"Технология вокального обучения по принципу уровневой дифференциации"

Автор: Божедомова Ирина Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ МО "Московский областной музыкальный колледж имени С.С.Прокофьева"
Населённый пункт: город Пушкино, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Технология вокального обучения по принципу уровневой дифференциации"
Дата публикации: 27.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Божедомова Ирина Валерьевна

Методическая разработка

Технология вокального обучения по

принципу уровневой дифференциации
Введение Глава 1. Современные педагогические технологии в профессиональном образовании. 1.1. Классификация современных педагогических технологий. 1.2 Значение современных педагогических технологий. Глава 2. Уровневая дифференциация как технология вокального обучения. 2.1. Сущность уровневой дифференциации. 2.2 Технология применения уровневой дифференциации в вокальной педагогике. Заключение Список литературы

Введение
Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого преподавателем взаимного общения с учащимся, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Слово “технология” применительно к воспитанию вошло в лексикон педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка. Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагога по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности. В новом понимании педагогическая технология – это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов. Применение новейших педагогических технологий распространено сейчас достаточно широко, их суть заключена в идее полной управляемости работы любого образовательного учреждения, прежде всего его основного звена – учебного процесса. Когда педагог строит воздействие на ребенка, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психологическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие и др. В итоге на основе внешних проявлений формируетс я первоначальное представление о личности ребенка, которое во многом определяет харак тер
педагогического воздействия. Педагогическая технология понимается как разнообразные приемы личного воздействия учителя на школьников. Воспитание как явление можно рассматривать с разных точек зрения: социальной, профессиональной, методической и т.д. Социальная позиция ставит комплекс ценностей, которые необходимо передать ребенку. Для этого требуется специальная подготовка учителя, чтобы он мог оперировать этими ценностями, чтобы он сам был их носителем. Методический взгляд на воспитание - приобщение воспитанника к культуре. Профессиональный подход рассмотрения этой проблемы говорит о теоретически возможной модели педагога на основе его личных качеств, а также знаний, умений и навыков. Сегодня в педагогике и педагогической литературе широко используется термин “педагогическая технология”. В настоящий момент в профессиональном образовании чаще применяется традиционная педагогическая система без диагностических целей и объективного контроля с традиционной системой управления обучением. Чтобы перейти к более перспективной педагогической системе необходимо специальное ее проектирование и совершенствование до такой степени, когда гарантировано соотношение «цель-результат». Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение в классе гарантирующих успех педагогических процессов. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением
корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению подростка в информационное общество. Таким образом, применение разных форм педагогической технологии, процесс обучения становится более полным, интересным, насыщенным.
Глава 1. Современные педагогические технологии в профессиональном

образовании.

1.1.

Классификация современных педагогических технологий.
Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании. Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции: а) технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.); б) технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; в) функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащегося на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения; г) поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены
любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися; д) органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. В современной педагогике различают следующие виды обучения: Проблемное обучение Целью проблемного обучения является развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащегося. Сущностью данной педагогической технологии является последовательное целенаправленное выдвижение познавательных задач перед учащимися, решая которые учащийся усваивает полученные знания. Основным методом данной технологии является поисковый. Концентрированное обучение Целью технологии концентрированного обучения является создание структуры учебного процесса, которая максимально приближается к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия. Сущность этой технологии заключается в объединении занятий в блоки для увеличения динамики работоспособности учащихся. Модульное обучение Данная технология обеспечивает гибкость, приспособление к индивидуальным потребностям развивающейся личности, уровню базовой подготовки учащегося. Особенностью данной технологии является подбор индивидуального темпа обучения. Развивающее обучение Основной задачей развивающей технологии является развитие личностных способностей учащегося, изучение потенциальных возможностей ученика и построение учебного процесса с направленностью на реализацию этих
потенциальных возможностей. Методом технологии является вовлечение учащегося в различные виды творчества. Дифференцированное обучение Целью дифференцированного обучения является создание оптимальных условий выявления задатков, увеличение интереса к изучаемому предмету, развитие природных способностей учащегося. Сущностью технологии является повышение сложности учебного материала исходя из начальных способностей учащегося с использованием метода индивидуального обучения. Активное обучение Данная технология включает в себя все методы активного обучения, моделирование предметного содержания профильной профессиональной деятельности. Игровое обучение Игровая технология обеспечивает личностно-деятельный характер навыков и умений, самостоятельную познавательную деятельность, направление на поиск, обработку, игровые методы и вовлечение учащихся в активную творческую деятельность. Развитие критического мышления Технология развития критического мышления включает в себя интерактивные методы обучения, вовлечение учащихся в различные виды деятельности, способствует выработке новых независимых аргументов при необходимости принятия учащимся независимого продуманного решения той или иной задачи. Данная технология строится на неукоснительном соблюдении трех этапов освоения материала: субъективный опыт- осмысление-рефлексия. Видов педагогических технологий много, их различают по разным признакам. Существует три основные группы технологий: 1.Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которой в информировании, просвещении учащихся и организации их продуктивной
деятельности с целью выработки как обще-учебных, так и специальных (предметных) умений. 2.Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. 3.Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития учащегося. Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. Так, например, группа личностно-ориентированных технологий включает: а) технологию разно-уровневого (дифференцированного) обучения, б) коллективного взаимообучения, в) технологию полного усвоения знаний т.д. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащегося, совершенствовать приемы взаимодействия с учащимся. Технология формирования приемов учебной работы излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик чего-либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена в практике учебной работы. При применении технологии дифференцированного обучения учащиеся делятся на группы. При формировании групп учитывается личностное отношение учащихся к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета. Создаются разно-уровневые задания, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам их выполнения, а также для диагностики результатов обучения. Очень тесно связана с этой технологией и технология учебно-игровой деятельности. Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и учащиеся, и преподаватель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая
позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Нельзя не упомянуть об психокоррекционных и креативных играх, т.е. игровых методах обучения и воспитания в современных психолого- педагогических технологиях. Эти игры занимают важное место в развитии творческих возможностей и креативной активности у подростков. Технология проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д. Например, при подготовке к творческим работам, сочинениям, ребятам предлагается провести исследовательскую работу по материалам, которые имеются в сети Интернет и различным литературным источникам. Всю полученную информацию ребята систематизируют на учебном занятии и выбирают наиболее интересный вариант для написания работы. Существуют общие правила методов педагогического воздействия при применении любых педагогических технологий: 1) сочетание требований с уважением к детям; 2) разумность и подготовленность любого педагогического воздействия; 3) доведение любого метода воздействия до конца. Развитие педагогической технологии неразрывно связано с определением компонентов педагогического мастерства. Компонентами педагогического мастерства являются: 1) психолого-педагогическая эрудиция; 2) профессиональные и личностные способности; 3) высокая педагогическая техника. Всякое воздействие на личность должно развивать ее, поэтому педагогу надо избегать наказания учащихся, так как педагогика и унижение ребенка несовместимы. Многие выдающиеся педагоги неоднократно в своих работах высказывались в пользу развития педагогической технологии, то есть упорядоченного метода
воздействия на учащегося в процессе обучения. Особый вклад в изучение педагогической технологии внесли Коротков В.М., Лихачев Б.Т. Чешский мыслитель- гуманист Я.Коменский тоже занимался проблемой прикосновения к личности ученика: “Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем “.
1.2.

Значение современных педагогических технологий
Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание - это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону “восхождения” ребенка к культурным достижениям человечества, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия. Если воспитание - это постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный человека. Очевидно, что ознакомление с различными вариантами жизненного устройства не исчерпывает проблему воспитания. Таким образом: - развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром; - характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности;
- педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определённое отношение к социальным ценностям; - взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания. Взаимодействие педагога и учащегося предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Для осуществления этого взаимодействия необходимо принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов этого общения, что на практике в системе “учитель - ученик” встречается не так часто. Педагогическое воздействие, выступающее как короткий момент общения или продолжительное влияние, обеспечивает реализацию функций в соответствии с воспитательной целью. При анализе педагогического воздействия следует исходить из его назначения как начального момента взаимодействия учителя с учеником. Иными словами, основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ученика на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной жизни. Реализация этих функций педагогического воздействия обеспечивается педагогической технологией, которая научно обосновывает профессиональный выбор воздействия педагога на ребёнка в его взаимодействии с миром, формирует у него отношение к этому миру. Сущность педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику. Чтобы определить слагаемые педагогической технологии, необходимо ответить на ряд вопросов: - какие элементы составляют педагогическую технологию; - каково их необходимое и достаточное присутствие; - в какой взаимосвязи они находятся; - какие общие и специфические функции каждого элемента. Рассмотрим несколько технологических элементов. Педагогическое общение должно иметь направленность на открытость
ученика в общении через создание психологически комфортных условий для раскрытия его личности. Педагогическая оценка , обеспечивающая функции “внесения образа” на уровне социальной нормы, стимулирования деятельности и коррекции отклонений, возможна на фоне воплощения оценки, не воспринимаемой учеником как оценка, а осуществляемой скрытым порядком . Педагогическое требование - ещё один технологический элемент. Именно посредством педагогических требований осуществляется восхождение учащегося на должный уровень современной культуры. Педагогический конфликт – следующий технологический элемент. Конфликт, как всякого рода противоречие между субъектами, требует обозначения этих противоположных взглядов. Вместе с тем, педагог не настаивает, а лишь предлагает вариант отношения и поведения и ставит проблему выбора, как поступить в этой ситуации. Педагогический конфликт разрешается при реализации функций “снятия психического напряжения”. В данной системе слагаемых педагогической технологии особое место занимает такой элемент, как педагогическая техника. Педагогическая техника преломляет реализацию всех остальных элементов, искажая или выпрямляя, усиливая или ослабляя их влияние. Для реализации каждого из этих элементов педагогического воздействия, имеющего свои специфические функции, на практике используется не весь возможный набор, а выбираются отдельные операции, характерные именно для этого преподавателя. Таким образом, формирование ребенка как субъекта происходит при положительном подкреплении в его адрес, высказывании скрытой оценки, при безусловности требуемой нормы. Выявленные элементы, с обозначенными функциями и определенными операциями, составляют сущность педагогической технологии. Однако этим содержание педагогической технологии не ограничиваются: дополнительные элементы, такие как психологический климат, групповая
деятельность, педагогическая реакция на поступок, носят обобщающий или частный характер. Задача педагогической технологии как элемента педагогической науки – выполнение педагогических задач с учетом физических, механических, социологических, творческих и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее ярких психологических и умственных способностей учащегося для становления и развития его гармоничной личности, а так же для оптимизации усваивания учебного материала в процессе различного профильного образования.
Глава 2. Уровневая дифференциация как технология вокального

обучения.

2.1. Сущность уровневой дифференциации.
Согласно этимологическому значению слова «дифференцировать» - то есть разделять, педагогическая техника дифференциации подразумевает такую форму организации обучения, при которой происходит учёт типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особая взаимосвязь учителя и учеников. В дифференциации выделяют три основных компонента: 1.Учёт индивидуально-типологических особенностей личности; 2. Распределение учащихся по группам; 3. Различие построения процесса обучения в группах. Если в процессе обучения присутствует только один из этих компонентов, это не дифференцированное обучение. Дифференциацию можно рассматривать с нескольких точек зрения: а) как процесс обучения (отбор форм, методов и приёмов обучения) б) как содержание образования (создание учебных планов, программ, учебной литературы и составление заданий, предъявляемых учащимся)
в) как построение школьной системы (формирование различных школ и классов). Дифференцированное обучение в тех или иных формах реализуется сегодня практически в каждом общеобразовательном учреждении. Об этом свидетельствует наличие профильных классов, гимназических, классов коррекции, организуются гибкие группы учащихся и в составе обычных классов. При реализации дифференцированного обучения в школе возникает ряд проблем, которые требуют осмысленного теоретического подхода. Сущность дифференциации можно рассмотреть с разных точек зрения: Психолого-педагогической сущностью современных отечественных подходов к дифференциации является индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков развития способностей и интересов школьника. Социальная сущность заключается в целенаправленном воздействии на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом. Дидактическая сущность проявляется в решении назревших проблем школы путём создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новых мотивационных положениях. В настоящее время в опыте работы общеобразовательных школ обозначилось несколько направлений дифференцированного обучения: - по образовательным целям; - по уровням выполнения задания; - по времени выполнения задания; - по содержанию обучения; - по последовательности изложения материала; - по подходам к обучению; - по видам учебной деятельности;
- по оценке деятельности. Таким образом, дифференцированное обучение – это такое построение системы обучения, при котором учащиеся на основании каких- либо особенностей объединяются в более или менее гомогенные группы, либо в целые классы, даже школы для отдельного обучения по различным специальностям для каждой группы, учебным заданиям, планам, программам. Выделяют два вида дифференциации обучения: дифференциацию внешнюю и внутреннюю. Внешняя дифференциация подразумевает относительно стабильные группы, на основе определённых особенностей развития интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии, в которых различаются содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования. Группы создаются с учётом: - интересов, склонностей; - способностей; - достигнутых результатов; - проектируемой профессии. Внешняя дифференциация может осуществляться либо в рамках селективной системы, либо в рамках элективной системы. Внутренняя дифференциация представляет собой различное обучение учащихся в группе ( в классе) , подобранной по случайным признакам. Эта форма основана на возможно более полном учёте индивидуальных и групповых особенностей учащихся. Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. При этом возможно разделение учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы с
ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, подвижны. Особенность внутренней дифференциации на современном этапе – её направленность не только на учащихся, испытывающих трудности в обучении, но и на одарённых детей. Внутренняя дифференциация может осуществляться как в традиционной форме учёта индивидуальных особенностей учащихся, так и в системе уровневой дифференциации на основе планирования результатов обучения. Разновидностью внутренней дифференциации является
уровневая

дифференциация
, при которой ученики, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований. Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней отмечаются некоторые отрицательные аспекты (деление детей по уровню развития негуманно, в слабых группах снижается уровень самооценки, понижается уровень мотивации ученья), но тем не менее на лицо положительные аспекты: - исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей; - у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному; - отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания; - реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; - сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Рассматривая уровневую дифференциацию как условие повышения результативности, ключевым моментом в организации учебного процесса следует считать создание таких условий, при которых каждый из обучаемых испытал бы учебный успех, смог бы увидеть свои достижения и захотел ликвидировать пробелы в своих знаниях и умениях. Особое значение для внедрения в практику форм и приёмов дифференцированного обучения имеет организация предметного содержания учебного материала. Центральное место в нём отводится системам заданий, так как они служат основными средствами формирования приёмов учебной деятельности учащихся, особенно в режиме самостоятельной работы. Уровень сложности задания соотносится с этапом освоения предметного содержания и с уровнем подготовки учащихся. Так для наиболее подготовленных учащихся нужно планировать задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения изученного даже в начале изучения темы; Для менее подготовленных – задания, способствующие повышению активности в процессе восприятия и осмысления ими нового материала. Очень важное значение имеют разноуровневые дидактические материалы, включающие учебные задания для самостоятельной работы. Всё это ведёт к повышению результативности обучения.
2.2 Технология применения уровневой дифференциации в вокальной

педагогике.
Вокальное обучение и уроки постановки голоса по праву можно назвать настоящим индикатором применения уровневой дифференциации в педагогике вообще и в музыкальной педагогике в частности.
Сама сущность вокального обучения является дифференциацией. Поскольку предполагает индивидуальное и ансамблевое обучение, опирающееся на личностные качества ученика, на его персональные музыкальные и психологические возможности, на его индивидуальные способности. Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения, необходима большая музыкальная педагогическая работа с начинающими певцами и важнейшие ее принципы - от живого созерцания, наблюдения, практики - к осознанию и теоретическому обобщению. Вокальная педагогика включает в себя не только индивидуальные уроки вокала и постановки голоса, но и уроки вокального ансамбля, хора. В этом случае мы используем уровневую дифференциацию для распределения учащихся по вокальным группам. Важной проблемой является составление учебного плана. Развитие певческих навыков - действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них музыкально-творческих способностей. Например, вокальный ансамбль и хоровое пение - коллективный вид исполнительства, занятия в хоре и ансамбле воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. Кроме того, совместное пение - наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата детей и юношества. Применяя уровневую технологию к вокальной педагогике, можно обратить внимание на то, как именно происходит распределение учащихся в группы по уровню музыкальной подготовки и уровню индивидуальных музыкальных способностей: - необходимо проверить внимание, кратковременную музыкальную память, музыкальный слух (мелодический, гармонический, ритмический), качество звукообразования (мягкая, твердая или придыхательная атака), качество звучания (звонкость, наличие вибрато, мягкость, напевность, ровность тембра и другие качества), качество дыхания (характер вдоха и выдоха,
продолжительность выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку; - для контроля за индивидуальным музыкально-певческим развитием учащихся распределяют в группы по следующим признакам: а) одинаковый возраст; б) тембр голоса; в) сравнительно одинаковая музыкально-певческая продвинутость; г) индивидуальные особенности. Сохранение индивидуальности звучания детского голоса на занятиях пением в группе (уроках вокального ансамбля или хора) приобретает особое значение. В ансамбле требуется слияние звучания по окраске, силе, интонации, строю. Сущность технологии уровневой дифференциации в вокальной педагогике можно выразить словами К.А. Свасьяна: «...все пути культуры ведут…к единственной цели - самосовершенствованию человеческого бытия». В начальной вокальной педагогике самое главное, - не лишить ребёнка радости эмоциональной наполненности, творчества и сохранить благотворное воздействие вокального искусства на его духовный мир. Применение технологии дифференциации в вокальной педагогике делает акцент в первую очередь на то, чтобы в итоге ребенок и образующийся в процессе занятий вокальный или хоровой коллектив приходил к пению, как к естественному моменту в своем становлении, а не как к показателю выученного и отработанного. Не менее важным в предлагаемой технологии является и то, что педагогический процесс основывается на принципах педагогики искусства, обусловленных интонационно-образной природой музыки, ее связями с жизнью и другими искусствами. Всё это направлено на духовное постижение музыки, на “труд души” каждого ребенка, на “развитие фундаментальных способностей - слышать, видеть, чувствовать, думать”.
Облагораживающее значение пения общеизвестно. Бесспорно, что оно как увлекательнейший вид музыкального искусства способно пробуждать в детях “истинную человечность”, достигаемую гармоническим развитием каждого ребенка. Вокальное воспитание должно носить природосообразный характер, т.е. строиться в соответствии с природой детского или подросткового голоса, что отвечает целям и задачам общего музыкального образования. Культура пения имеет свои внутренние рамки, овладение певческими навыками так же имеет определенные стадии. “Процесс врастания” ребенка в певческую культуру осуществляется следующим образом: 1. первоначальный этап - это “вхождение” в “певческое поле” окружающего мира и рассмотрение его во всем разнообразии и уникальности; 2. ощущение каждым ребенком “веса” и значимости своего голоса в окружающем его “певческом поле”; 3. познание радости от совместного звучания голосов и причастности к этому каждого отдельного голоса. Говоря о певческой культуре учащихся, нельзя не сказать о том, что певческий голос рассматривают порой как средство развития (например, музыкальных способностей детей) или, что гораздо хуже, как средство достижения каких бы то ни было пьедесталов. К сожалению, далеко не каждый руководитель, а тем более, учащийся, задумывается над тем, что голос человека (речевой и певческий), какой бы ни был, - это визитная карточка каждого, quasi - лицо, “...драгоценный камень, извлеченный из недр природы...” Голос - внутренний светильник, озаряющий своим мерцанием, вспышками, движущимися лучами душу и тело человека, да так, что все в нем становится прозрачным, начинает лучиться, приковывает внимание, становится выраженным” . К тому же голос - единственная в своем роде возможность сообщения своих переживаний, впечатлений и выражения собственного духовного состояния в звучании, данная человеку изначально, как представителю Homo sapiens. Это даёт основание рассматривать певческую культуру как проявление “второй”
природы человека, как возможность особо значимого, возвышенного высказывания человека человеку, поющих – внимающим. Цель обучения вокальному творчеству - сформировать нравственные качества, устойчивый интерес к вокальному искусству у учащихся посредством их активной музыкально-творческой деятельности, исполнительских вокальных навыков. Достижению данной цели способствует решение следующих задач: - образовательных: овладение навыками чистого интонирования, певческого дыхания, дикции, артикуляции, унисона и многоголосия, создание музыкально-художественного образа в исполняемых песнях; знание основ певческой гигиены, самоконтроля голосового аппарата, бережного отношения к нему; - развивающих: развитие музыкальной памяти, внимания, мышления, воображения, эмоциональной сферы; развитие голосового аппарата; развитие артистических качеств, сценической культуры; - воспитательных: воспитание высоких нравственных качеств, эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры. Образовательный процесс проводится в групповой и индивидуальной форме, строится на принципах единства обучения и воспитания: - расширение границ коллективного и личностного самоопределения; -организация коллективной деятельности, осуществление коллективных проектов. Преобладающим методом вокально-хорового обучения является личностно ориентированный подход, учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка, позволяющий сохранить и развить его голосовые особенности: тембр, манеру звукоизвлечения, пластику, подачу музыкального материала. Задачи индивидуального и коллективного певческого развития учащихся решаются в реализации следующей работы:
- практической и теоретической деятельности (упражнения, вокализы, сведения о выдающихся музыкантах, композиторах, знание музыкальной грамоты); - развития пластики, чувства ритма и координации движений; - репетиционной работы над учебным и концертным репертуаром; - участия в фестивалях, конкурсах, концертных выступлениях. В ходе распевания большое внимание уделяется работе по разучиванию упражнений, способствующих формированию вокальных навыков учащихся: певческого дыхания, звуковысотного, ладотонального, тембрового и гармонического слуха, ритма, дикции, артикуляции.
Заключение
Концепция модернизации образования выдвигает новые критерии его качества. Учащийся должен получить систему универсальных знаний, которые помогут ему успешно адаптироваться на рынке труда; обладать высокой креативностью мышления, позволяющей творчески подходить к решению проблем; быть зрелой личностью, способной критически оценивать окружающую действительность и поступающую извне информацию. Декларируемая в настоящее время идея гуманизации и гуманитаризации образования может быть реализована только посредством глубокого проникновения культуры и искусства в содержание образования. В реализации названных задач большое значение придаётся занятиям художественно-эстетического цикла, в частности, музыкальному, вокальному, хоровому творчеству. Музыка воспитывает доброту, отзывчивость, чуткость в отношениях с другими людьми, формирует нравственно-эстетические идеалы. Эти цели особенно актуальны сегодня, в связи с чем воспитание
искусством музыки приобретает важную роль в духовном становлении личности ребёнка. Эффективность занятий вокалом зависит прежде всего от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и педагогического мастерства. Первостепенное значение приобретает единство эмоционального, художественного и сознательного отношения ребёнка к музыке, комплексное воздействие на психику, моторику и физиологию учащихся. Необходимо так же уделять большое внимание инновационным педагогическим технологиям и методам. Важнейшая роль отводится личностно ориентированному обучению, педагогике сотрудничества, интегративным процессам, чувствам и эмоциям каждого ребёнка. В связи с этим, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс, предоставляя приоритет технологиям личностно развивающего направления, в частности, методу уровневой дифференциации, который предполагает индивидуальное творчество педагога и ученика. Реализация личностно ориентированной образовательной технологии базируется на диалогической основе, что определяет субъект-субъектное взаимодействие участников воспитательного процесса, их самоактуализацию и самоориентацию. Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых условий для его развития. Педагогика сотрудничества, творческая атмосфера внесут радость в совместную работу педагога и учащихся, создадут творческий настрой, что окажет положительное влияние не только на музыкальное развитие ребенка, но и на нравственное формирование его личности. Учитывая приоритет личностно развивающего образования, вместо традиционного «анализа» произведений искусства, собственной творческой деятельности и творческой деятельности своих товарищей в научно- педагогический оборот и учебную практику вводится понятие «интерпретация» произведения искусства, т.е. поиск в искусстве личностно
значимых смыслов, созвучных собственному духовному миру учащегося, его художественно-эстетическому опыту. В настоящее время является актуальной проблема развития у воспитанников критического мышления, навыков самостоятельной интерпретации разных художественных произведений, исполнительства. В процессе вокальной работы учащихся преподаватель должен уметь правильно распределить учащихся по группам, выявить индивидуальные особенности каждого ребенка, учитывать природную одаренность каждого ученика, создать ему комфортные условия и построить индивидуальный план работы таким образом, чтобы каждый ребёнок почувствовал свою успешность, интеллектуальную состоятельность, ведь учебно-воспитательный процесс может реализоваться исключительно при активном взаимодействии учащихся и педагога. В этих условиях руководитель и учащиеся являются равноправными субъектами обучения, но педагог из авторитарного транслятора готовых идей становится вдохновителем интеллектуального и творческого потенциала своих воспитанников.
Список литературы:
1. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2007. – 368 с. 2. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники [Текст] / В. П. Морозов. – М.: ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского, Искусство и наука, 2002. – 496с. 3. Немов Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с. 4. Огороднов Д. Е. Комплексное музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе. –К.: Радянська школа, 1998 г. 5. Плужников К. И. Механика пения. [Текст] / К. И. Плужников. – СПб.: Композитор, 2004. – 88 с. 6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. 7. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст]: избранные труды / Б. М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985. Т. 1. - 330 с.
8. Халабузарь П. В. Методика музыкального воспитания [Текст]: Учебное пособие для музыкальных училищ / П. В. Халабузарь. - М.: Музыка, 1990. – 173 с. 9. Капуслен Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы, М., - 1999. 10.Кларин М.В. Технология обучения, Рига – 1999. 11.Границкая А.С. Научить думать и действовать, М. – Просвещение, 1991. 12.Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000. 13.Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001. 14.Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2001. 15.Карпенко М. Будущему образованию – технологию будущего // Обозреватель – 1999 № 6. 16.Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. — Мурманск, 1997. 17.Слободчиков В. Новое образование – путь к новому сообществу // Народное образование 1998 №5. 18. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В.Давыдов. — М-, 1993. 19.Федеральная программа развития образования в России. – М., 2000. 20.Popham W., Baker E. Systematic Instruction Englewood Cliffs, 1970; Romiszowski A. Designing Instructional Systems. – L., N.Y., 1981.