"Применение технологии системно-деятельностного подхода на уроке музыки в санаторной школе-интернат".
Автор: Кимаева Татьяна Борисовна Должность: учитель музыки, педагог-организатор.
Учебное заведение: ГОБООУ "Зеленоборская санаторная школа-интернат"
Населённый пункт: гп.Зеленоборский, Мурманская область
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Применение технологии системно-деятельностного подхода на уроке музыки в санаторной школе-интернат".
Государственное областное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение
санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении,
«Зеленоборская санаторная школа-интернат»
Из опыта работы
Применение технологии системно-деятельностного подхода на
уроке музыки в санаторной школе-интернат
Составила: Кимаева Т.Б.,
учитель музыки
2016г.
Современная система образования ориентирована на активизацию
творческих качеств учащихся, которые активно формируются на занятиях
эстетического цикла, в ходе изучения которых у детей развивается способность
воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях
искусства, в природе, в отношениях между людьми.
По своей уникальной возможности вызывать в человеке творческую
активность искусство, занимает первое место среди всех многообразных
элементов, составляющих систему воспитания человека.
Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль,
поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие
соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают
возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества
учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.),
воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость,
умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний).
Сущность технологии системно-деятельностного подхода заключается в
том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии
осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в
процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового
знания».
Реализация данной технологии предполагает соблюдение системы
дидактических принципов, один из которых принцип творчества. Это -
максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе,
приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие
и использование творческих способностей ребенка способствует его более
эффективному развитию и обучению.
Благодаря специфике образовательной организации (круглосуточное
пребывание воспитанников в санаторной школе в течение 25 дней), в рамках
внеурочной деятельности, во второй половине дня, возможно углубление в
изучаемую тему.
Приведу пример из личного опыта.
Мною разработаны несколько тем вводных уроков на начало очередного
заезда воспитанников, которые стали традиционными в каждом заезде. Это
обусловлено тем, что дети приезжают с разным уровнем подготовленности по
предмету вследствие различия учебных программ и разных сроков изучения тем.
Один из них - «Есть
така страна-сторонушка» (история появления поморов на
Кольской земле).
Воспитание любви к своему родному краю, знание его истории и
культурных традиций, сохранение и развитие чувства гордости за свою малую
Родину – лейтмотив моей работы с детьми.
На этом уроке дети узнают о поморской деревне Княжая Губа с которой
тесно связана история п.Зеленоборский,
знакомятся с историей появления новгородских переселенцев на Кольской земле,
с фольклором поморов через прослушивание их акапельных песен и просмотра
фрагмента мультфильма по мотивам произведений Бориса Шергина и Степана
Писахова.
Продолжением работы в этом направлении является посещение школьного
музея. Предметы быта поморов привлекают своей простотой и первобытностью.
Берестяная посуда, медная утварь, предметы для обработки земли, рыболовные
сети, прялки, одежда всё это несёт в себе частицу истории, которую дети могут
буквально потрогать руками.
Завершающим ярким этапом работы по знакомству с поморской культурой
являются встречи с народным коллективом фольклорным ансамблем
«Поморочка» Зеленоборского ЦДК. Они проходят в двух формах: мастер-класс,
или игровая программа.
Игровая программа включает в себя литературно-музыкальную
композицию и хороводные песни с играми.
На этих встречах происходит общение детей с «настоящими» коренными
поморами Княжой Губы. Поморская речь, народные костюмы, конечно же,
запечатлеваются в памяти детей.
Мастер-класс подразумевает собой личное участие воспитанников в
изготовлении поморских игрушек-символов: козуль и тряпичных кукол.
Прежде чем дети приступают к изготовлению символа Поморья,
участницы фольклорного коллектива рассказывают о том, что традиционно
козули пекут на
новогодние праздники Коляды и
Рождества. Также козули
изготовляют и на личные праздники
— новоселье, свадьбу и
при рождении ребёнка. Считается, что козули, находящиеся в доме, охраняют его
от злых духов. Поэтому изготовленные и выпеченные козули не съедают сразу и
ни в коем случае не выкидывают.
Познавателен рассказ об истории возникновения и назначении поморской
тряпичной куклы. Дети с интересом узнают о том, что существует кукла-
травяница, кукла–подорожница, кукла–зерновушка. А вот куклу-мотанку,
приносящую в дом счастье, они выполняют своими руками и отвозят домой в
качестве подарка близким людям.
В процессе работы детей гостьи исполняют акапельно поморские песни.
После проведённой работы хочется верить, что в душах детей остаётся
незримый след приобщения к истокам культуры родного края.