"Гиперактивный ребёнок"

Автор: Лисогор Татьяна Олеговна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ЦД(Ю)ТТ
Населённый пункт: город Кыштым, Челябинская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Гиперактивный ребёнок"
Дата публикации: 25.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Гиперактивный ребенок

Цель:
обсудить с родителями проблему гиперактивности у детей: выработать способы реагирования на проблемные ситуации; помочь родителям сформировать чувства уверенности в собственных воспитательных воздействиях.
Ход мероприятия.
- Добрый вечер, уважаемые родители. Тема нашего родительского собрания «Гиперактивные дети» выбрана не случайно. Проблема гиперактивных детей, проблема, связанная с так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), в последнее время приобретает все большую актуальность. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог. Сегодня мы расскажем вам о проблемах гиперактивных детей, причинах возникновения, а также возможных путях преодоления данной проблемы с помощью медицины. Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь гиперактивному ребенку? Под гиперактивностью принять понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость часто приводят к конфликтам в семье и детском саду. Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей - учебной деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической
деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка. Гиперактивные дети испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям детсадовской жизни, т.к. правила не позволяют им свободно двигаться во время занятия. А просидеть за столом несколько занятий подряд для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15 минут после начала занятия гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть спокойно. Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на занятиях. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока ему разрешат отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места. Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок так как у гиперактивного ребенка быстро происходит состояние утомления. В чем же причины возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности? Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком Очень важную роль играет коррекция в семье. При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:  С одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;  С другой - постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Часто изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других.
Мы бы хотели предложить вам воспользоваться нашими памятками с рекомендациями, которыми можно воспользоваться при воспитании гиперактивного ребенка. Никогда не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть любые трудности. Помните, что «Норовистые дети похожи на розы - им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту».
Памятка для родителей.

Рекомендации родителям гиперактивного ребенка.
 Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими незначительными они ни были.  Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя» - лучше попробуйте переключить внимание ребенка, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.  Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю.  Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения. В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов.  Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.  Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
 Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть любые трудности. Помните, что «Норовистые дети похожи на розы - им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту».  Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках.
Анкета «Гиперактивный ребенок».
1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный). 2. У него часто меняется настроение. 3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя. 4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро. 5. Обидчив, но не злопамятен. 6. Часто чувствует, что ему все надоело. 7. Быстро, не колеблясь, принимает решения. 8. Может резко отказаться от еды, которую не любит. 9. Нередко отвлекается на занятиях. 10.Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ. 11.Обычно уверен, что справится с любым заданием. 12.Может нагрубить родителям, воспитателю. 13.Временами кажется, что он переполнен энергией. 14.Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит. 15.Требует к себе внимания, не хочет ждать. 16.В играх не подчиняется общим правилам. 17.Горячится во время разговора, часто повышает голос. 18.Легко забывает поручения взрослых, увлекается игрой. 19.Любит организовывать и предводительствовать. 20.Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других. Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его гиперактивности с помощью данной анкеты. Затем необходимо суммировать все баллы во всех ответах и найти средний балл. Результат 15-20 баллов свидетельствует о высоких
показателях, 7-14 - средних, 1-6 баллов - низких. Если вы получили высокие показатели - это повод задуматься и возможно обратиться к специалистам
Как справиться с этой проблемой в условиях ДОУ и дома:
 Найти помощь и поддержку медицинского персонала и родителей;  Посадка за стол, ближе к педагогу;  В течении занятия обязательно физкультминутка;  Частая смена деятельности в процессе занятия, поручения;  Короткие инструкции при объяснении;  Давать дополнительное время для выполнения задания;  Необходимость повторения инструкции несколько раз;  Обучить ребенка трюкам мнемотехники, ассоциативному мышлению (рифмы, коды, картинки..)  Выполнение дыхательных упражнений (способствуют развитию самоконтроля и произвольности)  Глазодвигательные и языкодвигательные упражнения (улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие, активизируют процесс обучения).  Движения на развитие тела (перекрестные движения- активизация лобных долей мозга и вестибулярного аппарата) и пальцев (моторика, снятие мышечных зажимов).  Приставить в помощь ребенку с СДВГ друга;  Не выделять в группе среди других детей;  Поддерживать связь с родителями;  Проверять знания в числе первых (стихи..);  Сократить время пребывания в ДУ;  Поощрять ребенка (каждого индивидуально);  Соблюдение строгого режима дня;  Спортивные секции (бассейн, спорт на воздухе);
 Ежевечерняя прогула на свежем воздухе;  Исключение из меню сухих завтраков, мюслей, йогуртов, приветствуется: каши, молоко, овощи, фрукты.
Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком:
- создание спокойной обстановки - отсутствие отвлекающих факторов - индивидуальный режим работы - пошаговое объяснение задания - внимательность взрослого к интонационной окраске голоса - критика – позитивная - недопустимы: унижения, грубость, злость, раздражение - необходимость во внимании, заинтересованность - поощрение - объяснение отказа
Как сформировать произвольную регуляцию деятельности у ребенка с СДВГ?
1. Не опекать чрезмерно такого ребенка 2. Учить устанавливать договоренности относительно требований режима дня. 3. Ребенку необходимо самому принимать активное участие в решении вопросов о том, когда, что и в каком объеме ему необходимо делать. 4. Ребенок должен пользоваться правом иметь возможность высказывать собственные пожелания 5. Повторять обговоренный режим изо дня в день! 6. Включить в обиход функцию контроля времени – таймер. Установка заблаговременно до какого-либо задания (ребенок привыкает работать, планируя свои действия). 7. Повышение социальной компетентности, развитие общения (учить анализировать действия, находить причинно-следственные связи, проигрывать житейские ситуации, составлять рассказы по картинкам, оценивать поведения героев).