"Профессиональная реабилитация инвалидов и лиц с ОВЗ"

Автор: Арешева Анжелика Игоревна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФКПОУ "СТИБ" МИНТРУДА РОССИИ
Населённый пункт: п. Сиверский, Ленинградская область
Наименование материала: статья о формах и методах работы с инвалидами и лицами с ОВЗ
Тема: "Профессиональная реабилитация инвалидов и лиц с ОВЗ"
Дата публикации: 25.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

Сиверский техникум-интернат – бухгалтеров

Министерства труда и социальной защиты России

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

ИНВАЛИДОВ

И ЛИЦ С ОВЗ
п. Сиверский 2015г.
Право на образование - одно из фундаментальных прав любого человека. Для инвалидов и лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), образование жизненно важно, поскольку способствует развитию личности, повышению ее социального статуса и защищенности. Вопрос обеспечения прав лиц с ОВЗ на реабилитацию средствами образования является важной составляющей государственной политики нашей страны. В соответствии с Федеральным Законом от 25.12.2015г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" инвалиды и лица с ОВЗ имеют равную доступную возможность получить профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена (ППСЗ). Получение профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ способствующих социальной защищенности, повышению их социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение "Сиверский техникум-интернат бухгалтеров" Министерство труда и социальной защиты России (ФКПОУ "СТИБ") осуществляет образовательно-реабилитационную деятельность на основе системного, комплексного подхода, включающего комплексную реабилитацию инвалидов и лиц с ОВЗ: педагогическую( профессиональную), медицинскую, социальную и психологическую. Педагогическая реабилитация – основа образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ. Профессиональное обучение и профессиональное образование инвалидов и обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных для обучения указанных обучающихся. Вариативная часть учебного плана (400 часов) распределена на учебные дисциплины и профессиональные модули, включая МДК, нацелена на адаптацию инвалидов в общество, развитие общих компетенций (ОК) и увеличение учебного времени на формирование профессиональной компетенции (ПК) по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) (базовый уровень). Это следующие дисциплины и модули: - Русский язык и культура речи; - Социальная психология; Направлены, на формирование общих компетенций - Бизнес планирование; - Организация и технология отрасли; - Основы банковского дела; - ПМ.04 – МДК 04.02.01 (Программа 1-С Бухгалтерия Версия 8.2).
Адаптированные программы разработаны совместно с потенциальными работодателями баз производственной (ПДП) практики Гатчинского района и др. районов Ленинградской области в соответствии с требованиями рынка труда (с торговыми организациями), учитывая особенности обучаемого контингента (инвалиды и лица с ОВЗ): - обучение на дому, последствия анестезии при многоразовых хирургических операциях, длительные перерыв в обучении, санаторно – курортное лечение. Педагогическая реабилитация формирует основные педагогические методы, цели, задачи подготовки специалистов среднего звена. В соответствии с этим разработаны и используются методы и формы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Основными из них являются: - лекция с проблемным изложением материала (участие обучающихся в решении поставленных задач) межпредметные внутрипредметные связи. - работа малыми группами; - педагогика сотрудничества (студенты вступают в соавторство с преподавателем); - дни самоуправления; - уроки – конкурсы, КВН; - семинарские занятия; - практические занятия; - круглый стол; - игровые формы и др. Реализация современных форм и методов обучения инвалидов и лиц с ОВЗ основана на использовании педагогических технологий, учитывающих: - лично – ориентированный подход к каждому обучающему (учет его особенностей как личности); - практико – ориентированный подход (учет требований работодателя и конъюнктура рынка труда) (Раздел: посреднической организации); - дифференцированный подход в обучении (усвоении учебного материала не ниже Госстандарта, организация самостоятельной работы обучающихся на различных уровнях, опережающее обучение способным студентам); - индивидуализация процесса обучения: а) сочетание коллективных и индивидуальных форм организации обучения; б) знание и использование сильных и слабых сторон каждого студента; в) каждый студент должен работать в силу своих возможностей; г) повышение «удельного веса» самостоятельной работы студентов на каждом уроке;
д) обеспечение минимума усвоения основных вопросов темы, занятия со всеми студентами группы; е) повышение уровня «слабых» студентов до уровня «средних», а «средних» до уровня «сильных»; ж) развитие способностей и возможностей сильных студентов. Для формирования и усвоения общих и профессиональных компетенции, подготовки конкурентоспособного специалиста в учебном процессе используем: - рабочие тетради; - опорные конспекты различного шрифта; - распечатки лекций по основным темам и разделам; - разно уровневые задания по выполнению ЛПЗ ; - вывод информации на экран; - демонстрация учебных фильмов; - электронные учебники, пособия по спец. дисциплинам (лекции, практические задания); - мультимедийные презентации; - проведение дополнительных занятий, консультации; - создание ФОСов (способы оценки и контроля знаний: входной текущий, промежуточный, итоговый контроль); - методические пособия, указания для самостоятельных работ. Из вышеизложенного следует, что в СТИБе в учебно – образовательном процессе используются современные педагогические технологии: - педагогика сотрудничества (консультанты из числа студентов, поощрительные баллы за работу на дополнительных занятиях, консультациях); - личностно – ориентированные технологии; - практико – ориентированные технологии; - игровые технологии; - проблемное обучение; - интерактивные технологии (работа малыми группами, дебаты, дискуссии, круглые столы, защита ЛПЗ, курсовых рабо)т; - информационно – коммуникативные технологии; - здоровье сберегающие технологии (физкульт минутки, проветривание классных аудиторий, выход из класса, сменная обувь, зона отдыха – зеленый уголок). Проведение дня здоровья, медобслуживание.
- проектное обучение – творческая самостоятельная работа студентов, включающая элементы исследовательской работы. Формы проектного обучения в техникуме: 1. Выполнение курсовой работы по бухгалтерскому учету. Темы курсовых работ определяет преподаватель с учетом индивидуальных особенностей и способностей студента, программы профессиональных модулей ПМ 01, 02, 03, 04. Студенту оказывается помощь в составлении содержания (плана) курсовой работы, контроль за ходом выполнения. Оценка курсовой работы осуществляется в форме защиты представленного доклада и презентации, на которой присутствует студенты, преподаватели специальных дисциплин. 2. Элементом проектного обучения является написание и защита отчета по преддипломной практике (ПДП). Отчет по ПДП выполняется на материале хозяйствующего субъекта, в котором студент проходит практику. 3. Главным элементом проектного обучения, итогом Государственной аттестации является написание и защита дипломной работы в форме выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР выполняется на материале организации, предприятия, в котором выпускник проходил преддипломную практику. Комплексная реабилитация инвалидов и лиц с ОВЗ, проводимая в нашем образовательном учреждении, позволяет подготовить мобильного, конкурентоспособного специалиста среднего звена, развивать его духовные, нравственные качества, основанные на формировании потребности в ЗОЖ, активной жизненной позиции, культуры общения и толерантности, способной успешно адаптироваться в общество. Примеры этому: продолжение обучения в ВУЗах г. Гатчина, г. Санкт – Петербург, г. Москва ; ежегодные встречи с выпускниками техникума, трудоустройство выпускников ( 65%).
АВТОРЫ: Арешева Анжелика Игоревна Преподаватель первой категории, председатель ЦК ФКПОУ "Сиверский техникум-интернат бухгалтеров" aresheva70@mail. ru 188330 Ленинградская область ,Гатчинский район, п. Сиверский, ул. 123 Дивизии, д.1, кв.92 8-960-230-14-23 Образование 5 шт.
Соавтор:
Красова Александра Ивановна Преподаватель первой категории ФКПОУ "Сиверский техникум-интернат бухгалтеров" aresheva70@mail. ru 188330 Ленинградская область ,Гатчинский район, п. Сиверский, ул. 123 Дивизии, д.1, кв.92 8-960-230-14-23 Образование