"Рабочая программа по физике в 7-9 классах"

Автор: Барсукова Елена Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программа по физике в 7-9 классах"
Дата публикации: 11.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации



Содержание:

1. Паспорт программы стр.3

2. Пояснительная записка стр. 4

3.

Требования

к



уровню

подготовки

учащихся



стр

. 7-9

4. Место предмета в федеральном базисном учебном плане стр.9

5. Выбор учебников и пособий. Учебно-методический комплекс стр.10-13

6.Организация общеобразовательного процесса (график прохождения

материала) стр.14

7.

Календарно-тематическое планирование стр.16..

ПАСПОРТ


рабочей программы учебного курса «Физика»(7-9 класс)

Тип программы
: программа общего образования.
Статус программы
: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы:
- для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг; - для администрации МБОУ СОШ №6 программа является основанием для определения качества реализации общего физического образования.
Категория обучающихся:
учащиеся МБОУ СОШ №6 г. Иркутска
Сроки освоения программы
: 3года.
Объем учебного времени
: 204 часов.
Форма обучения
: очная.
Режим занятий
: 2 часа в неделю.
Формы контроля
: срезы, тесты, самостоятельные и контрольные работы

Пояснительная записка курса физики, 7-9 класс.

Введение.
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-9 классов и реализуется на основе следующих документов:  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17)  Авторская программа основного общего образования по физике для 7-9 классов (А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2015 г.)  Приказ Министерства образования и науки РФ №1089 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».  Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014-2015 учебный год»
Рабочая учебная программа курса «Физика» для 7- 9 классов составлена на

основе примерной программы по физике, использован сборник “Рабочие программы для

общеобразовательных учреждений: Физика. 7-9 кл., М., Дрофа, 2015г.
Физика является фундаментом естественнонаучного образования, естествознания и научно-технического процесса. Введение данных нормативов по физике способствуют пониманию цели как учителя, так и школьниками и их родителями, а также повышению ожидаемых учебных результатов. Физика как наука имеет своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Характерные для современной науки интеграционные тенденции привели к существенному расширению объекта физического исследования, включая космические явления (астрофизика), явления в недрах Земли и планет (геофизика), некоторые особенности явлений живого мира и свойства живых объектов (биофизика, молекулярная биология), информационные системы (полупроводники, лазерная и криогенная техника как основа ЭВМ). Физика стала теоретической основой современной техники и ее неотъемлемой составной частью. Этим определяются образовательное значение учебного предмета «Физика» и его содержательно-методические структуры:  Физические методы изучения природы.
 Механика: кинематика, динамика, гидр аэростатика и динамика.  Молекулярная физика. Термодинамика.  Электростатика. Электродинамика.
Атомная физика.
В аспектном плане физика рассматривает пространственно-временные формы существования материи в двух видах – вещества и поля, фундаментальные законы природы и современные физические теории, проблемы методологии естественнонаучного познания. В объектном плане физика изучает различные уровни организации вещества: микроскопический – элементарный частицы, атом и ядро, молекулы; макроскопический – газ, жидкость, твердое тело, плазма, космические объекты как мегауровень. А также изучаются четыре типа взаимодействий (гравитационное, электромагнитное, сильное, слабое), свойства электромагнитного поля, включая оптические явления, обширная область технического применения физики. Общими целями, стоящими перед курсом физики, является формирование и развитие у ученика научных знаний и умений, необходимых для понимания явлений и процессов, происходящих в природе, быту, для продолжения образования.
Общая характеристика учебного предмета:
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Цели изучения физики:
1. - освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира 2. .-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, задач и выполнения экспериментальных исследований ; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами; 4. .-воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; 5. .-применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности:
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:

1.
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов : наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
2.
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
3.
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
4.
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно – коммуникативная деятельность:

5. вл
адение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
6.
использование различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности , умение предвидеть возможные результаты своих действий ; -организация учебной деятельности : постановка цели , планирование, определение оптимального соотношения цели и средств .
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
1. Владеть методами научного познания
1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений. 1.2. Измерять: температуру, массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени, силу тока, напряжение, плотность, период колебаний маятника, фокусное расстояние собирающей линзы. 1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности: — изменения координаты тела от времени; — силы упругости от удлинения пружины; — силы тяжести от массы тела; — силы тока в резисторе от напряжения; — массы вещества от его объема; — температуры тела от времени при теплообмене. 1.4.Объяснить результаты наблюдений и экспериментов: — смену дня и ночи в системе отсчета, связанной с Землей, и в системе отсчета, связанной с Солнцем; — большую сжимаемость газов; — малую сжимаемость жидкостей и твердых тел; — процессы испарения и плавления вещества; — испарение жидкостей при любой температуре и ее охлаждение при испарении. 1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений: — положение тела при его движении под действием силы; — удлинение пружины под действием подвешенного груза; — силу тока при заданном напряжении; — значение температуры остывающей воды в заданный момент времени. 2. Владеть основными понятиями и законами физики 2.1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы. 2.2. Описывать: — физические явления и процессы; — изменения и преобразования энергии при анализе: свободного падения тел, движения тел при наличии трения, колебаний нитяного и пружинного маятников, нагревания проводников электрическим током, плавления и испарения вещества. 2.3. Вычислять: — равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона; — импульс тела, если известны скорость тела и его масса; — расстояние, на которое распространяется звук за определенное время при заданной скорости; — кинетическую энергию тела при заданных величинах массы и скорости; — потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной массе тела; — энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел; — энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электрического тока (при заданных силе тока и напряжении). 2.4. Строить изображение точки в плоском зеркале и собирающей линзе. 3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической). 3.1. Называть: — источники электростатического и магнитного полей, способы их обнаружения; — преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания, электрогенераторах, электронагревательных приборах. 3.2. Приводить примеры: — относительности скорости и траектории движения одного и того же тела в разных системах отсчета;
— изменения скорости тел под действием силы; — деформации тел при взаимодействии; — проявления закона сохранения импульса в природе и технике; — колебательных и волновых движений в природе и технике; — экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных и гидроэлектростанций ; — опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории. 3.3. Читать и пересказывать текст учебника. 3.4. Выделять главную мысль в прочитанном тексте. 3.5. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы. 3.6. Конспектировать прочитанный текст. 3.7. Определять: — промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам; — характер тепловых процессов: нагревание, охлаждение, плавление, кипение (по графикам изменения температуры тела со временем); — сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от напряжения); — период, амплитуду и частоту (по графику колебаний); — по графику зависимости координаты от времени: координату времени в заданный момент времени; промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью; промежутки времени действия силы. 3.8. Сравнивать сопротивления металлических проводников (больше —меньше) по графикам зависимости силы тока от напряжения В результате изучения физики ученик должен знать/понимать:
1.
Смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
2.
Смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
3.
Смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света; уметь:
4.
Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,
5.
равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел,
6.
Механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение,

7.
Конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
8.
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
9.
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
10.
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
11.
Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
12.
Решать задачи на применение изученных физических законов;
13.
Осуществлять самостоятельный поиск информация естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
14.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
15.
Для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
16.
Контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
17.
Рационального применения простых механизмов;
18.
Оценки безопасности радиационного фона.
19.
Распределение учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов курса
Место предмета в федеральном базисном учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физике на ступени основного общего образования отводится не менее 210 ч из расчета 2 ч в неделю с VII по IX класс.
Выбор учебников и пособий
осуществлен в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 – 2015 учебный год». В этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
Учебно- методический комплекс:

7класс:

Учебники:
1. А.В. Перышкин «Физика – 7 класс», «Дрофа», 2013 г.
Сборники задач:
2. В.И. Лукашик,Е.В. Иванова «Сборник задач по физике 7-9 классы», М., «Просвещение», 2013 г. 3. Т.В.Астахова Физика-7, Контрольные и лабораторные работы, «Лицей»,2013 4. Н.Н.Небукин «Сборник уровневых задач по физике 7 – 11 классов», М., «Просвещение», 2006 год. 5. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике 9-11 классы «Кинематика», Волгоград, изд. «Учитель»,2008 Г. 6. А.Е.Марон, Е.А.Марон «Сборник качественных задач по физике 7- 9 классам»,М., «Просвещение», 2008 г.
Методическая литература
: 7. Сборник нормативных документов по физике, «Дрофа», М.. 2015 г. 8. Л.А.Кирик «Самостоятельные и контрольные работы по физике (Механика, давление жидкостей и газов),7 класс, Москва, 2010г. 9. В.С.Лебединская «Физика 7класс. Диагностика предметной обученности. Контрольно - тренировочные задания. Диагностические тесты и карты». Волгоград, изд. «Учитель»,2009 10. Н.П. Наволокова и др. Физика в школе «Предметная неделя», Ростов - на- Дону, изд. «Феникс»,2006 г. 11. Справочник школьника по физике 7 –11 классы», Дрофа», 2008 г. 12. А.И. Семке «Занимательные материалы к урокам 7 класс», Москва, «Изд. НЦ ЭНАС», 2006 год. 13. Л.А.Кирик «Самостоятельные и контрольные работы по физике (Механика, давление жидкостей и газов),7 класс, Москва, 2010г. 14. В.С.Лебединская «Физика 7класс. Диагностика предметной обученности. Контрольно - тренировочные задания. Диагностические тесты и карты». Волгоград,
изд. «Учитель»,2010 15. А.Алексеев «Школьный репетитор Физика 7-11 классы с мультимедийной обучающей системой», Москва, Сан- Петербург и др.,2008 г. 16. Г.А.Фадеева, В.А.Попова «Физика и экология 7 -11 классы»,Волгоград, изд. «Учитель»,2003 г. 17. А.В. Перышкин «Физика – 7 класс», «Дрофа», 2013 г
Учебно- методический комплекс:

8класс:

Учебники:
1. А.В. Перышкин «Физика – 8 класс», «Дрофа», 2010 г.
Сборники задач:
2. В.И. Лукашик,Е.В. Иванова «Сборник задач по физике 7-9 классы», М., «Просвещение», 2014 3. Т.В.Астахова Физика-7, Контрольные и лабораторные работы, «Лицей»,2015 4. Н.Н.Небукин «Сборник уровневых задач по физике 7 – 11 классов», М., «Просвещение», 2006 год. 5. А.Е.Марон, Е.А.Марон «Сборник качественных задач по физике 7- 9 классы»,М., «Просвещение», 2008 г.
Методическая литература
:
1.
Сборник нормативных документов по физике, «Дрофа», М.. 2010 г.
2.
Н.П. Наволокова и др. Физика в школе «Предметная неделя», Ростов - на- Дону, изд. «Феникс»,2006 г.
3.
Справочник школьника по физике 7 –11 классы», Дрофа», 2008 г.
4.
А.И. Семке «Занимательные материалы к урокам 8 класс», Москва, «Изд. НЦ ЭНАС», 2006 год.
5.
А.А.Фадеева «Физика карточки задания 8 класс», М., Просвещение», 2009г.
6.
А.Е.Марон, Е.А.Марон «Дидактические материалы по физике 8 класс», М., «Дрофа», 2006
7.
О.И.Громцева «Контрольные и самостоятельные работы по физике 8 класс», М., «Экзамен», 2010 г.
8.
О.И.Громцева «Контрольные и самостоятельные работы по физике 8 класс», М., «Экзамен», 2010 г.
9.
В.С.Лебединская «Физика 8 класс. Диагностика предметной обученности. Контрольно - тренировочные задания. Диагностические тесты и карты» Волгоград, изд. «Учитель»,2009 г.

10.
Л. Гальперштейн «Забавная физика»,М., «Детская литература».
Учебно- методический комплекс:

9класс:

Учебники:

1.
А.В. Перышкин, Е.М.Гутник «Физика –9 класс», «Дрофа», 2009 г.
Сборники задач:

2.
А. П. Рымкевич «задачник по физике», 10-11 классы, «просвещение», 2011
3.
В.И. Лукашик,Е.В. Иванова «Сборник задач по физике 7-9 классы», М., «Просвещение», 2011 г.
4.
В.В.Губанов Физика-7, Контрольные и лабораторные работы, «Лицей»,2015
5.
Н.Н.Небукин «Сборник уровневых задач по физике 7 – 11 классов», М., «Просвещение», 2006 год.
6.
Задачи для подготовки к олимпиадам по физике 9-11 классы «Кинематика», Волгоград, изд. «Учитель»,2006 Г.
7.
В.А.Шевцов «Задачи для подготовки к олимпиадам по физике 9-11 классы. Электростатика», изд. «Учитель», Волгоград.
8.
А.Е.Марон, Е.А.Марон «Сборник качественных задач по физике 7- 9 классы»,М., «Просвещение», 2008 г.
9.
Г.Н.Степанова «Сборник задач по физике для 9-11 классов», М., «Просвещение», 2010 г.
10.
А.П.Рымкевич «Сборник задач по физике для 10-11 классов» М., «Дрофа», 2011 г.
Методическая литература
:
11.
Сборник нормативных документов по физике, «Дрофа», М.. 2010 г.
12.
В.А.Шевцов «Физика. Тренажеры», «Учитель», 2005г
13.
Справочник школьника по физике 7 –11 классы», Дрофа», 2010 г.
14.
И.И.Мокрова «Поурочные планы 9 класс»,Волгоград
15.
А.А.Фадеева «Физика карточки задания 9 класс», М., Просвещение», 2009г.
16.
А.ЕМарон, Е.А.Марон «Дидактические материалы по физике 9 класс», М., «Дрофа», 2010 г.
17.
В.С.Лебединская «Физика 9 класс. Диагностика предметной обученности. Контрольно - тренировочные задания. Диагностические тесты и карты». Волгоград, изд. «Учитель»,2009

18.
В.А.Волков «Поурочные разработки по физике 9 класс»,М., «ВАКО»,2006 .
19.
Л.А. Щербаченко, А.Д. Афанасьев, В.А. Карнаков, Я.В. Ежова, В.В. Чумак «Механика. Динамика», Иркутск, ИГУ, 2005 год.
20.
А. Алексеев «Школьный репетитор Физика 7-11 классы с мультимедийной обучающей системой», Москва, Сан - Петербург и др.,2008 г.
21.
Г.А. Фадеева, В.А. Попова «Физика и экология 7 -11 классы», Волгоград, изд. «Учитель»,2003 г.
22.
А.А. Покровский «Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе», Москва, «Просвещение», 2008г.
23.
И.Л. Юфанова «Занимательные вечера по физике в средней школе», М., Просвещение».
24.
В.А.Шевцов «Физика. Поурочные планы по отдельным темам», Волгоград
25.
С.В.Боборова «Поурочные планы Физика 9 класс», Волгоград, «Учитель».
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

Четверти П ример. сроки Содержание программы Количе ство часов № лабораторной работы Контрольные работы.
7 класс

1

1.Введение

4

1

2.Первоначальные

сведения о строении

вещества

6

2

2

3.Взаимодействие тел

23

3; 4; 5; 6; 7

1; 2;

3

4.Давление твердых тел,

жидкостей и газов
.
21

8; 9

4

5.Работа и мощность.

Энергия.

13

10; 11

6.итоговая контрольная

работа

1

3

Итого

68

11

3

8 класс

1;2

1.Тепловые явления

23

1;2;3

1;2

3

2.Электрические явления

29

4;5;6;7;8

3;4

3

3.Электромагнитные явления

5

9;10

5

4

4.Световые явления

10

11

6

4

5.итоговая контрольная

работа

1

7

итого

68

11

7

9 класс

1

1.Законы взаимодействия и

движения тел

2311)

1


2

1.Законы взаимодействия и

движения тел

23(12)

2

1

2.Механические колебания и

волны. Звук.

12

3

2

3

3.Электромагнитное поле

16

4;5

4

4

4

4.Строение атома и

атомного ядра

5.Строение и эволюция

Вселенной

6.итоговая контрольная

работа

итого

11

5

1

68

6;7;8;9

9

3

4

4

Пояснительная записка


Класс
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы Реквизиты программы УМК обучающихся УМК учителя
Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент
7-А,Б,В
2





Физика 7-9 кл. Авторы

программы: Е.М. Гутник,

А.В. Перышкин,. Н.В.

Филонович.

Программы основного

общего образования.

Физика. 7-9 классы.

Составитель: Е. Н.

Тихонова, М:Дрофа,2015
Физика-7, А.В.Перышкин, М.Дрофа,2013 Сборник задач по физике 7-9, В.И. Лукашик. Просвещение,2013 Тетрадь для л/р и к/з 7класс,Саратов:Лице й,20 Н.Н.Небукин «Сборник уровневых задач по физике 7 – 11 классов», М., «Просвещение», 2006 год. А.Е.Марон, Е.А.Марон «Сборник качественных задач по физике 7- 9 классам»,М., «Просвещение», 2008 г. Физика-7, А.В.Перышкин, М.Дрофа,2013 Сборник задач по физике 7-9,В.И. Лукашик.Просвещение,2 013 Тетрадь для л/р и к/з 7класс,Саратов:Лицей,2 013 ------------------- Видеофильмы на DVD -------------------------- Использование проектора -------------------------- Демонстрационное оборудование при ПК -------------------------- Сборник нормативных документов по физике, «Дрофа», М.. 2015 г. -------------------------- Л.А.Кирик«Самостояте льные и контрольные работы по физике --------------------------

№ и тема

раздела

(общее кол-

во часов по

разделу)



ур

ок

а

Дата

(месяц)

Тема урока

Примеча

ние

1.Введение

(4)
1 Сентябрь 03.09 Что изучает физика. Некоторые физические термины 2 07.09 Наблюдения и опыты Физические величины. Измерение физических величин. 3 10.09 Точность и погрешность измерений. Физика и техника 4 14.09 Лабораторная работа №1 «Определение цены деления прибора».
2.Первонача

льные

сведения о

строении

вещества(6)
5 17.09 Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение 6 21.09 Лабораторная работа №2. «Измерение размеров малых тел». 7 24.09 Движение молекул 8 28.09 Взаимодействие молекул 9 Октябрь 01.10 Агрегатные состояния вещества. Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. 10 05.10 Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Зачет.
3.Взаимодей

ствие

тел(23)
11 08.10 Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение 12 12.10 Скорость. Единицы скорости. 13 15.10 Расчёт пути и времени движения. 14 19.10 Инерция. 15 22.10 Взаимодействие тел.
16 26.10 Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. 17 ноябрь 09.11 Лабораторная работа №3. «Измерение массы тела на весах». 18 12.10 Плотность вещества. 19 16.11 Лабораторная работа №4 «Измерение объёма тела». Лабораторная работа №5. «Определение плотности вещества твёрдого тела». 20 19.11 Расчёт массы и объёма тела по его плотности. 21 23.11 Решение задач. «Механическое движение. Масса. Плотность вещества.» 22 26.11 Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества». 23 30.11 Сила. 24 Декабрь 03.12 Явление тяготения. Сила тяжести. 25 07.12 Сила упругости. Закон Гука 26 10.12 Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. 27 14.12 Сила тяжести на других планетах. 28 17.12 Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром.» 29 21.12 Сложение двух сил направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. 30 24.12 Сила трения. Трение покоя. 31 28.12 Трение в природе и технике. Лабораторная работа №7 «Измерение силы трения скольжения и силы трения качания с помощью динамометра». 32 31.12 Решение задач. «Силы. Равнодействующая сил»
33 Январь 11.01 Контрольная работа «Вес тела. Графическое изображение сил. Силы. Равнодействующая сил»
4.Давление

твердых

тел,

жидкостей и

газов.(21)
34 14.01 Давление. Единицы давления. 35 18.01 Способы уменьшения и увеличения давления. 36 21.01 Давление газа. 37 25.01 Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. 38 28.01 Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. 39 Февраль 01.02 Решение задач «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля.» 40 04.02 Сообщающиеся сосуды 41 08.02 Вес воздуха Атмосферное давление. 42 11.02 Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. 43 15.02 Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. 44 18.02 Манометры. 45 22.02 Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. 46 25.02 Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. 47 29.02 Закон Архимеда 48 Март 03.03 Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». 49 07.03 Плавание тел.
50 10.03 Решение задач «Архимедова сила. Условия плавания тел.» 51 14.03 Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тел в жидкости». 52 17.03 Плавание судов. Воздухоплавание 53 21.03 Решение задач «Архимедова сила. Плавание тел Плавание судов. Воздухоплавание». 54 24.03 Зачёт. « Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».
5.Работа и

мощность.

Энергия.(13)
55 Апрель 04.04 Механическая работа. Единицы работы. 56 07.04 Мощность. Единицы мощности. 57 11.04 Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге 58 14.04 Момент силы. 59 18.04 Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа №10. «Выяснение условий равновесия рычага». 60 21.04 Блоки. «Золотое правило механики». 61 25.04 Решение задач «Условия равновесия рычага». 62 28.04 Центр тяжести тела. 63 Май 5.05 Условия равновесия тел. 64 12.05 КПД. Лабораторная работа №10. «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости». 65 16.05 Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. 66 23.05 Превращение одного вида механической энергии в другой.
67 26.05 Зачёт «Работа, мощность, энергия». 68 30.05 Итоговая контрольная работа
Пояснительная записка

Класс
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы Реквизиты программы УМК обучающихся УМК учителя
Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

8-А,Б,В
2





Физика 7-9 кл. Авторы

программы: Е.М. Гутник,

А.В. Перышкин,. Н.В.

Филонович.

Программы основного

общего образования.

Физика. 7-9 классы.

Составитель: Е. Н.

Тихонова, М:Дрофа,2015
Физика-8, А.В.Перышкин, М.Дрофа,2013 Сборник задач по физике 7-9, В.И. Лукашик. Просвещение,2013 Тетрадь для л/р и к/з 8класс,Саратов:Лице й,201 Н.Н.Небукин «Сборник уровневых задач по физике 7 – 11 классов», М., «Просвещение», 2006 год. А.Е.Марон, Е.А.Марон «Сборник качественных задач по физике 7- 9 классам»,М., «Просвещение», 2008 г.3 Физика-8, А.В.Перышкин, М.Дрофа,2013 Сборник задач по физике 7-9,В.И. Лукашик.Просвещение ,2013 Тетрадь для л/р и к/з 8класс,Саратов:Лице й,2013 ------------------- Видеофильмы на DVD -------------------------- Использование проектора -------------------------- Демонстрационное оборудование при ПК -------------------------- Сборник нормативных документов по физике, «Дрофа», М.. 2010 г. Н.П. Наволокова и др. Физика в школе «Предметная неделя», Ростов - на- Дону, изд. «Феникс»,2006 г. Справочник школьника по физике 7 –11 классы», Дрофа», 2008 г. А.И. Семке «Занимательные материалы к урокам 8 класс», Москва, «Изд. НЦ ЭНАС», 2006 год. А.А.Фадеева «Физика карточки задания 8 класс», М., Просвещение», 2009г.

Календарно - тематическое планирование в 8 классе

№ и тема

раздела

(общее кол-во

часов по

разделу)



ур

ок

а

Дата

(месяц)

Тема урока

Примечание

тепловые

явления (23)
1 Сентябрь 01.09 Тепловое движение. Внутренняя энергия. 1,2 2 03.09 Способы изменения внутренней энергии. 3 3 08.09 Виды теплопередачи. Теплопроводность. 4 4 10.09 Конвекция, Излучение. 5,6 5 15.09 Количество теплоты, единицы. 7 6 17.09 Удельная теплоёмкость вещества. 8 7 22.09 Расчёт количества теплоты,необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. 9 8 24.09 Л/р №1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.» Инструкция к л/р№1,стр.169 9 29.09 Л/р №2 «Измерение удельной теплоёмкости твердого тела» Инструкция к л/р№2, стр.170 10 Октябрь 01.10 Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. 10 11 06.10 Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. 11 12 08.10 К/р №1 «Тепловые явления» Повт. 1-11 13 13.10 Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевания. 12,13 14 15.10 График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. 14,15
15 20.10 Решение задач «Нагревание тел, плавление и кристаллизация.» Повт.10-15 16 22.10 Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара. 16,17 17 27.10 Кипение. Удельная теплота парообразования. 18,19 18 29.10 Решение задач «Удельная теплота парообразования» Повт.16-19 19 ноябрь 10.11 Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Л/Р№3 «Измерение влажности воздуха» 20 20 12.11 Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. 21,22 21 17.11 Паровая турбина. КПД теплового двигателя. 23,24 22 19.11 К/р №2 «Агрегатные состояния вещества» Повт. 12-24 23 24.11 Обобщающий урок «Тепловые явления» Повт.гл.1,2 24 26.11 Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. 25 25 Декабрь 01.12 Электроскоп. Электрическое поле. 26,27 26 03.12 Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. 28,29
Электриче-

ские явления

(29)
27 08.12 Объяснение электрических явлений. 30 28 10.12 Проводники, полупроводники и непроводники электричества. 31 29 15.12 Электрический ток. Источники электрического тока. 32 30 17.12 Электрическая цепь и её составные части. 33 31 22.12 Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока. 34-36 32 24.12 Сила тока. Единицы силы тока. 37
33 29.12 Амперметр. Измерение силы тока. Л/р №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках» 38, Инструкция к л/р№4 34 31.12 Электрическое напряжение. Единицы напряжения. 39,40 35 Январь 12.01 Вольтметр. Измерение напряжения Зависимость силы тока от напряжения. 41,42 36 14.01 Электрическое сопротивление. Единицы сопротивления. Л/р №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» 43 Инструкция к л/р№5 37 19.01 Закон Ома для участка цепи. 44 38 21.01 Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление. 45 39 26.01 Примеры на расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения. 46 40 28.01 Реостат. Л/р №6 «Регулирование силы тока реостатом» 47 Инструкция к л/р№6 41 Февраль 02.02 Л/р №7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» 47 Инструкция к л/р№7 42 04.02 Последовательное соединение проводников. 48 43 09.02 Параллельное соединение проводников. 49 44 11.02 Решение задач «Закон Ома для участка цепи» Повт.42-49 45 16.02 К/р №3 «Электрический ток. Напряжение. Сопротивление. Соединения проводников.» Повт.гл.3 46 18.02 Работа, мощность электрического тока. 50,51 47 25.02 Единицы работы электрического тока, применяемые на практике Л/р №8 «Измерение мощности и работы тока в лампе» 52 Инструкция к л/р№8 48 Март 01.03 Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. 53 49 03.03 Конденсатор. 54
50 10.03 Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы..Короткое замыкание. Предохранители. 55,56 51 15.03 К/р №4 «Работа, мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Конденсатор.» Повт. 50-56 52 17.03 Обобщающий урок «Электрические явления» Повт.гл.3
Электромаг-

нитные

явления (5)
53 22.03 Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. 57
,
58 54 24.03 Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Л/р №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия» 59 Инструкция к л/р№9 55 Апрель 05.04 Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов.Магнитное поле Земли. 60,61 56 07.04 Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Л/р №10 «Изучение электродвигателя на модели» 62 Инструкция к л/р№10 57 12.04 К/р №5 «Электромагнитные явления» Повт.гл.4
Световые

явления (10)
58 14.04 Источники света. Распространение света. 63 59 19.04 Видимое движение светил. 64 60 21.04 Отражение света. Закон отражения. 65 61 26.04 Плоское зеркало. 66 62 28.04 Преломление света. Закон преломления света. 67 63 Май 05.05 Линза. Оптическая сила линзы. 68 64 12.05 Изображение, даваемое линзой. 69 65 17.05 Л/р №11 «Получение изображения при помощи линзы» Инструкция к л/р№11
66 19.05 Решение задач «Построение изображений,полученных с помощью линз». Повт.69 67 24.05 Глаз и зрение. К/р №6 «Световые явления». 70 68 26.05 Итоговая контрольная работа за курс 8 класса. Повт.гл.1-5
Пояснительная записка

Класс
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы Реквизиты программы УМК обучающихся УМК учителя
Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

9-А,Б,В
2





Физика 7-9 кл. Авторы

программы: Е.М. Гутник,

А.В. Перышкин,. Н.В.

Филонович.

Программы основного

общего образования.

Физика. 7-9 классы.

Составитель: Е. Н.

Тихонова, М:Дрофа,2015
Физика-9, А.В.Перышкин, Е.М.Гутник М.Дрофа,2013 Сборник задач по физике 7-9, В.И. Лукашик. Просвещение,2013 Тетрадь для л/р и к/з 9класс,Саратов:Лице й,2013 Сборник задач по физике 9- 11,А.П.Рымкевич,М.Д рофа,2013 Н.Н.Небукин «Сборник уровневых задач по физике 7 – 11 классов», М., «Просвещение», 2006 год. А.Е.Марон, Е.А.Марон «Сборник качественных задач по физике 7- 9 классам»,М., «Просвещение», 2008 г. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике 9-11 классы «Кинематика», Волгоград, изд. «Учитель»,2006 Г. В.А.Шевцов «Задачи для подготовки к олимпиадам по физике 9-11 классы. Электростатика», изд. «Учитель», Волгоград. Физика-9, А.В.Перышкин, Е.М.Гутник М.Дрофа,2013 Сборник задач по физике 7-9,В.И. Лукашик.Просвещени е,2013 Тетрадь для л/р и к/з 9класс,Саратов:Лице й,2013 Сборник задач по физике 9- 11,А.П.Рымкевич,М.Д рофа,2013 ------------------ Видеофильмы на DVD -------------------------- Использование проектора -------------------------- Демонстрационное оборудование при ПК -------------------------- А.А.Фадеева «Физика карточки задания 9 класс», М., Просвещение», 2009г. А.ЕМарон, Е.А.Марон «Дидактические материалы по физике 9 класс», М., «Дрофа», 2010 г. В.С.Лебединская «Физика 9 класс. Диагностика предметной обученности. Контрольно - тренировочные задания. Диагностические тесты и карты». Волгоград, изд. «Учитель»,2009 .

Календарно - тематическое планирование в 9 классе

№ и тема

раздела

(общее кол-во

часов по

разделу)



уро

ка

Дата

(месяц)

Тема урока

Примеча

ние

Законы

взаимодействи

я и движения

тел (23)
1 Сентябрь 04.09 Материальная точка. Система отсчёта. 1 2 05.09 Перемещение. 2 3 11.09 Определение координаты движущегося тела. 3 4 12.09 Перемещение при прямолинейном равномерном движении 4 5 16.09 Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. 5 6 18.09 Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. 6 7 19.09 Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. 7 8 25.09 Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. 8 9 26.09 Л/р №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» Инструкц ия к л/р№1 10 Октябрь 02.10 Относительность движения. 9 11 03.10 Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. 10,упр.10
12 09.10 Второй закон Ньютона. 11,упр.11 13 10.10 Третий закон Ньютона. 12,упр.12 14 16.10 Свободное падение тел. 13,упр.13 15 17.10 Движение тела, брошенного вверх. Невесомость. Л/р №2 «Измерение ускорения свободного падения» 14,упр.14 Инструкц ия к л/р№2 16 23.10 Закон всемирного тяготения. 15,упр.15 17 24.10 Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. 16,упр.16 18 30.10 Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью . 17,18,упр. 17,18 19 31.10 Решение задач « Равномерное, равноускоренное движение, законы Ньютона. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. 19 20 ноябрь 13.11 Импульс. Закон сохранения импульса. 20,упр.20 Л/р3 21 14.11 Реактивное движение. Ракеты. 21,упр.21 22 20.11 Вывод закона сохранения механической энергии. 22,упр.22 23 21.11 К/р №1 «Законы взаимодействия и движения тел» Повт. гл.1,2
Механические

колебания и

волны.Звук.

(12)
24 27.11 Колебательное движение. Свободные колебания. 23,упр.24 25 28.11 Величины, характеризующие колебательное движение. 24 26 Декабрь 04.12 Л/р №3 «Исследование периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити» Инструкц ия к л/р№3 27 05.12 Затухающие колебания. Вынужденные колебания. 26, Зад.442-
444 28 11.12 Резонанс. 27 29 12.12 Распространение колебаний в среде. Волны. 28, Упр.26,27 30 18.12 Длина волны. Скорость распространения волн. 29 31 19.12 Источники звука. Звуковые колебания. 30 32 25.12 Высота(тембр) и громкость звука. 31
Л/р4-5
33 26.12 Распространение звука. Звуковые волны. 32 34 Январь 15.01 .К/р №2 «Механические колебания. Волны. Звук.» Повт.гл.3 35 16.01 Отражение звука. Звуковой резонанс. 33
Электромаг-

нитное поле

(16)
36 22.01 Магнитное поле. 34,35 37 23.01 Направление тока. Направление линий его МП. 36 38 29.01 Обнаружение МП по его действию на электрический ток. Правило левой руки. 37 39 30.01 Индукция МП. Магнитный поток. 38,39 40 Февраль 05.02 Явление электромагнитной индукции 40 41 06.02 Л/р №4 «Изучение явления электромагнитной индукции» Инструкц ия к л/р№4 42 12.02 Направление индукционного тока. Правило Ленца. 41, упр.31 43 13.02 Явление самоиндукции. 42 44 19.02 Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. 43 45 20.02 Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. 44,45,упр. 34
46 26.02 Колебательный контур. Поучение электромагнитных колебаний. 46 47 27.02 Принципы радиосвязи и телевидения. 47,упр.37 48 Март 04.03 Электромагнитная природа света. 48,49,упр. 38 49 05.03 Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел. 50,51 50 11.03 Типы оптических спектров. Л/р №5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания» 52 Инструкц ия к л/р№5 51 12.03 Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. 53
Строение

атома и

атомного

ядра(11)
52 18.03 Радиоактивность. Модели атома. 54 53 19.03 Радиоактивные превращения атомных ядер. 55 54 25.03 Экспериментальные методы исследования частиц. Л/р №6 «Изучение треков заряженных частиц» 56 Инструкц ия к л/р№6 55 26.03 Открытие протона и нейтрона. 57 56 Апрель 08.04 Состав атомного ядра. Ядерные силы. 58 57 09.04 Энергия связи. Дефект масс. 59,упр.45, 46 58 15.04 Деление ядер урана. Цепная реакция. Л/р №7 «Изучение деления ядер атома урана по фотографии треков» 60, Инструкц ия к л/р№7 59 16.04 Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую. Атомная энергетика. 61,62 60 22.04 Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. 63,упр.47 61 23.04 Термоядерная реакция. К/р №3 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» 64
62 29.04 Решение задач «Закон радиоактивного распада». Л/р №8 «Оценка периода полураспада.» Л/р №9 «Изучени е треков заряженн ых частиц по готовым фотограф иям»
Строение и

эволюция

вселенной(5)
63 30.04 Состав, строение и происхождение Солнечной системы. 65 64 Май 06.05 Большие планеты Солнечной системы. 66 65 13.05 Малые тела Солнечной системы. 67 66 14.05 Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. 68 67 20.06 Строение и эволюция Вселенной. 69 68 21.05 К/р №4 «Итоговая контрольная работа» Повт.курс осн.шк.