"Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья".
Автор: Тетерина Светлана ФедоровнаДолжность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Берсеневская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями
Населённый пункт: Солнечногорский район,Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья".
Вернуться назад
Перейти в раздел
Текстовая часть публикации
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка... Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!
Проблема включения людей с ограниченными возможностями
здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире.
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями
интеллекта является оптимальное развитие потенциальных
возможностей их познавательной деятельности и личности в целом,
подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.
Проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся
решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда
учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы
с умственно отсталыми детьми. Сиротство как социальное явление
существует столько же, сколько человеческое общество, и является
неотъемлемым элементом цивилизации. Оказание помощи детям,
оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением
социальной политики государства.
В последнее время в педагогике для характеристики детей с
врожденными дефектами развития получил распространение термин
“особые” дети.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети,
состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных
программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа
школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде
всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:
нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата,
интеллекта. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с
такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики
психики и здоровья каждого ребенка.
При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий для меня,
как классного воспитателя, является понимание того, что эти дети
нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок
стандартной общеобразовательной школы. Дети с ОВЗ не
приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в
жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и
учитывает.
Существующую социально–педагогическую стратегию воспитания
детей, находящихся в детских домах и школах–интернатах, можно
оценить как стратегию замены попечения родителей государственным
попечением. Характерные черты данной стратегии: государство берет на
себя заботу о создании необходимых бытовых условий в период
проживания ребенка в интернатном учреждении и на этапе выпуска;
государство предоставляет льготы, обеспечивающие возможность
получения профессионального образования любого уровня; в
государственных учреждениях делается попытка воссоздания домашней
психологической атмосферы.
Целью моей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности
здоровья, является организация помощи детям на основе проведения
комплексных мероприятий для получения ими образования и развития
личности в целом.
В нашей школе-интернате дети с ограниченными возможностями
здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в
общеобразовательную среду.
Мы стремимся создать психологические и материально-технические
условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Это
помогает в решении следующих задач:
- создание условий для адаптации и социализации детей с
ограниченнымивозможностями;
- обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам;
- формирование толерантного отношения к детям с
ограниченнымивозможностями;
- снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии;
- формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к
чувствам других людей.
Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными
условиями здоровья способствует внеклассная работа, которая включает
в себя: работу классного руководителя, воспитателя, кружковую работу,
физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга.
Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Игра имеет большое
значение для развития детей и является наиболее любимым видом
деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет
детей, приучает к организованности, посредством выполнения правил.
Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных
способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому
мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые
моменты во время занятий, задействуем в общешкольных спортивных
соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали
себя полноценными членами школьного ученического коллектива, а также
получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.
Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При
проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения
проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук,
эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности,
развивается пространственное мышление, формируются инициатива,
умственная активность, самостоятельность, любознательность.
Основная цель: приобщение ребенка к миру искусства и развитие
творческих способностей. Результатом такого творчества стало
множество поделок, выполненных руками ребят с ограниченными
возможностями здоровья. Причём если на первоначальном этапе детям
было трудно овладевать способами работы с картоном, пластилином,
бумагой, кусочками ткани, то в процессе обучения учащиеся овладели
различными техниками: это работа с тканью, создание одежды, поделки.
В процессе занятий решаются следующие задачи:
- развитие и коррекция основных видов движений;
- развитие и коррекция психических функций и компонентов
деятельности, совершенствование психомоторики;
- развитие способности ориентироваться в пространстве.
Кроме того, в структуру занятия включаются:
- творческие задания, направленные на развитие воображения,
детской фантазии;
- комплексные игры различной подвижности и разной
направленности;
- релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и
эмоционального напряжения в конце занятия.
При организации воспитательной работы мы не разделяем детей,
имеющих ограниченные возможности здоровья. И это дает свои
положительные результаты: повышает уровень развития и социализации
одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса,
который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный
процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет
реализовать себя детям, имеющим различные способности и
возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые
в школе-интернате, предоставляют возможность каждому участвовать и
добиваться успеха.
Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя
изгоями в современном обществе.
Таким образом, наша школа-интернат делает всё возможное, чтобы
дети с ограниченными возможностями здоровья получали достойное
образование и развитие.
Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями
здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой
адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни,
соблюдая определенные правила и нормы поведения.