"Использование цифровой лаборатории на уроках биологии".
Автор: Голомолзина Светлана Юрьевна Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №17"
Населённый пункт: городской округ Сухой Лог, Свердловская область
Наименование материала: методические рекоменации
Тема: "Использование цифровой лаборатории на уроках биологии".
Использование цифровой лаборатории на уроках биологии.
Голомолзина Светлана Юрьевна
МАОУ «Лицей №17»
Учителя биологии делают необыкновенно важное дело –
знакомят детей с научным методом исследования, с научным методом
мышления, и только если это мышление стало частью их
мировоззрения, только если научные методы работы стали основой
тех знаний, которые они получили, тогда мы, учителя, выполнили
свою задачу.
С другой стороны, то, что мы преподаем, не должно быть сухой
теорией, оторванной от жизни. Все те закономерности, которые мы
проходим на уроках биологии, должны ежедневно сопрягаться с их
жизненным опытом, с теми ситуациями, с которыми они сталкиваются
в реальности.
Это не легко, во-первых, потому, что учитель (программа) сам
задает тему, мы отвечаем детям на незаданные вопросы. Когда ребенок
получает ответы на незаданные вопросы, то и знания не
присваиваются, не становятся собственным пониманием ребенка, а
остаются мертвой сухой информацией, которая быстро забывается, и,
таким образом, мы свою задачу не решили.
Как тут может помочь компьютер? Как правило, мы используем
компьютер вместо того, что использовали ранее – кинопроектор,
таблицы, слайды. В то же время цифровые образовательные ресурсы
могут быть такими, чтобы помочь нам сделать уроки настоящими
учебными исследованиями. Конечно, исследования лучше проводить с
реальными объектами, но организовать в школе реальный
эксперимент с биологическими объектами довольно сложно. Вот тут
на помощь приходит компьютер, цифровые лаборатории «Научные
развлечения» при изучении физиологии человека в школе. В 2013 году
в образовательное учреждение в рамках реализации проекта
модернизации образования в образовательное учреждение поступила
Универсальная Мобильная Компьютерная Конференц Система
УМККС «ХОПЕР» в которую входят 19 ноутбуков, цифровая
лаборатория ««Научные развлечения» при изучении физиологии
человека в школе. В которую входят 10 датчиков, 13 световых
микроскопов, веб камеры для учащихся и учителя, демонстрационный
микроскоп, микропрепараты по физиологии.
Данный цикл экспериментов имеет своей целью приобщение
обучаемых к активным формам изучения биологии человека, помощи
им в развитии учебно-позновательных умений и навыков, лучшему
усвоению программного материала курса и знакомство о основными
принципами контроля физиологических параметров курса и
знакомство с основными принципами контроля физиологических
параметром организма, реализованных в современных
диагностических приборах. Освоение комплекта этой лаборатории
помогает учителю и его ученикам реализовать требования
Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования в части, касающийся выполнения индивидуальных
проектов и исследований.
Перед демонстрацией любого опыта с использованием ПАК или
других приборов поясняю ученикам цель работы. Предлагаю
ознакомиться с кратким теоретическим материалом. Потом провожу
фронтальную беседу по вопросам. Знакомлю с особенностями
экспериментальной установки и методе проведения исследований.
Очень важно научить анализировать результаты экспериментов, чтобы
получить четкий ответ на поставленный в начале опыта вопрос,
установить все причины и условия, которые привели к получению
данных результатов. Также важно научить сформулировать
собственные выводы. А потом свои выводы сверяют с выводами на
экране. Правильно организованный эксперимент воспитывает
сознательную дисциплину, развивает творческую инициативу,
бережное отношение к собственности.
При демонстрации регистрации ЭКГ Определение основных
интервалов. Цель данной работы при помощи метода
электрокардиографии оценить продолжительность фаз сердечного
цикла (временных параметров ЭКГ) и частоту сердечных сокращений.
Применение в демонстрационном эксперименте ПАК с датчиком ЭКГ
позволяет сердце условно рассмотреть как один точечный источник
тока, сформированный в отдельный момент времени
кардиомиоцитами.
В настоящее время новое учебное оборудование положительно
влияет на содержание и методы обучения биологии, эффективность
использования его возрастает. В систему учебного оборудования
включены компьютерные средства, позволяющие демонстрировать
опыты, новые комплекты для ученического эксперимента с учетом
современных требований. Все это облегчает работу учителя,
интенсифицирует образовательный процесс, развивает творческий
потенциал учителя и учащихся.
Список литературы:
1.
Сивухин А.А., Воронков Д.Н. Методические рекомендации по
использованию цифровых лабораторий «Научные развлечения»
при изучении физиологии человека в школе. Москва, 2013.