Авторы: Смирнова Наталья Николаевна, Масликова Анжела Васильевна Должности: педагог-психолог, социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ гимназия имени Ф.К.Салманова
Населённый пункт: г.Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка родительского собрания
Тема: "Профилактика буллинга в подростковом возрасте"
«Профилактика буллинга в подростковом возрасте»
В настоящее время проблема буллинга стала довольно
распространенным и массовым явлением. Некоторые люди понимают под
буллингом серьезные акты агрессии, другие - любые оскорбления, угрозы
со стороны других людей.
Буллинг характеризуется несколькими особенностями: агрессивное,
негативное поведение, отличающееся регулярностью, происходящее
в отношениях между людьми, обладающими неодинаковым уровнем власти;
такое поведение является умышленным. Оно также имеет свои возрастные,
гендерные и некоторые другие особенности.
Когда дети переходят в среднюю школу, буллинг немного ослабевает,
однако у некоторых детей такое поведение закрепляется и становится
устойчивой чертой личности, что способствует проявлению такого поведения
в подростковом возрасте.
Те ученики, которые в младшем школьном возрасте подвергались
притеснениям со стороны одноклассников, находясь в подростковом
возрасте, продолжают исполнять роль жертвы. Особенно это наблюдается
в классе, где отношения между учениками фиксированы и стабильны. В этой
ситуации жертвам очень сложно избавиться от своего статуса.
В связи с принятием такого поведения в подростковом возрасте,
буллинг становится частым явлением. А в связи с тем, что булли выбирают
себе в друзья таких же активных и агрессивных людей, как они сами, буллинг
становится массовым явлением.
Цель: актуализировать знания родителей по проблеме буллинга в
школе средствами технологии развития критического мышления.
Задачи:
1.
Познакомить родителей с понятием «Буллинг».
2.
Формировать активную педагогическую позицию родителей.
3.
Создать план совместных мероприятий по профилактике
буллинга.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к собранию,
доска, маркер.
Приёмы: корзина идей, кластер.
Уважаемые родители предлагаем Вам просмотреть флэш-ролик
«Буллинг. Насилие в школе».
Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами
насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а
иногда и всех учеников класса. Однако именно в последние 30 лет психологи
и педагоги бьют тревогу – настолько частым, жестоко проявляемым
становится это явление. Школьная травля стала еще более травматичной,
циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на
видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным
зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно
распространенное в школе. До 10% детей регулярно и 55% – эпизодически
подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей
считают своих детей жертвами издевательств.
Школьная травля, или буллинг (от англ.
bullying – запугивание,
физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны
группы одноклассников), – это форма жестокого обращения, когда физически
или психически сильный индивид или группа получает удовольствие,
причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной
ситуации человеку.
Поэтому сейчас мы предлагаем Вам поговорить о буллинге с помощью
технологии критического мышления.
Технология «Развитие критического мышления» разработана
американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом
Темплом и Скоттом Уолтером.
Под критическим мышлением понимают
проявление любознательности, выработку собственной точки зрения по
определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами.
Данная технология предполагает использование трех стадий: стадии
вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 стадия - «Вызов»
Стадия
Возможные приемы и методы
1.
Вызов
Информация, полученная на первой
стадии, выслушивается,
записывается, обсуждается, работа
ведется
индивидуально - в парах - в группах.
- Рассказ - предположение по
ключевым словам;
- составление списка
"корзина идей, понятий, имён…";
- верные и неверные
утверждения;
- перепутанные логические цепочки;
- графическая систематизация
материала: кластеры, таблицы.
Уважаемые родители предлагаем Вам разделиться на три группы и
сесть за столы. На данном этапе мы будем составлять кластер:
1. Посередине чистого листа написать ключевое слово, которое
является «сердцем» кластера – это буллинг.
2. Вам необходимо «набросать» слова или предложения, выражающие
идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Записываем все, что
приходит на ум, дать волю воображению и интуиции.
Продолжительность работы 3-4 мин. После чего группы представят
результаты своей работы.
2 стадия - «Осмысление» .
Стадия
Возможные приемы и методы
2. Осмысление (Реализация смысла).
Происходит непосредственный
контакт с новой информацией (текст,
лекция, фильм), работа ведется
индивидуально, в
парах, в группах.
Она направлена на сохранение
интереса к теме при
непосредственной работе с новой
информацией, постепенное
продвижение от «старого» знания к
«новому». Эта стадия предполагает
работу с текстом.
- «Пометки на полях»;
- ведение различных записей:
двойные дневники, бортовые
журналы;
- поиск ответов.
Вашему внимаю мы предлагаем тексты из научно-популярной и
специальной литературы. После прочтения которых вы заполняете кластер с
учетом полученных знаний.
Продолжительность работы 10 мин. После чего группы представят
результаты своей работы.
1 группа - виды и формы буллинга.
2 группа - причины буллинга, жертвы буллинга в школе.
3 группа - буллинг-структура, последствия буллинга.
Молодцы. Мы хорошо поработали с кластером. Узнали много нового:
виды и формы буллинга, причины и последствия буллинга. А что же с эти
делать? На этом этапе нам поможет такой ответ такой прием, как корзина
идей.
Корзина идей.
У Вас на столах лежат «Корзины идей» и мы Вам
предлагаем наполнить корзины мероприятиями по
профилактике буллинга, которые будут реализованы с
детьми нашего класса совместно с вами уважаемые
родители.
Продолжительность работы
7-8 мин.
После чего
группы представят результаты своей работы.
3 стадия - «Рефлексия» (размышление).
Стадия
Возможные приемы и методы
III.Размышление
(Рефлексия). Происходит творческая
переработка, анализ, интерпретация,
оценка изученной информации,
работа ведется на класс - в группах -
в парах -индивидуально
- Заполнение кластеров, таблиц;
- возврат к ключевым словам,
логическим цепочкам, верным
и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные
вопросы;
- написание творческих работ:
синквейнов, эссе, диамант.
На стадии рефлексии мы с вами создаем план работы по профилактике
буллинга в конкретном классе с конкретными родителями. Мероприятия
перед вами.
Какие выбираем? (Родители выбирают мероприятия,
договариваются о сроках проведения)
С помощью технологии критического мышления мы рассмотрели
проблему буллинга. Наметили пути ее решения.
Уважаемые родители огромное спасибо Вам за работу, за то что вы
пришли и были такими активными и мудрыми.
Анализ родительского собрания
1. Какова повестка родительского
собрания и ее целесообразность на
данном этапе?
Тема родительского собрания
целесообразна, т.к. в настоящее
время проблема буллинга стала
довольно распространенным и
массовым явлением.
Школьная
травля стала еще более
травматичной, циничной, жестокой
из-за того, что ее сцены теперь легко
записываются на видео и
распространяются по школе или в
Интернете.
2. Как организован обмен
мнениями родителей?
На каждой стадии работы родители
представляли наработки группы и
высказывали свое мнение.
3. Предложены ли родителям
памятки, советы по теме
родительского собрания?
В конце родительского собрания
родителям была предложена памятка
«Буллинг в школе»
4. Сделаны ли выводы по
обследованному вопросу? Принято
ли решение?
Родителями были предложены
мероприятия по профилактике
буллинга, которые будут
реализованы с детьми нашего класса
совместно с родителями
5. Какова явка родителей,
прослеживается ли их
заинтересованность?
Явка родителей 100%, они были
заинтересованы мероприятием, его
неординарностью и креативностью.