Напоминание

"Лес -наше богатство.Берегите его"

Авторы: Узденова Секинат Халисовна, Рыбинок Любовь Анатольевна
Должности: учитель русского языка и литературы, учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ "ООШ с.Нижняя Ермоловка"
Населённый пункт: село Нижняя Ермоловка,Зеленчукского района,КЧР
Наименование материала: методическая разработка интегрированного занятия
Тема: "Лес -наше богатство.Берегите его"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


+Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная

общеобразовательная школа с. Нижняя Ермоловка»

Интегрированное занятие

«БЕРЕГИТЕ ЛЕС!»

для учащихся 5,6 классов

Подготовили

учитель русского языка и литературы

Узденова Секинат Халисовна;

учитель биологии

Рыбинок Любовь Анатольевна

2016г.

Интегрированное занятие
(интеграция знаний по литературе и литературе) Тема: «Лес –наше богатство. Берегите его!»
Цели и задачи: Образовательные:  Повторение произведений русских поэтов и писателей;  Обобщение знаний о пользе леса;  Усвоение правил поведения в лесу;  Закрепление знаний учащихся о причинах возникновения лесных пожаров и правилах пожарной безопасности. Развивающие:  Развитие интеллекта,познавательных интересов, речи, памяти, сообразительности, находчивости;  Расширение кругозора. Воспитательные :  Воспитание любви к родному краю, природе;  Воспитание культуры поведения, бережного отношения к природе, чувства ответственности; Возраст: 5-6класс Оборудование:  Выставка рисунков «Я люблю лес» ;  Репродукции картин Шишкина, Репина;  Магнитофонная запись звуков в лесу;  Иллюстрации лесных пожаров (видеозапись);  Записи музыки и песен Подготовительная работа:  Разучивание стихов;  Выставка рисунков. Зал украшен плакатами с высказываниями о лесе и репродукциями картин русских художников о лесе. Звучит музыка на тему « С чего начинается Родина…» Учитель биологии(У.Б.): Уважаемые гости и участники нашего мероприятия! Сегодня у нас интегрированное занятие «Лес - наше богатство. Берегите его». Поговорим о лесе и о его богатствах. «Лес - наше богатство».
Природа - это зеркало души человека. Тот, кто умеет наблюдать природу, не может не любить ее, человек становится частью природы, и она открывает ему все свои тайны, открывает свою душу. Об этом очень ярко сказал великий поэт Ф И Тютчев: « Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик . В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть Любовь, в ней есть язык . Учитель литературы
(У.Л. )
Природа России
-
неисчерпае
м
ый источник вдохновения для поэтов, композиторов, художников. У художника - краски, у писателя - живописца - слово. Словом, писатель старается создать картину. Мы мысленно представляем эту картину, мы слушаем звуки природы, мы пронизываемся настроением автора, будь то восхищение красотой и радостью или легкая грусть. Все можно выразить словом. Но главное - надо уметь читать, видеть, слышать, понимать. И сегодня мы будем учиться видеть, слышать и понимать, и тогда красота природы, поэзии и живописи откроется нам. И сегодня спутником нашим будет поэзия. Есть просто храм, есть храм науки, А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими руки, Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. (С. Смирнов)
У.Б
Лес – это источник энергии, лес – это кислород, ягоды, грибы, орехи. Без леса нет жизни на Земле. Лес является одним из замечательных творений природы. Он по праву стал национальным богатством народа. Занимая более половины территории нашей страны, леса оказывают влияние на все отрасли хозяйства, снабжая их древесиной, пищевыми продуктами, лекарственным и техническим сырьём, пушниной и другой разнообразной продукцией. Лес не имеет себе равных по пользе, приносимой людям.
УЛ.
Лес красив во все времена года. А сколько книг написано о природе, о лесе? Сколько стихов написано, сколько песен сложено, сколько картин написано. Наш замечательный
писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
У.Б
Чем же именно дорог нам лес? Почему мы дружим с лесом? Для чего он людям нужен? (Ответы детей. Дети читают с плакатов). 1 ученик: Лес – это наше богатство. 2 ученик: Лес - это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух. 3 ученик: Лес – это дом для зверей и птиц. 4 ученик: Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай. 5 ученик: Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
У.Л
..Здравствуй, лес, дремучий лес! Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре? Весь в росе как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи Ты же видишь, мы свои!
У.Б
Человек живёт на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями. В воде рыбы ходят косяками¸ в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке, делают одно общее дело и называются народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без её лесов, полей, рек, озёр.
У.Л
.Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес. В тихий зимний день дышишь в лесу и не надышишься. Тихо в зимнем спящем лесу. Невидимой жизнью полнится зимний лес. Каков зимний лес. Как об этом пишут русские писатели. 1 ученик. Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою. Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. (Ф.Тютчев) 2ученик.Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. (Афанасий Фет)
У.Б.
Хорош лес в любое время года, когда начинает в нём пробуждаться сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег, начинают петь первые перелётные птицы. Пахнет смолистыми почками, корой деревьев. Придёт радостный день – зелёной листвой покроется опушка берёзового леса.
У.Л.
А какие стихи мы можем здесь прочитать П.С.Соловьёва « Подснежник» В лесу, где берёзки столпились гурьбой, Подснежника глянул глазок голубой. Сперва понемножку Зелёную выставил ножку, Потом потянулся из всех своих аленьких сил И тихо спросил :"Я вижу, погода тепла и ясна, Скажите, ведь правда, что это весна?" З.Александрова «Капель» (отрывок) На солнышке согрелась ель. Подтаяла сосна, Идёт апрель, звенит капель. В лесу у нас весна. По снегу капельки стучат: "Подснежник, хватит спать!"
А шубки белок и зайчат С утра мокры опять. Но всё же март, а не апрель... Чуть солнышко зайдёт, Смолкает звонкая капель И вновь на ветках лёд Л.Аграчёва «Весело аукнула из лесу весна...» Весело аукнула Из лесу весна, Ей медведь откликнулся Проурчав со сна. Поскакали зайки к ней, Прилетел к ней грач; Покатился ёжик вслед, Как колючий мяч. Всполошилась белочка, Глянув из дупла, - Дождалась пушистая Света и тепла! Гордо приосанился Посветлевший бор; На ветвях коричневых Грянул птичий хор .
У.Б
.А кто из вас не побывал знойным летом в прохладном тёмном лесу? В молодом берёзовом лесу густо сидят подберёзовики. На лесных открытых полянах зреет душистая вкусная земляника. В середине лета поспевает лесная малина. А по кроям болот созревает черника. Краснеют на зелёных ветках плоды брусники.
У.Л.
Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Что-то грустное прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Уже облетели и плавают по воде лёгкие пожелтевшие листья ив. Долго не хочется выходить из осеннего леса, прощаться с золотыми осенними днями. Об этой прекрасной поре послушаем стихи.
1 ученик. Александр Рязанцев «Октябрь» Изменчива погода в октябре… Не балует нас теплыми деньками, Но, все же, как прекрасно во дворе – Деревья все укрыты кружевами… Цветами кроны пестрыми горят, И ветер теребит на башнях флаги… И птицы в теплый край уже летят 2 ученик. Наталья Баух «Листопад» Сыплется с неба листва, кувыркаясь, С шелестом мягким к земле прикасаясь, Тихое эхо ушедшего лета, Шепот ласкающий, солнцем согретый. Хрупкое чудо поддену ногою, Стайкой вспорхнет, словно птицы, живою, И закружится волною шуршащею, Золото теплое, настоящее. 3 ученик. Фомина Ксения «Поздняя грустная осень» Улетели птицы перелётные, под ногами золотой ковёр, Осень хмурая пришла на смену радостному лету. Кто-то солнечные дни будто кляксу на бумаге стёр, Стали дни так коротки, а одеяло ночи кутает планету.
У.Б
Лес – это источник энергии, лес – это кислород, ягоды, грибы, орехи. Без леса нет жизни на Земле. Лес является одним из замечательных творений природы. Он по праву стал национальным богатством народа. Занимая более половины территории нашей страны, леса оказывают влияние на все отрасли хозяйства, снабжая их древесиной, пищевыми продуктами, лекарственным и техническим сырьём, пушниной и другой разнообразной продукцией . Лес не имеет себе равных по пользе, приносимой людям. Большим спросом пользуются грибы, ягоды, орехи, произрастающие в наших лесах. Ни одна страна не располагает такими большими запасами разнообразных
грибов, как Россия. На территории нашей Карчаево-Черкесской республики произрастает свыше двадцати видов грибов, пригодных для употребления в пищу, в России их около 200 видов. Наиболее распространенные грибы: белый груздь, боровик, подберёзовик, маслёнок, лисички, опята, подосиновик, весёлка, а самое интересное красивый , в крапушку мухомор, которого обходили стороной,сейчас делают настойки - это « панацея» от многих болезней. Из ягод в наших лесах Карачаево –Черкесии растут земляника, малина, черника, ежевика, брусника, рябина. В ягодах брусники обнаружена бензойная кислота, которая обеспечивает их длительное хранение в мочёном виде. Она успешно применяется при расстройстве желудка и как мочегонное средство. В наших лесах повсеместно встречается лещина – это кустарник, который в народе зовут орешником. Орехи его очень вкусны и питательны. Подсчитано, что по питательным свойствам орехи в десять раз превышают молоко, в 13-14раз яблоки .
У.Б.
Что вы знеаете о деревьях нашего леса ?
У. Л.
Сейчас самые распространённые деревья нашей местности расскажут о себе. (Несколько детей в формах различных деревьев представляются под музыку ).


Я – ель
. Я прихожу к вам под Новый год. Обычай украшать елку пришел давно. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой они приносили ветки. Я живу 150 – 200 лет.
Я – клен
. Я гость парков и улиц городов. У меня крепкая древесина, ее применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. А также делают некоторые музыкальные инструменты. А сейчас я загадаю про себя старую русскую загадку: На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу Не так-то просто отгадать ее современному человеку. Это русская прялка — простейшее приспособление для домашнего прядения. Без прялки не обходилась ни одна семья. Каждая часть ее изготовлялась мастерами из определенного дерева: донце, на котором сидела пряха, - из липы, гребень, на котором расчесывали пряжу,— из клена, а веретено, на которое наматывали готовую пряжу,— из березы.
Я - белоствольная русская берёза, с давних пор олицетворяю русскую природу России и полюбилась русскому народу. Моя кора – береста, белая. Это готовая природная бумага. Я единственная порода в мире с белоснежной корой. Живу я от 40 до 120 лет. Весной я одна из первых пробуждаюсь в лесу, а осенью одна из первых спешу надеть красивый золотой убор. Мой образ на Руси всегда отождествлялся с Родиной, девушкой – невестой. Сестричкой. Про меня сложено много песен, стихов, загадок.
У.Л
Дети читают стихи о берёзе.
У.Б
.Берёза широко используется во многих отраслях народного хозяйства. Она устойчива к газу и пыли, имеет большое значение для очистки воздуха, поэтому успешно применяется в озеленении. Из березы делают мебель, лыжи, много сувениров.
Я-дуб.
У многих народов я издавна считался олицетворением могущества, прочности и постоянства, символом силы и славы. По мне примечали: шумит дубравушка – к непогодушке, много желудей на дубе к тёплой зиме и урожайному лету. Достигаю я 40-50 метров высоты, доживаю до 200 лет. К осени на мне созревают плоды – жёлуди, они богаты крахмалом. Для многих зверей (белок, медведей, кабанов, оленей) жёлуди являются
прекрасным кормом. Раньше древесина шла на изготовление торговых судов, княжьи хоромы, на балки и столбы. Обладая большой прочностью и имея красивый рисунок, моя древесина и сейчас высоко ценится. Из неё вытачивают и вырезают сувениры, делают мебель. Паркет, клёпку для бочек, срубы для колодцев, которые долго не гниют. Дубовые дрова – превосходное топливо, которое даёт много тепла. Особую славу мне принесла моя кора, которая содержит дубильные вещества. Кора и древесина идут на дубления кож. А если несколько моих листочков положить в банку с солеными огурцами, то они станут хрустящими, крепкими, вкусными.
У.Л
. Нельзя не вспомнить о дубе, который был посажен великим русским писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым. Спасское-Лутовиново – родина И.С. Тургенева, великого русского писателя. В 1882 г. тяжело больной И.С. Тургенев писал другу из-за границы: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, не увижу».
О каком же дубе говорил Иван Сергеевич?

1-й ученик.
В детстве он посадил в парке Спасского дубок – деревце лет десяти, быть может, своего одногодка. Дуб вырос. Под мощной кроной дуба, вымахавшего к небу и во все стороны света, любил сидеть Иван Сергеевич. Этому дубу и передает он поклон. Сейчас этому дубу почти 150 лет. Высота его 28–30 м, а окружность ствола 5 м.
2-й ученик.
Древние славяне называли дуб Перуновым деревом в честь самого главного и могучего бога Перуна. Они почитали дуб за красоту и силу. В древности из дуба которого делали практически все – от построек и долбленых челнов до оружия и орудий труда. Был дуб и источником пищевых продуктов, лекарств. Желуди содержат дубильные и белковые вещества, крахмал, сахара, жиры. В годы войны из них делали муку и пекли хлеб, а кору и листья дуба использовали вместо лекарств как кровоостанавливающее, противовоспалительное средство .
Я - сосна
– ваш чудесный зелёный друг. Посмотрите внимательно вокруг себя и подумайте о моей роли в жизни человека. Пол, потолок, а может быть и вся дача, в которой вы живёте, из какого материала?
А бумага, на которой вы пишете и рисуете, книги, которые вы читаете, стержень, которым пишете? Задумывались ли вы над тем, из чего изготовлена кинолента, почему такие чистые звуки у рояля и скрипки? И, наконец от чего зависит чистота воздуха, которым вы дышите? Ответы на все эти вопросы говорят об исключительном значении сосны в жизни человека. Сосна нужна для промышленности, она согревает людей. Стройные стволы сосен в течение веков двигали по волнам корабли, держа наполненные ветром паруса. Вот какую пользу приносит сосна. Недаром меня, сосну, называют жемчужиной северного леса.
У.Б
В лесу деревья растут достаточно близко и поэтому оказывают друг на друга сильное влияние. а живые ветви начинаются высоко от земли. Именно в лесу деревья сильно тянутся вверх и ни одно из них не может свободно разрастись в ширину. Взаимодействие деревьев, жестокая конкуренция между ними – характернейшая черта леса
.

У.Л.
Здесь можно вспомнить просто, как М.М. Пришвин описывает в «Кладовой солнца» как «лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото :семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку…. и на протяжении многих лет они росли вместе…корни сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, они боролись корнями за питание, сучьями - за воздух и свет. Поднимаясь всё выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга, таким образом они вели между собой борьбу за существование, делая друг другу больно»
У.Л
. Говоря о лесе мы не можем не говорить, как деревья помогали нашим солдатам и партизанам в эти грозные годы войны. Дорогой ценой было завоёвано счастье жить и трудиться под мирным небом. И память об этом живёт в сердцах людей. На защиту отчего края от немецко-фашистских захватчиков поднялась вся страна и вместе с ними «деревья».
У.Б
. Многое могли бы рассказать о войне деревья. Видели они, как в 1941-м году обрушились на нашу землю свинцовые дожди, заполыхали в небе огненные сполохи, охватил города и сёла, леса и поля дым пожарищ. Невозможно представить нашу Родину без берёзовых рощ. Полстраны украсила белоствольная красавица. Удивительная красота и чистота, простота и теплота соединились в ней. В дни военных испытаний берёза
волновала сердца, поднимала в душе великую любовь к отчему краю, вселяла веру в победу. 1ученик. Деревья тоже воевали И нас спасали от войны: Стволы под пули подставляли И гибли гордыми они И партизанили деревья. Горели их сердца – костры. А пламя, как знамёна, реяло, Укрывшись в зарослях густых. Деревья тоже воевали И стойко вынесли войну. Деревья тоже умирали, Корнями к Родине прильнув. (М.Матусовский . 2ученик. «Березки За селом, вдали, на перекрестке Полевых, едва заметных троп Я узнал знакомые березки, У которых рыл себе окоп. И невольно вспомнил, как стонали Ветки их от взрывов и огня... Возле тех березок подобрали Чуть живым товарищи меня. С той поры остались на березках Черные глубокие рубцы, С той поры с любовью о березках Говорили часто мне бойцы: Ты б злую смерть не пересилил, Ты б тяжких ран не перенес, Если б мы тебя не напоили Светлыми слезинками берез. 3ученик. «О березе» Ты её увидишь – и забьётся сердце…
Сколько о берёзе сложено стихов! Может быть довольно? Но куда же деться, Если песня в сердце созревает вновь? Потому что помню: в новенькой шинели Я почти мальчишкой уходил на фронт, И берёзы тихо мне вослед глядели, Русский посылая до земли поклон. Потому что помню небо в грозных грозах. И когда упал я, ранен, чуть живой, Надо мной склонилась белая берёза Доброй милосердия сестрой. И во мне воскресли молодые силы, Солнце засияло, засветлела высь! Красота России, чистота России В ней, берёзе белой, на века сплелись 4ученик. « Старая береза» В полях загрустивших стоит тишина И раздевает торопливо ветер Берёзу старую, что искалечила война В пороховом, далёком сорок третьем. Как будто людям хочет показать Её зарубцевавшиеся раны. Ей тяжело об этом вспоминать, Но ветер ветки гнет упрямо
У.Б
. Самым любимым деревом у нашего народа как вы догадались издавна была берёзка. Белоствольная красавица щедро поила людей своим соком, лечила от недугов, собирала в праздники на веселье молодёжь. Берёза делила с народом радость и грусть в мирное время, разделила она и тяготы войны, и она, берёза, и здесь достойно выполнила свою миссию.
У.Л
. Святым местом для нас стала Хатынь, где находится кладбище всех белорусских деревень, сожженных фашистами. Каждый четвертый белорус не вернулся с войны. В
память об этом посажены в Хатыни три березы, на месте четвертой – вечный огонь.
У.Б.
Всем нам очень известно какие нечеловеческие испытания выпали в годы войны на долю жителей города Ленинграда. 900 дней длилась вражеская блокада. По-своему об этом подвиге рассказывают ленинградские деревья-берёзки, их 900. Берёзы служат живым свидетелем тех страшных времён, как символ России.
У.Л
. Хорошая традиция есть у нашего народа: сажать в честь погибших парки и аллеи. Парк Памяти вырос у подножия Мамаева кургана. Здесь деревья носят имена героев, отдавших жизнь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Об этом свидетельствуют таблички с фамилиями павших. Есть такие парки и других местах нашей страны. Растут деревья, как продолжение жизни тех, кто отдал ее за мирный шепот лесов, чистое небо над головой, счастливое будущее нынешнего и будущего поколений! Было бы несправедливо, упомянув о самом главном дубе в Спасском-Лутовинове, если не скажем,что с ним было во время войны. Тургеневский край был местом ожесточенных сражений. Советские воины стойко обороняли родную землю, которая в их сознании еще и связывалась с именем Тургенева. Оккупанты, захватив Спасское, уничтожили почти все. Занесенные снегом пни – их здесь было около тысячи – свидетельствовали о жестокой порубке, искалечившей вековые парковые аллеи и окрестные рощи. Но дуб остался жив, хотя и пострадал от фашистов. Немцы превратили его в мишень. Огромное количество осколков снарядов и пуль засело в его древесине. Только после освобождения орловщины искусство многих специалистов спасло ему жизнь.
1 ученик
. Их обжигала пламенем война, Под их шатрами умирали люди, И потому, быть может, седина на их коре, Что путь был очень труден… Стоят в веках свидетели войны, Они всю жизнь глядят в реку с обрыва… И каждому прохожему видны Деревья все становятся в круг и танцуют под музыку
….
(песня “Наш край” сл. А. Пришельца, муз. Д. Кабалевского. )Физминутка -
«
Полетушки
»,
называются слова. Если это летающее , то дети машут руками, если не летающее, то хлопают в ладоши. Муха, больница, Голубь, синица,
Груша, вороны, Комар, макароны, Галка, треска, Чибис, сова, Слон, кукушка Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи…
У.Л.
Помня обо всем этом, мы должны беречь и охранять лес. Сказочно великолепны, красивы наши леса, величественны и самобытны в любое время года, в любую погоду. И в зелени, и обнаженный, и мокнущий под дождем и купающийся в лучах закатного солнца, лес всегда вызывает в нас новое, сильное чувство и надолго оставляет незабываемое и неизгладимое впечатление. Величие леса, его влияние на душу человека было воспето многими поэтами. (Портреты русских поэтов). Какие высказывания и стихи о лесе вы знаете? (Это было домашнее задание. (Дети зачитывают отрывки из произведений русских поэтов и высказывания)
У.Б.
А о том, что вам нравится лес в любое время года, говорит и выставка ваших рисунков. Ещё раз вспомним, чем полезен лес кроме красоты? Почему мы с лесом дружим, Для чего он людям нужен. ( Дети отмечают, какое значение имеет лес. Читают с плакатов)  Лес – зелёный наряд нашей Земли.  Лес – это дом для всех лесных обитателей.  Лес – это чистый воздух.  Лес – это место отдыха, сбора грибов, ягод.  Лес – это топливо.  Лес – это древесина, мебель, бумага.  Лес – это наше богатство. Но лес дает человеку не только все необходимое для его жизни: пищу , жилище, одежду. Лес помогает сохранить здоровье. Это любимое место отдыха детей и взрослых. Прогулки в лесу радуют людей, приносят им эстетическое удовольствие. Лес- наше богатство.
Лес – это зеленые легкие нашей планеты. Не зря еще древние говорили: «Народ, который не сможет сохранить свои лесные богатства, не имеет будущего». (Девочка в русском сарафане читает стихи и танцует делая произвольные движения под тихую музыку) Нет ничего милее бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, накормит русский лес. А будет жажда мучить, то мне лесовичок Средь зарослей колючих покажет родничок. Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна. Течет вода водица, вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, Душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея ног, А если и устану – присяду на пенек. Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой. Жизнь кажется иной, и сердце не болит, Когда над головою, как вечность, лес шумит.
У.Л
. Но у леса есть страшный враг! ЧТО ЭТО ТАКОЕ? «Что бывает, если птички зажигают в лесу спички.» Ученица: Огонь.
У.Л
. Это лесной пожар. Правильно, огонь! Это страшное зрелище. Все, что создано природой или посажено человеком за долгие годы, может погибнуть от огня в течении нескольких часов. Лесной пожар страшен. Уничтожены деревья, птице негде свить гнездо, прочь уходит зверь. Иногда огонь перекидывается на жилищные постройки, где за считанные минуты поглощает всё, что у него на пути не жалея никого и ничего. Лесной пожар называют стихийным бедствием. Но так ли уж оно стихийно? Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще –лес горит по вине человека.
У.Б.
Ребята, когда и в каких случаях человек становится виновником лесного пожара? Варианты ответов:  брошенная непотушенная сигарета, спичка;  не залитый костер;  пролитый бензин;  тлеющий после выстрела пыж;
 оставленные в лесу бутылки и осколки стекла;  искры, вылетающие из выхлопной трубы автомобиля и т.д. Из одного дерева можно сделать 1.000.000 спичек, а одна спичка может сжечь 1.000.000 деревьев.
У.Л
.Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится он до наступления устойчивой дождливой погоды. Чтец: «Лесной пожар» (под тревожную музыку) Забывчивый охотник на привале Не разметал, не растоптал костер. Он в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра. А утром ветер разогнал костер И, сыпля искры посреди поляны, Багровые лохмотья распростер, Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес вошел. И как испуганная стая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели, И с грозным треском падали стволы. И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. Пожар отклокотал и умер, И умер лес, отзеленел… Я уходил от этой жути С большой тревогой за людей… Не люди лес сожгли, не люди. Не человек! Злодей, злодей.
У.Б
. Вот к чему может привести людская беспечность. *Покормите птиц зимой, а весной делай скворечники. * Не рви цветов, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы: в них поселяться споры грибов *Листья деревьев и травы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем и который выбрасывают заводы,
фабрики, автомобили. *Если человек может прожить без пищи больше месяца, а без воды 5 дней, то без кислорода – не более 3 минут. В июне 1980 года в нашей стране приняты законы об охране природы. - А как мы можем помочь природе? -Назовите правила поведения в природе (составляем на доске свод правил) 1. Не разоряй муравейников. 2. Не спугивай птиц с гнезда, не разоряй гнезд, не лови птенцов, не нарушай маскировку гнезда; подкармливай – трутовиков, разрушающих деревья. 4. Расчищай лес от сушняка: он убежище для различных вредителей. 5. Не засоряй мусором водоёмы. 6. Участвуй в посадке и охране зелёных насаждений. 7. Не повреди грибницы, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогай и ядовитые грибы. 8. Не шуми в лесу, не пугай животных, Оберегай шмелей, пчёл, бабочек: все они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки. Подкармливай солью лосей и других животных. 9. Не разводи костров в лесу. Не оставляй мусор после себя.
У.Л
.Трудно представить себе землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. Леса украшают землю. «Они учат понимать прекрасное и внушают величавое настроение,»-писал А.П.Чехов в своей пьесе «Дядя Ваня». Люди не могут обойтись без леса. Без него давно прекратилась бы жизнь на Земле. А все ли люди бережно относятся к лесу? Придите в лес, и вы увидите следы варварского отношения к нему. Всё так изранено в лесу, как после дней войны. Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны. Берёзу ножиком пырнул какой-то живоглот. Мне кажется, из-под коры моя слеза течёт. От этой чёрствости людской болит душа моя Под искалеченным дубком не ветер стонет – я. Вот муравейник подожжён кощунственной душой, Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.
Читает свои стихи ученица 8 класса нашей школы: Жила в Архызе я, и мама в лес меня брала Так, просто, в качестве похода иль прогулки. Бродили по горам и видели ужасные картины, Где лес шумел и сосны вековые верхушками бурили небеса- Сейчас стоят пеньки… ВСЁ ЭТО ЛЮДИ НАТВОРИЛИ! Как мне хотелось закричать, что было мочи!- Не смейте делать так, ведь наши сыновья и дочки Не смогут посмотреть на красоту лесов И птиц услышать трескотню, насобирать грибов… О, если б лес заговорить бы мог, то даже и пенёк: -Вы, люди, звери!!! И стал бы громко плакать и ругаться… Всё ж так хочется спросить у тех -Зачем же за счёт леса наживаться, Зачем так мерзко над природой издеваться?!» Песня «Не рубите мужики не рубите
»

У.Б.
Чтобы огонь победить, его надо потушить. Скажите, как можно потушить только что начавшийся пожар? Ответы :сбить пламя веником из зеленых веток, затоптать ногами, засыпать землей, песком, залить водой.
У.Л.
Мне хочется верить, что в жизни никто из вас не станет причиной огненной стихии. Входи в лес хозяином, но не жестоким, а заботливым, внимательным, чутким.
У.Б.
Помни: куст, который «пригодился» для палатки, растет 5-8 лет. Спаленное деревце -15-18 лет, а осколки стекла, фокусируя солнечные лучи, как увеличительное стекло, могут служить причиной пожара и через тридцать лет. Стволы деревьев находящиеся неподалеку от огня, сильно нагреваются в нижней части: это приводит к отмиранию живых тканей ствола. От сильного огня погибают корни деревьев, расположенные близко к поверхности. Все это, в конечном счете, вызывает гибель дерева. Огонь отпугивает всех лесных обитателей. Это всегда сигнал тревоги для диких зверей и птиц, обычно, увидев его, они спасаются бегством. Если в лесу горит костер, то в радиусе 100-150 метров покидают
гнезда птицы, покидают надолго и насиживаемые яйца успевают остыть, а кладка погибает. Даже самым правильным способом разведенный, а затем тщательно затушенный костер может вызвать пожар. Если внутри головней или полусгоревших дров останется хотя бы маленькая искорка, она через день или два способна разгореться.
У.Л
.Берегите лес. Он источник всех чудес. Чтобы всюду зеленели Сосны, вязы, клены, ели Берегите лес! Дорогие ребята! Помните и соблюдайте все заповеди поведения в таком беззащитном, великолепном и необходимом человеку месте – в лесу. Выходят лесные жители (на голове шапочки с названиями ) с правилами ( плакаты)
Правило 1.
Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение- живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.
Правило- 2.
Не повреждай кору деревьев. Пойми, им больно, они перестают расти, и долго, мучительно умирают, только сказать об этом не могут.
Правило- 3
Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе- это пленник, приговоренный к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придет следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.
Правило-4.
В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек- тропу, а тысячи- пустыню».
Правило-5.
Нельзя брать из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
Правило-6.

Не разводи костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище- это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар.
Правило-7.
Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки.
Правило-8.
В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда. Нужно ценить и охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.
Правило-9
Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка- не менее 70 лет. Полиэтиленовый пакет будет лежать долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар
У.Б
.Охрана природы - святой долг и обязанность каждого. Свято относитесь ко всему живому.
У.Л
.Чтоб могли леса цвести, И сады, и реки Все живое береги Ты на этом свете. Мусор, друг, не оставляй В лесу на полянке, Реки ты не засоряй, Бой объявим склянке. Не неси домой ежа, Бабочку не трогай, Школьник, помни ты всегда – Их не так уж много Все на свете нужны. И мошки на свете Не меньше нужны, чем слоны Нужны все на свете,
Нужны все подряд, Кто делает мед, и кто делает яд.
У.Л
. Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значить охранять Родину». Звучит песня: «Гимн Природе» на мотив «Солнечный круг». Против стрельбы, против беды Встанем за нашу планету. Звери навек, счастье навек, Так повелел человек! Пусть всегда будут рощи, Пусть всегда будут птицы, Пусть в лесу будут звери, А у дома – цветы! Пусть всегда будут люди, Пусть всегда будут дети, Пусть всегда в чистом небе Будет солнце светить!
У.Л.
Берегите лес. Он источник всех чудес. Чтобы всюду зеленели Сосны, вязы, клены, ели Берегите лес!
У.Б.
Помните и соблюдайте все заповеди поведения в таком беззащитном, великолепном и необходимом человеку месте – в лесу. Спасибо за внимание, наше мероприятие подошло к концу!