Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Автор: Скрябина Лариса Ивановна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Репетиторский центр "mammarada"
Населённый пункт: Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: из опыта работы
Тема: Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения.
в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок,
который мы можем ему сделать.
Сесиль Лупан.
В условиях модернизации российского образования цели обучения, его содержание,
уровень знаний, умений и навыков определяются через языковую, коммуникативную и
культуроведческую компетенции, то есть целью обучения в системе школьного
образования становится не только усвоение знаний и формирование умений, но также
развитие личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей,
ценностных ориентаций.
Первостепенную роль в модернизации школьного образования играет учитель. Время
требует учителей, способных работать в условиях быстро обновляющейся научной
информации, разбираться в актуальных проблемах в области своей специальности,
пополнять знания путем самообразования.
Я не просто учитель, я учитель начальных классов. Тридцать первый год преподаю в
начальных классах. Думаю, что это были годы неустанных творческих поисков и
оригинальных педагогических решений в преподавании младших школьников, годы
непрерывного совершенствования в педагогике и методике. А учителя начальных классов
закладывают фундамент образования и потому ответственны в двойне перед учащимися,
их родителями и, в конечном счете, перед обществом.
В последние десятилетия обнаружилась опасная тенденция снижения интереса
к чтению. Опытные педагоги, задумываясь над этим, начали реагировать по своему:
чтобы возбудить интерес к чтению, разработали разные приемы повышения навыков
и интереса к чтению.
Работая с детьми много лет, я поняла, что для повышения мотивации к чтению
необходимо формирование читательской деятельности младших школьников.
Как достигнуть необходимого воспитательно-образовательного эффекта таких форм
организации формирования читательской деятельности? Это могут быть произведения
известных детских писателей, которые создадут определенный эмоциональный
настрой и повысят интерес к чтению, приобщат к литературному языку и тем самым
обогатят лексический запас детей. Несомненно, велика их роль в воспитании
ценностных компетенций личности. Учитывая возрастные и психологические
особенности, я стараюсь разнообразить формы и тематику организации читательской
деятельности. За годы работы выявила, что одной из главных проблем моей практики
является то, что у детей с каждым годом снижается уровень чтения художественных книг,
мало читают, не посещают библиотеки. А большее время сидят за компьютером.
Каждому понятно, что чтение в обучении является резервом успешного обучения. Тот,
кто мало читает, тот и затрудняется в учебе.
Исходя из этого, я поставила перед собой следующую цель: формирование
читательской деятельности младших школьников. Читательское мастерство
приобретается не вдруг, а в процессе длительной работы. Целесообразность и
эффективность совместной работы учителя с родителями показала практика моей
работы. Главную установку ребенку по отношению к книге дает семья. Понимание ими
значения чтения в развитии личности и влияние на активное формирование личности
ребенка через чтение.
Чтобы достичь поставленную цель, разработала программу «Формирование
вдумчивого читателя через семейное чтение».
Цель: приобщение детей и родителей к совместному чтению, развитию творческих
способностей и удовлетворению их информационных потребностей;
Задачи:
Развитие у детей способности самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного.
Приобщение детей и родителей к чтению, как средству межличностного общения
и развития способностей к творческому самообразованию.
Использование всех активных библиотечно-библиографических форм и методов
работы в организации семейного чтения.
Наиболее эффективными формами массовой и индивидуальной работы по чтению
считаю проведение литературных праздников семейного чтения с практической
творческой деятельностью. Вовлечение родителей к этой работе дало значительные
результаты. Рост мотивации детей к учению, создано условие успешности,
обучающиеся более стали уверенными в себе.
Я стала уделять большое внимание семейному чтению. Я стараюсь разнообразить
формы работы, потому и провожу их в форме литературного праздника, библиотечных
уроков, уроки-встречи с писателями под названием «В гостях у писателя», различные
конкурсы знатоков, КТД. Сама необычность формы работы по формированию
читательской деятельности развивает и углубляет интерес к чтению, позволяет учащимся
проявить наибольшую самостоятельную активность. В своей педагогической практике
широко использую технологии формирования вдумчивого читателя известных
методистов- педагогов Н. Светловской, И. Джелелей.
Наиболее сложным и показательным этапом эффективной работы является работа с
детьми над результатами научных исследований, их анализом, оформление результатов и
выступление на различных конкурсах и конференциях. Многократно наши работы
становились победителями улусных, региональных конференций. Конечно, такая работа
требует постоянного роста профессиональной компетентности, пробуждаю и развиваю
интерес школьника к своему предмету, к живому художественному слову, создаю для
учащихся ту развивающую среду, которая содействует успеху в обучении и воспитании .
Я думаю, что целенаправленная содержательная работа учителя по этому
направлению способствует достижению поставленной цели.
Тема моего инновационного педагогического опыта:
«Активизация читательской деятельности младших школьников на уроках и во
внеурочных занятиях».
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным
тенденциям развития образования, его практическая значимость).
Одним из
наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная
деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать
знания самостоятельно.
Активизация читательской деятельности учащихся - одна из актуальных проблем
на современном уровне развития педагогической теории и практики.
Избранную тему считаю актуальной, поскольку невозможно переоценить значения
читательской
деятельности для общего развития школьника и формирования его
личности. Под влиянием читательской деятельности
развиваются все
процессы
сознания. Чтение требует активной работы мысли, и
не только мыслительных
процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых
принципов и приёмов
).
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса,
обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию
разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует
качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть
развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности,
формировать читательские интересы.
Процесс чтения у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном
неустойчив, эпизодичен, особенно в 1-2 классах. Поэтому необходимо разбудить
читательский интерес, активность младшего школьника в различных видах его
деятельности. Необходимость активизации читательской деятельности диктуется
возросшими требованиями к воспитанию и образованию.
Поэтому формирование деятельной позиции школьника в чтении — главная задача
всего учебного процесса. Обучение, при котором ученик действует всегда только по
указаниям учителя, не имеет ценных внутренних побуждений, не является для учителя
субъектом учебной деятельности, нерациональное обучение; на него зря затрачены время,
сила и энергия учителя.
Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании учебной
деятельности школьников, в процессе внеклассной работы для развития читательского
интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся.
Эффективными средствами активизации читательской деятельности включения
ребёнка в процесс творчества на уроке и вне урока являются:
- игровая деятельность;
-создание положительных эмоциональных ситуаций;
-работа в парах, группах;
-проблемное обучение;
-использование ИКТ;
Активные формы работы дают возможность ученику реализовать себя, стать
подлинным субъектом деятельности, желающим и умеющим познавать новое.
Внешними результатами являются успешное участие педагога и учащихся в творческих
конкурсах, олимпиадах .
Во внеурочное время руковожу кружками «Театр и дети», «Путешествие в страну
этикета», «Вокал».
Учащиеся имеют 100% успеваемость, качество знаний по предметам 63-72%. Мои
ученики - участники и победители школьных и районных конкурсов.
Учебная деятельность неразрывно связана с воспитательным процессом. Поэтому
воспитание личности учащегося продолжается и во внеурочное время. Разрабатываю и
провожу тематические утренники, литературные игры, викторины, конкурсы,
интеллектуальные игры, а также беседы на этические и духовно-нравственные темы, об
охране здоровья, беседы по ПДД. Стараюсь постоянно совершенствовать своё
педагогическое мастерство.
С родителями работаю в тесном контакте. Выступала перед ними с лекциями, докладами
на различные темы: «Режим дня в жизни школьника», «Адаптация и его последствия»,
«Нравственное воспитание в семье», «Развитие читательских способностей», «Семейное
чтение» и др. Привлекаю родителей к проведению праздников и мероприятий в классе.
Стараюсь дать полезные практические советы по воспитанию.
Мои родители - мои помощники. Вот уж более двадцати лет веду у себя в классе
кукольный и драматический театр. Ранее это были только куклы, но со временем для
развития читательского интереса ученика и его семьи стала в классе проводить
драмкружок. Это очень помогло повышению эффективности и качества чтения не только
среди учеников, но и их родителей. Ответственность за костюмы легла на плечи
родителей, совместное чтение и разучивание роли, вечерний разбор произведения и
характера героя намного повысила уровень чтения по классам, привила любовь или
уважение к процессу чтения, развиваются творческие способности у детей, они активны и
любознательны.
Прилагаю проект «Театр и дети»
ПРОЕКТ
Театр и дети
Театр поучает так, как этого не
сделать толстой книге.
Вольтер.
Цель:
Создание условий для развития творческих способностей обучающихся.
Решение проблем воспитания и досуга.
Диагностика и коррекция психологических комплексов, адаптация к современным
социальным условиям.
Задачи
–
Познакомить учащихся с театром как видом искусства.
–
Через игровые упражнения помочь избавиться от излишних психологических
зажимов и комплексов.
–
Через упражнения из области актерского мастерства научить:
-концентрировать внимание
-управлять фантазией
-обладать образным видением
-научить анализировать и владеть психофизическим состоянием.
–
В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:
-оформление сцены
-нормы поведения на сцене и в зрительном зале
-что такое этюд, сюжет, фрагмент
–
Через работу в форме творческой мастерской развивать:
o
-логическое мышление
o
-способность выстраивания событийного мышление
o
-Способность определять мораль, основную мысль и главную задачу
произведения
o
-способность на экспромт и умения видеть образы.
–
Через постановочную работу развить:
o
-чувство ответственности
o
-коллективизм
o
-коммуникабельность
o
-дисциплинированность
o
-организаторские способности
o
-художественный вкус
o
-трудолюбие
o
-активность.
Механизм выполнения проекта:
Основные исполнители проекта - учащиеся класса .
Реализация проекта будет осуществляться на базе МОУ НБСОШ №1.
Координатор проекта - учитель начальных классов Скрябина Л.И.
Организационная и методическая помощь будет оказана администрацией МОУ
НБСОШ №1.
Финансовая поддержка реализации проекта будет частично обеспечена за счет
добровольных благотворительных пожертвований родителей класса.
Основные исполнители проекта - учащиеся класса .
Реализация проекта будет осуществляться на базе МОУ НБСОШ №1.
Координатор проекта - учитель начальных классов Скрябина Л.И.
Организационная и методическая помощь будет оказана администрацией МОУ
НБСОШ №1.
Этапы реализации проекта.
Изучение мнения родителей и учащихся класса о необходимости данного проекта.
Определение целей и задач.
Изучение реальных возможностей проектной группы.
Составление детального плана работы.
Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.
Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.
Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.
Разработка критериев оценки эффективности работы над проектом.
Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и уме
Ведущие методы:
метод сотрудничества;
метод самовоспитания;
личный пример педагога;
метод упражнений.
Реализация проекта
Составление деловых предложений по разработанному проекту.
Проведение плановых мероприятий.
Контроль и оценка выполнения плана.
Корректировка реализации проекта.
Ожидаемые результаты проекта:
o
Будут представлены театрализованные представления в НБСОШ №1,
НБСОШ №2, ДОУ «Солнышко», «Сказка»;
o
У обучающихся будет сформирован опыт нравственного поведения;
o
Будут сформированы ценностные установки, жизненные приоритеты.
Модель выпускника:
Раскрепощенный, общительный, владеющий словом и телом человек, готовый к
дальнейшей творческой активности в любой области жизнедеятельности
План работы (подпроекты)
1 КЛАСС.(КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР)
Р.н.с «Кот, лиса и петух»
Новогоднее представление«В гостях у сказок»
Р.н.с. «Репка»
Р.н.с. «Колобок»
Р.н.с. «Теремок»
2 КЛАСС (ДРАМКРУЖОК)
Р.н.с. «Заячья избушка»
«Подарок Деду Морозу»
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
3 КЛАСС(ДРАМКРУЖОК)
С.Маршак (обработка)«12 месяцев»
Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Весенняя сказка»
4 КЛАСС.(ДРАМКРУЖОК)
Р.н.с. «Царевна-лягушка»
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, князе Гвидоне и Прекрасной царевне Лебеди»
Х.К.Андерсен«Дюймовочка».
Спасибо за внимание!
С уважением Скрябина Лариса Ивановна, Якутск, Республика Саха (Якутия).