"Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья".

Автор: Тетерина Светлана Федоровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Берсеневская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями
Населённый пункт: Солнечногорский район,Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья".
Дата публикации: 24.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

здоровья.

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка... Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Проблема включения людей с ограниченными возможностями

здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире.

Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями

интеллекта является оптимальное развитие потенциальных

возможностей их познавательной деятельности и личности в целом,

подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.


Проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся

решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда

учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы

с умственно отсталыми детьми. Сиротство как социальное явление

существует столько же, сколько человеческое общество, и является

неотъемлемым элементом цивилизации. Оказание помощи детям,

оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением

социальной политики государства.

В последнее время в педагогике для характеристики детей с

врожденными дефектами развития получил распространение термин

“особые” дети.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети,

состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных

программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа

школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде

всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:

нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата,

интеллекта. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с


такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики

психики и здоровья каждого ребенка.

При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий для меня,

как классного воспитателя, является понимание того, что эти дети

нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок

стандартной общеобразовательной школы. Дети с ОВЗ не

приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в

жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и

учитывает.

Существующую социально–педагогическую стратегию воспитания

детей, находящихся в детских домах и школах–интернатах, можно

оценить как стратегию замены попечения родителей государственным

попечением. Характерные черты данной стратегии: государство берет на

себя заботу о создании необходимых бытовых условий в период

проживания ребенка в интернатном учреждении и на этапе выпуска;

государство предоставляет льготы, обеспечивающие возможность

получения профессионального образования любого уровня; в

государственных учреждениях делается попытка воссоздания домашней

психологической атмосферы.

Целью моей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности

здоровья, является организация помощи детям на основе проведения

комплексных мероприятий для получения ими образования и развития

личности в целом.

В нашей школе-интернате дети с ограниченными возможностями

здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в

общеобразовательную среду.

Мы стремимся создать психологические и материально-технические

условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Это

помогает в решении следующих задач:


- создание условий для адаптации и социализации детей с

ограниченнымивозможностями;

- обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам;

- формирование толерантного отношения к детям с

ограниченнымивозможностями;

- снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии;

- формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к

чувствам других людей.

Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными

условиями здоровья способствует внеклассная работа, которая включает

в себя: работу классного руководителя, воспитателя, кружковую работу,

физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга.

Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Игра имеет большое

значение для развития детей и является наиболее любимым видом

деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет

детей, приучает к организованности, посредством выполнения правил.


Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных

способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому

мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые

моменты во время занятий, задействуем в общешкольных спортивных

соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали

себя полноценными членами школьного ученического коллектива, а также

получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.

Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При

проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения

проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук,

эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности,

развивается пространственное мышление, формируются инициатива,

умственная активность, самостоятельность, любознательность.

Основная цель: приобщение ребенка к миру искусства и развитие

творческих способностей. Результатом такого творчества стало

множество поделок, выполненных руками ребят с ограниченными

возможностями здоровья. Причём если на первоначальном этапе детям

было трудно овладевать способами работы с картоном, пластилином,

бумагой, кусочками ткани, то в процессе обучения учащиеся овладели

различными техниками: это работа с тканью, создание одежды, поделки.

В процессе занятий решаются следующие задачи:

- развитие и коррекция основных видов движений;

- развитие и коррекция психических функций и компонентов

деятельности, совершенствование психомоторики;

- развитие способности ориентироваться в пространстве.

Кроме того, в структуру занятия включаются:


- творческие задания, направленные на развитие воображения,

детской фантазии;

- комплексные игры различной подвижности и разной

направленности;

- релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и

эмоционального напряжения в конце занятия.

При организации воспитательной работы мы не разделяем детей,

имеющих ограниченные возможности здоровья. И это дает свои

положительные результаты: повышает уровень развития и социализации

одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса,

который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный

процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет

реализовать себя детям, имеющим различные способности и

возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые

в школе-интернате, предоставляют возможность каждому участвовать и

добиваться успеха.

Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя

изгоями в современном обществе.


Таким образом, наша школа-интернат делает всё возможное, чтобы

дети с ограниченными возможностями здоровья получали достойное

образование и развитие.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями

здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой

адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни,

соблюдая определенные правила и нормы поведения.