"Использование цифровой лаборатории на уроках биологии".

Автор: Голомолзина Светлана Юрьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №17"
Населённый пункт: городской округ Сухой Лог, Свердловская область
Наименование материала: методические рекоменации
Тема: "Использование цифровой лаборатории на уроках биологии".
Дата публикации: 25.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование цифровой лаборатории на уроках биологии.
Голомолзина Светлана Юрьевна МАОУ «Лицей №17» Учителя биологии делают необыкновенно важное дело – знакомят детей с научным методом исследования, с научным методом мышления, и только если это мышление стало частью их мировоззрения, только если научные методы работы стали основой тех знаний, которые они получили, тогда мы, учителя, выполнили свою задачу. С другой стороны, то, что мы преподаем, не должно быть сухой теорией, оторванной от жизни. Все те закономерности, которые мы проходим на уроках биологии, должны ежедневно сопрягаться с их жизненным опытом, с теми ситуациями, с которыми они сталкиваются в реальности. Это не легко, во-первых, потому, что учитель (программа) сам задает тему, мы отвечаем детям на незаданные вопросы. Когда ребенок получает ответы на незаданные вопросы, то и знания не присваиваются, не становятся собственным пониманием ребенка, а остаются мертвой сухой информацией, которая быстро забывается, и, таким образом, мы свою задачу не решили. Как тут может помочь компьютер? Как правило, мы используем компьютер вместо того, что использовали ранее – кинопроектор, таблицы, слайды. В то же время цифровые образовательные ресурсы могут быть такими, чтобы помочь нам сделать уроки настоящими учебными исследованиями. Конечно, исследования лучше проводить с реальными объектами, но организовать в школе реальный эксперимент с биологическими объектами довольно сложно. Вот тут на помощь приходит компьютер, цифровые лаборатории «Научные развлечения» при изучении физиологии человека в школе. В 2013 году в образовательное учреждение в рамках реализации проекта
модернизации образования в образовательное учреждение поступила Универсальная Мобильная Компьютерная Конференц Система УМККС «ХОПЕР» в которую входят 19 ноутбуков, цифровая лаборатория ««Научные развлечения» при изучении физиологии человека в школе. В которую входят 10 датчиков, 13 световых микроскопов, веб камеры для учащихся и учителя, демонстрационный микроскоп, микропрепараты по физиологии. Данный цикл экспериментов имеет своей целью приобщение обучаемых к активным формам изучения биологии человека, помощи им в развитии учебно-позновательных умений и навыков, лучшему усвоению программного материала курса и знакомство о основными принципами контроля физиологических параметров курса и знакомство с основными принципами контроля физиологических параметром организма, реализованных в современных диагностических приборах. Освоение комплекта этой лаборатории помогает учителю и его ученикам реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в части, касающийся выполнения индивидуальных проектов и исследований. Перед демонстрацией любого опыта с использованием ПАК или других приборов поясняю ученикам цель работы. Предлагаю ознакомиться с кратким теоретическим материалом. Потом провожу фронтальную беседу по вопросам. Знакомлю с особенностями экспериментальной установки и методе проведения исследований. Очень важно научить анализировать результаты экспериментов, чтобы получить четкий ответ на поставленный в начале опыта вопрос, установить все причины и условия, которые привели к получению данных результатов. Также важно научить сформулировать собственные выводы. А потом свои выводы сверяют с выводами на экране. Правильно организованный эксперимент воспитывает
сознательную дисциплину, развивает творческую инициативу, бережное отношение к собственности. При демонстрации регистрации ЭКГ Определение основных интервалов. Цель данной работы при помощи метода электрокардиографии оценить продолжительность фаз сердечного цикла (временных параметров ЭКГ) и частоту сердечных сокращений. Применение в демонстрационном эксперименте ПАК с датчиком ЭКГ позволяет сердце условно рассмотреть как один точечный источник тока, сформированный в отдельный момент времени кардиомиоцитами. В настоящее время новое учебное оборудование положительно влияет на содержание и методы обучения биологии, эффективность использования его возрастает. В систему учебного оборудования включены компьютерные средства, позволяющие демонстрировать опыты, новые комплекты для ученического эксперимента с учетом современных требований. Все это облегчает работу учителя, интенсифицирует образовательный процесс, развивает творческий потенциал учителя и учащихся. Список литературы: 1. Сивухин А.А., Воронков Д.Н. Методические рекомендации по использованию цифровых лабораторий «Научные развлечения» при изучении физиологии человека в школе. Москва, 2013.