"Сенсорное развитие детей с ЗПР"
Автор: Лямина Елена ЮрьевнаДолжность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ № 19 "Василек"
Населённый пункт: город Инта, Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сенсорное развитие детей с ЗПР"
Вернуться назад
Перейти в раздел
Текстовая часть публикации
«Сенсорное развитие детей с ЗПР»
Составитель:
Лямина Елена Юрьевна
МБДОУ № 19 «Василек»
2016 год
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и
формирование его представлений о внешних свойствах
предметов: величине, цвете, форме, положении в пространстве,
запахе, вкусе.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых
человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Путем узнавания формы, величины, цвета,
запаха, вкуса предмета
происходит сенсорное развитие
ребенка.
Сенсорное развитие является
условием успешного овладения
любой практической
деятельностью.
Сенсорное развитие детей с ЗПР значительно отстает по срокам
формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои
особенности: у детей отсутствует этап обдумывания, они испытывают
трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в
обозначении этих свойств словом, сенсорный опыт долго не обобщается и
не закрепляется в слове.
Дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными
словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них
сформирована простая фраза, но способность активно использовать
фразовую речь значительно снижена.
На уровне игровой деятельности у детей с ЗПР снижен интерес к игре и к
игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к
стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику.
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей
группы показал недостаточный уровень сенсорного развития (по всем
показателям преобладал низкий уровень). Недостатки в сенсорном развитии
ребёнка дошкольного возраста трудно, а иногда и невозможно
компенсировать в более позднем возрасте. Это говорит о необходимости
организации процесса сенсорного воспитания детей с задержкой
психического развития как можно раньше.
Именно поэтому я приступила к работе по данной теме, целью которой
является повышение собственного теоретического уровня,
профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
-подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных
способностей у детей с ЗПР. Разнообразить развивающую среду в
группе.
– познакомить с разными способами обследования предметов и
объектов (примеривание, прикладывание, наложение).
-формировать представления о цвете, форме, величине предметов,
положения их в пространстве;
– учить сравнивать и различать контрастные по величине
предметы (большой – маленький), форме (круглый – квадратный), цвету
(красный – желтый – зеленый – синий);
-воспитывать познавательный интерес, любознательность;
– стимулировать речевое сопровождение собственных предметных
действий.
-развивать мелкую моторику рук;
-познакомить детей с дидактическими играми и правилами этих игр.
-взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей
сенсорных способностей.
Занятия проходят в виде игры с дидактическими игрушками (матрешками,
пирамидками, вкладышами и т.д.); дидактической игры, подвижной игры,
игры с правилами, которая обеспечивает выделение свойств и отношений
предметов. Наряду с этим проводятся занятия с раздаточным материалом
типа настольных игр, например, лото. Формы работы весьма многообразны
и позволяют педагогу, опираясь на непроизвольное внимание детей, создавать
у них положительное эмоциональное отношение к самим занятиям и к
предметам, с которыми они действуют. Постепенно в ходе занятий у детей
формируется интерес к самим предметам и к деятельности с ними, а
также элементы познавательных интересов.
Задача сенсорного воспитания заключается в развитии поисково-
ориентировочных действий (метод проб, примеривание, зрительная
ориентировка); обеспечении усвоения детьми систем сенсорных эталонов; во
включении в деятельность детей те образы восприятия, которые у них уже
сформировались.
В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные,
слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые образы. При этом важно
своевременно и правильно соединить сенсорный опыт ребенка со словом.
Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим
воспринятое, помогает закрепить в представлениях образы предметов, их
свойства и отношения, что делает эти образы более четкими, стойкими,
обобщенными.
В работе с детьми применяются действия по образцу и выбор по образцу,
действия по подражанию, «жестовая инструкция», совместные действия
взрослого и ребенка.
Формирование представлений о цвете предметов требует особого внимания,
так как цвет является тем свойством предмета, которое нельзя обследовать
рукой.
При развитии у детей ориентировки на цвет важным направлением работы на
первом этапе обучения является формирование у детей умений сличать
одинаковые предметы по цветовому признаку. Для этого учим пользоваться
методом наложения и приложения, оценивать результат своих действий:
«Такой», «Не такой». Для этого используются разнообразные дидактические
игры, в которых они, выполняя игровую задачу, усваивают способы
ориентировки. Например: «Спрячь котенка в домик», «Привяжи ленточку к
своему шарику», «Найди похожий». Такие игры оказываются доступными,
вызывают у детей интерес к сотрудничеству со взрослым, а в дальнейшем и к
самому процессу обучения.
На втором этапе обучения при развитии ориентировки на цвет большое
внимание уделяется выделению цвета по слову и называнию основных цветов. В
ходе выполнения такого рода дидактических игр дети не только начинают
ориентироваться на свойства и качества предметов, но и, самое главное,
овладевают элементами учебной деятельности: они начинают понимать
задачу, поставленную взрослым, усваивают способы выполнения этой задачи,
учатся оценивать результат своих действий. А это, в свою очередь,
способствует развитию у детей интереса к процессу обучения различным видам
детской деятельности.
При формировании представлений о геометрических фигурах большое
внимание уделяется обучению детей приемам обследования форм
осязательно-двигательным путем под контролем зрения и со словесным
сопровождением педагога. Сначала все действия выполняются совместно,
затем по подражанию и образцу. Также используется показ фигуры,
называние ее педагогом, выбор ребенком такой же. Далее упражнения на
распознавание и на умение различать и называть форму, упражнения на
выбор по образцу (предметов одного цвета и величины, предметов разного
цвета и величины), упражнение на выбор по словесному обозначению педагога,
упражнения в форме дидактических и подвижных игр.
При формировании представлений о величине предметов исходным
моментом является обучение обследованию этого признака. Использовались
следующие приемы обследования: показ величины (длины, высоты и ширины
предмета), проведение пальцами по указанной протяженности, сравнение
величины предметов путем наложения или приложения.
Параллельно с развитием зрительного внимания, подражания и запоминания
дети обучаются воспринимать свойства и качества предметов (игрушек).
При этом важно развивать у детей практическую ориентировку (метод
проб) на свойства и качества предметов («Спрячь птицу», «Найди игрушке
домик», доски Сегена, «Спрячь матрешку»).
Первые игры и упражнения на развитие зрительного восприятия у детей мы
основывали на практических действиях, требующих опоры на форму
предметов. Мы использовали такие игры, как «Что катится, что не
катится», «Найди свой домик», «Найди свою пару» Дети с удовольствием
играют в эти игры. Игра «Что катится, что не катится» «Почтовый
ящик» и «Кубик с прорезями» дети сначала усердно пытались протолкнуть
фигуру в любую прорезь, но потом и здесь стали внимательно соотносить
фигуру в руке с прорезью в ящике, кубике и старались каждой фигурке
подобрать свою дверку. В результате проводимой работы с детьми, мы
увидели, что дети стали понимать зависимость результата их действий от
формы предмета.
Также проводится обучение развитию у детей ощупывающих и обводящих
движений при узнавании предметов на ощупь. («Найди свою игрушку в
мешочке», «Достань такую же игрушку», «Что в мешочке». В ходе развития у
детей практической ориентировки на форму, величину предметов необходимо
предлагать такие задания, где сочетаются разные виды чувствительности.
Дети должны научиться различать или узнавать предметы или их свойства,
опираясь на зрительное и тактильно-двигательное восприятие.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека
не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, так как оно
лежит в основе чувственного познания. Мы использовали игры, которые
помогают в развитии тактильно – двигательного восприятия, а также игры
на различение и узнавание, восприятии и представление предметов. Кроме
того, большое значение мы отводили сочетанию разных видов
чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной). Проводили игры
на узнавание предметов на ощупь: «Что внутри?», «Чудесный мешочек».
На первом году обучения проводится работа по развитию слухового восприятия и
слухового внимания (восприятие речевых и неречевых звуков).
Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие
или отсутствие звука к их различению и восприятию, а затем к использованию в
качестве сигнала к действиям, осмыслению. Для этого используются
дидактические игры, направленные на ознакомление со звуками окружающей
действительности и формирование навыка дифференцированно реагировать на
различные слуховые раздражители. (Например: «На чем играл зайка?», «Что
гудит?», «Кто там?»). кроме этих игр, детям предлагаются игры на развитие
речевого слуха, где также надо проводить работу от различения и узнавания к
восприятию и представлению, от слухо-зрительного восприятия к слуховому
восприятию. Предлагаются следующие игры: «Кто как кричит?», «Кто в домике
живет?», «Кто в гости пришел?», «Какая у меня игрушка?». Эти игры
способствуют развитию у детей внимания к словам, произнесенным взрослыми,
учат их прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать слова с
различным фонематическим составом.
Для развития слухового восприятия мы использовали дидактические игры – «Кто
позвал?» «Где звенит?», «Кто там?». Правильное определение направления, откуда
идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое
местонахождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о
приближении или удалении машины. Музыкальные звуки оказывают огромное
влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, на его эстетическое
воспитание.
Особое и важное место в обучении детей занимает ориентировка в
пространстве. В первую очередь мы обучали детей правильно различать
отношения предметов и их частей по вертикали (на, над, под), потом
горизонтальные положения (рядом, около), а впоследствии (справа, слева,
за, перед) и затем перешли к играм – «Дом для матрешки», «Кто
внимательный», «Что стоит внизу, наверху, рядом?». Ориентировка в
дальнем пространстве – ориентировка в помещении: здесь на первый план
выступают отношения, выраженные словами «далеко», «близко», «тут»,
«там». То есть, мы учили детей последовательно осматривать помещение
и ориентироваться в нем. Большое внимание среди игр на развитие
ориентировки в пространстве мы уделяли играм, в которых дети должны
прятать и находить предметы, прятаться сами и находить друг друга. Мы
использовали такие игры, как «Спрячем и найдем», «Доползти до игрушки»,
«Угадай, кто за кем», «Зайчик и Мишка».
При проведении дидактических игр на формирование целостного образа
предмета мы придерживались определенной последовательности, так как
она учитывает закономерности формирования целостного образа – от
узнавания к восприятию и представлению. Развитие целостного восприятия
предмета начинается с узнавания. Мы использовали такие игры, как «Назови
свою игрушку», «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Отгадай-ка». Мы
дали понять детям, что целый предмет может состоять из отдельных
частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму,
величину, свое определенное место в целом.
Работа с детьми проводилась в основном индивидуальная, но использовалась
и фронтальная, и подгрупповая. В результате проведенной работы у детей
наметилась положительная динамика сенсорного развития в сфере
обследования предметов (появился такой тип обследования, как
примеривание, тщательнее стали обследовать предметы); зрительного
восприятия; восприятия формы, цвета, величины, ориентировки в
пространстве (лучше стали ориентироваться в групповой комнате, в
кабинете, на участке).
Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:
1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания,
поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание
детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ
деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность
действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том,
что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на
короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу
предельно четко и конкретно.
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму
как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно
принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления
утомления.
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения
с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного
положительного итога работы.
Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика,
которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того,
способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и
активность ребенка.
Основная часть, которая включает упражнения и задания.
Заключительная часть - продуктивная деятельность ребенка: рисование,
аппликация, конструирование из бумаги и т.д.
В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры
решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми
полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют
функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.
Целенаправленная систематическая работа по сенсорному воспитанию оказывает
существенное воздействие на весь ход психического развития ребенка, стимулируя
развитие деятельности, мышления и речи. Таким образом, развитие сенсорного
восприятия и актуализация разнообразных представлений об окружающем мире
лежат в основе формирования возрастных психологических новообразований и
становления всех видов детской деятельности и поведения. Это тот базис,
который постоянно должен развиваться и совершенствоваться на всех годах
обучения и воспитания ребенка, в практических и продуктивных видах
деятельности.
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!!!