Напоминание

"Психологические особенности детей 3-4 лет"

Автор: Иванченко Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Крепыш"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Психологические особенности детей 3-4 лет"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: «Психологические особенности детей дошкольного возраста».

Задачи:
1. Знакомство родителей с особенностями психического развития ребенка, особенностями протекания кризиса 3-х лет, научить родителей разделять понятия «негативизм», «упрямство», «капризность», «обесценивание».
2.
Познакомить с работой МБДОУ ЦРР- ДС «Крепыш» по сохранению и укреплению здоровья дошкольников .
План собрания

:
1. Вступительное слово. 2. Основной этап 1) « Психическое здоровье детей 4го года жизни». Выступление педагога- психолога по данной теме. 2). Выступление старшей медсестры 3). Знакомство с ФГОС 4). Деловая игра «Ромашка». 5). Вручение памяток родителям: « Это важно знать», «Играем дома с детьми» 6). Знакомство с Локальными актами: «Положение о портфолио достижений воспитанников» 7). Выборы родительского комитета. 8). Разное 3. Заключительный этап. Принятие решения.
Ход проведения собрания:
Мероприятие происходит в методическом кабинете. Родители садятся на свои места, звучит спокойная музыка.
Вступительная часть
Воспитатель приветствует родителей, благодарит за присутствие. Сообщает тему, цель и программу мероприятия.
Воспитатель:
Задумывались ли вы о том, что часто за повседневными заботами мы не замечаем как меняются наши дети? Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно. Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому. Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.
Основной этап
1.
Воспитатель:
А сейчас о психологических особенностях детей 4го года жизни вам расскажет педагог-психолог нашего ДОУ Панкова С. А.
2.Мед. сестра
Черепанина Л.Н. расскажет о вакцинации детей ( вакциной «Гриппол плюс»),и массовой
туберкулинодиагностике.

3
.
Воспитатель:
Сегодня на нашем родительском собрании мы хотим немного остановиться на
ФГОС
. Вы слышали, что в школах с прошлого года внедряются ФГОС. Что это такое? – это федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Детские сады так же коснулись изменения в Федеральных Стандартах. Раньше, в своей работе, мы опирались на федеральные государственные требования (ФГТ). Хочется коротко остановиться на отличия ФГТ и ФГОС . Принципиальное отличие новых стандартов от стандартов первого поколения заключается в том, что целью их реализации является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не
сумма знаний, накопленная за время обучения в ДОУ. В настоящее время реализация ФГОС в ДОУ происходит по
5 направлениям:
 «Познавательное развитие»  «Речевое развитие»  «Художественно – эстетическое развитие»  «Социально – эмоциональное развитие»  «Физическое развитие »
4
.
Воспитатель:
Чтобы ваш ребенок вырос интересным и воспитанным его обязательно надо развивать. А чтобы лучше понять, как происходит образовательный и воспитательные процессы в детском саду, и чему мы с вами должны научить детей, опираясь на ФГОС, мы предлагаем поиграть в деловую игру
«Ромашка»:
Родители отрывают по одному лепестку и объясняют свое понимание заданного вопроса. Воспитатели подводят итог.(Показ слайдов по НОД и режимным моментам)
Ход игры
:
Воспитатель: Чему ребенок должен научиться за год?

1) Физическое развитие ребенка 3-4 лет
- отвечают родители
Ответ воспитателя
: Ребенок ходит на носочках, высоко поднимая колени, мелкими, широкими, приставными шагами; ходит и бегает в разном темпе (умеренном, медленном, быстром), в различных направлениях (прямо, по кругу, змейкой, между предметами и т.д.), держась за руки, стоя спиной или лицом друг к другу; прыгает на месте, с продвижением вперед и назад, через препятствия; бросает мяч в цель, ловит двумя руками; принимает активное участие в подвижных мероприятиях (спортивных, игровых, танцевальных); выполняет последовательность разнообразных двигательных действий в течение 10 минут; управляет своим телом, например, удерживает равновесие при ходьбе по наклонной доске и т.д.
Рекомендации:
Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
2) Личная гигиена ребенка 3-4 лет -
отвечают родители Ответ: К трем-четырем годам нормально развивающийся ребенок овладевает навыками самообслуживания. Малыш знает и пытается соблюдать основные санитарно- гигиенические требования: правильно пользуется туалетом; моет руки после туалета, прогулки, перед едой, по мере их загрязнения; умывается, чистит зубы; критически относится к своему внешнему виду (например, может не надеть колготы, которые не поглажены, с пятнышком и т.п.)
Рекомендации:
ДИ или художественное слово.
3) Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 3-4 лет
(как ребенок должен вести себя в обществе?)
-
отвечают родители
Ответ воспитателя
Ребенок проявляет разные формы выражения симпатии и антипатии; просит прощения, проявляет заботу, ласку; замечает настроение родителей или других близких людей; знает вежливые слова и основные правила поведения в разных местах и ситуациях; дает положительную оценку своим действиям (даже если в чем-то не прав); знает и называет по имени себя, родителей и иных людей, с которыми часто общается; проявляет интерес к взаимодействию со сверстниками, активно включается в совместные игровые действия; игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое. Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
Рекомендации
: В этот период развития надо нужно помочь ребенку в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад
выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира. Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями. Спокойно объяснять ребенку, когда он нарушает правило, почему именно так нельзя поступать. В этом возрасте дети не переживают по поводу сделанного, но они переживают за действия, которые предпримет взрослый, и ваша реакция на поступок очень важна для вашего малыша. Он ее непременно запомнит, поэтому всегда думайте об ее адекватности. Если ваш ребенок на детской площадке отобрал у другого ребенка игрушку - вы должны доступно объяснить ребенку, что отбирать чужие вещи плохо. Но если такая ситуация повторяется еще раз, вы должны применить санкции (например увести его домой, тем самым лишив его прогулки и общения с другими детьми). Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
4)

Познавательное развитие ребенка 3-4 лет -
отвечают родители
Ответ воспитателя
: Познавательное развитие состоит из 2разделов: Математическое развитие, Познавательное развитие Ребенок знает основные цвета и оттенки; сравнивает объекты по длине, ширине и высоте; относится к игрушкам как к живым существам (разговаривает с ними, кормит, поит и т.д.); устанавливает элементарные причинно-следственные связи (например, листочки опали, потому что холодно); классифицирует предметы по одному значимому признаку (например, отделяет кубики красного цвета от кубиков зеленого цвета); достаточно долго сосредоточивает внимание на одном объекте; в большей мере интересуется процессом выполнения различных заданий и упражнений, а не конечным результатом (например, может старательно что-то рисовать, а потом смять свой рисунок); познает объекты с помощью разных органов чувств (трогает, облизывает, нюхает и т.д.); знает основные геометрические формы (круг, треугольник квадрат), больше – меньше); ориентируется в пространстве (в квартире, в группе детского сада, во дворе) и на плоскости листа бумаги; знает, что происходит в разные части суток; знает, в чем польза домашних птиц и животных ; проявляет повышенный интерес и потребность к познанию окружающего нас мира; знает некоторые праздники, традиции, растительный и животный мир страны, в которой живет; знает и может назвать части тела и т.п.
ДИ .

5) Речевое развитие ребенка 3-4 лет -
отвечают родители
Ответ воспитателя:
Ребенок использует различные части речи (кроме деепричастий и причастий); правильно называет предметы, их качества, действия с ними; знает обобщающие слова (например, овощи, игрушки); понимает многозначные слова, типа, ножка, ручка и др.; согласовывает существительные, прилагательные и глаголы (мальчик идет – дети идут, сладкий торт – сладкая конфета); употребляет предлоги в, на, под, над, за; правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения для шипящих, свистящих, [л], [р]); пересказывает несложный текст; декламирует стихи. Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
Рекомендации
: Необходимо осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у ребенка главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.

6) Художественно-эстетическое развитие ребенка 3-4 лет -
отвечают родители
Ответ воспитателя
Понимает контрастную музыку (медленную, быструю) и изменяет темп движений под нее; проявляет интерес к игре на детских музыкальных инструментах; запоминает слова песен и подпевает взрослому; понимает, что нарисовано на иллюстрации; создает элементарные аппликационные, рисуночные и лепные изображения (дорожки, шарики, бусы); конструирует постройки из строительного материла и простых конструкторов.
Рекомендации
:
Воспитатель:
Завершая наш разговор, хотелось бы еще раз напомнить, что все наши усилия с вами будут тщетны, если вы – родители и остальные члены семьи не станете положительным примером для вашего малыша. Поэтому вывод прост, детский сад и семья в процессе воспитания малыша должны дополнять друг друга, выстраивая свою деятельность так, чтобы малыш вырос физически и психически крепким, и, впоследствии, стал разносторонней гармонично развитой личностью .
5. Вручение памяток родителям: «
Это важно знать», «Играем дома с детьми»
6. Знакомство с Локальными актами

7. Выборы родительского комитета.

3. Заключительный этап. Принятие решения.