Напоминание

Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Автор: Скрябина Лариса Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Репетиторский центр "mammarada"
Населённый пункт: Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: из опыта работы
Тема: Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование читательской компетентности

младших школьников

в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать. Сесиль Лупан. В условиях модернизации российского образования цели обучения, его содержание, уровень знаний, умений и навыков определяются через языковую, коммуникативную и культуроведческую компетенции, то есть целью обучения в системе школьного образования становится не только усвоение знаний и формирование умений, но также развитие личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций. Первостепенную роль в модернизации школьного образования играет учитель. Время требует учителей, способных работать в условиях быстро обновляющейся научной информации, разбираться в актуальных проблемах в области своей специальности, пополнять знания путем самообразования. Я не просто учитель, я учитель начальных классов. Тридцать первый год преподаю в начальных классах. Думаю, что это были годы неустанных творческих поисков и оригинальных педагогических решений в преподавании младших школьников, годы непрерывного совершенствования в педагогике и методике. А учителя начальных классов закладывают фундамент образования и потому ответственны в двойне перед учащимися, их родителями и, в конечном счете, перед обществом. В последние десятилетия обнаружилась опасная тенденция снижения интереса к чтению. Опытные педагоги, задумываясь над этим, начали реагировать по своему: чтобы возбудить интерес к чтению, разработали разные приемы повышения навыков и интереса к чтению. Работая с детьми много лет, я поняла, что для повышения мотивации к чтению необходимо формирование читательской деятельности младших школьников. Как достигнуть необходимого воспитательно-образовательного эффекта таких форм организации формирования читательской деятельности? Это могут быть произведения известных детских писателей, которые создадут определенный эмоциональный настрой и повысят интерес к чтению, приобщат к литературному языку и тем самым обогатят лексический запас детей. Несомненно, велика их роль в воспитании ценностных компетенций личности. Учитывая возрастные и психологические особенности, я стараюсь разнообразить формы и тематику организации читательской деятельности. За годы работы выявила, что одной из главных проблем моей практики
является то, что у детей с каждым годом снижается уровень чтения художественных книг, мало читают, не посещают библиотеки. А большее время сидят за компьютером. Каждому понятно, что чтение в обучении является резервом успешного обучения. Тот, кто мало читает, тот и затрудняется в учебе. Исходя из этого, я поставила перед собой следующую цель: формирование читательской деятельности младших школьников. Читательское мастерство приобретается не вдруг, а в процессе длительной работы. Целесообразность и эффективность совместной работы учителя с родителями показала практика моей работы. Главную установку ребенку по отношению к книге дает семья. Понимание ими значения чтения в развитии личности и влияние на активное формирование личности ребенка через чтение. Чтобы достичь поставленную цель, разработала программу «Формирование вдумчивого читателя через семейное чтение».
Цель:
приобщение детей и родителей к совместному чтению, развитию творческих способностей и удовлетворению их информационных потребностей;
Задачи:
 Развитие у детей способности самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного.  Приобщение детей и родителей к чтению, как средству межличностного общения и развития способностей к творческому самообразованию.  Использование всех активных библиотечно-библиографических форм и методов работы в организации семейного чтения. Наиболее эффективными формами массовой и индивидуальной работы по чтению считаю проведение литературных праздников семейного чтения с практической творческой деятельностью. Вовлечение родителей к этой работе дало значительные результаты. Рост мотивации детей к учению, создано условие успешности, обучающиеся более стали уверенными в себе. Я стала уделять большое внимание семейному чтению. Я стараюсь разнообразить формы работы, потому и провожу их в форме литературного праздника, библиотечных уроков, уроки-встречи с писателями под названием «В гостях у писателя», различные конкурсы знатоков, КТД. Сама необычность формы работы по формированию читательской деятельности развивает и углубляет интерес к чтению, позволяет учащимся проявить наибольшую самостоятельную активность. В своей педагогической практике широко использую технологии формирования вдумчивого читателя известных методистов- педагогов Н. Светловской, И. Джелелей. Наиболее сложным и показательным этапом эффективной работы является работа с детьми над результатами научных исследований, их анализом, оформление результатов и
выступление на различных конкурсах и конференциях. Многократно наши работы становились победителями улусных, региональных конференций. Конечно, такая работа требует постоянного роста профессиональной компетентности, пробуждаю и развиваю интерес школьника к своему предмету, к живому художественному слову, создаю для учащихся ту развивающую среду, которая содействует успеху в обучении и воспитании . Я думаю, что целенаправленная содержательная работа учителя по этому направлению способствует достижению поставленной цели.
Тема моего инновационного педагогического опыта:

«Активизация читательской деятельности младших школьников на уроках и во

внеурочных занятиях».

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным

тенденциям развития образования, его практическая значимость).
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Активизация читательской деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Избранную тему считаю актуальной, поскольку невозможно переоценить значения читательской деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием читательской деятельности развиваются все процессы сознания. Чтение требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых

принципов и приёмов
). Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать читательские интересы. Процесс чтения у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен, особенно в 1-2 классах. Поэтому необходимо разбудить читательский интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации читательской деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.
Поэтому формирование деятельной позиции школьника в чтении — главная задача всего учебного процесса. Обучение, при котором ученик действует всегда только по указаниям учителя, не имеет ценных внутренних побуждений, не является для учителя субъектом учебной деятельности, нерациональное обучение; на него зря затрачены время, сила и энергия учителя. Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников, в процессе внеклассной работы для развития читательского интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся. Эффективными средствами активизации читательской деятельности включения ребёнка в процесс творчества на уроке и вне урока являются: - игровая деятельность; -создание положительных эмоциональных ситуаций; -работа в парах, группах; -проблемное обучение; -использование ИКТ; Активные формы работы дают возможность ученику реализовать себя, стать подлинным субъектом деятельности, желающим и умеющим познавать новое. Внешними результатами являются успешное участие педагога и учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах
.
Во внеурочное время руковожу кружками «Театр и дети», «Путешествие в страну этикета», «Вокал». Учащиеся имеют 100% успеваемость, качество знаний по предметам 63-72%. Мои ученики - участники и победители школьных и районных конкурсов. Учебная деятельность неразрывно связана с воспитательным процессом. Поэтому воспитание личности учащегося продолжается и во внеурочное время. Разрабатываю и провожу тематические утренники, литературные игры, викторины, конкурсы, интеллектуальные игры, а также беседы на этические и духовно-нравственные темы, об охране здоровья, беседы по ПДД. Стараюсь постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство. С родителями работаю в тесном контакте. Выступала перед ними с лекциями, докладами на различные темы: «Режим дня в жизни школьника», «Адаптация и его последствия», «Нравственное воспитание в семье», «Развитие читательских способностей», «Семейное чтение» и др. Привлекаю родителей к проведению праздников и мероприятий в классе. Стараюсь дать полезные практические советы по воспитанию.
Мои родители - мои помощники. Вот уж более двадцати лет веду у себя в классе кукольный и драматический театр. Ранее это были только куклы, но со временем для развития читательского интереса ученика и его семьи стала в классе проводить драмкружок. Это очень помогло повышению эффективности и качества чтения не только среди учеников, но и их родителей. Ответственность за костюмы легла на плечи родителей, совместное чтение и разучивание роли, вечерний разбор произведения и характера героя намного повысила уровень чтения по классам, привила любовь или уважение к процессу чтения, развиваются творческие способности у детей, они активны и любознательны. Прилагаю проект «Театр и дети»
ПРОЕКТ

Театр и дети
Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге. Вольтер.
Цель:
 Создание условий для развития творческих способностей обучающихся.  Решение проблем воспитания и досуга.  Диагностика и коррекция психологических комплексов, адаптация к современным социальным условиям.
Задачи
– Познакомить учащихся с театром как видом искусства. – Через игровые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов. – Через упражнения из области актерского мастерства научить:  -концентрировать внимание  -управлять фантазией  -обладать образным видением  -научить анализировать и владеть психофизическим состоянием. – В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:  -оформление сцены  -нормы поведения на сцене и в зрительном зале  -что такое этюд, сюжет, фрагмент – Через работу в форме творческой мастерской развивать: o -логическое мышление o -способность выстраивания событийного мышление o -Способность определять мораль, основную мысль и главную задачу произведения o -способность на экспромт и умения видеть образы. – Через постановочную работу развить: o -чувство ответственности o -коллективизм o -коммуникабельность o -дисциплинированность o -организаторские способности o -художественный вкус o -трудолюбие o -активность.
Механизм выполнения проекта:

Основные исполнители проекта - учащиеся класса . Реализация проекта будет осуществляться на базе МОУ НБСОШ №1. Координатор проекта - учитель начальных классов Скрябина Л.И. Организационная и методическая помощь будет оказана администрацией МОУ НБСОШ №1. Финансовая поддержка реализации проекта будет частично обеспечена за счет добровольных благотворительных пожертвований родителей класса. Основные исполнители проекта - учащиеся класса . Реализация проекта будет осуществляться на базе МОУ НБСОШ №1. Координатор проекта - учитель начальных классов Скрябина Л.И. Организационная и методическая помощь будет оказана администрацией МОУ НБСОШ №1.
Этапы реализации проекта.
 Изучение мнения родителей и учащихся класса о необходимости данного проекта.  Определение целей и задач.  Изучение реальных возможностей проектной группы.  Составление детального плана работы.  Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.  Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.  Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.  Разработка критериев оценки эффективности работы над проектом.  Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и уме
Ведущие методы:
 метод сотрудничества;  метод самовоспитания;  личный пример педагога;  метод упражнений.
Реализация проекта
 Составление деловых предложений по разработанному проекту.  Проведение плановых мероприятий.  Контроль и оценка выполнения плана.  Корректировка реализации проекта.
Ожидаемые результаты проекта:
o Будут представлены театрализованные представления в НБСОШ №1, НБСОШ №2, ДОУ «Солнышко», «Сказка»; o У обучающихся будет сформирован опыт нравственного поведения; o Будут сформированы ценностные установки, жизненные приоритеты.
Модель выпускника:
Раскрепощенный, общительный, владеющий словом и телом человек, готовый к дальнейшей творческой активности в любой области жизнедеятельности
План работы (подпроекты)
1 КЛАСС.(КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР)  Р.н.с «Кот, лиса и петух»  Новогоднее представление«В гостях у сказок»  Р.н.с. «Репка»  Р.н.с. «Колобок»  Р.н.с. «Теремок» 2 КЛАСС (ДРАМКРУЖОК)
 Р.н.с. «Заячья избушка»  «Подарок Деду Морозу»  А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» 3 КЛАСС(ДРАМКРУЖОК)  С.Маршак (обработка)«12 месяцев»  Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»  «Весенняя сказка» 4 КЛАСС.(ДРАМКРУЖОК)  Р.н.с. «Царевна-лягушка»  А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, князе Гвидоне и Прекрасной царевне Лебеди»  Х.К.Андерсен«Дюймовочка». Спасибо за внимание! С уважением Скрябина Лариса Ивановна, Якутск, Республика Саха (Якутия).