"Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей "группы риска" в ГБПОУ №49. Проблемы и пути их решения".

Автор: Рыльщиков Александр Владимирович
Должность: заместитель директора по УВР
Учебное заведение: ГБПОУ №49
Населённый пункт: поселок "Серп и молот" Новониколаевского района Волгоградской области
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей "группы риска" в ГБПОУ №49. Проблемы и пути их решения".
Дата публикации: 27.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема статьи:
«Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей «группы риска» в ГБПОУ №49. Проблемы и пути их решения». А.В.Рыльщиков, заместитель директора по УВР ГБПОУ №49 Новониколаевского района Волгоградской области В ГБПОУ №49 на 01.09.2015 года обучается 172 человека, из них 41 человек из различных детских домов и интернатов Волгоградской области. Все детдомовские обучающиеся обеспечены общежитием (комнаты на 2-3 человека), пятиразовым питанием, стипендией, компенсациями на обмундирование детям–сиротам. Какие проблемы возникают в обучении и воспитании детдомовских ребят и детей «группы риска»? Воспитание вне семьи или в социально неблагополучных семьях, нередко неадекватно. Большинство из них страдают нервными и органическими заболеваниями, 30 обучающихся имеют диагноз: олигофрения в степени дебильности, 1 ребенок – инвалид III группы. У многих слабая социальная ориентация, искажено формирование самосознания. У детдомовских ребят иждивенческое потребительское отношение ко всем и всему, они хорошо знают свои права, а обязанности не желают воспринимать. Особенно тяжело работать с подростками, которые воспитывались в неблагополучных семьях. В таких семьях один или оба родителя больны алкоголизмом, нередко аморального поведения. Дети жили в ужасных условиях, и, как правило, уже втянуты во вредные привычки. Такие ребята относятся к группе повышенного риска. Им тяжело выполнять Правила обучающихся воспитанников, привыкать к режиму, дисциплине, регулярным занятиям. Они порой убегают из училища, бродяжничают, возвращаясь к тем условиям, к которым привыкли: свободному времяпрепровождению, бесконтрольному поведению, вредным привычкам, добыче «легких» денег. Домашние подростки приходят к нам в училище в основном по направлению КДН и ПДН. Таким детям тяжело прививать интерес к учебе, воспитывать нравственные качества, а часто и просто санитарно-гигиенические навыки. Привозят к нам и ребят, которые в интернатах постоянно были «в бегах». Для решения всех этих проблем в училище выработана система обучения и воспитания. Вся педагогическая работа направлена на социальное ориентирование ребят, подготовку к самостоятельной жизни, коррекцию психологических возможностей, привитие общечеловеческих ценностей. Для этого применяется метод воспитания в коллективе и через коллектив, личностный подход к каждому обучающемуся (по Макаренко).  Знакомство с будущими обучающимися происходит задолго до их поступления в училище. Посещаем детские дома и интернаты для определения физических и психических особенностей каждого подростка, его интересов и склонностей, способностей.  В каждой группе детдомовских ребят свой мастер, воспитатель, классный руководитель, главная задача которых осуществлять профилактику отклоняющегося поведения, правонарушений, алкоголизма, наркомании, а теперь и терроризма, экстремизма посредством воспитательных мероприятий.  Ежеквартально предупредительные беседы проводят работники КДН и ПДН, районный врач-нарколог, социальный педагог.  Действенно работает Совет профилактики училища.
 Разработана система мероприятий по повышению социального и межличностного доверия и толерантности у подростков по предупреждению межнациональной розни, формированию потребностей здорового образа жизни.  Действенной формой работы с подростками являются коллективные общеучилищные мероприятия, которые проводятся ежемесячно: вечера, праздники, КВНы, конкурсы, соревнования, деловые игры, походы, помощь престарелым людям.  Ежедневно воспитатели совместно с мастером после занятий проводят воспитательный час, на которых обучающиеся получают информационные знания, учатся общаться, занимаются групповыми творческими делами, готовятся к общеучилищным мероприятиям.  В общежитии работают кружки и секции, есть тренажерный зал и компьютерный класс. Классные часы являются формой непосредственного общения классного руководителя, мастера, воспитателя и обучающегося. Классные часы строятся в режиме диалога и способствуют самореализации подростков. Совет обучающихся – организация самоуправления в училище. В Совет подростки выбирают самых инициативных, так как эта организация является посредником между обучающимися и администрацией. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в месяц. На них заслушиваются обучающиеся девиантного поведения, решаются вопросы организации досуга, подводятся итоги соревнований по группам (поведение, успеваемость, санитарное состояние комнат в общежитие, дежурство в столовой). Для адаптации детей-сирот и ребят «группы риска» используем
микрогрупповой
метод воспитательной работы, с помощью которого развиваются способности каждого обучающегося, обеспечивается занятость ребят, осуществляется личностно-ориентированный подход, устраняется дефицит общения со взрослыми. Этим методом мы пользуемся и при решении цели трудового воспитания, при подготовке к будущей самостоятельной жизни. В детском доме, живя на всем готовом, дети-сироты не видели перед собой трудовой пример родителей, не учились беречь вещи, деньги. Этот метод позволяет приучить к добровольному труду, исходя из желаний ребят и их способностей. Так проще установить эмоциональную связь, передать какой-то опыт, организовать досуг, осуществлять контроль за развитием положительной динамики в воспитании. Друг от друга ребята заражаются положительным интересом больше, чем от взрослых. В общежитии создаем условия для организации занятий микрогрупп по интересам. Одна группа ребят учится вязать, другая – увлекается резьбой по дереву и т.д. Стараемся учитывать подростковую реакцию группирования, создав условия для самоутверждения. Создаем временные микрогруппы по подготовке внеурочных дел. Стараемся заинтересовать такими занятиями ребят из групп по подготовке трактористов, сварщиков, слесарей. Есть творческие группы. Поощряем зарабатывание денег у местных жителей и фермеров в домашних хозяйствах, контролируя расход этих денег и время работы. Организация воспитательной деятельности на основе микрогруппового метода предупреждает бесконтрольное объединение учащихся в «досуговые» объединения асоциального поведения. В нашем училище лучших результатов в работе по коррекции и профилактике поведения детей-сирот и детей «группы риска», адаптации и социализации к самостоятельной жизни добилась преподаватель русского языка и литературы, библиотекарь, классный руководитель Рыльщикова Зинаида Владимировна .
Рыльщикова Зинаида Владимировна
, образование высшее, педагогический стаж работы 35 лет. На протяжении 10 лет ее группы занимали первые места во внутриучилищных соревнованиях на звание
«Лучшая группа». Это хорошая успеваемость, 90% посещаемость, отсутствие серьезных правонарушений. Сопровождение обучающихся после выпуска показывает, что ее выпускники лучше других адаптируются к самостоятельной жизни.
Основные способы и методы ее работы:
единые с мастером требования к обучающимся и сопровождение группы с утренней уборки комнат до вечерней линейки и отбоя, систематичность контроля; воспитание коллективизма и ответственности каждого обучающегося перед группой за свое поведение и успеваемость; создание условий для комфортного проживания в комнатах общежития; оборудована воспитательная комната как комната отдыха и самоподготовки, где ребята выполняют домашние задания, смотрят телевизор, отдыхают, играют в настольные игры; в воспитательных целях используются неординарные и неформальные мероприятия:  посещение школьного, районного краеведческого музеев;  посещение Камышинской колонии для несовершеннолетних правонарушителей;  встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда, бывшими работниками училища;  оказание помощи престарелым людям в весенне-полевых работах;  знакомство с историей родного края, с историей казачества;  организация встреч с казаками, поездки на концерты казачей песни.
Рыльщикова З.В.
старается относиться к ребятам с материнским пониманием. Умело и незаметно использует круг общения ребят, расширяя или ограничивая его, устанавливает связь с родственниками, положительно влияющих на подростков, или ограничивает или вовсе исключает контакты с родственниками асоциального поведения. Через региональную службу «Жди меня» находит родственников обучающихся. Ребята ее группы всегда участвуют в зональных смотрах художественной самодеятельности. Всей группой отмечают праздники, дни рождения. Опыт работы передается молодым педагогам, воспитателям, мастерам производственного обучения. А дети – «подранки», как и дети из любой нормальной семьи идут на контакт, когда верят, уважают, воспитывающего их человека, когда им есть чему у него учиться.