"Логические упражнения в учебной деятельности, как формирование универсальных учебных действий"

Авторы: Семёнова Елена Аркадьевна, Борщевская Анастасия Юрьевна
Должности: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 1619 им. М.И. Цветаевой
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Логические упражнения в учебной деятельности, как формирование универсальных учебных действий"
Дата публикации: 25.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Логические упражнения в учебной деятельности,

как формирование универсальных учебных действий
Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить
две группы новых умений
. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Мы подробнее рассмотрим логические учебные действия, которые

входят в познавательный блок.
Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Все предложенные задания, безусловно, направлены на формирование нескольких операций мышления, т. к. операции логического мышления тесно связаны друг с другом. Как при выполнении заданий на развитие операции анализа дети не могут не использовать операцию синтеза, так и при сравнении двух или нескольких объектов необходимы операции анализа и синтеза. При выполнении заданий на классификацию ученики должны сначала выявить свойства каждого предмета, потом сравнить их, а только потом разбить на группы. Работу по развитию логического мышления нельзя начинать с любого логического приема, так как внутри системы логических приемов мышления существует строго определенная последовательность, один прием строится на другом. Первыми логическими приёмами, которые нужно сформировать у детей, должны быть приёмы анализа, синтеза и сравнения. Анализ – разложение целого на части, выделение путем сравнения общего и частного и различение существенного и несущественного. Синтез - составление целого из частей, установление связи между предметами или явлениями. Сравнение – это логический прием, лежащий в основе суждения о сходстве и различии объектов. С помощью сравнения выполняются количественные и
качественные характеристики объектов, классификации, упорядочивание. Сравнение основано на анализе и синтезе. Пожалуй наиболее широко и глубоко рассмотреть развитие познавательных способностей и универсальных действий можно на уроке математике. Центральное значение для развития логического мышления имеет работа над задачами. Ведь при решении любой задачи используется множество логических операций. Ученик под руководством учителя, прежде всего, анализирует содержание задачи, расчленяя его на числовые данные, условие и вопрос. После решения задач учащиеся сравнивают, каким действием решается та или иная задача, сопоставляют способы решения. При решении задач учащиеся строят логические цепи рассуждений, выдвигают гипотезы, обосновывают и доказывают выбор решения. Условно задачи, можно разделить на стандартные и нестандартные. Основные виды работы над задачей - это: 1. Решить данную задачу разными способами. 2. Составить и решить обратные задачи. 3. Составить по аналогии новую задачу и решить её. 4. Поставить к задаче новые вопросы. 5. Изменить условие, чтобы задача решалась другим действием. 6. Придумать задачу к данному выражению. 7. Сравнить задачи. Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений, развивают смекалку и сообразительность. Задания на развитие логического мышления могут быть сформулированы по- разному: «Подумай…», «Догадайся…» «Проанализируй …» «Сравни: чем похожи, чем отличаются…» «Разбей на группы…» «Найди закономерность и продолжи ряд…» «Что изменилось…» «Объясни, почему …», «Обоснуй свой
ответ…» «Сделай вывод…», «Выбери верный ответ …» «Найди и исправь ошибки …» «Что интересного заметил…» «Придумай свои примеры… Основные приемы, которые можно использовать на уроках математики: - переформулирование вопроса и условия задачи; - постановка производного задания; - получение следствий из данных: - приём незавершенных задач. Полезными являются задания, которые на первый взгляд просты, но они учат детей видеть большее. Пример 1: дано число 35 В: Что вы можете сказать об этом числе? - двузначное; - нечетное; - в нем 3 десятка и 5 единиц; - число 35 делится на 5 и на 7; - число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 30 и 5; - соседями числа являются числа 34 и 36. Это прием получения следствий из того, что дано. Пример 2: Дано выражение 56-3 В: Как по-разному можно прочитать это выражение? - разность 56 и 3: - 56 минус 3; - из 56 вычесть 3; - 56 уменьшили на 3; - уменьшаемое 56, вычитаемое 3; Это прием переформулирования вопроса или условия задачи. Пример 3: Даны выражения 74-20 и 74-2 Задание: Какие вопросы можно задать к этим выражениям и ответить на них? В: Что общего в этих записях? О: Это разности двух чисел, уменьшаемое одинаковое.
В: Чем отличаются эти разности? О: Вычитаемые разные, в первом двузначное круглое число, во втором – однозначное. В: Какая разность будет больше? О: Вторая разность. Это прием незавершенных задач. Развитие логического мышления школьников не может наиболее эффективно осуществляться в рамках одного предмета (математики), а лишь при чередовании вопросов из разных областей знания - и в русском, и в окружающем мире, и в чтении. Для развития логического мышления на уроках русского языка можно использовать разнообразные игры и упражнения. Упражнение "Найди общее слово". В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции. "Каким общим словом можно назвать следующие слова: 1. Вера, Надежда, Любовь, Елена 2. а, б, с, в, н 3. стол, диван, кресло, стул 4. понедельник, воскресенье, среда, четверг 5. январь, март, июль, сентябрь". Слова для нахождения обобщающего понятия можно подобрать из любых групп, более или менее конкретных. Например, обобщающим может быть слово "весенние месяцы", а может быть "месяцы года" и т.д. Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие. "Найди, что общего у следующих слов: а) хлеб и масло (еда)
б) нос и глаза (части лица, органы чувств) в) яблоко и земляника (плоды) г) часы и градусник (измерительные приборы) д) кит и лев (животные) е) эхо и зеркало (отражение) Подобные упражнения стимулируют мышление ребенка к поиску обобщающего основания. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию. Упражнение "Анаграмма". В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т.е. такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций. Примером таких комбинаторных задач являются анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова. Предложите ребенку составить слово из определенного набора букв. Начните с 3 букв, постепенно доведя количество до 6-7, а может быть, и 8 и даже 9 букв. "Составь слова из следующих букв: к, о, с ш, а, к, а ч, а, к, о, с После того, как ребенок усвоит принцип составления слов из буквосочетаний, усложните задание. С этой целью введите новое условие: "Расшифруй, какие тут спрятаны слова, и скажи, какое слово из данных лишнее". с, л, у, т ш, а, ф, к ж, о, а, к, л к, ь, в, а, р, т, о с, л, т, о Задание может быть и другого типа: "Расшифруй слова и скажи, каким общим словом их можно объединить". п, и, к, а, т т, ф, и, у, л б, и, и, т, н, о, к г, а, о, п, и, с
Еще вариант задания с анаграммами: "Расшифруй слова и скажи, на какие группы их можно разделить". е, м, р, о ш, а, а, м, р, о, к о, о, е, з, р ь, ю, т, л, н, а, п а, н, о, о, р, в Это упражнение очень похоже на привычные нам ребусы. Безусловно, ребус является такой же самой комбинаторной задачей, которая эффективно может использоваться для развития словесно-логического мышления: кроссворды учат ребенка ориентироваться на определение понятия по описанным признакам, задания с числами - устанавливать закономерности, задания с буквами - анализировать и синтематизировать различные комбинации. Приведем еще одно подобное упражнение. Упражнение "Слова-близнецы". Это упражнение связано с таким явлением русского языка, как омонимия, т.е. когда слова имеют разное значение, но одинаковы по написанию. "Какое слово обозначает то же самое, что и слова: 1) родник и то, чем открывают дверь; 2) прическу у девочки и инструмент для срезания травы; 3) ветку винограда и инструмент, которым рисуют. Придумай сам такие слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по значению". Дополнительные задания к упражнению: 4) овощ, от которого плачут, и оружие для стрельбы стрелами (жгучий овощ и стрелковое оружие); 5) часть ружья и часть дерева; 6) то, на чем рисуют, и зелень на ветках;
7) подъемный механизм для стройки и механизм, который нужно открыть, чтобы полилась вода. Упражнение «Волшебный ряд букв». Дается любой ряд букв. Задания могут предлагать сами дети. Например: а, л, п, д, о, и, к, е, т.. Задания: а) деление букв на группы ( согласные-гласные; согласные, обозначающие твердость согласного звука и мягкость; парные –непарные согласные.) ;б)составление слов из букв (пила, лупа, лоб и т. д.);в)записать буквы в алфавитном порядке; г) найти лишнюю букву. Упражнение «Разделите слова на слоги. Найдите лишнее слово». 1)швея, лётчик, учитель, повар, шофёр 2)огурец, помидор, морковь, картофель, капуста 3)берёза, осина, рябина, ольха, яблоня 4)аист, иволга, чайка, скворец, щегол 5)кузнечик, муравей, стрекоза, таракан, жужелица. Упражнение «Найдите лишнее слово. Докажите». 1)цветок, цвет, цветение 2)волны, волновать, волнистый 3)весёлый, веселить, весело 4)добряк, добрый, подобреть 5)пенёк, пеньки, пень 6)побелить, белизна, белый. Упражнение « Запишите и найдите лишнее слово». 1)Сырое…ка, бума…ка, рома…ка, кру…ка. 2)Нахо…ка, гря…ка, бу…ка, ни…ка. 3)Ры…ка, скри…ка, ря…чик, гу…ка. 4)ска…ка, ука…ка, коля…ка, повя…ка. Упражнение «Восстановите слова»: Жен.род муж.род сред.род П - - - а б - - - н м - - - о Б - - - а в - - - к в - - - о
М - - - а б - - - т з - - - о Упражнение «Распределите слова на три группы, объединив их по смыслу»: - в..сна, м..роз, цв..тение, ос..нь, д..жди, гр..чи, м..тель, з..ма, л..стопад, сн..га, х..лода, з..лень; - ог..род, л..са, г..рода, гр..да, зв..рьки, д.ма, з.мля, с..мена, д..ревья, м..шины, гр..бы, ул..цы. - г..ра, м..як, ск..ла, б..рега, ..блака, м..ря, в..ршина, л..вина, в..лна, к..мета, н..беса, зв..зда. Упражнение «Запишите слова парами, соединяя их по смыслу»: - б..рега, р..бёнок, п..ро, ст..рик, леб..ди, р..ка, пел..нать, п..тух, гр..бешок, з..рно, б..рода, к..лосок; - ц..ферблат, г..ра, ч..сы, г..лова, гн..здо, в..рхушка, в..лосок, г..рняк, ..вца, дер..во, п..стух, гр..чи. Упражнение «Выпишите слова, в которых букв меньше, чем звуков»: - ящерица, полёт, съёмка, швея, дыхание; - поляна, решение, ямка, копьё, ёрш; - отряд, ювелир, стулья, звания, ёлка; - здоровье, яхта, дятел, маяк, боец; - крылья, лилия, юнга, салют, веер. Упражнение «Запишите слова, не разрывая «цепочку»: Клю(…)ра(…)ру(…)аво(…)ру(…)оло(…)апо(…); каранда(.)ка(…)ла(…)ри(…)ин(…)ру(…)невни(.); коло(…)не(…)о(…)е(…)у(…)ере(…)ру(…)у(…); пара(…)окла(…)у(…)ере(…)ра(…)роз(…); стол(…)ра(…)ру(…)ол(…)а(…)ано(…)а(…)ру(…). Упражнение «Выпишите те слова, в которых две буквы обозначают один звук»:
- ясно, думает, стать, у колодца, зеркало; - ежи, бегать, смеётся, рисует, ученик; - яблоко, пень, устный, радуется, думают; - вьёт, радостный, купается, поёт, книга; - звёздная, зорька, льют, маяк, катит. Игра «Звук заблудился» Мама с бочками пошла. По дороге вдоль села. (д) Сели в ложку и – айда! По реке туда – сюда. (д) На полянке весной Вырос зуб молодой. (д) На болоте нет дорог, Я по кошкам скок да скок! (ч) Наевшись, рыбы до отвала, На море гайка отдыхала. (ч) Игра «Зашифрованное слово» (формирует такие мыслительные процессы, как анализ и синтез). Задание: Из каждого слова взять только первый, второй, последний слоги и записать полученное слово. По первому слогу: Предлог, логово, железо, низина, енот. (Предложение). По второму слогу: Пуговица, молоток, лава. (Голова.) По последнему слогу: Колесо, село, панама. (Солома). Найти самим спрятанное слово: Сапоги, парашют, фантазия. (Сарафан.) Грамматическая арифметика. Череп – п + муха = черемуха Чистый – ый + о + тело – о = чистотел
Часть – ь + ушко – о + а = частушка Черный – ый + о + слива - а = чернослив На уроках окружающего мира можно очень эффективно использовать задания на развитие логического мышления. Например: Упражнение "Систематизация". Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку. "Скажите, какие ягоды вы знаете? Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши". Слова для предъявления - капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин. "Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам - два раза". (Слова можно использовать те же самые, можно придумать другие.) В качестве основания для систематизации может быть тема - инструменты, мебель, одежда, цветы и т.д. "Скажи, чем похожи по вкусу? цвету? величине? лимон и груша малина и земляника яблоко и слива смородина и крыжовник Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?" Упражнение "Раздели на группы". "Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова? Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.
Какие группы можно составить из этих слов? Голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак". Упражнение "Подбери слова". 1) "Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т.д.)". 2) Другой вариант этого же задания. "Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу: мяч мебель тополь цветок шкаф насекомые тарелка дерево пальто одежда муравей посуда щука игрушка роза рыба" Подобные задания развивают у ребенка способность выделять родовые и видовые понятия, формируют индуктивное речевое мышление. "Формирование способности оперирования смыслом". Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например: Семь раз отмерь, а) Если сам отрезал а один раз отрежь неправильно, то не следует винить ножницы б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал Правильный выбор здесь - "Прежде чем сделать, надо хорошо подумать", а ножницы или продавец - лишь частности и не отражают основного смысла". Примерные задания:
1. Лучше меньше, да лучше. а) Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих. б) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных. в) Важно не количество, а качество. 2. Поспешишь - людей насмешишь. а) Клоун смешит людей. б) Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать. в) Торопливость может привести к нелепым результатам. 3. Куй железо, пока горячо. а) Кузнец кует горячее железо. б) Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать. в) Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.
Вывод:
Особенности логического мышления младших школьников проявляются и в самом протекании мыслительного процесса, и в каждой его отдельной операции (сравнении, классификации, обобщении, совершающихся в разных формах суждения и умозаключения). формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учащихся.