"Влияние ФГОС на внеурочную деятельность в образовательном учреждении"
Автор: Коноплёва Марина Астафиевна Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 84
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние ФГОС на внеурочную деятельность в образовательном учреждении"
Влияние ФГОС на внеурочную деятельность в образовательном учреждении
ФГОС предполагает реализацию в образовательном учреждении урочной и внеурочной
деятельности. Внеурочная деятельность организуется по различным направлениям
развития личности.
Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной
программе школы.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую
нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется
образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Современная теория считает, что воспитание состоит в социальном взаимодействии
педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей,
результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении
школьника. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь
и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут
свои роли, цели, взаимные отношения.
Актуальность состоит в ориентировании педагога на систематический интенсивный
творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивного
сотрудничества, взаимодоверия и взаимоуважения.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная
деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во
внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге,
их участии в общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом
на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной
деятельности.
Педагог
работает,
создавая
условия,
для
социального,
культурного
и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащегося, её
интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Цель:
создание
условий
для
достижения
учащимися
социального
опыта,
необходимого для жизни в обществе.
Предполагаемые результаты реализации внеурочной деятельности:
приобретение
школьником
социальных
знаний
и
понимание
социальной
реальности и повседневной жизни;
сформированность позитивных отношений школьника к
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура);
освоение опыта по получению социальной, гражданской коммуникативной
компетенций;
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном
пространстве;
развитие творческой активности каждого ребёнка;
укрепление связи между учеником и педагогом, семьёй и школой.
Виды деятельности:
Игровая;
Познавательная;
Проблемно-ценностное общение;
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
Художественное творчество.
У себя в школе я уже много лет возглавляю творческое объединение «Между нами,
девочками». Содержание занятий я формирую с учетом пожеланий обучающихся и их
родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность входят выполнение швейных работ (изделия на себя и
конкурсные изделия, занятия по вязанию и изготовлению мягкой игрушки и пр.),
индивидуальные занятия с девочками, требующие особого внимания к способностям и
потребностям индивидуума. На занятиях часто возникают диспуты, поисковые и научные
исследования на темы выбора моделей для участия в выставке или конкурсе.
Раскрытие
личностного
потенциала
школьника
реализуется
путём
индивидуализации
учебных заданий. Девочки всегда имеют возможность принять
самостоятельное решение в выборе задания, исходя из степени его сложности. Они
могут заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными
свойствами и качествами. Моя работа нацелена на активизацию художественно-
эстетической, познавательной деятельности каждой из них, формирование мотивации к
труду, к активной деятельности во внеурочное время. Развитие коммуникативной
компетентности
происходит
посредством
приобретения
опыта
коллективного
взаимодействия, формирования умения участвовать в диалоге, развития рефлексии как
важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Следует помнить, что
задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее
известных приемов, а не точное повторение. Такой подход позволяет оптимально
учитывать
возможности
каждой
ученицы,
поскольку
допускаются
варианты
как
упрощения, так и усложнения задания.
Занятия художественной практической
деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более
масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал девочек.. В силу
того,
что
каждая
является
неповторимой
индивидуальностью
со
своими
психофизиологическими
особенностями
и
эмоциональными
предпочтениями,
необходимо
предоставлять
им
как
можно
более
полный
арсенал средств
самореализации. Освоение множества технологических приемов
при
работе
с
разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает
познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для
развития инициативности и изобретательности.
Посещая творческое объединение, ученицы прекрасно адаптируются в среде
разновозрастных подруг, благодаря индивидуальной работе с ними. На занятиях я
стараются раскрыть у девочек организаторские и творческие способности, что играет
немаловажную роль в их духовном развитии.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждую ученицу, чтобы ощутить
свою уникальность и востребованность.