"Гимнастика для ума"

Автор: Вдовиченко Светлана Анатольвна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 (с углубленным изучением отдельных предметов)"
Населённый пункт: город Моршанск, Тамбовская область
Наименование материала: дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности
Тема: "Гимнастика для ума"
Дата публикации: 24.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 (с углубленным изучением отдельных предметов)» Рассмотрена на заседании МО протокол №____от________ Утверждена приказом директора школы С.В.Губановой от_____№ Рекомендована к утверждению методическим советом протокол №_______от________ «Гимнастика для ума» дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности для детей школьного возраста Возрастная категория: 7 лет Срок реализации: 1 год Автор дополнительной образовательной программы: С.А. Вдовиченко, учитель начальных классов г. Моршанск 2014

Пояснительная записка

1.
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает кружок “Гимнастика для ума ”. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. Дополнительная общеобразовательная программа «Гимнастика для ума» является авторской программой социально-педагогической направленности и предназначена для детей 7 лет. Программа включает объём специальных знаний и умений, способствующих формированию, развитию, совершенствованию познавательных и творческих способностей детей.
2.Актуальность, новизна.
Современным детям предстоит жить в сложном и быстро изменяющемся мире. Реализоваться и добиться успеха в нём, помогут развитый интеллект и креативность, поэтому разработка программы направленной на развитие познавательных и творческих способностей детей стала актуальной. Новизна программы в том, что она помогает детям через игру, парное и групповое взаимодействие:  развить познавательные способности детей, испытывающих трудности в усвоении учебных дисциплин;  совершенствовать способности интеллектуально одарённых и познавательно мотивированных детей;  формировать метапредметные умения. Занятия по данной программе целесообразно проводить в возрасте 7 лет, так как приобретённые на них познавательные, коммуникативные, регулятивные умения лягут в основу успешного обучения, помогут в освоении учебного материала. Данная программа позволяет воспитанникам ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у воспитанников умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им
возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Дает возможность воспитанникам работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями.
Цель дополнительной образовательной программы:
развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через игры и упражнения, воздействующие на мыслительные процессы и познавательные способности.
Задачи дополнительной образовательной программы:
 развивать устойчивый интерес учащихся к математике;  развивать математические способности и прививать учащимся определенные навыки научно-исследовательского характера;  развивать умение самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;  расширять и углублять представления о практическом значении математики;  воспитывать чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;  воспитывать культуру обращения с книгой;  формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления;  развивать смекалку и сообразительность;  развивать логическое мышление, внимание, память;  приобщать школьников к самостоятельной исследовательской деятельности;  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Отличительные особенности дополнительной программы

«Гимнастика

для ума».
В отличие от других программ программа «Гимнастика для ума» удовлетворяет потребности ребёнка в интеллектуальном развитии, позволяет проявлять себя в творчестве, развивает воображение, учит активно, осознанно, целенаправленно думать, подчиняться правилам игры, формирует навыки социального взаимодействия и культурного поведения в обществе. Реализация программы происходит на основе дифференцированного подхода. С этой целью на занятиях д ля решения о дной развивающей задачи предусмотрены разные по степени сложности задания логического и творческого характера. Т акой подход позволяет ребёнку включиться в мыслительный процесс независимо от уровня его интеллектуального развития, стилистики обучения, начального уровня учебной мотивации, индивидуальных психологических особенностей. Программа предполагает активную практическую деятельность (Приложение №1). Тренировочные упражнения направлены на совершенствование памяти, внимания, наблюдательности, пространственного восприятия, сенсорной координации, развитие мышления. Они подчинены достижению игровой цели - спасти принцессу; победить дракона, помочь Морозу Ивановичу и т.д. Для её достижения детям необходимо достроить замок; найти закономерность; составить код; подобрать ключ к шифру; решить головоломку, ребус и т.д. Особая роль в реализации программы отводится развивающим играм (Приложение №2). Они учат детей решать предлагаемые развивающие задачи через выполнение игровых действий; влияют на личностные качества ребёнка - развивают навыки взаимодействия, учат осознанно подчиняться правилам игры, терпеливо ждать своей очереди, сопереживать сказочным героям и партнерам по игре, развивают произвольность и корректируют импульсивное поведение. Программа составлена для учащихся 7 лет. Количество учащихся в группе: 10 человек. Программа рассчитана на 1 год (на 2014-2015 учебный год). Общее количество часов 72 (2 часа в неделю).
Формы проведения занятий
На занятиях предусматриваются следующие
формы организации учебной

деятельности:
 индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);  фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
 групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);  коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам). (Приложение №3)
Основные виды деятельности учащихся:
 решение занимательных задач;  оформление математических газет;  знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;  проектная деятельность;  самостоятельная работа;  работа в парах, в группах;  творческие работы;  участие в математической школьной и городской олимпиаде, международной игре «Кенгуру».
Структура занятия
(Приложение №4) 1.Интеллектуальная разминка. 2.Задание на развитие метапредметных умений и психических функций, участвующих в познании. 3.Физминутка. 4.Решение нестандартных задач. 5.Рефлексия.
Методы обучения занятий:

1.

Методы активного обучения
Проблемный вопрос, проблемная ситуация, дискуссии, мозговой штурм.
2.

Словесные
Объяснение, рассуждение, беседа, рассказ, повествование.
1.

Наблюдения
Зарисовки, записи, экскурсии.
2.

Практический
Выполнение работ по инструкции, схемам.
3.

Частично-поисковый
Участие в коллективном поиске решения нестандартной задачи; воспроизведение освоенных способов деятельности.
4.

Индуктивный и дедуктивный
Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, метод аналогий.
5.

Наглядности
Показ видео, мультимедийных материалов, иллюстраций.
6.

Оценивания процесса выполнения

Формирующее оценивание, подведение итогов работы над проектом.
7.

Стимулирования и мотивации
Игры, создание эмоционально-нравственной ситуации, поощрение, убеждение.
Приемы обучения:
 Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;  Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности школьников.  Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала;  Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;  Приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.
Технологии:
 технологии разноуровнего обучения;  развивающее обучение;  технология обучения в сотрудничестве;  коммуникативная технология. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов :
Регулятивные УУД:  Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.  Проговаривать последовательность действий.  Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.  Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД:  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД:  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).  Слушать и понимать речь других.  Читать и пересказывать текст.  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу года

Обучающиеся должны знать как:
 провести наблюдение;  выполнить сравнение;  построить простейшее доказательное высказывание.
Обучающиеся должны уметь:
 ориентироваться в пространстве и на листе нелинованной бумаги;  штриховать предметы и их части;
 дополнять заданный рисунок недостающей фигурой;  составлять из геометрических фигур заданные предметы;  находить простейшую закономерность, продолжать выявленную закономерность;  осуществлять простейшие наблюдение по плану и самостоятельно;  сравнивать, классифицировать геометрические фигуры, предметы, слова;  определять истинность или ложность высказывания;  формулировать простые умозаключения, используя шаблоны речи («… я думаю, что…» «…можно сделать вывод…» и т.д.);  строить простейшую логическую цепь рассуждений;  делать выводы;  читать и составлять простые схемы, коды;  кодировать простейшую информацию с помощью знаков символов;  решать простые геометрические, логические задачи, ребусы, головоломки;  осознанно относится к собственной деятельности;  взаимодействовать в парах и группах.
Способы определения результативности
В процессе реализации программы педагог проводит мониторинг:  сформированности общеинтеллектуальных умений;  развития познавательных свойства личности (мышления, внимания, памяти, воображения, пространственного восприятия, сенсорной координации). Результаты отслеживаются с помощью наблюдения, тестирования, анкетирования, опроса. По их результатам составляется индивидуальная карта освоения программы (Приложение №11) . Диагностика осуществляется в начале, середине и конце года:
1.
Сентябрь: анкета для родителей «Выявление склонностей и интересов младшего школьника» (Приложение №12,№13).
Педагог может использовать вопросы анкеты как план наблюдения за ребёнком в течение года.
2.
Январь: анкета для родителей «Определение интенсивности познавательной потребности». В.С. Юркевич ( Приложение №14).
3.
Апрель: анкета «Выявление уровня сформированности самостоятельности ребенка» (Приложение №15). С целью определения эффективных методов, подбора развивающих заданий, выбора формы взаимодействия, педагог может провести дополнительную индивидуальную диагностику согласно примерного графика диагностики (Приложение №16):
1.
Тест Г.А. Цукерман «Рукавичка» - оценивание коммуникативных действий (Приложение №17);
2.
тест Ж.Пиаже «Левая и правая сторона » - оценивание коммуникативных действий (Приложение №18);
3.
тест «Незавершенная сказка»- проба на познавательную инициативу (Приложение №19);
4.
тест «Выкладывание узора из кубиков» - выявление умения планировать, контролировать, оценивать свои действия; тест «Левая и правая стороны» - выявление уровня сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника (методика Ж. Пиаже) (Приложение № 20);
5.
методика Лосева А.А. экспертные оценки по определению одаренных детей (Приложение № 21);
6.
диагностика универсального действия общего приёма решения задач А.Р.Лурия, Л.С. Цветкова - выявление сформированности общего приёма ; решения нестандартных задач с помощью схем ; тест «Белка», методика А. Зак - развитие способности планировать, контролировать, оценивать свои действия;
7.
тест «Выводы», методика А. Зак - развитие способности рассуждать, делать выводы.

3.
Учебно-тематический план

Раздел
Тема Колич ество часов Теория Практи ка 1
Вводное занятие (1 ч.)

«
Давайте познакомимся». 1.Викторина «Вопрос- ответ» 1 - 1 2
«Смотрю, вижу, замечаю»

(8 ч.)
2. Копирование образца. Нахождение отличий при сравнении картинок. 3. Дополнение рисунка недостающей деталью. 4.Деление картинок на группы по самостоятельно выделенному признаку. 5. Нахождение наибольшего числа схожих и отличительных признаков двух или более изображений. 6.Нахождение неточностей в изображении героя произведения С.Маршака «Вот какой рассеянный». 7. Выбор фигуры, отражение которой видно в зеркале. 8. Повторение движений за сказочными героями по принципу зеркального отражения. 9.Построение простейшего узора при условии отражения в зеркале. 1 1 1 1 1 1 1 1 - - - - - - - - 1 1 1 1 1 1 1 1
Итого:
8 - 8
3
«Я внимательный,

наблюдательный» (8 ч.)
10. Дополнение изображения инопланетянина, который находится лицом (спиной) к человеку. 11. Восприятие задания на слух. Копирование образца. Рисование узора по точкам, дополнение узора до изображения космического корабля. 12. Дополнение группы слов: зима, …, лето, осень и т.п. пропущенным словом. 13.Определение даты запуска космического, путём соотнесения цифры и порядкового номеров слова в каждой цепочке слов. 14. Нахождение названия планеты в таблице с буквами. 15. Выделение в рисунке, заданной фигуры - тарелки, колпака, изумруда. Выделение слова в слове (машина-шина и т.д.). 16.Нахождение закономерности в узоре, продолжение узора, так чтобы получился драгоценный камень в форме восьмигранника. 17. Подбор к определению подходящих слов (овощи - картофель, морковь, лук; транспорт). Нахождение закономерности в узоре, 1 1 1 1 1 1 1 1 - - - - - - - - 1 1 1 1 1 1 1 1
продолжение закономерности.
Итого:
8 - 8 4
«Подумаю, отвечу,

докажу» (9 ч.)
18. Восстановление слова путём перестановки слогов. 19. Решение логических задач с помощью знаково- символической системы. Кодирование подобной информации. 20. Дополнение рисунка недостающей деталью, путём её выбора из нескольких предложенных частей. 21. Обоснование выбора по принципу сравнения: домашние, перелётные, сказочные и т. д. птицы (парная работа). 22.Решение нестандартных задач с помощью знаково- символической системы. 23.Самостоятельное нахождение закономерности в узоре оперения Жар-птицы, продолжить узор. Выбор правильного ответа к приведённой части фразы. 24. Подбор общего названия каждой группе картинок или слов. 25. Обоснование выбора путём выделения общих 1 1 1 1 1 1 1 1 - - - - - - - - 1 1 1 1 1 1 1 1
признаков. 26.Выделение и штриховка части объекта из целого рисунка. Классификация снежинок по самостоятельно выбранному признаку, обоснование своего мнения. 1 1 - - 1 1
Итого:
9 - 9 5
«Умею думать»(12 ч.)
27.Тест «Нахождение и продолжение закономерности в узоре ковра-самолёта. Выделение и формулировка закономерности. Продолжение её по памяти. 28.Запись предложения воспринятого на слух в знаково-символической системе. 29. Размышления после прочтения сказки. Установление причинно- следственной связи между событиями. Изменение причины события. 30.Прогнозирование дальнейшего хода события. 31.Деление картинок на группы . Нахождение нескольких способов деления картинок на группы. 32.Обоснование выбора 1 1 1 1 1 - - - - - 1 1 1 1 1
путём выделения общих признаков. Рисование части картинки по точкам. 33.Определение на что похоже. Дополнение изображения до предполагаемой картинки. 34.Обоснование: выделение части, которая натолкнула на образ. 35.Превращение слов в другие слова путём исключения одной буквы: крот-кот, слон-сон и т.д. 36.Сравнение и поиск отличительных и схожих признаков избушки на курьих ножках и обычной избушкой. Нахождение слова в слове. 37.Составление ребуса к слову избушка. Нахождение пропущенного слова в цепочке слов (парная работа). Решение логических задач. 38.Превращение слов в другие слова (мука – муха, воск-волк, роза–коза). Нахождение пропущенного слова в логической цепочке слов. 1 1 1 1 1 1 1 - - - - - - - 1 1 1 1 1 1 1
Итого:
12 - 12 6
«Рисуем словами» (11 ч.)
39.Нахождение лишнего по смыслу слова. Деление 1 1 -
слов на группы. Объяснение принципа группировки. Обозначение общего признака символом. 40.Составление простой таблицы из 2-3 групп – посуда, учебные принадлежности, транспорт. 41.Рассматривание загадочного существа по плану. Описание по памяти: размер, цвет, форма, определение на что похоже. 42.Решение нестандартных задач. Соединение половинок слов так, чтобы получились названия животных. 43.Деление названий животных на группы. Сравнительное описание слона и мыши по картинке и по памяти. 44. Построение высказывания по картинке по принципу предположения «цветок завял, потому что…». 45.Решение нестандартных задач. Перестановка частей слова так, чтобы получилось понятное слово. 46.Дополнение рисунка недостающей деталью, путём её выбора из 1 1 1 1 1 1 1 - - - - - - - 1 1 1 1 1 1 1
нескольких предложенных частей. 47.Соотнесение звука и буквы, составление слова из разгаданных букв. Составление сложного узора для сарафана Василисы Премудрой. 48.Запись закономерности, изображённой на сарафане с помощью символов, разгадывание записанной символами закономерности, изображение разгаданной закономерности на сарафане (групповая работа). 49.Нахождение лишнего в цепочке слов. Обоснование выбора. Решение нестандартных задач с помощью знаково- символической системы. 1 1 1 - - - 1 1 1
Итого:
11 1 10 7
Геометрия вокруг нас.

(10 ч.)
50-51. Линии. Точки. Прямые. 52.Ломаная линия. 53-54.Углы прямые, острые, тупые. 55.Виды треугольников. 56.Сравнение отрезков по длине. 2 1 2 1 1 1 1 1 1 - 1 - 1 - 1
57.Центр и радиус круга 58. Симметричные фигуры и их построение. 59.Измеряем длину: сантиметр, метр, километр. 1 1 1 1 - - - 1 1
Итого:
10 5 5 8
От игры к знаниям.

(13 ч.)
60.Развивающие игры. Игры на развитие образного мышления. 61. Развивающие игры. Игры на формирование умения ориентироваться в пространстве. 62. Развивающие игры. Игры на формирование умения расшифровывать знаки и символы. 63. Развивающие игры. Игры на развитие контроля и регуляции. 64. Развивающие игры. Игры на установление соответствия. 65. Развивающие игры. Игры, связанные с установлением причинно- следственных связей. 66.Задачи в стихах. 67.Задачи – шутки. 68.Интеллектуальный марафон. 69.Развиваюшие игры. Игры на выделение части и целого. 70.Развивающие игры. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - - - - - - - - - - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Игры на развитие логического мышления. 71.Развивающие игры. Игры на сериацию, закономерности. 72.Развивающие игры. Игры на развитие образного мышления. 1 1 - - - 1 1 1
Итого:
13 - 13
Итого:

72

6

66

4.Содержание программы

1.Вводное занятие «Давайте познакомимся»(1 ч.)

Тема 1
(Практика 1ч). Викторина «Вопрос – ответ». Игра «Давайте познакомимся».
2. «Смотрю, вижу, замечаю»(8 ч.)

Тема 2
(Практика 1ч). Копирование образца. Нахождение отличий при сравнении картинок. Игра «Замок с башнями». Построение замка с башнями по точкам. Выкладывание узора из треугольников и квадратов с опорой на образец. Выбор узора из образцов разных по уровню сложности. Игра «Чем отличаются». Нахождение 5-7 отличий при сравнении двух картинок. Игра «Чем похожи ». Нахождение и закрашивание общих деталей интерьера, при сравнении залов сказочного замка.
Тема 3
(Практика 1ч). Дополнение рисунка недостающей деталью. Игра «Поймай рыбку». Дополнение рисунка рыбы недостающей деталью, путём её выбора из нескольких предложенных частей. Графические диктанты. Взаимное расположение предметов. При изучении данной темы уточняются представления детей о пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже», «дальше-ближе».

Тема 4
(Практика 1ч). Деление картинок на группы по самостоятельно выделенному признаку. Деление картинок с изображением рыб на группы по самостоятельно выделенному признаку (цвет, форма, размер…) Игра «Кто больше?». Задачи-шутки, решение задач на материале сказок.
Тема 5
(Практика 1ч) . Нахождение наибольшего числа схожих и отличительных признаков двух изображений морских коньков и т.п.
Тема 6
(Практика 1ч). Нахождение неточностей в изображении главного героя произведения С. Маршака «Вот какой рассеянный».Закрашивание этих неточностей.
Тема 7
(Практика 1ч). Выбор фигуры, отражение которой видно в зеркале. Игра «Найди его отражение в зеркале». Выбор фигуры из нескольких предложенных вариантов, отражение которой видно в зеркале. Игра «Повторяй за …»Повторение движений за сказочными героями по принципу зеркального отражения.
Тема 8
(Практика 1ч). Повторение движений за сказочными героями по принципу зеркального отражения. Игра «Повторяй за …»Повторение движений за сказочными героями по принципу зеркального отражения.
Тема 9
(Практика 1ч). Построение простейшего узора при условии отражения его в зеркале. Игра «Повторяй за …»Повторение движений за сказочными героями по принципу зеркального отражения.
3. «Я внимательный, наблюдательный» (8 ч.)

Тема 10
(Практика 1ч). Дополнение изображения инопланетянина, который находится лицом (спиной) к человеку. Игра «Зарядка для инопланетянина». «Левая рука инопланетянина поднята вверх, правая нога согнута в колене и т. п .
Тема 11
(Практика 1ч). Восприятие задания на слух. Копирование образца. Рисование узора по точкам, дополнение узора до изображения космического корабля. Игра «Старт космического корабля».
Тема 12
(Практика 1ч). Дополнение группы слов: зима, …, лето, осень и т.п. пропущенным словом.
Тема 13
(Практика 1ч). Определение даты запуска космического корабля, путём соотнесения цифры и порядкового номеров слова в каждой цепочке слов -3, 1, 4. Ответ: запуск корабля назначен на лето, утро, четверг. Игра «Планеты Солнечной системы».
Тема 14
(Практика 1ч). Нахождение названия планеты в таблице с буквами. Игра «Планеты Солнечной системы».

Тема 15
(Практика 1ч). Выделение в рисунке, заданной фигуры - тарелки, колпака, изумруда. ). Игра « Помоги гному». Выделение слова в слове (машина-шина и т.д.)
Тема 16
(Практика 1ч). Нахождение закономерности в узоре, продолжение узора, так чтобы получился драгоценный камень в форме восьмигранника.
Тема 17
(Практика 1ч). Подбор к определению подходящих слов (овощи - картофель, морковь, лук; транспорт). Нахождение закономерности в узоре, продолжение закономерности. Игра «Лабиринт».
4.«Подумаю, отвечу, докажу» (9 ч.)

Тема 18
(Практика 1ч).Восстановление слова путём перестановки слогов. Выбор правильного ответа к фразе «Одежда, которую носят только зимой…» из предложенной цепочки слов - куртка пальто, шуба и т.д. Игра. «Распутай слово».
Тема 19
(Практика 1ч). Решение логических задач с помощью знаково- символической системы «Вова выше Саши, но ниже Игоря». Кодирование подобной информации.
Тема 20
(Практика 1ч). Дополнение рисунка недостающей деталью, путём её выбора из нескольких предложенных частей слова.
Тема 21
(Практика 1ч). Обоснование выбора по принципу сравнения: домашние, перелётные, сказочные и т. д. птицы (парная работа).
Тема 22
(Практика 1ч). Решение нестандартных задач с помощью знаково- символической системы (Саша не читал сказку «Курочка Ряба», Вова не читал сказку «Гадкий утёнок», а Егор читал сказку «Конёк-Горбунок» .
Тема 23
(Практика 1ч) .Самостоятельное нахождение закономерности в узоре оперения Жар-птицы, продолжить узор. Выбор правильного ответа к приведённой части фразы: снег - это замёршее молоко, вода, сироп; зимой в спячку впадают - …
Тема 24
(Практика 1ч). Подбор общего названия каждой группе картинок или слов. Игра «Скажи одним словом» (парная работа).
Тема 25
(Практика 1ч). Обоснование выбора путём выделения общих признаков. Игра «Рукавицы Мороза Ивановича».
Тема 26
(Практика 1ч). Выделение и штриховка части объекта из целого рисунка. Классификация снежинок по самостоятельно выбранному признаку, обоснование своего мнения.
5.«Умею думать»(12 ч.)


Тема 27
(Практика 1ч). Тест «Нахождение и продолжение закономерности в узоре ковра-самолёта. Выделение и формулировка закономерности. Продолжение её по памяти. Игра «Шифровальщик».
Тема 28
(Практика 1ч). Запись предложения воспринятого на слух в знаково- символической системе. Игра «Почему так произошло».
Тема 29
(Практика 1ч). Размышления после прочтения сказки. Установление причинно-следственной связи между событиями. Изменение причины события.
Тема 30
(Практика 1ч). Прогнозирование дальнейшего хода события.
Тема 31
(Практика 1ч). Деление картинок на группы . Нахождение нескольких способов деления картинок на группы.
Тема 32
(Практика 1ч). Обоснование выбора путём выделения общих признаков. Рисование части картинки по точкам.
Тема 33
(Практика 1ч). Определение на что похоже. Дополнение изображения до предполагаемой картинки.
Тема 34
(Практика 1ч). Обоснование: выделение части, которая натолкнула на образ.
Тема 35
(Практика 1ч). Превращение слов в другие слова путём исключения одной буквы: крот-кот, слон-сон и т.д. Игра «Кто больше».
Тема 36
(Практика 1ч). Сравнение и поиск отличительных и схожих признаков избушки на курьих ножках и обычной избушкой. Нахождение слова в слове: шарф-шар, удача-дача. Игра «Шифровальщик».
Тема 37
(Практика 1ч). Составление ребуса к слову избушка. Нахождение пропущенного слова в цепочке слов (парная работа). Решение логических задач.
Тема 38
(Практика 1ч). Превращение слов в другие слова (мука – муха, воск- волк, роза–коза). Нахождение пропущенного слова в логической цепочке слов: личинка, куколка, бабочка; пчела, цветок, улей, мёд.
6.«Рисуем словами» (11 ч.)

Тема 39
(Практика 1ч). Нахождение лишнего по смыслу слова. Деление слов на группы. Объяснение принципа группировки. Обозначение общего признака символом.
Тема 40
(Практика 1ч). Составление простой таблицы из 2-3 групп – посуда, учебные принадлежности, транспорт.

Тема 41
(Практика 1ч). Рассматривание загадочного существа по плану. Описание по памяти: размер, цвет, форма, определение на что похоже.
Тема 42
(Практика 1ч). Решение нестандартных задач. Игра «Еноты- бегемоты». Соединение половинок слов так, чтобы получились названия животных.
Тема 43
(Практика 1ч). Деление названий животных на группы. Сравнительное описание слона и мыши по картинке и по памяти.
Тема 44
(Практика 1ч). Построение высказывания по картинке по принципу предположения «цветок завял, потому что…».
Тема 45
(Практика 1ч). Решение нестандартных задач. Игра «Распутай клубок». Перестановка частей слова так, чтобы получилось понятное слово.
Тема 46
(Практика 1ч). Дополнение рисунка недостающей деталью, путём её выбора из нескольких предложенных частей. Игра «Переводчик».
Тема 47
(Практика 1ч). Соотнесение звука и буквы, составление слова из разгаданных букв. «Чтение» заклинания Кощея Бессмертного, путём соотнесения звука и буквы, составление слова из разгаданных букв. Составление сложного узора для сарафана Василисы Премудрой.
Тема 48
(Практика 1ч). Запись закономерности, изображённой на сарафане с помощью символов, разгадывание записанной символами закономерности, изображение разгаданной закономерности на сарафане (групповая работа) . Игра «Выпусти царевну из башни».Нахождение имён сказочных принцесс в таблице с буквами. Соревнование «Что не так». Рассматривание серии картинок с последовательными событиями. Пересказ последовательности событий по памяти. Решение нестандартных задач.
Тема 49
(Практика 1ч). Нахождение лишнего в цепочке слов: игла, яйцо, утка, тарелка, сундук, дуб. Обоснование выбора. Решение нестандартных задач с помощью знаково-символической системы. Самостоятельное нахождение закономерности в расположении окон в башне; продолжение закономерностей. Игра «Шифровальщик». Составление секретных посланий путём соотнесение звука и придуманного символа-буквы.
7. «Геометрия вокруг нас» (10ч).

Тема 50-51 (
Теория 1ч). Линии. Точки. Прямые. Веселые человечки начинают заниматься геометрией.
(
Практика 1 ч). Умение проводить на поверхности линии и изображать их на рисунках.
Тема 52 (
Теория 1ч). Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

Тема 53-54 (
Теория 1ч). Углы прямые, острые, тупые. Наблюдения над изученными видами закономерностей в ряду чисел, геометрических фигур; сравнение, обобщение, вывод. Как лучи соединяются в углы. Резинка- разбойница. Веселые человечки узнают, что углы бывают прямые, острые, тупые.
(
Практика 1ч). Вычерчивание углов разных видов.
Тема 55 (
Теория 1ч). Виды треугольников. Приключения точки. Мост через чернильное море. В городе треугольников. Веселые человечки обсуждают какие бывают треугольники.
Тема 56 (
Практика 1ч). Сравнение отрезков по длине. Как строят дома. Точка отправляется в путь. Отрезок. Веселые человечки сравнивают отрезки по длине.
Тема 57 (
Теория 1ч). Центр и радиус круга. Веселые человечки чертят круги.
Тема 58(
Практика 1 ч). Симметричные фигуры и их построение. Веселые человечки строят плоты из квадратов.
Тема 59(
Практика 1ч). Измеряем длину: сантиметр, метр, километр.
8. «От игры к знаниям»(13 ч).

Тема 59(
Практика 1ч). Развивающие игры. Игры на развитие образного мышления .Проигрывание сказочных сюжетов, создание настольного зоопарка, фермы, постройка и обыгрывание детской площадки, сказочного замка.
Тема 60(
Практика 1ч). Развивающие игры. Игры на формирование умения ориентироваться в пространстве. Игра «Помоги добраться».
Тема 61(
Практика 1ч). Развивающие игры. Игры на формирование умения расшифровывать знаки и символы. Игры «Шифровальщик», «Переводчик».
Тема 62(
Практика 1ч). Развивающие игры. Игры на развитие контроля и регуляции. Игра «Копировальщик».
Тема 63(
Практика 1ч). Развивающие игры. Игры на установление соответствия. Игра «Составь пару».
Тема 64(
Практика 1ч). Развивающие игры. Игры, связанные с установлением причинно-следственных связей. Игра «Что сначала, что потом?»
Тема 65(
Практика 1ч). Задачи в стихах.
Тема 66(
Практика 1ч). Задачи – шутки.
Тема 67 (
Практика 1ч). Интеллектуальный марафон.

Тема 68 (
Практика 1ч). Развиваюшие игры. Игры на выделение части и целого. Игра «Собери картинку», «Магический квадрат», «Танграм» «Колумбово яйцо», «Монгольская игра».
Тема 69 (
Практика 1ч). Развивающие игры. Игры на развитие логического мышления .Игра «Волшебная машина», «Четвертый лишний», «Логический поезд».
Тема 70 (
Практика 1ч). Развивающие игры. Игры на сериацию, закономерности. Игра- лото «Веселый клоун».
Тема 71 (
Практика 1ч). Развивающие игры. Игры на развитие образного мышления.
Тема 72 (
Практика 1ч). Выпуск математической газеты.
5. Методическое обеспечение программы

Материально-техническое оснащение:
 мультимедийный проектор;  компьютер;  экран.
Дидактико-методическое оснащение:
 таблицы;  схемы;  плакаты;  дидактические карточки;  памятки;  научная и специальная литература;  раздаточный материал;  видео- и аудиозаписи;  мультимедийные материалы;  компьютерные программные средства и др.
Формы организации занятий:
 беседа эвристическая;  игра-путешествие;  игра сюжетно-ролевая;  игровая программа;
 КВН;  конкурс;  наблюдение;  практическое занятие;  размышление;  соревнование;  тренинг.
Методы и приемы обучения по способам взаимодействия обучающих и

обучающихся:
Методы, направленные на первичное овладение знаниями:  информационно-развивающие (объяснение, рассказ, беседа);  проблемно-поисковые (исследование). Методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний и овладению умениями и навыками:  репродуктивные (упражнения);  творчески-воспроизводящие (самостоятельный поиск информации, самоконтроль)
Список литературы
Для обучающихся: 1. Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2012 Для педагога: 1.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008. 2. Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008 3. Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. Дрофа, 2008. 4. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. М.: Айрис – пресс, 2009 5. Гриценко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход : учеб.пособие / Л.И. Гриценко. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. 6. Гришина Л.Н. Психология и педагогика. Учебное пособие МГИУ 2007. 7. Дьячкова Г.Т. Математика: 2 – 4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель, 2007
8. Евтюкова Т. Поиграем в эрудитов? Сибирское университетское издательство, 2008 9. Зак. А.З. Интеллектика. 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2010. 10.Зак. А.З. Интеллектика. 2 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2010. 11.Зак. А.З. Интеллектика. 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2010. 12.Зак. А.З. Интеллектика. 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2010. 13.Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике» М. ООО «ВАКО», 2010. 14.Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим математику с увлечением. – М.: 5 за знания, 2007 15.Клепинина З.А. Итоговая аттестация за курс начальной школы. М.: ЭКСМО,2010 16.Кэрролл.Л. Логическая игра. Просвещение, 2007. 17.Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2010. 18.Малофеева Н. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры. Эксмо, 2010. 19.Мандель Б. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы. Ростов н/Д, 2007. 20.Монтессори М. "Впитывающий разум ребенка" Скрытые возможности человека. Благотворительный фонд "Волонтеры", 2009 г. 21.Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками. Феникс. Школа развития, 2008. 22.Остер Григорий. Весёлые задачи. Издательство: Росмэн, 2008. 23. Педагогика: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2008 24.Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009 25.Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки. Карапуз, 2010. 26.Удодова Н.И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Волгоград: Учитель, 2008 27.Уорд Адам. Творческие игры для развития логики у детей. Образ. Число. Комбинация. Центрполиграф, 2008. 28.Чаус Е. А. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы. Волгоград: Учитель, 2007. 29. Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах: Пособие для учителей, родителей, студентов вузов. Школьная Пресса, 2009. 30.Щуркова, Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога /Н.Е. Щуркова. – М.: Аркти, 2007. 31.Ярошевская Я. Викторины для 4-классников. Зарядка для ума. Сибирское университетское издательство, 2008.