Напоминание

"Специфика и особенности работы концертмейстера в детской музыкальной школе и детской школе искусств"

Автор: Зинкова Ирина Викторовна
Должность: преподаватель фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО ГО "Город Калининград" "Детская школа искусств имени Ф.Шопена"
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Специфика и особенности работы концертмейстера в детской музыкальной школе и детской школе искусств"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации






«Специфика и особенности работы концертмейстера в

детской музыкальной школе и детской школе искусств»

Подготовила преподаватель, концертмейстер

высшей категории

ДШИ им. Ф.Шопена г.Калининград

Зинкова Ирина Викторовна

2016г

Содержание: 1.Введение. 2. Комплекс умений и навыков, необходимых концертмейстеру ДМШ, ДШИ. 3.Главный аспект работы концертмейстера. 4.Заключение. 5.Список используемой литературы. Концертмейстер – самая распространённая профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе инструменталистов, и вокалистов, и хормейстеров, и хореографов. Внешне концертмейстер смотрится вторичной фигурой, но настолько ли его деятельность вторична? Попробуем в этом разобраться… Первым примером методической литературы о концертмейстерстве был трактат Филиппа Эммануила Баха «Опыт изложения правильного способа игры на клавире». В нем говорилось о том, что «хороший аккомпанемент оживляет исполнение пьесы и что, наоборот, самый лучший исполнитель невероятно теряет из-за плохого сопровождения, ибо все его художественные намерения совершенно искажаются». Основной вывод, который делает Ф.И.Бах, гласит, что далеко не каждый хороший пианист может быть хорошим концертмейстером. Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. Музыкант, помимо исполнительских навыков, должен иметь особые качества, которые являются специфическими чертами характера, его психологическими особенностями. Трактат Ф.И.Баха имеет особое значение, поскольку до XXвека никто из музыкантов-пианистов, педагогов, методистов, мастерски владеющих ансамблевым исполнительством, не написал специального труда на эту тему, ограничиваясь только отдельными замечаниями. В обширном поле деятельности пианиста-концертмейстера работа в детской музыкальной школе и школе искусств занимает почетное место. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить ребенка к миру прекрасного, помочь ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его общую музыкальность. Концертмейстерство это особая сумма свойств личности и узкоспециальных навыков. Развивать специальные способности проще, чем общие. Педагогу требуется для этого лишь определенная сумма знаний и умений. Развитие общих способностей требует того, что можно было бы назвать искусством
педагогики, ибо они связаны с ощущением интуитивных процессов, с такими категориями, как
вкус, мера, тонкость, глубина, ощущение формы,

чувства целого
, то есть того, что нельзя просчитать, а можно лишь уловить, почувствовать. Это есть искусство «учить тому, чему нельзя научиться». Концертмейстер помогает солистам разучивать партии, контролирует качество их исполнения, при необходимости подсказывает и исправляет недостатки. Концертмейстер должен уметь вести солиста и одновременно сопровождать его, быть незаметным, иметь
молниеносную реакцию и

сильную волю
, так как солисты часто бывают непредсказуемы. Особенно это относится к юным музыкантам, обучающимся в музыкальных школах и школах искусств. Нередки ситуации, когда ученик теряется на сцене. И очень часто концертмейстер может сохранить концертность номера, проявив изобретательность (например сыграть удачную мелодическую фразу), которая поможет ученику собраться и достойно исполнить произведение. Следовательно, в работе концертмейстера переплетаются педагогические, исполнительские и психологические функции. К психологическим качествам личности концертмейстера можно отнести
высокую работоспособность, большой объем внимания и памяти,

находчивость в неожиданных ситуациях, педагогический такт и

чуткость.
Внимание концертмейстера - это внимание особого рода, оно многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту- главному действующему лицу. Слуховое внимание занято звуковым балансом, звуковедением у солиста, ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил. Основным и главным аспектом работы концертмейстера является
АНСАМБЛЕВАЯ ТЕХНИКА
. Это музыкальное взаимодействие качественного уровня. В это понятие входит: 1.Неразрывность и взаимодействие партий солиста и аккомпанемента. Солист и пианист должны быть частями единого музыкального целого. В хорошем творческом союзе концертмейстер никогда не будет находиться на втором плане, это будет обоюдная творческая работа. В каждом музыкальном произведении всегда имеются ведущая линия и сопровождающий фон.Этим фоном и является партия аккомпанемента.Окружение ведущей темы должно быть живым, не просто подыгрываться механически под ведущую линию, а помогать ей, а нередко и противопоставляться ей. Можно привести мудрое изречение русского художника-педагога 19 века Павла Чистякова, у которого
учились В.Суриков, И.Репин, В.Серов - «Если тебе нужно нарисовать глаз, смотри на ухо». Следовательно, нельзя схватить основное, если то, что его окружает, не помогает, не гармонирует, а, наоборот, мешает. Самое простое сопровождение должно жить своей, живой ритмо-динамической жизнью, и только на таком,до конца выясненном фоне может ожить ведущая линия солиста, может проявиться образ целого. 2. Целостное музыкальное видение всего произведения: формы и партитуры. Концертмейстер всегда должен «жить в музыке». Музыка должна обрасти ассоциациями, в нее надо «поверить», её нужно сделать своей. Необходимо уметь играть то, что играл всю жизнь так, чтобы открывать новое в старом. 3. Умение дублировать сольную мелодию фортепианной партией. Это требует изменения фактуры и крайне важно в работе с детьми. Первоначально проигрывается партия солирующего голоса в сопровождении упрощенной фактуры партии аккомпанемента, далее пианист выявляет принципы построения пассажей, определяет их опорные звуки, их соотношение с гармонической основой и таким образом знакомится с произведением, чтобы иметь возможность во время игры с солистом следить за его партией. 4.Синхронность исполнения (ритмическая, темповая, динамическая, интонационная, штриховая), то есть умение работать в унисон. Синхронным должно быть вступление, снятие звука, заключение. Иногда ученики не додерживают или сокращают длинные ноты во время пауз у фортепиано. В этих случаях полезно бывает временно заполнить такую паузу аккордами. 5.Единство фразировки: умение вести фразу к кульминации и поддерживать интонации солиста.Мы всегда должны ощущать и передавать слушателям декламационный смысл того, что мы играем, испытывать живое и ясное ощущение границ фразы и мотива. Если ученик на стадии разучивания пьесы теряет контроль над интонацией, пианист может подыграть звуки мелодии. 6. Звуковой баланс- умение соизмерять звучность фортепиано с возможностями солирующего инструмента и художественным замысломпроизведения. Основные моменты, на которые следует обратить внимание концертмейстеру при работе над музыкальным произведением:  Стилевое прочтение произведения;
 Умение опираться на жанровую принадлежность произведения, форму, драматургию;  Учитывать важность пульса как единого организма;  Тембр и способы звукоизвлечения фортепиано должны соответствовать солирующему инструменту;  Выбор редакции наиболее близкой исполнителям.
Умения и навыки пианиста, необходимые для профессиональной работы

концертмейстером в ДМШ и ДШИ:
 Пианистическое искусство, читка с листа и транспонирование. Умение читать с листа фортепианную партию любойсложности. Играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению. Игра с листа нотного текста представляет собой одну из самых сложных форм чтения вообще. Помимо напряженной деятельности зрения, в чтении активно участвует слух, контролирующий логику музыкального развития, создающий мысленное представление о ближайшем продолжении музыкального материала. Возникший в сознании исполнителя звуковой образ требует немедленного реального воспроизведения. Это достигается мобилизацией игрового аппарата. Таким образом, задействуются слуховые, зрительные, двигательные, мыслительные и психологические процессы.  Полное доверие солиста, уверенного, что концертмейстер знает все его слабости и достоинства, обязательно поможет и поддержит во время исполнения. Большое значение для эффективности классной работы имеет характер общения концертмейстера и педагога, так как от этого зависит не только музыкальное продвижение ученика, но и воспитание его как человека. В процессе урока и репетиций педагог нередко высказывает концертмейстеру пожелания, замечания и т.п. Реакция концертмейстера на такие замечания имеет важное значение для воспитания ученика. Основной принцип здесь – заинтересованность концертмейстера, которую должен чувствовать ученик.  Знание приемов игры на различных музыкальных инструментах: балалайке, домре, струнно-смычковых и духовых инструментах.  Знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй произведений.
Для талантливой, заразительной, доходчивой игры необходимы простота и естественность выражения, переживания и познания всякого рода. Ибо их отсутствие порождает бездушную формалистическую музыку и пустое неинтересное исполнение. Специфика работы концертмейстера в ДМШ и ДШИ – это универсализм. Умение переключиться на работу с учащимися различных специальностей. «Профессия концертмейстера- это и призвание, и мастерство, и умение совместно общаться, творить и переживать музыку». Своим музыкальным искусством и интуицией концертмейстер способен наладить не только собственные гармонические отношения с окружающими, но и помочь тем, кто находиться рядом и нуждается в понимании, общении и партнерском творчестве. Трансформацию человека разумного в человека коммуникативного, каким должен являться концертмейстер, можно по праву назвать гуманистической парадигмой третьего тысячелетия.
Список литературы:
1.Горошко Н.Формирование художественных критериев исполнительского мастерства пианиста в концертмейстерском классе. Магнитогорск,1999 2.Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.: Музыка, 1971 3.Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище. Методические записки по вопросам музыкального образования.- М.: 1974 4. Кирнарская Д. Музыкальные способности.М.: Таланты-XXIвек, 2004 5. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. М.: Музыка, 1996