"Сладкая гимнастика"

Автор: Попова Ирина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Золушка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Ямало-Ненцкий АО
Наименование материала: Мастер-класс (для родителей вместе с детьми)
Тема: "Сладкая гимнастика"
Дата публикации: 24.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мастер-класс для родителей и детей

Тема: «Сладкая гимнастика».

Цель:
оказание помощи родителям в овладении нетрадиционными приемами артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Задачи:
 активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;  сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;  обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;  познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;  формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;  расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.
Оборудование:
салфетки, ватные палочки, в блюдцах: сладкая соломка, макаронины, ложки, сушки, фигурное печенье жевательные конфеты, сухарики, кусочки сахара, крупные круглые карамельки, крупные виноградинки, витаминки и т.д. Уважаемые родители, вы конечно же знаете, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. Детям двух - четырех лет артикуляционная гимнастика поможет в профилактике возникновения дефектов произношения звуков. Детям пяти – семи лет артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Мы взрослые, когда говорим, даже не задумываемся над тем, куда надо поставить язык, как открыть рот, куда должна быть направлена воздушная струя.В то же время для ребенка, который учится чисто и правильно говорить - это тяжелый труд. Язык и губы не слушаются, так и норовят "соскользнуть" на привычное и неправильное положение. Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет: 1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка) . 2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка) . Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома? Я вам отвечаю – весело и с удовольствием. Для этого в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям сегодня я предлагаю Вам нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Практическая часть

Вкусная гимнастика с мамой
(активные движения губ, кончика языка, растягивание подъязычной уздечки, массаж языка). 
«Держи крепче»
Удерживать ватную палочку (соломку, макаронину, ложку, сушку) на языке, языком на губе, на щеке, между губой и носом. - и наоборот - пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка. 
«Бусинки»
Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую. 
«Сладкий футбол»
Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т.д. 
«Вкусное варенье»
Облизывать варенье, мед, сгущенку ( или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ, с блюдца, с печенья, с сухаря и т.д. 
«Ах, как вкусно»
Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, сахара, леденцов и, просим ребёнка облизать поверхность тарелки 
«Рыбалка»
Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а крошки – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко. 
«Красивое печенье»
Посчитать напряженным кончиком языка ребрышки на фигурном печенье. 
«Кто дальше?», «Попади в блюдце»
Сплевывание с кончика языка изюма, гороха, кукурузы и т.д. 
«Тьфу»

На тарелке лежат крошки. Ребёнок губами берёт с тарелки крошку, удерживает её между губ и сплёвывает обратно – тьфу. 
«Хомячок» (во время купания)
Ребёнок набирает в рот чистой воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам и с силой выпускает струю воды. Можно набрать немного воды и гонять её из одной щеки в другую. 
«Зубная фея»
Чистим зубной щёткой зубы, массируем язык, щёки» 
«Жевательная резинка»
Даём ребёнку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать сложно, поэтому ребёнок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюни т. д., т. е. активизировать подвижные органы артикуляции. 
«Жевательная конфета»
Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает произвольный подъём языка вверх. 
«Яблочко»
Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой. 
«Чашечка»
Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку витаминку, конфетку, удерживать по 5 – 8 сек. Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её. 
Упражнения с крупной бусинкой
Диаметр бусинки 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в бусинке и завязана на узел. 1. Двигать бусинку по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево. 2. Двигать бусинку по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз бусинка падает произвольно). 3. Толкать языком бусинку вверх-вниз, веревка натянута горизонтально. 4. Язык - "чашечка", цель: поймать бусинку в "чашечку". 5. Ловить бусинку губами, с силой выталкивать, "выплевывая" ее. 6. Поймать бусинку губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать бусинку от щеки к щеке. 7. Рассказывать скороговорки с бусинкой во рту, держа руками веревочку. Примечание . Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Бусинку с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать. Бусинка должна быть строго индивидуальной. 
Упражнения для языка с водой "Не расплескай воду"
1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 5 -10 раз.
2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 5 -10 раз. 3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 5 -10 раз. 
Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом
Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см. 1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд. 2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз. 3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз. 4. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз. 5. В отличие от упражнения 4, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 4. 
«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом)
Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий
чупа-чупс
-отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.  сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.  удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.  приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.  поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.  двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.