Напоминание

"Развитие мелкой моторики через уроки строительного дела в классах пропедевтики".

Автор: Майсакова Татьяна Андреевна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: ГОБОУ "ЦАО"
Населённый пункт: город Великий Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие мелкой моторики через уроки строительного дела в классах пропедевтики".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное областное бюджетное образовательное учреждение «Центр адаптированного образования» г. Великого Новгорода
Реферат по теме:

«Развитие мелкой моторики через уроки

строительного дела в классах пропедевтики».
Разработал: Майсакова Т.А.- учитель трудового обучения высшей категории. г. Великий Новгород 2016год
Оглавление

Введение 1. Развитие детей с интеллектуальной недостаточностью с точки зрения педагогов и психологов. 1.1 Особенности развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта в классе пропедевтики по строительному делу. 1.2 Уроки строительного дела - как средство развития мелкой моторики школьников с нарушением интеллекта. Заключение Список литературы
Введение

Трудовое обучение является ведущей составляющей учебно- воспитательного процесса для учащихся с отклонениями в развитии. Проблема развития мелкой моторики на занятиях по трудовому обучению весьма актуальна, так как именно трудовая деятельность способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи и связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. Решение проблемы у учащихся с нарушением интеллекта наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает трудовая деятельность по предмету строительное дело.
1.2Развитие детей с интеллектуальной недостаточностью с точки зрения

педагогов и психологов.
Анализ теоретических источников показал, что у школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается несформированность мелкой моторики рук. Проблема изучения и коррекции мелкой моторики у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью остается актуальной и на сегодняшний день. Л.В. Занков(3) считает, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены. В работах И.М. Бгажноковой(1; 73) было отмечено, что умственно отсталые школьники способны к развитию, даже при наличии специально организованных, адекватных для их состояния условий, темп их поступательного движения носит замедленный и качественно измененный характер. В.В. Воронкова(2; 400) в своих исследованиях доказала, что для развития умственно отсталого ребенка весьма значима материальная база, те условия жизни, в которых он находится, обстановка, достаток в семье.
1.1 Особенности развития мелкой моторики школьников с нарушением

интеллекта в классе пропедевтики по строительному делу.
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида начинается с 5 – го ( адаптационно-диагностического) класса. 5 класс - класс трудовой пропедевтики, где закладываются основы профориентационной
работы с детьми. Особенность организации обучения трудовой деятельности школьников с умственной отсталостью проявляется в обязательном наличии пропедевтического этапа, на котором проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов . Этот этап позволяет изучить трудовые способности ребенка и сделать вывод о его возможностях . У учащихся с нарушением интеллекта проявляются недоразвития мелкой моторики рук, недостаточная координированность и целенаправленность движений. Из наблюдений Г.И. Жаренкова видно, что школьников затрудняет удержание шаблона в процессе работы, наблюдается его соскальзывание (5,120). Линейка также меняет свое исходное положение. Не происходит точное совпадение следа и сгиба бумаги с линиями разметки карандашом. Большие трудности обнаруживаются у учащихся при работе с ножницами. Недостаточность ручных умений и навыков у учащихся проявляются в работе с красками и кисточкой. Пользование кистью неумелое - не могут рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ею в разных направлениях, не могут ориентироваться на листе бумаги. На уроках строительного дела, в процессе работы с различными инструментами и материалами используются самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук, развивается координация, дифференцированность, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными . Металлический конструктор для детей дает возможность ребенку познакомиться со свойствами металла, понять, по какому принципу конструируются реальные предметы, и ребенок увидит на практике, что металл – прочный материал. Скрепляющим материалом являются болты, гайки, и чтобы подобрать гайку и болт, ребенку необходимо проявить усидчивость, терпение, внимательность, чтобы в итоге получилось то, что необходимо. При работе с мелкими деталями у ребенка развивается мелкая моторика. Ребенок может идти от простого к сложному. Следующее средство – это бумага. Особенно детям нравится мозаичная аппликация, работа с шаблонами, сгиба бумаги с линиями разметки карандашом по линейке, при работе с ножницами. Мозаика – это особый вид творчества, это способ создания узоров, изображений с помощью мелких кусочков (деталей) разных цветов. Кусочки могут быть изготовлены из разных материалов (керамики, линолеума, бумаги). Во время перекладывания мелких частей мозаики ребенок совершает настолько разные действия – от рассматривания картинки в инструкции до сопоставления деталей по форме и цвету и выкладывания их на поверхности, что игру с
мозаикой, в конечном итоге, никак нельзя назвать простым «убиванием времени». Для того чтобы сделать все задания доступными и легко выполнимыми, необходимо проведение специально организованной работы по коррекции и развитию мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта.
1.2Уроки строительного дела - как средство развития мелкой моторики

школьников с нарушением интеллекта.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у учащихся являются уроки по строительному делу. Для преодоления всех указанных выше нарушений в развитии мелкой моторики у учащихся необходимо проведение специально организованной коррекционной работы, направленной на совершенствование моторной сферы детей. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас школьника. Согласно взглядам Л.С. Выготского и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности (4; 400). В учебном процессе я стараюсь на всех этапах урока использовать упражнения, направленные на развитие мелкой моторики учащихся с нарушением интеллекта. Перед началом работы в обязательном порядке проводится серия упражнений, способствующих развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки: вращение кистями рук, кистей в кулак, последовательное нажимание кончиком большого пальца на кончики остальных пальцев той же кисти и ряд других несложных упражнений. Перед основной работой проводится пальчиковая гимнастика. Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая способствует развитию мелкой моторики: 1. Игры с пальчиками. Приложение №1. 2. Пальчиковые игры с деталями металлического конструктора. Приложение №2. 3. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика. Приложение №3. 4. Рисование красками с помощью кисти. Приложение №4. 5. Аппликация (мозаичная из различного материала). 6. Конструирование из металлического конструктора, деревянного конструктора (упражнение «Строители»). Приложение №5 7. Игры с мелкими предметами (завинчивание и развинчивание гаек металлического конструктора). 8. Развитие графической моторики (рисование по трафаретам, выполнение графических упражнений). Приложение №6. 9. Вырезание ножницами, работа с клеем, бумагой.
Заключение
Анализ теоретических источников и результаты развития мелкой моторики у школьников с нарушением интеллекта показали, что проблема является актуальной. Присущие школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов развития мелкой моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью .
Список литературы:
1.Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.1987г., 2.Воспитание и обучение во вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа - ПРЕСС, 1994, -416 с. 3.Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. - М., 1988. 4.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 1988. 5.Жаренков Г.И. Коррекционная работа на уроках трудового обучения. (в сб. коррекционно-развивающее обучение). - М.: Дрофа, - С. 115-148.
Приложение №1(

Игры с пальчиками).

Стульчик».

«
Стульчик» ты из рук сложи и детишкам покажи. ( Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку, в положении кулачка, прижать к левой ладошке большим пальцем к себе). «
Домик
» Дом мы строим. Выше, выше! Есть окошки в нем и крыша. ( Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная крыша с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится большой дом). «
Разминка
». Ты, утёнок, не пищи! Лучше маму поищи. ( Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.) «
Весёлые маляры
». Красят домик маляры для любимой детворы. Если только я смогу, то им тоже помогу. ( Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами) . «
Дождик
» Дождик-дождик, полно лить, малых детушек мочить! Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино). «
Мы считаем
» Можно пальчики считать: раз-два-три-четыре-пять. На другой руке - опять: раз-два-три-четыре-пять. Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого . «
Кисточка»
Мягкой кисточкой покрашу стульчик, стол и кошку Машу. Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев. «
Пальчики»
Раз-два-три-четыре-пять - вышли пальчики гулять. Раз-два-три-четыре-пять – в домик спрятались опять. Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке. «
На работу»
Большой палец встал один. Указательный - за ним. Средний будит безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все - «Ура!» На работу им пора. (Cжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» - широко расставить пальцы в стороны.) «
Домик
» Это домик . (Обе ладони приставьте друг к другу.) Это крыша . (Соедините ладони и переплетите пальцы .) А труба ещё повыше . (Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их)
Приложение №2

(Пальчиковые игры с металлическим конструктором).

"Собери детали
" Рассыпать перед учеником детали металлического конструктора. Ученик должен собрать их все по одной обратно в коробочку.
"Путаница"
Нарисовать на листе бумаги перепутанные предметы. Ученик проходит указкой по контуру каждого предмета и называет его. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку.
"Бусы"
Хорошо развивает руку ученика нанизывание на леску или нитку гаек металлического конструктора .
Приложение №2
Из деталей металлического конструктора составляем или преобразовываем различные фигуры. Например: переложить одну палочку, чтобы домик был повернут в другую сторону.
Приложение №3(Физкультминутки).

"Котёнок"
Ты, котёнок, не пищи! Лучше маму поищи. (Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.)
"Белка"
Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки Лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому. (Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем — левой.)
"

Весёлые пальчики

"
Большой палец - танцевал, указательный - скакал, средний палец - приседал, безымянный - всё кружился, а мизинчик -веселился. (Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.)
"Веер"
Ладони держите перед собой, пальцы прижаты ("веер закрыт"). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу ("открываем и закрываем веер"). Помашите кистями на себя и от себя ("обмахиваемся веером") 6—8 раз.
"

Павлин"
У весёлого павлина фруктов полная корзина. В гости ждёт друзей павлин, а пока павлин один. ( Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки ("хвост павлина"). Соединяйте и расставляйте пальцы ("павлин раскрывает и закрывает хвост").
"Бабочка"
Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения ("бабочка машет крыльями") — сначала одной, потом другой рукой.
Пальчиковая гимнастика:
1.Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз). 2.Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами. 3.Ладони поочередно ударяют о край стола. 4. Руки вытягивают вперед, сжимают и разжимают кулачки. 5. Поочередно пальцы загибаются сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки.
Приложение №4
Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых, уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Это упражнение для отработки движений кисти, слева направо и справа налево применяю при работе с красками. При работе с ножницами, клеем дети учатся правильно пользоваться материалами, инструментами, приобретают немало практических навыков и умений, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движения руки.
Приложение №5

Упражнение «Строители».
В качестве строительного материала для различных построек используется деревянный конструктор. Вначале строительство ведётся по техническому рисунку, позднее по замыслу ребёнка. При строительстве учащиеся берут каждую деталь указанными учителем пальцами (большим – указательным, большим – средним, большим – указательным, большим – мизинцем). Возможны, даже желательны, соревнования между учащимися на самую высокую, самую интересную, самую фантастическую постройку.
Приложение №6(Графические упражнения).
1. Одна клетка вверх, четыре клетки вправо, четыре клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, четыре клетки вправо, одна клетка вниз, девять клеток влево. 2. Одна клетка вправо, семь клеток вверх, одна клетка вправо, пять клеток вниз, три клетки вправо, пять клеток вверх, одна клетка вправо, семь клеток вниз, одна клетка вправо. 3. Четыре клетки вверх, одна клетка вправо, три клетки вниз, пять клеток вправо, три клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, семь клеток влево. 4. Пять клеток вверх, три клетки вправо, две клетки вниз, пять клеток вправо, одна клетка вниз, пять клеток влево, две клетки вниз, три клетки влево. .

1.2Уроки строительного дела - как средство развития мелкой моторики

школьников с нарушением интеллекта.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у учащихся являются уроки по строительному делу. Для преодоления всех указанных выше нарушений в развитии мелкой моторики у учащихся необходимо проведение специально организованной коррекционной работы, направленной на совершенствование моторной сферы детей. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас школьника. Согласно взглядам Л.С. Выготского и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности (4; 400). В учебном процессе я стараюсь на всех этапах урока использовать упражнения, направленные на развитие мелкой моторики учащихся с нарушением интеллекта. Перед началом работы в обязательном порядке проводится серия упражнений, способствующих развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки: вращение кистями рук, кистей в кулак, последовательное нажимание кончиком большого пальца на кончики остальных пальцев той же кисти и ряд других несложных упражнений. Перед основной работой проводится пальчиковая гимнастика. Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая способствует развитию мелкой моторики: 1. Игры с пальчиками. Приложение №1. 2. Пальчиковые игры с деталями металлического конструктора. Приложение №2. 3. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика. Приложение №3. 4. Рисование красками с помощью кисти. Приложение №4. 5. Аппликация (мозаичная из различного материала). 6. Конструирование из металлического конструктора, деревянного конструктора (упражнение «Строители»). Приложение №5 7. Игры с мелкими предметами (завинчивание и развинчивание гаек металлического конструктора). 8. Развитие графической моторики (рисование по трафаретам, выполнение графических упражнений). Приложение №6. 9. Вырезание ножницами, работа с клеем, бумагой.
Заключение
Анализ теоретических источников и результаты развития мелкой моторики у школьников с нарушением интеллекта показали, что проблема является актуальной. Присущие школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов развития мелкой моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью .
Список литературы:
1.Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.1987г., 2.Воспитание и обучение во вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа - ПРЕСС, 1994, -416 с. 3.Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. - М., 1988. 4.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 1988. 5.Жаренков Г.И. Коррекционная работа на уроках трудового обучения. (в сб. коррекционно-развивающее обучение). - М.: Дрофа, - С. 115-148.
Приложение №1(

Игры с пальчиками).

Стульчик».

«
Стульчик» ты из рук сложи и детишкам покажи. ( Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку, в положении кулачка, прижать к левой ладошке большим пальцем к себе). «
Домик
» Дом мы строим. Выше, выше! Есть окошки в нем и крыша. ( Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная крыша с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится большой дом). «
Разминка
». Ты, утёнок, не пищи! Лучше маму поищи. ( Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.) «
Весёлые маляры
». Красят домик маляры для любимой детворы. Если только я смогу, то им тоже помогу. ( Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами) . «
Дождик
» Дождик-дождик, полно лить, малых детушек мочить! Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино). «
Мы считаем
» Можно пальчики считать: раз-два-три-четыре-пять. На другой руке - опять: раз-два-три-четыре-пять. Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого . «
Кисточка»
Мягкой кисточкой покрашу стульчик, стол и кошку Машу. Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев. «
Пальчики»
Раз-два-три-четыре-пять - вышли пальчики гулять. Раз-два-три-четыре-пять – в домик спрятались опять. Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке. «
На работу»
Большой палец встал один. Указательный - за ним. Средний будит безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все - «Ура!» На работу им пора. (Cжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» - широко расставить пальцы в стороны.) «
Домик
» Это домик . (Обе ладони приставьте друг к другу.) Это крыша . (Соедините ладони и переплетите пальцы .) А труба ещё повыше . (Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их)
Приложение №2

(Пальчиковые игры с металлическим конструктором).

"Собери детали
" Рассыпать перед учеником детали металлического конструктора. Ученик должен собрать их все по одной обратно в коробочку.
"Путаница"
Нарисовать на листе бумаги перепутанные предметы. Ученик проходит указкой по контуру каждого предмета и называет его. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку.
"Бусы"
Хорошо развивает руку ученика нанизывание на леску или нитку гаек металлического конструктора .
Приложение №2
Из деталей металлического конструктора составляем или преобразовываем различные фигуры. Например: переложить одну палочку, чтобы домик был повернут в другую сторону.
Приложение №3(Физкультминутки).

"Котёнок"
Ты, котёнок, не пищи! Лучше маму поищи. (Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.)
"Белка"
Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки Лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому. (Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем — левой.)
"

Весёлые пальчики

"
Большой палец - танцевал, указательный - скакал, средний палец - приседал, безымянный - всё кружился, а мизинчик -веселился. (Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.)
"Веер"
Ладони держите перед собой, пальцы прижаты ("веер закрыт"). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу ("открываем и закрываем веер"). Помашите кистями на себя и от себя ("обмахиваемся веером") 6—8 раз.
"

Павлин"
У весёлого павлина фруктов полная корзина. В гости ждёт друзей павлин, а пока павлин один. ( Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки ("хвост павлина"). Соединяйте и расставляйте пальцы ("павлин раскрывает и закрывает хвост").
"Бабочка"
Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения ("бабочка машет крыльями") — сначала одной, потом другой рукой.
Пальчиковая гимнастика:
1.Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз). 2.Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами. 3.Ладони поочередно ударяют о край стола. 4. Руки вытягивают вперед, сжимают и разжимают кулачки. 5. Поочередно пальцы загибаются сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки.
Приложение №4
Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых, уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Это упражнение для отработки движений кисти, слева направо и справа налево применяю при работе с красками. При работе с ножницами, клеем дети учатся правильно пользоваться материалами, инструментами, приобретают немало практических навыков и умений, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движения руки.
Приложение №5

Упражнение «Строители».
В качестве строительного материала для различных построек используется деревянный конструктор. Вначале строительство ведётся по техническому рисунку, позднее по замыслу ребёнка. При строительстве учащиеся берут каждую деталь указанными учителем пальцами (большим – указательным, большим – средним, большим – указательным, большим – мизинцем). Возможны, даже желательны, соревнования между учащимися на самую высокую, самую интересную, самую фантастическую постройку.
Приложение №6(Графические упражнения).
1. Одна клетка вверх, четыре клетки вправо, четыре клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, четыре клетки вправо, одна клетка вниз, девять клеток влево. 2. Одна клетка вправо, семь клеток вверх, одна клетка вправо, пять клеток вниз, три клетки вправо, пять клеток вверх, одна клетка вправо, семь клеток вниз, одна клетка вправо. 3. Четыре клетки вверх, одна клетка вправо, три клетки вниз, пять клеток вправо, три клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, семь клеток влево. 4. Пять клеток вверх, три клетки вправо, две клетки вниз, пять клеток вправо, одна клетка вниз, пять клеток влево, две клетки вниз, три клетки влево. .