"Рабочая программа по конструированию и робототехнике для детей от 3 до 4 лет"

Автор: Владимирова Мария Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад №120 " Калинка"
Населённый пункт: г.Сочи,Краснодарский край
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по конструированию и робототехнике для детей от 3 до 4 лет"
Дата публикации: 26.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 120 «Калинка» г. Сочи 354003,Краснодарский край, город Сочи, улица 60 лет ВЛКСМ,28.
Рабочая программа по конструированию и

робототехнике

для детей от 3 до 4 лет на 2015/2016 учебный год.
Разработчик: Воспитатель второй младшей группы / / 201 г. Владимирова М.С. Утверждено: Заведующая МДОБУ №120 «Калинка» / / 201 г. Мусихина О.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный мир очень разнообразен. Начальное моделирование и конструирование позволяют лучше познать его, развивают конструкторские способности, образное и техническое мышление. Начальное моделирование и конструирование - это первые шаги детей в самостоятельной творческой деятельности по созданию моделей, это познавательный процесс формирования начальных, элементарных знаний и умений, а также первоначальная ступень в развитии, обучении и воспитании будущих конструкторов и изобретателей. Конструирование из бумаги с последующим конструированием таких же моделей из деталей конструктора – это вид детского творчества, который создает условия для развития логического и пространственного мышления, произвольного внимания, речи, мелкой моторики рук; формирует знания о назначении, строении конструкции, и ее роли в жизни человека; способствует развитию творческого мышления. Новизна программы заключается в том, что дети младшего дошкольного возраста в ходе ее реализации знакомятся с различными видами техники. Программа выстроена с учетом преемственности и является первой ступенью освоения программ начального технического моделирования в младшем школьном возрасте. С учетом возрастных особенностей детей образовательная программа объединена единым наглядным сказочным сюжетом с различными станциями: «На строительной площадке», «Космодром» и т.д.
Цель:
- развитие логического и пространственного мышления детей младшего дошкольного возраста.
Задачи программы:

Образовательные:
- создать условия для овладения методами и приемами решения технических задач: конструкторских, технологических; - способствовать формированию умения выполнять работу в соответствии с Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 120 «Калинка» г. Сочи 354003,Краснодарский край, город Сочи, улица 60 лет ВЛКСМ,28.
технологической картой.
Развивающие:
- способствовать формированию умений и навыков работы с различными материалами и инструментами; - знакомить детей с простейшими элементами художественного конструирования и оформления изделий.
Воспитательные:
-создать условия для формирования навыков работы в коллективе; - формировать умение организовывать рабочее место; - содействовать воспитанию умения ценить то, что создано творческим трудом.
Познавательные:
создать условия для развития познавательного интереса к технической деятельности Возраст детей, обучающихся по программе, - 3-4 года; численность в группе 10 человек. Программа рассчитана на один год обучения. Режим занятий по программе: 3-4 года – 2 раза в неделю, 1 час (15 минут), всего 18 часов в год.
Теоритический базис программы выстроен на основе:
- «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой и др. Из данной программы использованы аспекты таких разделов, как «Конструирование» и «Ручной труд»; - учебного пособия Кобитиной И.И. «Дошкольникам о технике», в котором представлены история развития техники, рассказы о видах транспорта в доступном изложении для детей младшего дошкольного возраста. Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 120 «Калинка» г. Сочи 354003,Краснодарский край, город Сочи, улица 60 лет ВЛКСМ,28.

Основные принципы построения программы
В основу программы положены принципы:
Доступности.
Содержание программы, темы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям учащихся, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребенка.
Перспективы.
Этот принцип позволяет подготовить детей к усвоению сложного материала, сформировать большие интересы.
Наглядности.
Наглядность мобилизует психическую активность детей дошкольного возраста, вызывает интерес к занятиям, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.
Прочности овладения знаниями, умениями, навыками.
Основное условие реализации этого принципа – точное определение целей занятий. Каждый ребенок четко представляет, какой результат ожидается в конце занятия, какие знания и умения он приобретет, где сможет их применить.
Систематичности и последовательности.
Занятия строятся по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на ранее усвоенные знания и таким образом, чтобы на занятии ребенок мог закрепить ранее полученные знания и в то же время приобрести элементы новых знаний. Этот принцип требует правильного определения объема знаний и усложнения материала на каждом возрастном этапе.
Новизны.
Для развития интереса необходимо постоянное внедрение элементов новизны на всех этапах учебного процесса: от выбора содержания материала, проблем для обсуждения, видов деятельности до использования технических средств и наглядности.
Календарно тематический план

Задачи:
- создать условия для развития умения устанавливать связь между сделанными детьми постройками, конструкциями и теми, что они видят в окружающей жизни; Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 120 «Калинка» г. Сочи 354003,Краснодарский край, город Сочи, улица 60 лет ВЛКСМ,28.
- содействовать расширению и закреплению знаний о назначении и функциях средств передвижения и способствовать развитию умения группировать транспорт по видам: водный, воздушный, сухопутный, космический; - способствовать развитию умения выделять основные части и характерные детали конструкции, понимая их назначение; - развивать у детей умение работать коллективно, в соответствии с общим замыслом, воспитывать бережное отношение к результатам своего и чужого труда; - закреплять и развивать навыки сгибания листа бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивания деталей к основной форме.
Предполагаемые компетенции.

В конце года дети знают:
- основные материалы и инструменты, правила работы с ними; - различные виды бумаги; - назначение и функции средств передвижения;
В конце года дети умеют:
- устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками, конструкциями и теми, что они видят в окружающей жизни; - анализировать образец и назначение постройки; - планировать этапы создания своей постройки; - выделять основные части и характерные детали конструкции; - работать коллективно; - сгибать лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие; квадрат – в 2-4 треугольника, прямоугольник в полоски, квадраты в маленькие прямоугольники; - приклеивать детали к основной форме; - группировать виды транспорта: водный, воздушный, сухопутный (наземный подземный), космический. Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 120 «Калинка» г. Сочи 354003,Краснодарский край, город Сочи, улица 60 лет ВЛКСМ,28.

Методы обучения:
- наглядный (наглядные материалы – картины, рисунки, фотографии; демонстрационные материалы – модели, приборы, предметы, видеоматериалы); - проблемный ( анализ истории научного изучения проблемы, постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий и терминов, создание проблемной ситуации); - проектно-конструкторский ( построение гипотез, создание моделей, конструкций, нахождение новых способов решения задач); - метод игры ( дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, игра-конкурс, игра-путешествие; игры-конструкторы); - исследовательский ( проведение опыта); - метод аналогии ( аналогия лежит в основе моделирования, также используется прием имитации и масштабного изменения размеров). Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 120 «Калинка» г. Сочи 354003,Краснодарский край, город Сочи, улица 60 лет ВЛКСМ,28.

Перспектитивно-тематическое планирование по конструированию робототехнике во

второй младшей группе.

Месяц

Название занятия

Цели и задачи

Демонстрационный

материал

Сентябрь

Тема. На

строительной

площадке
.
Занятия 1 ДОМ
(конструирование из бумаги) Сформировать представление остроении дома, его назначение , об особенностях строения; продолжить формирование умений работать в технике оригами. Изображение зданий различного вида, готовая модель домика.
Занятие 2. Строим

дом.

(
конструирование из конструктора) Вызвать интерес у детей к созданию построек из конструктора. Сформировать знания у детей о строительных деталях, цвете. Способствовать развитию связной речи в ходе работы. Развивать воображение, память, логическое мышление. Строительный материал (конструктор Lego Duplo), картины сказочных домиков, карлсон, игрушки для обыгрывания построек.
Зантие 3.

Многоэтажный

дом
(Конструирование из бумаги) Познакомить с различными видами зданий, строения многоэтажного дома; формировать навыки приклеевания деталей на основу. Изображения многоэтажного и деревенского домов. Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 120 «Калинка» г. Сочи 354003,Краснодарский край, город Сочи, улица 60 лет ВЛКСМ,28.

Занятие 4.

Строительство

многоэтажного

дома
(Работа с конструктором) Научить детей строить многоэтажный дом. Сформировать умение осуществлять пространственный анализ образца, выделять части, из которых сделан образец ( стены, перекрытия, балкон, подъезд) и определять формы частей. Развивать умение делать постройку прочной. Видео материал с изображением многоэтажных домов.
Октябрь
Т
ема:Наземный

транспорт.

Занятие 1. Автобус

(
конструирование из бумаги) Формировать представление о различных видах автомобильного транспорта; способствовать развитию умений приклеивания деталей на основу. Изображения различных видов автомобильного транспорта, различных видов автобусов
Занятие 2.

Конструирование

автобуса
(работа с конструктором) Закреплять представление об автобусе и его частях; побуждать строить автобус, плотно приставляя детали конструктора друг на друга. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности и желание строить простейшие модели реальных объектов. Построенный образец автобуса. Строительный материал (конструктор Lego Duplo)
Занятие 3.

Машина
(конструирование из бумаги) Расширять представление детей о разных видах транспорта и их значении в жизни человека. Развивать внимание, память, умение работать в соответствии с образцом. Формировать умение и желание доводить Фото машин, образец машины для каждого этапа изготовления, деревья гномики, домики, звуки машин в записи. Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 120 «Калинка» г. Сочи 354003,Краснодарский край, город Сочи, улица 60 лет ВЛКСМ,28.
дело до конца, воспитывать доброжелательное отношение между детьми.
Занятие 4.

Конструирование

машины.
(работа с конструктором) Продолжать формировать у детей представление о различных машинах, их функциональном назначении, строении. Учить самостоятельно строить модель машины по собственному замыслу на основе на основе имеющихся знаний и умений, находить свои конструктивные решения. Учить создавать постройку с использованием деталей конструктора, закрепляя название элементов и выбирая необходимые из множества форм. Построенный образец машины, строительный материал (конструктор Lego Duplo)
Ноябрь

Тема: В ПОРТУ.

Занятие 1. ПЛОТ
(конструирование из бумаги) Формировать представление детей о строении и предназначении плота; развивать умения приклеивать длинные параллельные полоски на основу; воспитывать аккуратность при выполнении работы. Изображения плотов, готовая модель плота. Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 120 «Калинка» г. Сочи 354003,Краснодарский край, город Сочи, улица 60 лет ВЛКСМ,28.

Занятие 2.

Конструирование

плота.
(работа с конструктором) Введение понятий (равновесие, выталкивающая сила, тяга, и толчок, энергия ветра). Изучение свойств материалов и возможностей их сочетание; тренировка навыков сборки деталей; развитие умений оценивать полученные результаты. Готовая модель плота, видео материал по конструированию плота с пошаговой инструкцией
Занятие 3.

ЛОДКА.
(конструирование из бумаги) Познакомить детей с различными видами водного транспорта; сформировать представление о строении лодки. Изображения лодок, история их развития
Занятие 4.

Конструирование

лодки.
(работа с конструктором) Формирование практических навыков работы: упражнять детей в моделировании конструкций, используя схему, упражнять в конструировании из деталей конструктора; закрепить общие понятия о водном виде транспорта Готовый образец лодки, схема выполнения лодки из деталей конструктора
Декабрь

Тема:

ПОЛЕЗНЫЕ

ПРЕДМЕТЫ И

МЕХАНИЗМЫ.

Занятие 1.

Вертушка
(конструирование из бумаги) Сформировать у детей представление о строении вертушки; способствовать развитию умений складывания из бумаги. Готовый образец изделия, изображение мельницы, пропелера самолета. Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 120 «Калинка» г. Сочи 354003,Краснодарский край, город Сочи, улица 60 лет ВЛКСМ,28.

Занятие 2.

Конструирование

вертушки
(работа с конструктором) Продолжать формировать представление о вертушке; воспитывать интерес к конструированию; развивать интерес к познавательной деятельности; учить детей делать вертушку по образцу;формировать представление о воздухе, его свойствах(безцветный, не имеет запаха, легче воды, движеться). Образцы вертушек, конструктор Lego Duplo, презентация поэтапной работы.
Занятие 3.

ТЕЛЕФОН
(конструирование из бумаги) Сформировать представление о строении телефона, его предназначении, видах; продолжить развитие умений приклеивания деталей к основе. Изображения различных видов телефонов, изображение Айболита
Занятие 4. Мост

через речку
( работа с конструктором) Учить строить мостик горизонтальным соединением деталей. Готовый образец построенного моста, видео материал с изображением моста,презентация поэтапной работы.
Январь

Тема: ЮНЫЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛ

И. Занятие 1.

Волшебные

кирпичики.
(работа с конструктором) Продолжать знакомить детей с конструктором Lego, с формой деталей, которые похожи на кирпичики и вариантами их скрепления. Конструктор Lego Duplo. Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 120 «Калинка» г. Сочи 354003,Краснодарский край, город Сочи, улица 60 лет ВЛКСМ,28.

Занятие 2.

Пирамида.
(конструирование из бумаги) Учить детей создавать пирамиду из плоских геометрических фигур (прямоугольник, треугольник) на картоне. Различать и называть геометрические фигуры, выполнять задание педагога, опираясь на образец, правильно подбирая предметы по форме и цвету. Развивать внимание и умение собирать последовательно. Игрушечная пирамида, готовый образец, видео материал с изображением пирамид.
Занятие 3.

Конструирование

пирамиды
(работа с конструктором) Закреплять навык соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развивать умение делать прочную, устойчивую постройку, развивать умение слушать инструкцию педагога. Готовый образец построенной пирамиды, презентация со схемой конструирования.
Знятие 4. Башня
(работа с конструктором) Учить строить простейшие постройки вертикальным соединением деталей. Готовый образец построенной башни, видео материал с изображением башни.
Февраль

Тема: ДЕТСКАЯ

ПЛОЩАДКА.

Занятие 1. Горка

для ребят.
( Работа с конструктором) Знакомить с детской площадкой, развивать память и наблюдательность. Учить детей сооружать горку (накладывать детали одну на другую, прикладывать друг к другу); различать "один2 и "много". Активизировать в речи детей слова: горка, лесенка, скат; развивать Готовый образец построенной горки, картинки с изображениями детских площадок. Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 120 «Калинка» г. Сочи 354003,Краснодарский край, город Сочи, улица 60 лет ВЛКСМ,28.
мелкую моторику рук.
Занятие 2. Качели
(работа с конструктором) Введение понятий: равновесия, точка опоры. Изучение рычагов; формирование навыка сборки деталей; развитие умения оценивать полученные результаты, развитие способности придумывать игры. Картинки с изображениями детских площадок, на которых есть качели, презентация с пошаговой схемой сборки.
Занятие 3. Ворота

для заборчиков.

Ограждение для

детской

площадки.
(работа с конструктором) Учить выполнять простейшую конструкцию, устанавливать опоры и класть на них перекладину. Пошаговая инструкция по сборке конструкции.
Занятие 4.

конструирование

по замыслу.
Закреплять полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Март

Тема: ВЕСЕЛЫЙ

ЗООПАРК.

Занятие 1.

Животные в

зоопарке
(работа с конструктором) Рассказать о зоопарке. Обучение анализу образца, выделению основных частей животных, развитие конструктивного воображения детей. Учить строить совместно, сообща. Видео ролик о зоопарке, образцы постройки, макет зоопарка.
Занятие 2.

Крокодил.
(работа с конструктором) Продолжать знакомить с зоопарком. Учить строить крокодила. Картинки с изображением крокодила, презентация со Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 120 «Калинка» г. Сочи 354003,Краснодарский край, город Сочи, улица 60 лет ВЛКСМ,28.
схемой конструирования.
Занятие 3. Жираф
(работа с конструктором) Познакомить с животным, рассказать о его особенностях и среде обитания. Учить строить жирафа по схеме. Картинки с изображением жирафа, презентация со схемой конструирования.
Занятие 4.

Построим вальер

для животных
(работа с конструктором) Закреплять понятие "высокий", "низкий". Учить детей выкладывать забор по периметру квадрата и прямоугольника в определенной последовательности по образцу, выбирая нужное количество деталей. Закрепить название животных, учить классифицировать животных по среде обитания. Образец постройки
Апрель

Тема:

КОСМОДРОМ.

Занятие 1. Ракета
(конструирование из бумаги) Познакомить детей с особенностями строения ракеты, ее назначением; способствовать формированию умений и навыков работы с бумагой. Образец ракеты, пособия с изображением различных моделей ракет, изображение героя Почемучки.
Занятие 2.

Планета
(конструирование из бумаги) Формировать у детей представление о планете Земля; развивать умение приклеивать детали на лист основы, способствовать формированию бережного отношения к окружающей среде. Фотография с изображением планет Солнечной системы, изображение инопланетянина Тинки-Винки. Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 120 «Калинка» г. Сочи 354003,Краснодарский край, город Сочи, улица 60 лет ВЛКСМ,28.

Занятие 3. Робот
(работа с конструктором) Познакомить детей с различными видами роботов, их предназначением, строением; способствовать формированию навыков соединения деталей конструктора между собой, создать условия по развитию фантазии и воображения Изображения различных видов роботов.
Занятие 4.

Луноход
(конструирование из бумаги) Познакомить детей со строением и предназначением лунохода; способствовать формированию навыком приклеивания деталей на основу. Фотографии и рисунки с изображением лунохода
Май

Тема:

ДОМАШНИЙ

ОБИХОД. Занятие

1. Мебель для

комнаты
( работа с конструктором) Развивать способность выделять в предмете их функциональные части. Учить анализировать образец, строить по памяти, самостоятельно отбирать необходимые детали. Комната куклы Ани с мебелью
Занятие 2. Мебель

для кухни
(работа с конструктором) Закреплять умение строить мебель. Формировать представление о кухонной мебели: ее назначение, виды, части мебели, из чего ее делают. Макет кухни.
Занятие 3. Печка

(
работа с конструктором) Познакомить детей с русской печкой. Развивать фантазию и воображение. Учить строить печку из конструктора. Сказка "По щучьему велению" Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 120 «Калинка» г. Сочи 354003,Краснодарский край, город Сочи, улица 60 лет ВЛКСМ,28.

Занятие 4.

Конструирование

по замыслу.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 120 «Калинка» г. Сочи 354003,Краснодарский край, город Сочи, улица 60 лет ВЛКСМ,28.