увлечением, самостоятелен, использует разнообразные изобразительн ые материалы для передачи выразительнос 16
ритмичен, выполняют ся отдельные тонкие детали. Работы эмоциональ но насыщены. ти и эмоциональнос ти росписи, узоры яркие, сочные, выделяются отдельные элементы
1.8 Воображение и способность к творчеству

Характеристика уровней

Параметры

Низкий

Средний

Достаточный

Высокий
1. Рисунок 2.Использован ие линии как средства выразительно сти. Задание выполняет неуверенно, прибегает к помощи взрослого при составлении узора, нарушает пропорции и симметрию рисунка. Линия напряжена, с сильным нажимом. Работает уверенно по показу, без показа или образца теряется, нарушает пропорции и расположение узора. Линия уверенная, нажим ослаблен. Легко справляется с элементами, правильно использует освоенные приемы рисования, соблюдает пропорции и расположение узора, использует мелкие детали в узоре (завиток, точки). Линия уверенная, нажим варьируется, по необходимости пользуется контурной линией. Составляя узор, использует освоенные приемы, легко справляется с рисованием и составлением узоров, используя мельчайшие детали, хорошо ориентируется в понятиях «мастер, 17
ремесленник, промысел». Легко ориентируется в понятиях, названиях узоров и росписи. Линия уверенная, использует контурную линию, закраска узоров ровная аккуратная.
Формами диагностики результатов обучения и восприятия могут быть:
- выставки персональные, тематические, ярмарки – выставки. - Участие в народных играх, праздниках, фестивалях. - Итоговые игры, тестирования, викторины.
Результаты диагностики подтверждают,
что после реализации программы:
-
дети эмоционально реагирует на общение с произведениями, проявляет устойчивый интерес и радость от общения с ними, эмоциональная отзывчивость ярко выражена, проявляют устойчивый интерес и потребность в общении с прекрасным;
-
подробно и самостоятельно рассказывает об увиденном, замечают отдельные детали, различают разные виды элементов и называет их; - охотно и с увлечением рассказывают об увиденном, определяют вид росписи, могут рассказать об истории промысла; 18
-узоры выполняются на достаточно высоком уровне фантазии, дети стремятся изобразить мелкие элементы узора, понимают для чего предназначено сделанное ими, не повторяют друг друга, оригинальные, яркие; - дети знают назначение художественной вещи, правильно называют вид ремесла, историю его возникновения и места (Мезенская роспись); -содержание изображаемого рисунка богато красками, узор ритмичен, выполняются отдельные тонкие детали; -работы детей эмоционально насыщены; - дошкольники обдумывают составление узора с увлечением; - самостоятельно используют разнообразные изобразительные материалы для передачи выразительности и эмоциональности росписи; - узоры яркие, сочные, выделяются отдельные тонкие элементы отделки. 1 2 0% 20% 40% 60% 22% 2% 40% 18% 33% 50% 5% 30% 1 2 1 2
Эмоционально - эстетическое развитие

начало года конец года
Проявляет интерес к произведениям, но рассматривает бегло, эмоции не выражены. Может высказать свое отношение к увиденному, но рассказ немногословен, не различает виды росписей. (Н 22%; К2%) Проявляет интерес к произведениям, но интерес не устойчивый, эмоции выражены слабо. Умеет рассказать об увиденном, пользуясь наводящими вопросами и помощью воспитателя, знает некоторые названия элементов. (Н 40%; К 18%) 19
Эмоционально реагирует на общение с произведениями, проявляет устойчивый интерес и радость от общения с ними. Подробно и самостоятельно рассказывает об увиденном, замечает отдельные детали, различает разные виды элементов и называет их. (Н 33%; К 50%) Эмоциональная отзывчивость ярко выражена, проявляет устойчивый интерес и потребность в общении с прекрасным. Охотно и с увлечением рассказывает об увиденном, определяет вид росписи, может рассказать об истории промысла. (Н 5%; К 30%) 1 2 0% 10% 20% 30% 40% 25% 10% 37% 35% 28% 25% 10% 30% 1 2 1 2
Технические навыки и изобразительные способности

начало года конец года
Линия напряжена, с сильным нажимом. Задание выполняет неуверенно, прибегает к помощи взрослого при составлении узора, нарушает пропорции и симметрию рисунка. (Н 25%; К 10%) Линия уверенная, нажим ослаблен. Работает уверенно по показу, без показа или образца теряется, нарушает пропорции и расположение узора. (Н 37%; К 35%) Линия уверенная, нажим варьируется, по необходимости пользуется контурной линией. Легко справляется с элементами, правильно использует освоенные приемы рисования, соблюдает пропорции и расположение узора, использует мелкие детали в узоре (завиток, точки). (Н 28%; К 25%) Линия уверенная, использует контурную линию, закраска узоров ровная аккуратная. Составляя узор, использует освоенные приемы, легко справляется с рисованием и составлением узоров, используя мельчайшие детали, хорошо ориентируется в понятиях "мастер и т. д"(Н 10%; К 30%) 20
1 2 0% 20% 40% 60% 30% 7% 47% 37% 20% 34% 3% 22% 1 2 1 2
Воображение и способность к творчеству

начало года конец года
Воображение развито слабо, не может правильно назвать предмет, стоящий перед ним. Содержание выбирает сам, но узор примитивен, эмоциональное отношение не выражено. (Н 30%; К 7%) Воображение базируется на увиденном ранее, нет оригинальности в изображаемых рисунках, узоры повторяют друг друга, слабо ориентируется для чего сделана доска и туесок. Содержание составленного узора слабое, незначительно переданы элементы узора. (Н 47%; К 37%) Узоры повторяют друг друга, выполняются на достаточно высоком уровне фантазии, стремятся изобразить мелкие элементы узора, понимают для чего предназначено сделанное ими. Содержание изображаемого рисунка богато красками, узор ритмичен, выполняются детали. (Н 20%; К 34%) Узоры не повторяются, оригинальные, яркие. Знает назначение художественной вещи, правильно называет вид ремесла, историю возникновения и места. Обдумывает составление узора, самостоятелен, использует разнообразные изобразительные материалы. (Н 3%; К 22%)
Итоги реализации программы:
В ходе реализации программы мы пришли к выводу, что подобная образовательная деятельность, игры и продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, готовит ребенка к обучению в школе. 21
«Подлинная встреча» с культурным наследием помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе, помогла осуществить направления музейной педагогики. Оформление уголка творчества и создание мини-музея «Мезенская роспись» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным творчеством и народными умельцами. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» дала возможность приобщить детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол и украшения их одежды, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Дети успешны и счастливы, все, им приносит радость то, что они делают. Они являются активными участниками выставок и ярмарок народных промыслов, открытых районных фестивалей, конкурсов различных уровней.  У дошкольников выровнен уровень подготовленности к школе через работу в микрогруппах;  Развит единый ритм и темп общегрупповой работы, в которой необходимо согласование действий и сопровождающей их речи;  У детей сформирована координация движений рук, кистей пальцев при написании ритмизированных росчерков, при вращении волчка, штриховки.  Они умеют ориентироваться на плоскости – составлять серии рисунков, писать простые графические диктанты, выработана ритмизация движений руки (медленно и быстро).  Расширен активный словарь детей. Умеют делать выводы, обосновывать свои суждения. 22
 Сформированы приёмы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развита память, внимание.  Дети умеют работать по картам, схемам, мнемотаблицам, прописям. И хотя занятие росписью не ставит своей целью научить ребенка писать, но на наших занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму. Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к народным традициям, испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, гордиться своим народом, его достижениями а также поможет перевести детей на качественно новую ступень развития социальной компетентности. 23

II. Содержание и проектирование образовательного процесса

2.1 Учебно-тематический план старшая группа
24
Месяц

Неделя
Наименование тем «Мезенской росписи» Часы
Сентябрь
1 Занятие 1. Вводное занятие «Беседа, презентация». 25 мин 3 Диагностика
Октябрь
1 Занятие2. Мезенские прописи. 25 мин 3 Занятие 3. Узоры в прямой клетке 25 мин
Ноябрь
1 Занятие 4. Простые элементы. 25 мин 3 Занятие 5. Узоры в косой клетке 25 мин
Декабрь
1 Занятие 6. Ленточный орнамент 25 мин 3 Занятие 7. Роспись поставка 25 мин
Январь
1 Занятие 8. Уточки и лебеди 25 мин 3 Занятие 9. Роспись коробухи (крышка) 25 мин
Февраль
1 Занятие 10. Цветы и деревья 25 мин 3 Занятие 11. Роспись утицы 25 мин
Март
1 Занятие 12. Олени и кони 25 мин 3 Занятие 13. Последовательность выполнения мотивов «орнамент» и «олень» 25 мин
Апрель
1 Занятие 14. Роспись доски 25 мин 3 Занятие 15. Композиция на подставке «Олень» 25 мин
Май
1 Занятие16 «Путешествие в страну мастеров» 25 мин 3 17.Ярмарка народных ремёсел 25 мин 4 18. Диагностика

2.2 Учебно-тематический план подготовительная к школе группа
25
Месяц

Неделя
Наименование тем «Мезенской росписи» Часы
Сентябрь
1 Занятие 1. Уроки веселого художника 30 мин 3 Диагностика
Октябрь
1 Занятие 2. Древнерусская деревянная посуда 30 мин 3 Занятие 3. Как трудно «бить баклуши» 30 мин
Ноябрь
1 Занятие 4. Равноденствие – время равновесия и гармонии 30 мин 3 Занятие 5. Ярмарка – двигатель народного искусства 30 мин
Декабрь
1 Занятие 6. Путешествие по Мезенскому краю 30 мин 3 Занятие 7. Солярные знаки. Символ круга 30 мин
Январь
1 Занятие 8. Символ солнца – красный конь 30 мин 3 Занятие 9. Олень – любимое животное народов севера 30 мин
Февраль
1 Занятие 10. Стихийные силы природы: земля, вода, воздух, огонь 30 мин 3 Занятие 11. Птицы 30 мин
Март
1 Занятие 12. Древняя птица счастья 30 мин 3 Занятие 13. Растительный мир Мезени 30 мин
Апрель
1 Занятие 14. Знаки плодородия 30 мин 3 Занятие 15. Различные типы старинных кораблей 30 мин
Май
1 Занятие16 мезенская прялка – образ мироздания 30 мин 3 17.выстовка детских работ. Игра викторина 30 мин 4 18. Диагностика

2.3 Перспективное планирование в режимных моментах с детьми старшей

группы
Содержание Срок Рассматривание альбома «Мезенская роспись» Октябрь Рассматривание изделий на выставке, выполненных в мезенской росписи Ноябрь Просмотр видеофильма «Мезенская роспись» Ноябрь Беседа с детьми «История Мезенской росписи» Декабрь Д/и «Собери картинку. Мезенская роспись» Январь Познавательная деятельность «Мезенская роспись» Февраль Просмотр презентации «История Мезенской росписи» Март Рисование «Простые элементы» Март Рисование «Узоры в косой клетке» Апрель Интеллектуальная игра - кроссворд «Мезенская роспись» Май
2.4 Перспективное планирование с родителями, педагогическим

коллективом

Содержание

Срок
Папка-передвижка «Мезенская роспись» Сентябрь Рассматривание изделий на выставке, выполненных в мезенской росписи и методической литературы по теме Декабрь Просмотр презентации «История Мезенской росписи» Обмен опытом на районном семинаре: Организация ПРС по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Март Просмотр видеофильма «Мезенская роспись» Май
Принципы,

обусловленные особенностями художественно-эстетической

деятельности:
1. Эстетизация предметно-развивающей среды и быта в целом. 2. Взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами детской активности. 3. Интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности. 26
4. Эстетический ориентир на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего). 5. Обогащение сенсорно-чувственного опыта. 6. Организация тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений; 7. Взаимосвязь обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа. 8. Естественная радость (радость эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Формы работы с детьми по образовательной области «Художественно -

эстетическое развитие»:

-
Рассматривание предметов искусства - Беседа - Экспериментирование с материалом - Рисование -Художественный труд -Дидактические игры
Формы взаимодействия с семьями воспитанников:
1. Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребёнка. 2. Проведение праздников, досугов с привлечением родителей. 3. Создание игротеки по художественно-эстетическому развитию детей. 4. Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.
2.5

Методические

рекомендации

по

организации

и

проведению

занятий с детьми по росписи
Каждая детская работа должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение. Содержание работ 27
обязательно должно предусматривать применение тех технических навыков, которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые способы соединения деталей, находят новое композиционное решение, воспитатель поддерживает их и помогает достичь результата. В процессе деятельности необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой детям работы. Выполнение работ идет от простого к сложному. В росписи предметов должен принимать участие каждый ребенок. Используемые воспитателем педагогические приемы помогают детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием. При выполнении детьми работы следует предусмотреть место и роль воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а также их самостоятельности в организации, планировании и осуществлении трудового процесса. Необходимо сочетать время работы с кратковременным отдыхом (проведение физкультминуток или пальчиковой гимнастики). Использование метода синхронной работы, так как, работая вместе с детьми, педагог быстро налаживает устойчивый эмоциональный контакт с ними, создавая, таким образом, творческую мастерскую, где все занимаются одним делом. Педагог, поэтапно показывая, как выполняется та или иная деталь, дает детям нужные советы. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
III. Организация образовательного процесса

3.1 Материально – техническое обеспечение:
Кабинет оборудован в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и рабочими местами для детей: мультимедийная установка, экран, магнитная доска, ноутбук, мольберты, столы и стулья. Групповая комната для занятий (для подгруппы детей 10-12 человек). 28
материалы для изодеятельности: - краски: темпера, гуашь - подставки для карандашей, кистей - баночки для воды - кисти: белка, колонок №1,2,3 - карандаши - линейки - ластики - циркули - альбомные листы - изделия из дерева, фанеры, картона - лак (работает воспитатель или родитель)
3.2 Создание развивающей среды

Содержание

Срок
Папка-передвижка «Мезенская роспись», «Чудесный мешочек» Сентябрь Альбом «Мезенская роспись», куклы, костюмы для детей. Октябрь Домино с разными росписями, в том числе мезенская Ноябрь Выставка, изделий выполненных в мезенской росписи Декабрь Кукла «Мезенька» с изображением разных элементов Январь Лото с изображением мезенской росписи Февраль Мнемотаблицы для составления рассказов Март Шнуровки по «Мезени» Апрель Д/и «Собери картинку « Мезенская роспись» Уголок творчества, «полочка красоты» Май
3.3 Форма организации процесса обучения:
29
Дополнительная образовательная деятельность организуется в группе два раза в месяц во вторую половину дня, продолжительностью: - старшая группа – 25 мин. - подготовительная группа - 30 мин Программа рассчитана на 36 занятий в двух возрастных группах.
3.4 Методическое обеспечение программы
Для реализации программы необходимы методические пособия и наглядный материал: - специальная литература; - технологические карты и инструкционные карты; - иллюстрации, фотографии; - трафареты; - дидактический и наглядный материал; - предметы старины (прялки, веретено, туеса); - карта Архангельской области.
Словарь Ефремовой

Роспись –
это многозначное слово Роспись (расписывать) – записывать в разные места. Роспись (расписывать) – распределять между кем-либо; назначать кому-либо, чему-либо, делая запись об этом. Роспись – это сюжетные изображения, орнаменты, создаваемые средствами живописи на стенах, потолках и т.п., а так же на бытовых предметах с целью их украшения.
Мезенская роспись по дереву
– это тип росписи деревянных прялок и утвари – ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу 19 века в низовьях реки Мезень. 30

Список литературы
1. Величко Н. Роспись. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ – пресс, 1999. – 174с. 2. Вохринцева С.В. Росиночка. Раскраска. Мезенская роспись. – Екатеринбург: «Страна Фантазий», 2008. – 10с. 3. Вохринцева С.В. Учимся рисовать. Мезенская роспись 2. – Екатеринбург: «Страна Фантазий», 2005. – 12с 4. Величко Н.К.Русская роспись. Техника. Промыслы. Изделия. Энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2009. – С.224 5. Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 16с. 6. Жирякова И.В «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4. 7. Комратова Н.Г Л.Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1. 8. Маханева М.Д «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1. 9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.- сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: Аркти, 2003. – 96с. (Развитие и воспитание дошкольника) 10.Скорлупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство Скриптории 2003», 2009. – 128с.: ил. 11.Шпикаловой Т.Я Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие / Под редакцией– М.: ВЛАДОС, - 2000. – 272с. 12.Штанько И.В «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4. 31
Опыт работы показал, что систематическая проводимая кружковая работа дала положительные результаты, способствовала: -совершенствованию мелкой моторики рук -совершенствованию активной речи, словарного запаса; -совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия; - развитию художественно – эстетического вкуса; Главным критерием отношений у нас являются слова: «Уважая себя, с уважением относись к другим». Необходимо сделать воспитательную работу незаметной, интересной и привлекательной для детей. Кружковая работа, положительно влияет на развитие личности ребенка. Развитие: мелкой моторики руки, речи, общения, мышления и воображения, творческой креативности. Раскрепощения и уверенности в себе через творчество, порождает в детях важные качества для самореализации в социуме. Я буду продолжать кружковую работу с детьми, знакомить детей с другими видами росписи. В перспективе планирую повышать свое профессиональное мастерство: через курсы повышения квалификации, мастер – классы, через изучение новой методической литературы и использование интернет – ресурсов. В результате тесных контактов с детьми и родителями, установлена система непрерывной и эффективной обратной связи – семья стала активным субъектом образовательного процесса. Именно поэтому, есть благодатная почва для разработки и проектирования образовательного процесса по формированию у ребенка направленности на мир семьи в рамках клубной деятельности. В дальнейшем планирую организовать детские объединения, решающие образовательные и досуговые задачи, содействующие формированию направленности ребенка на мир семьи. Разработать способы конструирования клубной деятельности, 32
обеспечивающие формирование направленности ребенка на мир семьи, продолжая изучать вместе традиции и культуру русского народа. А чтобы ребёнок вырос счастливым, мы, взрослые, должны помнить, что поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду(ФГОС ДО 1.2). 33