"Профилактика буллинга в подростковом возрасте"

Авторы: Смирнова Наталья Николаевна, Масликова Анжела Васильевна
Должности: педагог-психолог, социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ гимназия имени Ф.К.Салманова
Населённый пункт: г.Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка родительского собрания
Тема: "Профилактика буллинга в подростковом возрасте"
Дата публикации: 24.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Родительское собрание

«Профилактика буллинга в подростковом возрасте»
В настоящее время проблема буллинга стала довольно распространенным и массовым явлением. Некоторые люди понимают под буллингом серьезные акты агрессии, другие - любые оскорбления, угрозы со стороны других людей. Буллинг характеризуется несколькими особенностями: агрессивное, негативное поведение, отличающееся регулярностью, происходящее в отношениях между людьми, обладающими неодинаковым уровнем власти; такое поведение является умышленным. Оно также имеет свои возрастные, гендерные и некоторые другие особенности. Когда дети переходят в среднюю школу, буллинг немного ослабевает, однако у некоторых детей такое поведение закрепляется и становится устойчивой чертой личности, что способствует проявлению такого поведения в подростковом возрасте. Те ученики, которые в младшем школьном возрасте подвергались притеснениям со стороны одноклассников, находясь в подростковом возрасте, продолжают исполнять роль жертвы. Особенно это наблюдается в классе, где отношения между учениками фиксированы и стабильны. В этой ситуации жертвам очень сложно избавиться от своего статуса. В связи с принятием такого поведения в подростковом возрасте, буллинг становится частым явлением. А в связи с тем, что булли выбирают себе в друзья таких же активных и агрессивных людей, как они сами, буллинг становится массовым явлением.
Цель:
актуализировать знания родителей по проблеме буллинга в школе средствами технологии развития критического мышления.
Задачи:
1. Познакомить родителей с понятием «Буллинг». 2. Формировать активную педагогическую позицию родителей. 3. Создать план совместных мероприятий по профилактике буллинга.
Оборудование:
мультимедийный проектор, презентация к собранию, доска, маркер.
Приёмы:
корзина идей, кластер. Уважаемые родители предлагаем Вам просмотреть флэш-ролик «Буллинг. Насилие в школе». Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Однако именно в последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу – настолько частым, жестоко проявляемым становится это явление. Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным
зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно и 55% – эпизодически подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств. Школьная травля, или буллинг (от англ. bullying – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников), – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку. Поэтому сейчас мы предлагаем Вам поговорить о буллинге с помощью технологии критического мышления. Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. Под критическим мышлением понимают проявление любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами. Данная технология предполагает использование трех стадий: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. 1 стадия - «Вызов» Стадия Возможные приемы и методы 1. Вызов Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах - в группах. - Рассказ - предположение по ключевым словам; - составление списка "корзина идей, понятий, имён…"; - верные и неверные утверждения; - перепутанные логические цепочки; - графическая систематизация материала: кластеры, таблицы. Уважаемые родители предлагаем Вам разделиться на три группы и сесть за столы. На данном этапе мы будем составлять кластер: 1. Посередине чистого листа написать ключевое слово, которое является «сердцем» кластера – это буллинг. 2. Вам необходимо «набросать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Записываем все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции. Продолжительность работы 3-4 мин. После чего группы представят результаты своей работы.
2 стадия - «Осмысление»
. Стадия Возможные приемы и методы
2. Осмысление (Реализация смысла). Происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, лекция, фильм), работа ведется индивидуально, в парах, в группах. Она направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от «старого» знания к «новому». Эта стадия предполагает работу с текстом. - «Пометки на полях»; - ведение различных записей: двойные дневники, бортовые журналы; - поиск ответов. Вашему внимаю мы предлагаем тексты из научно-популярной и специальной литературы. После прочтения которых вы заполняете кластер с учетом полученных знаний. Продолжительность работы 10 мин. После чего группы представят результаты своей работы. 1 группа - виды и формы буллинга. 2 группа - причины буллинга, жертвы буллинга в школе. 3 группа - буллинг-структура, последствия буллинга. Молодцы. Мы хорошо поработали с кластером. Узнали много нового: виды и формы буллинга, причины и последствия буллинга. А что же с эти делать? На этом этапе нам поможет такой ответ такой прием, как корзина идей.
Корзина идей.
У Вас на столах лежат «Корзины идей» и мы Вам предлагаем наполнить корзины мероприятиями по профилактике буллинга, которые будут реализованы с детьми нашего класса совместно с вами уважаемые родители. Продолжительность работы 7-8 мин. После чего группы представят результаты своей работы.
3 стадия - «Рефлексия» (размышление).
Стадия Возможные приемы и методы III.Размышление (Рефлексия). Происходит творческая переработка, анализ, интерпретация, оценка изученной информации, работа ведется на класс - в группах - в парах -индивидуально - Заполнение кластеров, таблиц; - возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - написание творческих работ:
синквейнов, эссе, диамант. На стадии рефлексии мы с вами создаем план работы по профилактике буллинга в конкретном классе с конкретными родителями. Мероприятия перед вами. Какие выбираем? (Родители выбирают мероприятия, договариваются о сроках проведения) С помощью технологии критического мышления мы рассмотрели проблему буллинга. Наметили пути ее решения. Уважаемые родители огромное спасибо Вам за работу, за то что вы пришли и были такими активными и мудрыми.
Анализ родительского собрания
1. Какова повестка родительского собрания и ее целесообразность на данном этапе? Тема родительского собрания целесообразна, т.к. в настоящее время проблема буллинга стала довольно распространенным и массовым явлением. Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. 2. Как организован обмен мнениями родителей? На каждой стадии работы родители представляли наработки группы и высказывали свое мнение. 3. Предложены ли родителям памятки, советы по теме родительского собрания? В конце родительского собрания родителям была предложена памятка «Буллинг в школе» 4. Сделаны ли выводы по обследованному вопросу? Принято ли решение? Родителями были предложены мероприятия по профилактике буллинга, которые будут реализованы с детьми нашего класса совместно с родителями 5. Какова явка родителей, прослеживается ли их заинтересованность? Явка родителей 100%, они были заинтересованы мероприятием, его неординарностью и креативностью.