"Формирование у обучающихся навыков культуры труда"

Автор: Шестакова Надежда Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦТТиПО"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородской обл.
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Формирование у обучающихся навыков культуры труда"
Дата публикации: 25.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр технического творчества и профессионального обучения»

Рассмотрена
На заседании МС Протокол от ___________ 2015 г. № ___ Руководитель МС ______/__________
Рассмотрена
на заседании педагогического совета Протокол от « __ » __________ 2015 г.
№ ____

Согласовано
Заместитель директора МБУ ДО "ЦТТ и ПО" _________ от « __ » __________ 2015 г
Утверждена
Приказ по МБУ ДО «ЦТТ и ПО» от « » _________ 2015г №___ Рабочая прграмма по профессии «
Цветочница
» Курс обучения 2 года
Составитель: Шестакова Надежда Васильевна
педагог дополнительного образования Старый Оскол 2015 г. 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по профессии "Цветочница" для обучающихся общеобразовательных учреждений 10-11классов составлена на основе:  "Опытных учебных планов и программ для подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих специальностей" Министерство образования Российской Федерации, Институт профессионального образования, Научно-методический центр профессионального образования. Согласованно: экспертной комиссией Московской области службы занятости. Москва 1994г.;  Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. №513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;  Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. №292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;  Приказ Министерства образования и науки РФ от 01 июля 2013 г. №499 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
Цель:
 овладение необходимыми базовыми приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённой в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности, умение применять на практике знания, полученные при изучении профессии "Цветочница".
Задачи:
 профориентация;  освоение технологическими знаниями, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;  овладение специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приёмами труда;  внедрение в образовательный процесс прогрессивных технологий, новых приёмов и методов труда; 2
 развитие художественного вкуса, творческого потенциала обучающихся;  развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей у старшеклассников;  воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;  получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Формы организации учебного процесса: групповая и индивидуальная. В учебном процессе при реализации программы используются следующие методы организации учебно-познавательной деятельности: иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, проектный, самостоятельная работа. Для стимулирования обучающихся запланированы выставки работ. Для развития познавательных интересов пространственного воображения учащихся, организуются экскурсии в природу, в краеведческий музей, на различные выставки. Доля практической работы преобладает, что позволяет более полно формировать весь комплекс знаний, умений и навыков, заложенных программой. В процессе обучения особое внимание обращено на необходимость прочного усвоения и выполнения всех требований правил безопасности труда. При изучении разделов программы в работе с различными инструментами, регулярно проводятся инструктажи ТБ. К самостоятельному выполнению работ обучающиеся допускаются только после сдачи зачёта по правилам безопасности труда. Промежуточная аттестация проводится в различных формах; тестирование, контрольные работы, контрольный опрос, индивидуальные и коллективные выставки работ учащихся. На весь курс обучения программой предусмотрено 320-часов. На 1-й год обучения (10класс) в учебном плане по данной профессии отведено 37,5 недель, с недельной нагрузкой 4 часа. Всего150-часов, из которых 64 часа отводится на производственное обучение. На 2-ой год обучения (11класс) по данной профессии в учебном плане отведено 34 недели (по 5 часов в неделю), из которых 128 часов отводится на производственное обучение. Обучение заканчивается сдачей квалификационного экзамена из расчёта 8 часов на группу. 3

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате обучения по данной рабочей программе по профессии «Цветочница» 1-2 разряда обучающиеся должны:
Знать:
 название изученных материалов и инструментов, их назначение;  правила безопасности труда при работе ручным инструментом;  технологию подготовки простых вспомогательных деталей к изготовлению цветов;  Государственные стандарты и технические условия;  правила планирования и организации труда;  технологию подготовки простых вспомогательных деталей к изготовлению цветов;  технологию изготовления цветов;  свойства и виды применяемых материалов;  правила пользования инструментами;  приёмы оформления цветов.
Уметь:
 выполнять работу по самостоятельно составленному плану с опорой на схему;  изготавливать ветки из отрезков на проволочной основе;  выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы их изготовления, устанавливать последовательность выполнения технологических операций (планирование) сличать промежуточные результаты с образцами (самоконтроль);  проявлять элементы творчества на всех этапах;  соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами;  эстетично оформлять изделия;  изготавливать стебельки из заготовленный;  выполнять нарезку проволоки, различных материалов на полосы и их окраску;  изготавливать без тепловой обработки декоративные цветы из ткани и др. материалов:  выполнять сборку цветка из одной 1-2 деталей кроя не зависимо от обработанных деталей цветов.
Использовать приобретенные знания и умения на практике:
 Работать с материалами, инструментами и приспособлениями, применяемыми при работе с материалами для изготовления цветов.  Использовать основные приемы работы с материалами для изготовления цветов.  Использовать принципы композиции и цветоделия 4

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Профессиональной подготовки по профессии

«Цветочница»
10-11класс Для подготовки учащихся по профессии «Цветочница» на 1-2 разряд срок обучения два года. № темы Наименование раздела и тем Часы учебного времени 10 класс 11 класс Всего I.
Теоретический курс
86 34 120
1 Экономический курс

Введение.
4 - 4
1.1.
Основы рыночной экономики 10 - 10
2. Общеотраслевой курс

2.1.
Рисунок 16 10 26
2.2.
Живопись 30 10 40
2.3
. Композиция 10 - 10
2.4.
Народные художественные промыслы 6 - 6
3. Специальный курс

3.1.
Специальная технология и материаловедение 10 14 34 II. Производственное обучение 64 128 192 Производственное обучение включая квалификационный экзамен 64 136 192 1.Вводное занятие 1 1 2.Безопасность труда - 5 5 3.Ознакомление с предприятием - 8 8 4.Подготовка инструментов и материалов к изготовлению цветов - 12 12 5.Изготовление декоративных цветов - 48 48 6.Изготовление отделочных цветов 54 54 7.Квалификационный экзамен - 8 8 Итого: 150 170 320 5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Первого года обучения
Вводный урок. Вводный инструктаж по охране труда. Общие сведения о профессии «Цветочница». Ознакомление с квалификационной характеристикой и программой обучения. Ознакомление с учебной мастерской и правилами поведения обучающихся. Правила безопасности. Гигиена труда. Справочная и методическая литература
I.1.Экономический курс

I.1.1.«Основы рыночной экономики»
Тематический план 10-класс № темы Тема Количество часов 10 класс 1 Введения в экономику 2 2 Рынок труда. Безработица 1 3 Основы менеджмента 1 4 Деньги и денежное обращение 2 5 Экономические основы деятельности предприятия 4 Итого: 10 Программа Тема 1. Введения в экономику. Понятие об экономике. Рынок. Рыночная Экономика. Рынок труда. Безработица. Сущность и характерные черты менеджмента. Деньги и денежное обращение. Экономические основы деятельности предприятия. Юридические формы предприятий. Экономические издержки и прибыль. Понятие себестоимости продукции и калькуляции затрат. Тема 2. Рынок труда. Безработица. Рынок труда и особенности его функционирования. Занятость и безработица. Заработная плата. Уровень жизни и прожиточный минимум. Тарифная система. Тема 3. Основы менеджмента. Сущность и характерные черты менеджмента. Методы и функции менеджмента. Принципы менеджмента, связывающие процессы. Деньги и денежное обращение. Понятие функции денег. Инфляция. Тема 4. Деньги и денежное обращение. 6
Понятия и функции денег. Денежное обращение. Инфляция. Тема 5. Экономические основы деятельности предприятия. Предпринимательство. Экономическая природа предпринимательства, его организационно-экономические формы (понятия и сущность предпринимательства; история в России; цели, мотивы характерные черты предпринимательства и предпринимателя; виды предпринимательской деятельности). Юридические формы предприятий. Понятие и виды хозяйственного учёта. Экономические издержки и прибыль. Прямые и косвенные затраты. Понятие себестоимости продукции и калькуляции затрат. Имущество предприятия. Оборот капитала. Оборотные и внеоборотные активы.
I.2.Общеораслевой курс

I.2.1.«Рисунок»
Тематический план 10-класс № темы Тема Количество часов 10 класс 1 Введение 2 2 Рисование геометрических тел. 2 3 Рисование натюрмортов. 4 4 Рисование гипсовых орнаментов. 2 5 Рисование растений и цветов 2 6 Вычерчивание планов изделий 2 7 Перевод рисунка на ткань 2 Итого: 16 Программа Тема 1. Введение. Роль предмета «Рисунок» в подготовке «Цветочницы». Ознакомление с программой обучения. Демонстрация лучших работ обучаемых. Тема 2. Рисование геометрических тел. Рисование каркасов куба, призмы, цилиндра, конуса и шара. Рисование прямых и кривых линий. Деление их на части на глаз. Построение простых плоских орнаментов. Рисование объёмных геометрических тел в одиночку и группами. Рисунок светотеневой. Понятие о композиционном расположении рисунка на листе бумаги. Законы света и тени. Рисование предметов сложной геометрической формы. Тема 3.Рисование натюрмортов. 7
Рисование простого натюрморта из предметов быта. Рисование двух натюрмортов из двух предметов разной формы и размеров без сильных бликов и рельефов орнамента на фоне гладкой серой ткани. Свет из одной точки. Тема 4. Рисование гипсовых орнаментов. Рисование гипсового слепка растительного орнамента, Рисунок светотеневой. Рисование гипсового орнамента. Рисование гипсового слепка детали фриза или другой архитектурной детали с повторяющимся геометрическим орнаментом. Рисунок светотеневой. Тема 5. Рисование растений и цветов. Рисование двух натюрмортов средней сложности из двух- трёх предметов разной форма и размеров. Рисунок светотеневой. Рисование более сложного натюрморта из овощей, фруктов и предметов быта. Рисунок светотеневой. Тема 6. Вычерчивание планов изделий. Ознакомление с различными зарисовками планов изделий (костюмов, платья и др.) и их построение. Нахождение в плане главных, второстепенных и дополнительных линий, их условное изображение на бумаге. Условное уменьшение изделий и вычерчивание их на бумаги в масштабе 1х10, 1х15, 1х20. Тема 7. Перевод рисунка на ткань. Перевод рисунков через кальку. Наложение кальки на рисунок, прикрепление, обрисовка контура карандашом по наложенному рисунку. Особенности перевода рисунка на различные ткани. Исправления линий после перевода. Наложение рисунка с помощью строки на переводную бумагу. Обрисовка карандашом. Перевод рисунка через копировальную бумагу. Проверка правильности линий рисунка, качества переводной бумаги. Исправление линий после перевода.
I.2.2.«Живопись»
Тематический план 10- класс № темы Тема Количество часов 1 Введение 1 2 Основы цветоделия 3 3 Приём работы акварельными красками 2 4 Копирование образца 4 8
растительного орнамента 5 Акварельное изображение отдельных листьев 4 6 Выполнение в цвете предметов быта 4 7 Зарисовка красками простого натюрморта 4 8 Зарисовка красками отдельных растений и цветов 8 Итого: 30 Программа Тема 1. Введение. Демонстрация работ по живописи из методического фонда. Ознакомление с программой предмета. Понятие о живописи. Виды живописи, и их особенности. Тема 2. Основы цветоделия Цветовой спектр, цветовой круг. Контрастные и дополнительные цвета. Основные сведения о цвете. Хроматические и ахроматические цвета. Тёплые и холодные цвета. Выступающие и обступающие. Тема 3. Приём работы акварельными красками. Усиление и ослабление тона способом «ля-прима». Усиление тона способом «лессировки». Акварельные краски, их назначение, применение. Вливание одного цвета в другой способом «ля-минор». Выполнение таблицы лессировки. Тема 4. Копирование образца растительного орнамента. Зарисовка красками готовых изделий (ткани, вышивки, ковра и т.д.) с крупным цветным орнаментом (орнамент должен быть прост по построению, понятен по цвету, хорошо выполнен в художественном отношении). Тема 5. Акварельное изображение отдельных листьев. Зарисовка красками отдельных листьев клёна, дуба, берёзы и др. листьев осенней расцветки с натуры. Тема 6. Выполнение в цвете предметов быта. Живописное изображение отдельных объёмных предметов с передачей тональных и цветовых отношений объёма. Тема 7. Зарисовка красками простого натюрморта 9
Выполнение 2-х не сложных натюрмортов из предметов быта на фоне гладкой драпировке или стены. Тема 8. Зарисовка красками отдельных растений и цветов Изучение характерной формы строения растений (наиболее часто используемых) при разработке композиции орнамента. Зарисовка красками небольших веток растений и отдельных цветов.
I.2.3. «Композиция»
Тематический план 10- класс № темы Тема Количество часов 1 Введение 1 2 Основные сведения о композиции 1 3 Орнамент и его виды 1 4 Построение композиций непрерывной полосы геометрического орнамента 2 5 Построение композиции непрерывной полосы растительного орнамента 3 6 Составление планов изделий 2 Итого: 10 Программа Тема 1. Введение. Роль и значение курса композиции, связь его с другими учебными предметами. Материалы и принадлежности для работы по композиции, требования к ним. Ознакомление с программой предмета. Тема 2. Основные сведения о композиции. Анализ композиции изделий народных художественных промыслов и народных умельцев. Способы построения композиции для лучшего выявлении идеи произведения. Основные понятия композиции: симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, раппорт т.п. Тема 3. Орнамент и его виды. Орнамент, его виды и особенности. Геометрический орнамент, растительный орнамент. применение и обобщение природных форм в растительном орнаменте. 10
Тема 4. Построение композиций непрерывной полосы геометрического орнамента. Построение вертикальной или горизонтальной полосы геометрического орнамента. Ритмическое сочетание композиционных элементов в полосе. Раппорт рисунка полос. Лабораторно практические работы. Тема 5. Построение композиции непрерывной полосы растительного орнамента. Построение вертикальной и горизонтальной полосы растительного орнамента. Ритмическое сочетание композиционных элементов в полосе. Лабораторно практические работы. Тема 6. Составление планов изделий. Роль плана при проектировании изделия. Соотношение каймы и фона. Понятия о масштабе. Лабораторно практические работы.
I.2.4. «Народные художественные промыслы»
Тематический план 10- класс № темы Тема Количество часов 1 Введение 1 2 Народные художественные промыслы в Российской Федерации 3 3 Народные художественные промыслы стран ближнего зарубежья 2 Итого 6 Программа Тема 1. Введение. Крестьянское народное искусство, его своеобразность и художественная ценность. Возникновение художественных промыслов в нашей стране. Возрождение старых и возникновение основных художественных промыслов. Тема 2. Народные художественные промыслы в Российской Федерации. Народная вышивка России. Художественная вышивка как один из видов украшения изделий из ткани .Общие сведения о вышивки. Виды вышивки. Особенности вышивки в различных районах, областях. русское кружевоплетение. Виды кружев, их особенности и применение. Узорное 11
ткачество, набойка и ковры РФ. Миниатюрная живопись на папье-маше, эмали и роспись подносов. Народная керамика гончарства, фарфор. Художественная обработка материала и ювелирное искусство. Художественная обработка камня. Художественная резьба по кости. Тема 3. Народные художественные промыслы стран ближнего зарубежья. Вышивка. Художественная обработка кожи. Художественная обработка дерева и камня. Ювелирное искусство.
I.3. Специальный курс

I.3.1.«Специально технология и материаловедения»
Тематический план 10-класс № темы Темы Количество часов 1 Введение 1 2 Гигиена труда. Производственная санитария и профилактика травматизма 1 3 Ткачество. Строение и свойства ткани 1 4 Нитки 1 5 Инструменты, материалы и подготовительные операции изготовления цветов 1 6 Изготовление декоративных цветов 1 7 Изготовление отделочных цветов 1 8 Стандартизация и контроль качества продукции 2 9 Охрана труда, электробезопасность и пожарная безопасность на предприятии 1 Итого: 10 Программа Тема 1. Введение Место работы по профессии «Цветочница» в технологическом процессе предприятия. Ознакомление с квалификационной характеристикой и программами теоретического и производственного обучения профессии. 12
Тема 2. Гигиена труда. Производственная санитария и профилактика травматизма. Гигиенические требования к рабочей одежде, уход за ней и правила её хранения. Режим рабочего дня обучаемого. Перерывы в работе, их назначение и правильная организация. Роль производственной гимнастики и физической культуры в укреплении здоровья и повышении работоспособности. Гигиена труда. Гигиенические нормативы. Личная гигиена. Тема 3. Ткачество. Строение и свойства ткани. Ассортимент ткани. Сортировка по выработки и назначению. Краткая характеристика льняных волокон, строение и свойства льняного волокна. Пороки ткани. Плотность ткани и выявление на качество. История развития текстильных материалов в европейском и русском искусстве. Основные сведения о переплетении ткани. Тема 4. Нитки. Швейные и вышивальные нити. Виды шёлковых нитей. Характеристика нитей по их назначению. Тема 5. Инструменты, материалы и подготовительные операции изготовления цветов. Характеристика основных и вспомогательных инструментов. Наименование инструментов, применяемых для изготовления цветов. Виды клеев. Приёмы изготовления мучного, творожного и желатинового клея. Виды дефектов при изготовлении клеев, способы их устранения. Порядок подготовки выкроек деталей и цветов из картона. Правила пользования приспособлениями. Безопасность труда. Виды красителей, их применения. Тема 6. Изготовление декоративных цветов. Технология холодной обработки цветов ириса. Способ устранения дефектов. Приёмы сборки бутонов, листьев, и их последовательность. Безопасность труда. Тема 7. Изготовление отделочных цветов. Применение и назначение отделочных цветов. Особенности их изготовления. Ткани применяемые при изготовлении отделочных цветов. Технология обработки ниток и ткани желатином. Подготовка лекал для изготовления отделочных цветов. Приёмы вырезания деталей отделочных цветов из ткани. Виды окраски цветов. Приёмы сборки цветка из двух деталей кроя независимо от обработки деталей. 13
Изготовление веток на проволочной основе. Тема 8. Стандартизация и контроль качества продукции Стандарты по безопасности труда. Виды стандартов и их характеристика. Ответственность организации за выпуск продукции, не соответствующей стандартам и ТУ. Единая система технологической документации ЕСТД. Государственная приёмка продукции. Тема 9. Охрана труда, электробезопасность и пожарная безопасность на предприятии. Причины аварий и несчастных случаев на производстве. Травматизм и профзаболевания, меры их предупреждения. Соблюдения правил безопасности труда, производственной санитарии и трудовой дисциплины как одна из мер предупреждения производственного травматизма, профзаболевания и несчастных, случаев на производстве.
II.Производственное обучение
Тематический план 10-класс № темы Темы Количество часов 1 Вводное занятие 2 2 Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских 2 3 Ознакомление с предприятием 4 4 Подготовка инструментов т материалов к приготовлению цветов 8 5 Изготовление декоративных цветов. «Творческий проект» по выбору учащихся. 23 6 Изготовление отделочных цветов. «Творческий проект» по выбору учащихся. 22 7 Защита «Творческого проекта». 3 Итого: 64 14
Программа Тема 1. Вводное занятие. Учебно-воспитательные задачи производственного обучения. Производственный план. Роль рабочих в выполнении производственного плана предприятия. Тема 2. Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских. Ознакомление обучаемых с учебной мастерской. Расстановка обучаемых о рабочим местам. Виды электротравм. Правила пользования электронагревательными приборами и электроинструментами. Тема 3. Ознакомление с предприятием. Система контроля качества продукции, система подготовки и повышения квалификации рабочих. Характеристика предприятия: основные и вспомогательные цеха, инженерные службы и т.д. Тема 4 Подготовка инструментов и материалов к изготовлению цветов. Безопасность труда и организация рабочего места. Подготовка основных инструментов и материалов. Приготовление различных видов клеев (мучного, желатинового, творожного). Подготовка выкроек цветов из картона. Освоение приёмов составления красок. Окрашивание деталей цветов из тканей. Тема 5. Изготовление декоративных цветов. «Творческий проект» по выбору учащихся. Безопасность труда и организация рабочего места. Изготовление деталей декоративных цветов: ириса, пиона, пионовидной орхидеи, астр, георгина, хризантемы, нарцисса. Раскраска лепестков. Холодная обработка декоративных цветов. Устранение дефектов при изготовлении декоративных цветов. Тема 6. Изготовление отделочных цветов. Изготовление декоративных цветов. «Творческий проект» по выбору учащихся. Безопасность труда и организация рабочего места. Подготовка тканей, применяемых для изготовления отделочных цветов. Обработка ткани и ниток крахмалом и желатином. Подготовка лекал для изготовления отделочных цветов. Вырезание деталей отделочных цветов и листьев из ткани. Изготовление тычинок и сердцевинок способом тепловой обработки. Изготовление деталей астр, настурций, роз, гвоздики, ландыша, лютиков, 15
фиалки, ромашки, васильков. Холодная обработка лепестков и листьев. Окраска деталей. Сборка веток, букетов. Выявление и устранение дефектов. Тема 7. Творческий проект. Проектирование и изготовление изделий. Составляющие проектирования. Выбор темы проекта. Проектирование образцов будущего изделия. Выбор материалов по соответствующим критериям. Дизайн-спецификация и дизайн- анализ проектируемого изделия. Разработка эскиза изделия. Планирование процесса создания изделия. Корректировка плана выполнения проекта в соответствии с проведённым анализом правильности выбранных решений. Оценка стоимости готового изделия. Выполнение проекта. Защита проекта.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
16

Второй год обучения

Вводный урок
. Вводный инструктаж по охране труда. Общие сведения о профессии «Цветочница». Ознакомление с квалификационной характеристикой и программой обучения. Ознакомление с учебной мастерской и правилами поведения обучающихся. Правила безопасности. Гигиена труда. Справочная и методическая литература
I.2.Общеотраслевой курс

I.2.1.«Рисунок»
Тематический план 11 класс. № темы Темы Количество часов по классам 1 Введение 1 2 Рисование растений и цветов 3 3 Вычерчивание планов изделий 4 4 Перевод рисунка на ткань 2 Итого: 10 Программа Тема 1. Введение. Роль предмета «Рисунок» в подготовке «Цветочницы». Ознакомление с программой обучения. Демонстрация лучших работ обучаемых. Тема 2. Рисование растений и цветов. Рисование двух натюрмортов средней сложности из двух- трёх предметов разной форма и размеров. Рисунок светотеневой. Рисование более сложного натюрморта из овощей, фруктов и предметов быта. Рисунок светотеневой. Тема 3. Вычерчивание планов изделий. Ознакомление с различными зарисовками планов изделий (костюмов, платья и др.) и их построение. Нахождение в плане главных, второстепенных и дополнительных линий, их условное изображение на бумаге. Условное уменьшение изделий и вычерчивание их на бумаги в масштабе 1х10, 1х15, 1х20. Тема 4. Перевод рисунка на ткань. Перевод рисунков через кальку. Наложение кальки на рисунок, прикрепление, обрисовка контура карандашом по наложенному рисунку. 17
Особенности перевода рисунка на различные ткани. Исправления линий после перевода. Наложение рисунка с помощью строки на переводную бумагу. Обрисовка карандашом. Перевод рисунка через копировальную бумагу. Проверка правильности линий рисунка, качества переводной бумаги. Исправление линий после перевода.
I.2.2.«Живопись»
Тематический план 11 класс. № темы Тема Количество часов 1 Введение 1 2 Основы цветоведения 1 3 Приём работы акварельными красками 2 4 Копирование образца растительного орнамента 2 5 Акварельное изображение отдельных листьев 4 6 Зарисовка красками простого натюрморта 2 7 Зарисовка красками отдельных растений и цветов 8 Итого: 20 Программа Тема 1. Введение. Демонстрация работ по живописи из методического фонда. Ознакомление с программой предмета. Понятие о живописи. Виды живописи, и их особенности. Тема 2. Основы цветоделия Цветовой спектр, цветовой круг. Контрастные и дополнительные цвета. Основные сведения о цвете. Хроматические и ахроматические цвета. Тёплые и холодные цвета. Выступающие и обступающие. Тема 3. Приём работы акварельными красками Усиление и ослабление тона способом «ля-прима». Усиление тона способом «лессировки». Акварельные краски, их назначение, применение. Вливание одного цвета в другой способом «ля-минор». Выполнение таблицы лессировки. 18
Тема 4. Копирование образца растительного орнамента Зарисовка красками готовых изделий (ткани, вышивки, ковра и т.д.) с крупным цветным орнаментом (орнамент должен быть прост по построению, понятен по цвету, хорошо выполнен в художественном отношении). Тема 5. Акварельное изображение отдельных листьев Зарисовка красками отдельных листьев клёна, дуба, берёзы и др. листьев осенней расцветки с натуры. Тема 6. Зарисовка красками простого натюрморта Выполнение 2-х не сложных натюрмортов из предметов быта на фоне гладкой драпировке или стены. Тема 7. Зарисовка красками отдельных растений и цветов Изучение характерной формы строения растений (наиболее часто используемых) при разработке композиции орнамента. Зарисовка красками небольших веток растений и отдельных цветов.
I.3.Специальный курс

I.3.1.«Специально технология и материаловедения»
Тематический план 11 класс № темы Темы Количество часов 1 Введение 1 2 Гигиена труда. Производственная санитария и профилактика травматизма 1 3 Ткачество. Строение и свойства ткани 1 4 Нитки 1 5 Инструменты, материалы и подготовительные операции изготовления цветов 2 6 Изготовление декоративных цветов 2 7 Изготовление отделочных цветов 3 8 Стандартизация и контроль качества продукции 1 9 Охрана труда, электробезопасность и пожарная безопасность на 1 19
предприятии 10 Охрана окружающей среды 1 Итого: 14 Программа Тема 1. Введение. Место работы по профессии «Цветочница» в технологическом процессе предприятия. Ознакомление с квалификационной характеристикой и программами теоретического и производственного обучения профессии. Тема 2. Гигиена труда. Производственная санитария и профилактика травматизма. Гигиенические требования к рабочей одежде, уход за ней и правила её хранения. Режим рабочего дня обучаемого. Перерывы в работе, их назначение и правильная организация. Роль производственной гимнастики и физической культуры в укреплении здоровья и повышении работоспособности. Гигиена труда. Гигиенические нормативы. Личная гигиена. Тема 3. Ткачество. Строение и свойства ткани. Ассортимент ткани. Сортировка по выработки и назначению. Краткая характеристика льняных волокон, строение и свойства льняного волокна. Пороки ткани. Плотность ткани и выявление на качество. История развития текстильных материалов в европейском и русском искусстве. Основные сведения о переплетении ткани. Тема 4. Нитки. Швейные и вышивальные нити. Виды шёлковых нитей. Характеристика нитей по их назначению. Тема 5. Инструменты, материалы и подготовительные операции изготовления цветов. Характеристика основных и вспомогательных инструментов. Наименование инструментов, применяемых для изготовления цветов. Виды клеев. Приёмы изготовления мучного, творожного и желатинового клея. Виды дефектов при изготовлении клеев, способы их устранения. Порядок подготовки выкроек деталей и цветов из картона. Правила пользования приспособлениями. Безопасность труда. Виды красителей, их применения. Тема 6. Изготовление декоративных цветов. Технология холодной обработки цветов ириса. Способ устранения дефектов. Приёмы сборки бутонов, листьев, и их последовательность. Безопасность труда. 20
Тема 7. Изготовление отделочных цветов. Применение и назначение отделочных цветов. Особенности их изготовления. Ткани применяемые при изготовлении отделочных цветов. Технология обработки ниток и ткани желатином. Подготовка лекал для изготовления отделочных цветов. Приёмы вырезания деталей отделочных цветов из ткани. Виды окраски цветов. Приёмы сборки цветка из двух деталей кроя независимо от обработки деталей. Изготовление веток на проволочной основе. Тема 8. Стандартизация и контроль качества продукции Стандарты по безопасности труда. Виды стандартов и их характеристика. Ответственность организации за выпуск продукции, не соответствующей стандартам и ТУ. Единая система технологической документации ЕСТД. Государственная приёмка продукции. Тема 9. Охрана труда, электробезопасность и пожарная безопасность на предприятии. Причины аварий и несчастных случаев на производстве. Травматизм и профзаболевания, меры их предупреждения. Соблюдения правил безопасности труда, производственной санитарии и трудовой дисциплины как одна из мер предупреждения производственного травматизма, профзаболевания и несчастных, случаев на производстве. Тема 10. Охрана окружающей среды Культурно-воспитательное значение природы. Охрана окружающей среды. Характеристика загрязнений окружающей среды. Ответственность рабочих данной профессии в деле охраны окружающей среды. 21

II.Производственное обучение
Тематический план 11 класс № темы Темы Количество часов 1 Вводное занятие 1 2 Безопасность труда 5 3 Ознакомление с предприятием 8 4 Подготовка инструментов и материалов к изготовлению цветов 12 5 Изготовление декоративных цветов 48 6 Изготовление отделочных цветов 54 7 Квалификационный экзамен 8 Итого: 136 Программа Тема 1. Вводное занятие. Учебно-воспитательные задачи производственного обучения. Производственный план. Роль рабочих в выполнении производственного плана предприятия. Тема 2. Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских. Ознакомление обучаемых с учебной мастерской. Расстановка обучаемых о рабочим местам. Виды электротравм. Правила пользования электронагревательными приборами и электроинструментами. Тема 3. Ознакомление с предприятием. Система контроля качества продукции, система подготовки и повышения квалификации рабочих. Характеристика предприятия: основные и вспомогательные цеха, инженерные службы и т.д. Тема 4 Подготовка инструментов и материалов к изготовлению цветов Безопасность труда и организация рабочего места. Подготовка основных инструментов и материалов. Приготовление различных видов клеев (мучного, желатинового, творожного). Подготовка выкроек цветов из картона. Освоение приёмов составления красок. Окрашивание деталей цветов из тканей. Тема 5. Изготовление декоративных цветов. «Творческий проект» по выбору учащихся. Безопасность труда и организация рабочего места. Изготовление деталей декоративных цветов: ириса, пиона, пионовидной орхидеи, астр, георгина, хризантемы, нарцисса. 22
Раскраска лепестков. Холодная обработка декоративных цветов. Устранение дефектов при изготовлении декоративных цветов. Тема 6. Изготовление отделочных цветов. . Изготовление декоративных цветов. «Творческий проект» по выбору учащихся. Безопасность труда и организация рабочего места. Подготовка тканей, применяемых для изготовления отделочных цветов. Обработка ткани и ниток крахмалом и желатином. Подготовка лекал для изготовления отделочных цветов. Вырезание деталей отделочных цветов и листьев из ткани. Изготовление тычинок и сердцевинок способом тепловой обработки. Изготовление деталей астр, настурций, роз, гвоздики, ландыша, лютиков, фиалки, ромашки, васильков. Холодная обработка лепестков и листьев. Окраска деталей. Сборка веток, букетов. Выявление и устранение дефектов. Тема 7. Квалификационный экзамен. Самостоятельное выполнение работ цветочницы в соответствии с требованиями квалификационной характеристики, техническими условиями и документацией, применяемой на предприятии по нормам рабочих соответствующего разряда. Изготовление с тепловой обработкой декоративных цветов из тканей и других материалов, отделочных и свадебных цветов, букетов, декоративных цветов с художественной раскраской. Квалификационный экзамен.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
23
Контроль знаний и умений обучающихся подразделяется: на текущий и итоговый. Результатом оценки знаний и умений учащихся является отметка, выставленная в журнал. Её ставят за фактические знания и умения, предусмотренные учебной программой. Проверка знаний учащихся осуществляется путём устного опроса и текущих или итоговых письменных проверочных работ (тестов на бумажных и электронных носителях, упражнений, контрольных работ, защита творческих проектов, ). № Виды работ Количество работ 1-й год обучения 2-й год обучения 1 Контрольный опрос 4 4 2 Тест 4 2
Критерии оценки уровня знаний, умений и навыков

1.

Работа с тканью, выкройками.
 правильно и экономно располагает выкройки (лекала) на ткани;  аккуратно и правильно вырезает детали из ткани;  выполняет работу четко и быстро;  умеет правильно обрабатывать ткань желатином (подготавливать к работе).
2.

Работа с инструментами.
 соблюдает технику безопасности при работе с острыми, режущими и горячими инструментами, электроприборами;  правильно выбирает нужные для обработки инструменты, и пользуется ими четко и правильно;  умеет пользоваться схемами при обработке деталей.
3.

Качество выполнения технологических операций.
 правильно подбирает толщину и длину проволоки для деталей;  правильно и быстро обкручивает проволоку;  правильно и качественно изготавливает различные виды тычинок;  соблюдает последовательность технологических операций.
4.

Качество сборки и оформления изделий.
 соблюдает последовательность и аккуратность при сборке изделия; 24
 соблюдает последовательность и аккуратность при сборке букета, панно, композиции;  оценка качества выполненной работы в целом.
5.

Творчество, фантазия, креативность.
 проявляет нестандартный подход к изготовлению изделий, вносит изменения, улучающие их внешний вид;  самостоятельно подбирает цветовую гамму изделия, композиции;  проявляет активность, инициативность, желание экспериментировать;  проявляет выдумку и фантазию при изготовлении панно и композиций.
6.

Знание основных биологических особенностей цветов.
 знает название изученных цветов;  знает морфологические и биологические особенности изученных цветов, их экологию, значение для человека;  знает правила и владеет навыками составления композиций и аранжировок из цветов.
7.

Знание последовательности технологического процесса.
 знает название специальных инструментов;  знает название и последовательность технологических операций;  умеет объяснять правила обработки и сборки изделия.
8.

Организация рабочего места.
 поддерживает порядок на рабочем месте во время занятий и наводит порядок по окончании работы.
Оценка критериев:
2 баллов – критерий не выполняется; 3 балл – критерий выполняется плохо; 4 балла - критерий выполняется хорошо; 5 балла - критерий выполняется отлично. Низкий уровень знаний, умений и навыков: 0 – 26 баллов. Средний уровень знаний, умений и навыков: 27 – 99 баллов. Высокий уровень знаний, умений и навыков: 100 – 125 баллов.
Учебно-методические средства обучения
25

Литература для педагога:
1. Н.А.Гликина «Искусственные цветы», Москва, «ЭКСМО», 2004 г. 2. Н.А.Гликина «В подарок – цветы из ткани», 3. Л.М.Евстратова «Цветы», Москва, «Культура и традиции», 1997 г. 4. О.П.Медведева, О.В.Горяинова «Школа юного дизайнера», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2005 г. 5. И.С.Утенко «Цветы в букетах и композициях», фотоальбом, 1988 г. 6. З.П.Кудрячева, О.И Манкевич «Рождение букета», «Феникс», Ростов-на- Дону, 1982 г. 7. Е.П.Успенская «Флористика» Москва, «Внешсигма», 2000 г. 8. В.Н.Полунина, А.А.Капитунова «Гербарий», Москва, АСТ «Астрель», 2001 г. 9. Л.Н. Брагина «Оригинальные искусственные цветы своими руками», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2004 г. 10. О.А.Маракаев «Первый букет», Ярославль, Академия развития, 1999 г. 11. Т.О.Скребцова, Л.А.Данильченко «Объемные картины из кожи», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2006 г. 12. Е.В.Малахова «Изготовление искусственных цветов», «Феникс», Ростов- на-Дону, 2000 г. 13. Рэй Гибсон «Папье-маше. Бумажные цветы», Москва, «РОСМЭН», 1997 г. 14. Ю.М.Кирцер «Рисунок, живопись, композиция», Москва, «Высшая школа», 1992 г. 15. Н.Лозовая «Аранжировка» (буклет), Москва, «Планета», 1989 г. 16. Л.С.Саркисова «Искусство букета» Москва, «Просвещение», 1974 г. 17. Н.П.Коноплева «Вторая жизнь вещей», Москва, «Просвещение», 1994 г. 18. В.В.Петров «Растительный мир нашей Родины», Москва, «Просвещение», 1991 г. 19. Справочник «Луговые травянистые растения. Биология и охрана», Москва, «Агропромиздат», 1990 г. 20. Справочник «Цветовой атлас растений», Братислава, «Обзор», 1990 г. 21. В.А.Солоухин «Созерцание чуда», Москва, «Современник», 1987 г. 22. Н.Н.Капропова «Комнатные растения в интерьере», Изд. Московского университета, 1989 г. 23. Справочник «Красная Книга Ставропольского края» т.1 «Растения», Ставрополь, «Полиграфсервис», 2002 г. 24. Б.Н.Головкин, Л.А.Китаева, Э.П.Немченко «Декоративные растения СССР», справочник, Москва, «Мысль», 1986 г. 25. А Л.Иванов «Редкие и исчезающие растения Ставрополья», Ставрополь, 2002 г. 26.И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе», Ставрополь, «Илекса» «Сервисшкола», 2001 г. 26
27. Г.К.Селевко, И.Н.Закатова, О.Г.Левина «Познай себя», Москва, «Народное образование», 2001 г. 28. Г.К.Селевко, И.Н.Закатова, О.Г.Левина «Найди себя», Москва, «Народное образование», 2001 г.
Литература для обучающихся и их родителей:
1. Н.А.Гликина «Искусственные цветы», Москва, «ЭКСМО», 2004 г. 2. Н.А.Гликина «В подарок – цветы из ткани», 3. О.П.Медведева, О.В.Горяинова «Школа юного дизайнера», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2005 г. 4. Н.М.Верзилин «Последам Робинзона», Москва, «Просвещение», 1994 г. 5. А.Е.Екимцев «500 загадок», РИО Красный крест, Ставрополь, 1993 г. 6. Т.Я.Кедрина, П.И.Гелазония «Большая книга игр и развлечений», Москва, «Педагогика», 1992 г. 7. А.А.Плешаков «Зеленые страницы», Москва, «Просвещение», 1994 г. 8. Рэй Гибсон «Папье-маше. Бумажные цветы», Москва, «РОСМЭН», 1997 г. 9. О.А.Маракаев «Первый букет», Ярославль, Академия развития, 1999 г. 27
28