Напоминание

"Танцы донских казаков"

Автор: Буханцева Инесса Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования,хореограф
Учебное заведение: МОУ ЦДТ Кировского района г. Волгограда
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Танцы донских казаков"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект учебного занятия
Педагог (Ф.И.О.) : Буханцева Инесса Анатольевна. Предмет: хореография; возраст: 9 лет. Тема учебного занятия: «Танцы донских казаков». Цель: возрождение танцевальной культуры казаков, проживающих на территории Волгоградской области. Задачи: -способствовать возникновению интереса учащихся к историческому прошлому края; -способствовать овладению навыками владения шашками (реквизита)- оружия казаков; -воспитывать любовь к народному творчеству.
Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность педагога

Деятельность

учащихся
1 2
Организационный момент.

Цель:
подготовить учащихся к сознательному усвоению материала.
Задачи для педагога:
- проверить подготовленность учащихся к занятию; - создать благоприятную психологическую атмосферу; - ознакомить учащихся с темой занятия;
Задачи для учащихся:
- сформулировать цель занятия;
Методы:
словесный. Магнитофон, аудиозаписи; баян, реквизит (шашки)
Практическая часть.

Цель:
дать базовые знания, традиционные определения различных движений.
Задачи для педагога:
- способствовать развитию у учащихся координации Приветствие: -Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть. (звучит музыка) -Когда вы заходили в класс, обратили внимание на звучащую музыку? В каком характере она звучала? (народная, эстрадная, этническая). -Правильно ребята! И сегодня мы с вами совершим путешествие во времени и перенесемся в прошлое нашего края. Тема нашего занятия: «Танцы донских казаков». На территории нашей области и до нашего времени проживают донские казаки. Почему же они называются «донские казаки»? - Правильно, потому что живут на реке Дон. Послушаем песню, посвященную Дону. Как называют Дон казаки? Правильно – «Дон-батюшка», а как вы думаете, а почему Учащиеся выполняют традиционное приветствие-поклон. Учащиеся отвечают: - народная; Учащиеся отвечают: «потому, что они живут на Дону. Ученики отвечают: «батюшка»
движений; - способствовать развитию умения владеть шашкой; -способствовать возникновению интереса учащихся к историческому прошлому края;
Задачи для учащихся:
-овладеть навыками владения шашкой - научиться работать в коллективе.
Методы:
Словесный, наглядный, игровой, метод разучивания по частям, - целостный метод разучивания движений целиком в замедленном темпе; - метод личного показа;
Оборудование:
Магнитофон, ноутбук, аудио - и видеозаписи, шашки. «батюшка»? Правильно! Молодцы! Чтобы подготовить наши мышцы к упражнениям, давайте сделаем небольшую разминку. -Сегодняшнее занятие мы посвятим танцу казаков. Я расскажу вам, как воспитывались настоящие защитники нашей родины. Ведь казаки - это военные люди. Скажите, ведь сразу видно военного по выправке. Давайте попробуем маршировать, как военные люди. Молодцы! Конь - вот настоящий, надежный в бою друг казака. Давайте представим, как они скакали на лошадях и попробуем воспроизвести движение. Лет с трех-пяти казачок приучался к верховой езде. Обучение было тяжелым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. Сначала спускали тонкой струйкой воду и «ставили руку», чтобы клинок под правильным углом резал воду, не оставляя брызг. Потом учили «рубить лозу», сидя на коновязи, на бревне, и только потом на боевом коне, по- боевому, по - строевому оседланном. И сегодня мы попробуем исполнить эти упражнения (упражнения для мальчиков): - Выполняем следующие Потому, что Дон был и кормильцем, и защитником. Разминка. Учащиеся маршируют сначала на месте, потом по точкам. Учащиеся выполняют галоп. Учащиеся выполняют комплекс упражнений владения шашками; - упражнение
3 4
Закрепление учебного

материала.
движения: 1. Вращение шашкой и «восьмерочка»; 2.Комбинация защитных упражнений; 3. «Рубка» в парах; Упражнения для ног: 1.Присядка по первой не выворотной позиции ног; 2.Танцевальная комбинация «присядок» в линии; - Если в образе казака история запечатлела такие свойства, как лихость, отвагу и вечную неустрашимость, то в образе казачки – сильный неукротимый нрав, деловитость, преданность семейному очагу. Это верная, преданная жена, заботливая мать и экономная хозяйка. - Она сумела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. И, несмотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам. Всем известно, как казачки гордились своим происхождением - « не боли болячка- я казачка». За внешней ее застенчивостью зачастую скрывается сильный и неукротимый нрав, сознание хранительницы семейного очага и хозяйки дома. Женщина в казачьем обществе пользовалась вниманием и исключительным уважением. Недаром, в некоторых казачьих областях даже девочек называли «родительницы». Давайте, девочки, попробуем в «восьмерочка»; Учащиеся выполняют «присядку»; Учащиеся выполняют упражнения для рук ( девочки).

Цель:
помочь учащимся применить полученные знания на практике.
Задачи для педагога:
- научить применять комплекс упражнений владения шашкой; - способствовать воспитанию взаимоуважения среди учащихся в коллективе.
Задачи для учащихся:
- запомнить комплексы упражнений.
Методы:
словесный, наглядный.
Оборудование:
магнитофон, фонограмма.
Заключительная часть.

Цель:
проконтролировать уровень усвоения учебного материала.
Задачи для педагога:
- оценить полученные знания учащихся; - показать учащимся важность темы данного занятия; - способствовать воспитанию любви к народному творчеству
Задачи для учащихся:
-оценить полученные знания учащимися
Методы:
словесный.
Оборудование:
магнитофон. движении отобразить характер казачки. А сейчас, ребята, мы встанем в пары. Но попробуем сделать это, как делали раньше казаки на гуляньях – в игровой форме. Игра «Выбери пару». Два участника держат на весу растянутую шаль. Каждая девочка выбрасывает на растянутую шаль свой платочек, мальчики с другой стороны под музыку подходят и дергая за любой платочек, выводят себе пару. А теперь парами выходим на середину зала и выполняем «притопы». Ребята, давайте вспомним, как у казаков называется забор? - Правильно, «плетень». И танец, который мы начинаем с вами учить называется «Плетень». Давайте попробуем руками изобразить плетень. - Переходим к выполнению объединенных упражнений для исполнения танцевального этюда «Плетень»; - «основной ход» (мальчики и девочки); в движении меняем рисунок танца; -«присядка» у мальчиков, девочки одновременно исполняют на месте основной ход «притопы» вместе с руками; - А теперь ,давайте попробуем соединить все полученные сегодня умения и исполним танцевальный Музыкально-игровой этюд «Выбери пару». Учащиеся выполняют «притопы». Учащиеся отвечают: «плетень». Учащиеся руками имитируют «плетень». Учащиеся выполняют танцевальный этюд «Плетень». Учащиеся под музыкальную фонограмму
этюд. Сегодня вы справились, я считаю, с задачами нашего урока. Усвоили и отработали основные на сегодняшний момент движения нашего будущего танца. Занятие закончено ребята, надеюсь, вам интересно было узнать новое об истории проживающих и по сегодняшнее время на территории нашего края свободолюбивого, военного народа- казаков. -Как вы думаете, получился сегодня у нас танцевальный этюд? А что было не очень удачным, над чем нам предстоит еще поработать? - До свидания! Общий поклон. исполняют танцевальный этюд «Плетень». Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность. - До свидания!