"Психолого-педагогическое сопровождение семьи имеющей ребенка с ОВЗ"

Автор: Клинко Светлана Евгеньевна
Должность: педагог психолог
Учебное заведение: МБОУ "Верх-Обская средняя школа имени М.С.Евдокимова"
Населённый пункт: Алтайский край, Смоленский район, п. Верх-Обский
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение семьи имеющей ребенка с ОВЗ"
Дата публикации: 26.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Психолого-педагогическое

сопровождение семьи, воспитывающего

ребенка с ОВЗ в условиях введения ФГОС

.
Светлана Евгеньевна Клинко Психолог-педагог МБОУ «Верх-Обская средняя школа имени М.С.Евдокимова » Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), которым характерен высокий уровень проявления "проблемности". Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ обусловлена основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, целью которой является обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе медицинской, психологической и социальной, для успешной их интеграции в общество. Концепция семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии выделяет основную идею работы с семьей – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребенком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и каждого члена семьи и успешной их интеграции в общество. Поэтому родителям необходима своевременная психолого- педагогическая помощь в воспитании этой категории детей и дальнейшее их сопровождение по преодолению их отчужденности в обществе и развитию взаимопомощи. Семья – это особый мир. Рождение в семье ребенка с ОВЗ - к ним относятся дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования) – это всегда глубокие 1
переживания для всех членов его семьи. Осознание и принятие себя как родителей ребенка с ОВЗ – это главная и самая тяжелая проблема таких семей. Особенно в этот период родителям необходима поддержка специалистов, верящих в возможности помочь ребенку с любыми нарушениями, знакомых с практикой социально-психологической поддержки семьи и методами воспитания. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной. Служба сопровождения в системе образования стала неотъемлемой составной частью системы образования, обеспечивающей комплексную многопрофильную медико-психолого- педагогическую и социальную помощь в воспитании, обучении и развитии учащихся. В организации деятельности служб сопровождения все необходимые условия профессиональной деятельности формируются на базе психолого- медико-педагогических комиссий (ПМПК). Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ОВЗ – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ОВЗ, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно- развивающего пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему. Следует отметить, что в последнее время термин «сопровождение» достаточно часто употребляется в различных ситуациях и применительно к различным задачам. А что означает это понятие «сопровождать»? В «Толковом словаре русского языка» (под редакцией Д. Ушакова) читаем: сопровождать – значит – производить одновременно с чем- нибудь, сопутствовать чему-нибудь, следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь. В «Новом толково- 2
словообразовательном словаре русского языка» (автор Т. Ф. Ефремова) сопровождение понимается как: Процесс, сопровождающий какое-либо явление, действие. Процесс психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ - это целенаправленная, организованная система деятельности психологов, педагогов, социальных педагогов, дефектологов по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно- психического здоровья. Эта система представляет собой совокупность структурных компонентов, органически связанных между собой. Можно выделить следующие виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ: - информирование: специалисты ПМПК могут предоставить семье или отдельным ее членам информацию о закономерностях и особенностях развития ребенка , о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребенок, о вопросах воспитания и обучения такого ребенка и т.д.; -индивидуальное консультирование: помощь родителям детей с ОВЗ , суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно -педагогического, медико-социального и т.п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей специалисты должны оценивать и учитывать характер проблем и его уровня. 3
Изменилось отношение к детям наиболее тяжелой категории детей, имеющих комплексные нарушения. По мере развития специальной педагогики и психологии проблема сложных нарушений привлекает все более пристальное внимание отечественных и зарубежных исследователей. За последние года издан ряд нормативных документов, регламентирующих организацию содержания коррекционно-педагогической работы с данной категорией. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что система оказания коррекционной помощи детям с множественными отклонениями, не обеспечивает должного развития. Сопоставительный анализ полученных данных показал, что в силу сложности структуры нарушения, дети данной категории не могут обучаться по специальным коррекционным программам, соответствующим какому-либо ведущему дефекту. Педагоги и психологи проходят долгий путь, прежде чем определиться, как работать с ребенком, так как наблюдается дефицит разработок по их обследованию и обучению. Обнаруживается явная недостаточность осведомленности всех специалистов о существующих современных технологиях обучения и воспитания детей указанной категории. Проблема по оказанию реальной своевременной помощи детям с комплексными нарушениями в развитии усугубляется еще и тем, что наблюдается некоторая односторонность в работе со стороны педагога и психолога. Работа психолога в специальных учреждениях сводится в настоящее время в основном к диагностической деятельности, как бесспорно очень важному этапу в работе с любым ребенком с отклонениями в развитии. Высокий показатель в работе педагогов в отношении проведения занятий скорее всего свидетельствует о том, что дети занимаются в общем составе группы, однако результаты обучения детей с комплексными нарушениями весьма низкие. Соответственно такие дети нуждаются в индивидуальном подходе и определении путей коррекционной работы согласно их возможностям. 4
Очень важны взаимоотношения членов семьи ребенка с нарушениями в развитии с социумом. Семья, вместе со всеми родственниками, дальними и ближними, - это микросоциум, со своим уникальным микроклиматом, устоявшимися отношениями. А если среди нескольких поколений (как правило, двух - трех) больной ребенок появляется впервые, она подвергается серьезному испытанию на прочность. Ведь ни у кого из членов нет опыта взаимодействия с таким ребенком. Сразу возникает масса вопросов, близких к состоянию паники: «Как же так?», «За что?», «Почему именно у нас?», «Что теперь делать?», «К каким врачам обращаться?», «Кто возьмет основной груз забот о ребенке?». Если вся семья сможет конструктивно подойти к решению этих и множеству других вопросов, то вполне вероятно, что многих трудностей можно будет избежать, а возможно и победить болезнь. Помимо выработки правильного отношения к больному ребенку у самих родителей и соблюдения ими вышеперечисленных требований, огромное значение имеет формирование у детей с особенностями в развитии адекватной самооценки, правильного отношения к дефекту и развитие у них необходимых в жизни волевых качеств. Таким образом, семья, в которой есть ребенок с ОВЗ, - это особый объект внимания всех специалистов, которые оказывают помощь семье. Оптимально же организованные условия жизни в семье создадут больному ребенку предпосылки для его успешного развития, обучения и дальнейшей социальной адаптации. При проведении психокоррекционных мероприятий семья понимается как естественная адаптивная развивающая среда, необходимый уровень гармоничных взаимоотношений, в которой обеспечивается родителями ребенка с психофизическими нарушениями (или лицами, их замещающими). Оказание психологической помощи семьям позволяет через нейтрализацию личностных проблем родителей, возникающих вследствие их эмоциональных переживаний, связанных с нарушениями ребенка, оптимизировать его развитие и интеграцию в социум. Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у родителей позитивного 5
взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка .Целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов. Дети- инвалиды ― это зачастую дети, которые не способны самостоятельно посещать учебные заведения. Школа может предоставить реализовать права таких детей на психолого-педагогическое сопровождение их семей путем внедрения информационно-коммуникативных технологий. Дистанционное образование – технология обучения на расстоянии, при которой педагог и обучаемые физически находятся в различных местах и контактируют через сеть Интернет .Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение тоже можно организовать с помощью Оn-line технологий. У ребенка и его семьи появляется возможность успешно реализовать программу с помощью традиционных форм психолого-педагогического сопровождения (групповые, индивидуальные занятия, консультации) и нетрадиционных - в форме Оn-line. Сопровождение в форме Оn-line осуществляется с помощью тех же традиционных форм и методов, но дистанционно. Служба Интернет доверия позволяет оказывать психологическую поддержку родителям по вопросам обучения, развития, воспитания детей в дистанционном режиме. В частности, речь идет о консультировании с помощью Интернет-технологий в режиме реального времени. Это позволит родителям особого ребенка оперативно вместе с психологом искать ответ на сложившуюся трудную ситуацию или нестандартный момент. Служба обратной связи дает возможность намеренно 6
сообщать родителям о тех действиях, которые ведут к достижению поставленной цели. С помощью интернет-технологий функции могут быть следующие: поддержка и поощрение ведущих к успеху и дающих нужный результат действий участников образовательного процесса; моделирование неэффективного поведения путем обучения, извлечения опыта из прошлых ошибок и неудач. Однако здесь есть и свои трудности. К примеру, процесс сетевого консультирования сложнее очного, так как мы не всегда можем видеть невербальные проявления человека, его реакции, что затрудняет получение полной информации. Кроме того, сетевое консультирование без видеосвязи требует от специалиста умения точно формулировать вопросы, подбирать слова, для того чтобы все трактовки были безопасны, однозначны, конкретны и доступны. Процесс детско-взрослого консультирования по сравнению с индивидуальным еще более труден и менее предсказуем, поскольку требует от консультанта более тщательного отношения к словам, наличия навыков решения конфликтных ситуаций. В 2016 году запущен проект «Безопасный дом», целью которого является повышение компетенции школьников с ОВЗ и их родителей в области основ безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ). В ходе реализации проекта родителям были предоставлены памятки, практические советы по организации дома и во дворе безопасной среды для ребенка. В настоящее время реализуется проект «Книжки для малышки» по приобщению школьников с ОВЗ к чтению. Помимо проектной деятельности, в группах с детьми с ОВЗ проводятся и традиционные мероприятия с родителями: консультации, собрания. Консультации бывают плановые и по запросу клиентов. Наряду с устными и письменными консультациями предлагаются родителям видео- консультации, серии фильма «Няня спешит на помощь», неординарные методики воспитания доктора Харви Карпа, развивающие диски для детей. Сами родители делятся полезной информацией. Родительские собрания 7
проводятся в форме семинаров-практикумов, круглых столов, обязательно иллюстрируются слайдовыми презентациями, что способствует лучшему усвоению и запоминанию материала. Широко используются игровые формы, специальные упражнения на сплочение группы. Таким образом целенаправленное психолого-медико-педагогическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов и способствует социализации детей с ОВЗ.
Сведения об авторе:
Светлана Евгеньевна Клинко, педагог-психолог МБОУ «Верх-Обская СОШ имени М.С. Евдокимова» Адрес: 659616 Алтайских край Смоленский район с. Катунское ул. Мальцева 6 Телефон: 89039951134, e-mail: lana.klinko@mail
Список используемой литературы:
1. Болсуновская, Н.А. Сетевое психологическое сопровождение семей / Н.А.Болсуновская. – Режим доступа: wiki.iotindex.php 2. Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / С.Д. Забрамная. - М., 1993. 3. Ипполитова, М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье : книга для родителей / М.В. Ипполитова. - М., 1993. 4. Карпенкова, И.В. Психологические аспекты социальной реабилитации родителей, имеющих детей с проблемами в развитии / И.В. Карпенкова // Внешкольник. - 2001. - №2. 5. Лосина, О.А. Дистанционное образование как одна из форм организации безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / О.А. Лосина // Педагогическое обозрение : научно-методический журнал. – 2010. - № 1. – С.73-75. 6. Методические рекомендациидля специалистов центров дистанционного образования в субъектах РФ «Особенности организации обучения детей-инвалидов по дистанционным технологиям» с целью поддержки реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». - М.: Московский институт открытого образования, 2010. 7. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. – М. : АРКТИ, 2007 (Коррекционная педагогика). 8