Напоминание

Организация индивидуального сопровождения детей "группы риска"

Автор: Коба Ирина Александровна
Должность: заведующий отделом сценических видов искусств и культурно-массовой работы
Учебное заведение: МБОУ ДО ДДТ
Населённый пункт: г.Новый Уренгой Ямало-Ненецкого АО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация индивидуального сопровождения детей "группы риска"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(МБОУ ДО ДДТ)
Ул. Молодёжная,17, а. Новый Уренгой, ЯНАО, 629300 Телефон: (3494) 22-04-94. Факс: (3494) 22-04-94. E-mail: nurddt@mail. ru Методические рекомендации Коба И.А.
Организация индивидуального сопровождения

детей «группы риска»

План:
1. Какие дети относятся к «группе риска»? 2. Что такое индивидуальное сопровождение? 3. Характеристика учащихся «группы риска» младшего школьного возраста. Ре - комендации в работе с такими детьми. 4. Гиперактивные дети (дети с синдромом дефицита внимания) 5. Леворукие дети 6. Эмоциональные нарушения у детей. 7. Характеристика учащихся «группы риска» старшего школьного возраста 8. Подростки из трудных семей 9. Подростки с нарушениями в аффективной сфере (явления психической неу - стойчивости, явления повышенной аффект. Возбудимости, с расторможенно - стью влечений, с ЗПР, олигофрены) 10. Взаимодействие между всеми специалистами, работающими с данным контингентом детей и их родителями. 1

Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска»
Начнем наш разговор с уточнения того, кто относится к «группе риска». Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особо - го внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специали стов. К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогиче ски запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с про блемами в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным поведе нием и многие другие. Изучив литературу по дефектологии и психологии, оказалось, что к данной катего - рии можно отнести и леворукого ребенка, детей с эмо цио нальными нарушениями. На семинарах мы часто говорили о детях с ЗПР, поэтому сегодня нам хотелось бы за - тронуть очень немногочис лен ную группу учащихся которая встречается и среди наших детей. Охарактеризуем немного учащихся "группы риска" младшего школьного воз - раста и дадим рекомендации в работе с такими детьми. Затем рассмот рим старший школьный возраст, какие проблемы могут возникнуть здесь. Ну и в конце расскажем о взаимодействии между всеми специалистами, рабо таю щими с данным континген - том детей и их родителями. Итак, организация индивидуального сопровождения, вам наверное должно быть понятно, сопровождение – это обучение, воспитание и развитие учащегося. Так как для нас с вами является приоритетным личностно-ориентирован ное образование, то мы в работе должны опираться на зону ближайшего раз вития школь - ника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхо - да к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление инди - видуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Главное, не бороться с инди - видуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития. Работа педагогов с учетом зоны ближ. развития способствует развитию у де - тей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны учителя. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка, нам будет легче работать с учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррек - ционного развития. А теперь конкретно остановимся на некоторых из них.
Младшие школьники «группы риска».

Гиперактивные дети или дети с синдромом дефицита внимания
Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, не - возможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространен - ных форм нарушения поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков фиксируются чаще, чем у девочек. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к раз - витию этой функции. 2

Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска»
Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко сменяется инертностью психической деятельности и недостатками побуждений. Основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными на - рушениями, к числу которых относятся слабая успеваемость и затруднения в обще - нии с другими людьми. Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обу - словлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у них значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошиб - ками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. Гиперактивность влияет не только на школьную неуспеваемость, но и на вза - имоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и быстро стано - вятся отверженными. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко от - мечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения. В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Этиология и патогенез гиперактивности изучались специалистами. Они при - шли к выводу, что здесь играют такие факторы: органические поражения мозга; перинатальная патология (осложнения во время беременности); генетический фактор (наследственность); социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательно - го воздействия). Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечени - ем родителей и учителей. Прежде всего, следует учесть, что важное место в преодолении синдрома де - фицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому, необходимо убе - диться в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача. Для организации занятий с гиперактивными детьми специалист может ис - пользовать специально разработанные коррекционно - развивающие программы на увеличение объема внимания, на распределение внимания, на усиление концентра - ции и устойчивости внимания, переключения внимания. Педагог должен объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им необ - ходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специально назначаемого лечения, но, в значительной мере, еще и от доброго, спокойного и по - следовательного отношения к нему. Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другую школу. Однако, эта мера, проблем ребенка не решает. Вместе с тем, выполнение некоторых рекомендаций может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребен - ку лучше справляться с учебной нагрузкой. 3

Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска»
В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначных прогнозов. У многих серьезные проблемы могут сохраняться и в подростковом возрасте.
Леворукий ребенок.
Левшами являются около 10% людей, причем доля леворуких имеет тенден - цию к увеличению. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребен - ка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга. Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербаль - ных; сниженные возможности выполнения зрительно – пространственных заданий. До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда наносили вред здоровью де - тей. (неврозы и невротические состояния). В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких де - тей и они пишут удобной для них рукой. Очень важно определить направление «ру - кости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу. Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее ис - пользовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возни - кающих у леворуких при переходе к систематическому школьному обучению. Таким образом, вопрос о переучивание леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка. В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познава - тельной сферы могут иметь следующие проявления:  Сниженная способность зрительно – двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображе - ний; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.  Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки.  Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскла - дывание по «полочкам».  Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.  Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.  Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей являет - ся их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы. Повышенная эмоциональность леворуких является факто - ром, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школь - ную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно. Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:  зрительно – моторной координации;  точности пространственного восприятия;  зрительной памяти; 4

Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска»
 наглядно – образного мышления;  способности к целостной переработке информации;  моторики;  фонематического слуха;  речи. При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога. Рекомендации учителям. Постановка техники письма у левшей специфична. Для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левона - клонное письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому руку следует ставить так, чтобы строка была открыта. Для леворуких реко - мендуется правонаклонный разворот тетради и прямое письмо. При овладении пись - мом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, кото - рый ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В клас - се леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положе - нии ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информаци - онное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося. Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретится у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.
Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте
Развитие эмоционально – волевой сферы – один из важнейших компонентов готовности к школе. Один из наиболее распространенных вопросов у учителей яв - ляется проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся. Педагоги не знают как вести себя со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивы - ми, плаксивыми, тревожными. Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере. Агрессивные дети . Безусловно в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных при - чин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение. Эмоционально – расторможенные дети. Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс, если они страдают – их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими. Слишком застенчивые, тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить н себя внимание. Учителю, работающему с детьми, у которых есть трудности в развитии эмоциональной сферы, на диагностическом этапе необходимо определить особенности семейного воспитания, отно- шение окружающих к ребенку, уровень его самооценки, психологический климат в классе. На этом этапе используются такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учащимися. В психологической литературе выделяются различные типы неправильного воспитания. Остановимся на четырех наиболее распространенных
типах неправильного воспитания
. 5

Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска»
Неприятие. Это те семьи, где рождение ребенка было нежелательным, или в случае, если планировался мальчик, родилась девочка, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Или такие семьи, где о ребенке заботятся, но нет душевного контакта. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в неверной ориентации родителей. Это слишком «правильные» люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» вос- питанию. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания. Отсюда может возникнуть агрессия или замкнутость. Тревожно-мнительное воспитание, наблюдается в тех семьях, где ребенок единственный или очень болезненна тревога за ребенка. В таком случае ребенок несамостоятелен, обидчив, робок. Эгоцентрический тип восприятия – Ребенку, часто единственному, долгожданному навязы- вают представление о себе как о сверхценности: он кумир. В результате ребенок не принимает во внимание интересы окружающих. Итак, семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу. Однако нельзя не учитывать, что порой эмоциональный стресс у детей провоцируют педагоги, сами того не желая и не осознавая. Они требуют такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых являются непосильными. Игнорирование со стороны учителя индивидуальных и возраст- ных особенностей каждого ребенка может быть причиной негативных психических состояний уча- щегося, школьных фобий, когда ребенок боится идти в школу, отвечать у доски. Таким образом, к основным факторам, влияющим на эмоциональные нарушения, относятся: 1) природные особенности (тип темперамента) 2) социальные факторы: – тип семейного воспитания; – отношение учителя; – отношения окружающих. Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, по- движные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребенку. Родителям таких детей нужно рекомендовать соблюдение режима дня. Общаясь с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения, родителям и педагогам можно предложить следующие рекомендации. рекомендации учителям, как работать с гиперактивными детьми работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание следует уделить отвлекаемости и слабой организации деятельности; по возможности игнорировать факторы, вызывающие поступки ребенка с синдромом дефи- цита внимания и поощрять его хорошее поведение; во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способ- ствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски; предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения; учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку; научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем; задания, предлагаемые на уроке, писать на доске; на определенный отрезок времени давать только одно задание; дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые кор- рективы; во время учебного дня предусматривать возможность для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения. эмоциональные нарушения у детей –
Агрессивные дети

Эмоционально - расторможенные дети
6

Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска»

Тревожные дети

Следующие рекомендации:
Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства. Эмоции возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром. Необходимо научить ребенка адекватным формам реагирования на те или иные ситуации или явления внешней среды. Не надо ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Это невозможно в повседнев- ной жизни, и искусственное создание "тепличных условий" лишь на время снимает проблему, а че- рез некоторое время она встает более остро. Здесь нужно учитывать не просто модальность эмоций (отрицательные или положительные), а, прежде всего, их интенсивность. Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы он не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные реакции - это результат длительного сдержива- ния эмоций.
Проблема "группы риска" среди подростков
Данная проблема особенно актуальна именно с детьми от 10 до 14 – 15 лет. Особое внима- ние к душевному здоровью подростков, а также к своевременному выявлению и профилактике раз- личных отклонений необходимо по трем причинам. Во-первых, морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний. Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В-третьих, естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно. Категория «трудных» подростков весьма разнородна и обширна, и нет возможностей охва- тить все варианты трудностей. Поэтому, мы остановимся, только на тех, кто вызывает наибольшее беспокойство родителей и педагогов. Прежде всего как фактор риска, следует назвать дисгармоничную семью. Вторым фактором можно назвать соматические заболевания и тяжелые травмы. Не менее опасны заболевания ЦНС, которые могут вести к возникновению церебрастенических состояний или расстройств, ведущих к личностным изменениям. Третий фактор риска, - неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками. Первыми рассмотрим подростков с явлениями психической неустойчивости. Термин «психическая неустойчивость» многозначен. Они описываются под разными назва- ниями: «безвольные», «повышенно - внушаемые», «с неустойчивым настроением». Клиника синдрома психической неустойчивости детей и подростков в детской психиатрии и дефектологии описана в рамках различных нозологических групп. К ним относятся остаточные явления раннего органического поражения ЦНС ребенка с «ор- ганическим» инфантилизмом, психогенно обусловленное аномальное формирование личности при дефектах воспитания в условиях безнадзорности. У этих детей отличается отсутствие чувства долга, неспособность тормозить свои желания, подчиняться требованиям школьной дисциплины. Они бы- стро теряют интерес к занятиям и постоянно нуждаются в стимуляции извне (поощрение, напомина- ние, перемена видов деятельности). Мало способные к волевому усилию, при затруднениях в учебе они нередко уходят с уроков, катаются на городском транспорте, играют в футбол. Побеги из школы и дома являются одной из основных форм защитной реакции, хотя в значительной мере служат удовлетворением инфантильных потребностей. Таким образом, результаты клинико-психологического исследования показывают, что нару- шения поведения у подростков с психической неустойчивостью связаны с аномалией развития по типу эмоционально – волевой, личностной незрелостью. Психологическое исследование выявляет негрубую недостаточность интеллектуальной сферы как в плане ее общей незрелости, так и недо- статочности отдельных функций. В этом случае, психолого-педагогическая коррекция может быть успешной лишь при так называемой поддерживающей медикаментозной терапии, уменьшающей церебрастению, вегетатив- ную дистонию. 7

Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска»
При рано сформированной и стойкой микросоциальной и педагогической запущенности не- реалистично начинать психолого-педагогическую коррекцию с попыток ликвидации неуспеваемо- сти, это может привести к еще большему протесту. Более актуальные пути, направленные на фор- мирование личностных качеств – правильной самооценки, чувства ответственности и долга, целе- направленной деятельности. Подростки "группы риска" с преобладанием явлений аффективной возбудимости. Цен- тральное проявление их школьной дезадаптацией – аффективные разряды, направленные на сверст- ников и взрослых. Склонность к разрешению конфликтов путем агрессии делает такого подростка опасным для окружающих. Данные педагогических характеристик и психологического исследова- ния указывают на педагогическую запущенность, недостаточную сформированность общих знаний и представлений, отставание в речевом развитии, выраженное отрицательное отношение к учебе, установку на физический труд. Все это относится к социальным факторам. К биологическим факто- рам, способствующим аффективной возбудимости, относится ускоренный половой метаморфоз с бурным физическим ростом. В генезе аффективной возбудимости определенное место принадлежит легкой органической недостаточности нервной системы. Декомпенсация поведения по типу аффек- тивной возбудимости является как бы «болезнью роста».
Подростки с ЗПР.
Важность проблемы, рассмотрения подростков с ЗПР, определяется как рядом трудностей в поведении, часто возникающих у этих детей в подростковом возрасте и нуждающихся в лечебно- педагогической коррекции, так и необходимость дифференциации трудовой подготовки. Сравнивая клинико-психологическую структуру «трудных подростков» и подростков, не входящих в группу риска, можно сделать следующие выводы, отражающие патогенез нарушений поведения. Нарушения поведения обнаруживают связь с различными видами неполноценности ЦНС, отсюда нарушение познавательной деятельности, эмоциональная незрелость, отклонение темпа по - лового созревания. В формировании нарушений поведения бесспорная роль принадлежит социальному факто- ру, неблагоприятным условиям воспитания и окружения, неадекватным условиям обучения, явлени- ям микросоциальной и педагогической запущенности. Значительная часть нарушений имеет и половые различия в расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек – повышенная сексуальность. Формирование нарушений поведения тесно связано и с явлениями педагогической запущен- ности. Анализ нарушений у подростков с ЗПР подтверждает мнение о роли благоприятных усло- вий обучения и воспитания в профилактике декомпенсации поведения. В условиях специального обучения асинхрония развития, свойственная психическому инфантилизму, в значительной мере сглаживается за счет целенаправленного формирования как личностных свойств, так и навыков произвольной деятельности. Характеристика рассмотренных нами детей "группы риска" может помочь нам в следую- щем наиболее важном этапе – это разработка методов психолого-педагогической коррекции, диффе- ренцированной в зависимости от того или иного типа нарушения поведения у подростков
Взаимодействие между всеми специалистами,

работающими с данным контингентом детей и их родителями.
Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесто- ронне, только тогда она будет эффективна. Врач психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, со- циальный педагог. Этим детям требуется медикаментозная терапия, которую осуществляет врач – психолог. Основными направлениями деятельности психолога являются оптимизация общения под- ростка со сверстниками и взрослыми, формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой. В своей работе пси- холог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с са- 8

Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска»
мим учащимся проективные методы (например, рисунок «семья», незаконченные предложения). Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на со- трудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методи- ки, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя, воспитателя и учителя. Различные диагностические приемы, такие как, портрет моей семьи, несуществующее жи- вотное и др., помогают школьному психологу выявить прежде всего возможные причины дезадап- тивного поведения ребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов. Практический психолог должен применять в работе с такими детьми различного рода тре- нинги и аутотренинги. Так как у детей "группы риска" наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа дефектолога будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание, памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве, использо- вать в своей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля. В задачу логопеда будут входить следующие направления работы: обследование состояния речи этих детей, работа по исправлению звукопроизношения, развитие словарного запаса (как пра- вило, у этих детей отличается общее недоразвитие речи), устранение оптической дисграфии и ди- слексии, восполнение пробелов по русскому языку. Большая роль в работе с детьми "группы риска" отводится социальному педагогу. Он дол- жен изучать совместно с практическим психологом медико-психологические, возрастные, личност- ные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг об - щения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях подопечных, ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую по- мощь детям. Немаловажным компонентом деятельности социального педагога является своевремен- ное формирование у детей социально значимых межполовых отношений, так же социальный педа- гог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязан- ности. Воспитатели ГПД должны находиться в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями таких детей. Для преодоления пагубных привычек использовать беседы, проводить интересные ме- роприятия для вовлечения этих детей в коллектив. Завершая разговор о детях "группы риска", уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой катего- рией детей.
Во-первых,
ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностиче- ской работе.
Во-вторых
, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда тре- буется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-пси- хологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необхо- димо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, ис- пытывающему трудности.
В-третьих
, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Рабо- та с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилак- тики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей. 9