Напоминание

"Технические средства обучения применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья ".

Автор: Тетерина Свеетлана Федоровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Берсеневская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями.
Населённый пункт: Солнечногорский район,Московской области д.Берсеневка
Наименование материала: Статья
Тема: "Технические средства обучения применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья ".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей. Сегодня использование информационных технологий в образовательном процессе стало обычным делом. Учителя проводят уроки, ученики участвуют в дистанционных конкурсах, администрация ведёт управление – и всё это с использованием компьютерной техники и разного программного обеспечения. Развитие детей в соответствии с требованием времени, для их социализации в современном обществе невозможно представить в отрыве от информационных технологий. Основная нагрузка в формировании речи детей с нарушением интеллекта приходится на уроки русского языка, где язык, речь не только средство обучения, но и предмет изучения. Таким образом, компьютерные технологии являются незаменимыми во время проведения занятий, так как дают возможность «оживить» урок, вызвать интерес к предметам. Поэтому мы считаем, что наиболее эффективным средством решения этой задачи будет использование информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с нарушением интеллекта. Интенсивно, особенно в последние годы, разрабатываются оригинальные ТСО и компьютерные технологии, предназначенные для обучения и воспитания детей с нарушением слуха, зрения, детей с интеллектуальными нарушениями. специальных (коррекционных) школах. На уроках русского языка широко используются технические средства обучения. Это и электронные презентации, и уроки с использованием интерактивной доски. Использование технических средств обучения
повышает мотивацию к обучению у школьников с ограниченными возможностями здоровья, позволяет легко и быстро осваивать учебный материал. К ТСО, применяемых на уроках русского языка и чтения относятся статистические экранные пособия (диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы), кинофильмы, радио- и звукозаписи, телепередачи, видеофильмы, а также аппаратура, с помощью которой можно их демонстрировать. Учитель всегда должен помнить, что никакие технические средства не заменят его в учебном процессе, особенно если этот процесс осуществляется в специальной (коррекционной) школе VIII вида. На уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе учитель может применять те же самые технические средства, что и в общеобразовательной школе, но всегда заботясь о доступности их содержания для учащихся, соответствии программе и дозировке на уроке. Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, отсюда развивается познавательный интерес к русскому языку. Игра на уроках русского языка позволяет обогатить словарный запас, расширить кругозор учащихся. Игра воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Кинофильм — важное средство наглядного обучения чтению, выразительное и впечатляющее: дает живое изображение событий. В качестве учебных кинофильмов могут быть использованы документальные, художественные и специальные учебные кинофильмы. От учителя требуется знание содержания фильма, чтобы органически включить его в систему работы на уроке, соединив с предшествующей работой и опираясь на его содержание в последующем ходе занятия. Методика демонстрации кинофрагмента может быть представлена следующим образом: 1. предварительный просмотр кинофильма учителем, отбор фрагмента (части), нужного для предстоящего урока; 2. подготовка вопросов для учащихся, на которые они должны ответить после просмотра кинофрагмента (запись на доске);
3. вступительное слово учителя, нацеливающее на просмотр, краткое изложение содержания кинофрагмента; Этапы: демонстрация кинофильма (по ходу просмотра возможны комментарии, фиксирующие внимание учащихся на главном); беседа после просмотра по вопросам, данным предварительно; обобщение содержания кинофрагмента; включение материала кинофильма в домашнее задание (ответы на вопросы, составление рассказа, сочинение, выполнение рисунков и т. п.). Использование звукозаписей на уроках чтения занимает значительное место при анализе текста литературного произведения, в процессе обучения навыкам выразительного чтения, в качестве иллюстрации при работе над звуковой формой речи. На уроках используются литературные, документальные, музыкальные звукозаписи, художественное чтение, авторские исполнения, инсценировки литературных произведений, позволяет ввести музыкальное, песенное сопровождение изучаемого материала, услышать живые голоса известных поэтов, писателей, артистов. Наибольшее значение на уроках русского языка и чтения приобретает использование компьютеров. Существуют следующие виды их применения: Учебное – использование компьютера как средства обучения на материале конкретного учебного предмета, в том числе русского языка и чтения. Есть программа типа «тренажер», «опросник», программы позволяющие обучать новому и одновременно контролировать его усвоение. – Компьютерная поддержка универсальных видов деятельности, в частности чтения и письма, поиска информации, коммуникации. Дефектологическое – компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития. Для эффективного дефектологического использования компьютера необходима разработка целого ряда специальных аппаратных и программных средств, а также соответствующего программного обеспечения. Учительское – применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической и организационно-методической деятельности.
Компьютеризация обучения дает возможность создавать методические основы альтернативных форм учебного процесса, реализовывать дифференциацию обучения. Применение компьютерных технологий позволяет учителю представлять необходимые учебные материалы в удобной форме (учебного урока, его фрагмента, отдельного контрольного упражнения, теста и т.д.), и в тоже время позволяет легко редактировать учебный материал и изменять структуру его представления учащимся. Можно создавать программы, помогающие учащимся с ограниченными возможностями здоровья работать над тестами первоисточников на уроках чтения. Пользуясь системами обработки текста, готовятся контрольные работы и другие материалы для учеников. При этом можно сделать разные варианты, включить много дополнительных вопросов и заданий, которые впоследствии легко расширять, обновлять, изменять. Ученикам можно дать деформированные тексты: с пропущенными кусками, ошибками, неправильно использованными словами. Занимательность материалов, представляемых с помощью ТСО, безгранична. Компьютерные игры познавательного характера, содержащие анимацию, музыку, текст с интересным сюжетом, в состоянии удерживать внимание учащихся с интеллектуальными нарушениями. Непроизвольное внимание учеников вызывают новизна, необычность, динамичность объекта, контрастность изображения, т.е. те качества информации, которые воспроизводятся с помощью ТСО. Все это воздействует на учащихся и, вызывая непроизвольное внимание, способствует непроизвольному запоминанию материала. Таким образом, при грамотном подходе к отбору многообразных методов обучения русскому языку, их комплексном использовании с учётом специфики контингента учащихся специальных (коррекционных) школ возможно добиваться положительных результатов в усвоении исторических знаний учащимися с нарушение интеллектуального развития, повышать уровень их воспитанности, решать коррекционные задачи.
Библиография

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М.:

Владос, 2004. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их

использования. – М.: Академия, 2006. Полянская Л.И. Об организации инновационной деятельности

в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида // Дефектология №2. – 2005.