"Применение технологии системно-деятельностного подхода на уроке музыки в санаторной школе-интернат".

Автор: Кимаева Татьяна Борисовна
Должность: учитель музыки, педагог-организатор.
Учебное заведение: ГОБООУ "Зеленоборская санаторная школа-интернат"
Населённый пункт: гп.Зеленоборский, Мурманская область
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Применение технологии системно-деятельностного подхода на уроке музыки в санаторной школе-интернат".
Дата публикации: 26.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное областное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Зеленоборская санаторная школа-интернат» Из опыта работы Применение технологии системно-деятельностного подхода на уроке музыки в санаторной школе-интернат Составила: Кимаева Т.Б., учитель музыки 2016г.
Современная система образования ориентирована на активизацию творческих качеств учащихся, которые активно формируются на занятиях эстетического цикла, в ходе изучения которых у детей развивается способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях между людьми. По своей уникальной возможности вызывать в человеке творческую активность искусство, занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих систему воспитания человека. Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний). Сущность технологии системно-деятельностного подхода заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Реализация данной технологии предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых принцип творчества. Это - максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению. Благодаря специфике образовательной организации (круглосуточное пребывание воспитанников в санаторной школе в течение 25 дней), в рамках внеурочной деятельности, во второй половине дня, возможно углубление в изучаемую тему. Приведу пример из личного опыта. Мною разработаны несколько тем вводных уроков на начало очередного заезда воспитанников, которые стали традиционными в каждом заезде. Это
обусловлено тем, что дети приезжают с разным уровнем подготовленности по предмету вследствие различия учебных программ и разных сроков изучения тем. Один из них - «Есть така страна-сторонушка» (история появления поморов на Кольской земле). Воспитание любви к своему родному краю, знание его истории и культурных традиций, сохранение и развитие чувства гордости за свою малую Родину – лейтмотив моей работы с детьми. На этом уроке дети узнают о поморской деревне Княжая Губа с которой тесно связана история п.Зеленоборский, знакомятся с историей появления новгородских переселенцев на Кольской земле, с фольклором поморов через прослушивание их акапельных песен и просмотра фрагмента мультфильма по мотивам произведений Бориса Шергина и Степана Писахова. Продолжением работы в этом направлении является посещение школьного музея. Предметы быта поморов привлекают своей простотой и первобытностью. Берестяная посуда, медная утварь, предметы для обработки земли, рыболовные сети, прялки, одежда всё это несёт в себе частицу истории, которую дети могут буквально потрогать руками.
Завершающим ярким этапом работы по знакомству с поморской культурой являются встречи с народным коллективом фольклорным ансамблем «Поморочка» Зеленоборского ЦДК. Они проходят в двух формах: мастер-класс, или игровая программа. Игровая программа включает в себя литературно-музыкальную композицию и хороводные песни с играми. На этих встречах происходит общение детей с «настоящими» коренными поморами Княжой Губы. Поморская речь, народные костюмы, конечно же, запечатлеваются в памяти детей. Мастер-класс подразумевает собой личное участие воспитанников в изготовлении поморских игрушек-символов: козуль и тряпичных кукол. Прежде чем дети приступают к изготовлению символа Поморья, участницы фольклорного коллектива рассказывают о том, что традиционно козули пекут на новогодние праздники Коляды и Рождества. Также козули изготовляют и на личные праздники — новоселье, свадьбу и при рождении ребёнка. Считается, что козули, находящиеся в доме, охраняют его от злых духов. Поэтому изготовленные и выпеченные козули не съедают сразу и ни в коем случае не выкидывают. Познавателен рассказ об истории возникновения и назначении поморской тряпичной куклы. Дети с интересом узнают о том, что существует кукла- травяница, кукла–подорожница, кукла–зерновушка. А вот куклу-мотанку, приносящую в дом счастье, они выполняют своими руками и отвозят домой в качестве подарка близким людям.
В процессе работы детей гостьи исполняют акапельно поморские песни. После проведённой работы хочется верить, что в душах детей остаётся незримый след приобщения к истокам культуры родного края.