"Коммуникативный подход как основа развития связной монологической речи старших дошкольников с ОНР".
Авторы: Милованова Нина Геннадьевна, Люсина Ирина Юрьевна Должности: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №95
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Коммуникативный подход как основа развития связной монологической речи старших дошкольников с ОНР".
Коммуникативный подход как основа развития связной монологической
речи старших дошкольников с ОНР.
Авторы: Милованова Н.Г.
Учитель-логопед МАДОУ №95 г.Томска
Люсина И.Ю..
Воспитатель МАДОУ №95 г. Томска
Благодаря межличностному взаимодействию раскрывается
индивидуальность человека, формируется его личность. Степень
удовлетворенности социальными контактами влияет на самооценку
человека, программирует его на определенный тип поведения и тем самым
сказывается на качестве жизни.
По данным психолого-педагогических исследований, формирование
умений и навыков межличностного общения следует начинать в период
дошкольного детства. Используя адекватные языковые средства,
невербальные средства общения, формы речевого этикета, дошкольников
необходимо учить вступать в контакт как со взрослыми, так и со
сверстниками, прививать умение внимательно слушать и воспринимать
слова собеседника, видеть и понимать его эмоциональное состояние.
Особенно важно развивать коммуникативные навыки и умения у детей с
речевыми нарушениями, с ОНР. Необходимо развивать у данной категории
детей свободное общение со взрослыми, все компоненты устной речи
(лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной
стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в
различных видах детской деятельности, а также практическое овладение
воспитанниками нормами речи.
Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития,
но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации.
Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному
обучению, а индивидуализация его проблем, учет его склонностей,
возможностей, позволяют наметить приоритеты в коррекционной работе.
Вырастить человека грамотного, умеющего читать, понимать и
использовать текстовую информацию невозможно без становления
личности. Именно проявляя себя в социуме, человек определяет
дальнейшие жизненные перспективы. Полноценное овладение родным
языком, развитие языковых способностей в совокупности с коррекцией
имеющихся речевых нарушений – основа формирования полноценной
личности. Развитие и коррекцию речи необходимо рассматривать не только в
лингвистическом аспекте, но и в контексте становления коммуникативных
способностей общения детей друг с другом, а также со взрослыми
посредством формирования связной речи.
Главная задача педагога-коррекциониста – научить детей связно и
последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях
окружающей жизни. Активизируя работу мозга ребенка и развитие его
структур, педагоги способствуют восстановлению у него нарушенных речевых
и психических функций. Интеллект ребенка растет пропорционально
получаемой информации.
Коммуникативные процессы осуществляются в тесной связи с
психической жизнью индивида. Многие ученые (Выготский Л.С., Левина Р.Е.,
Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.) указывают на связь речевой
деятельности с различными внеречевыми процессами. При осуществлении
коммуникативной деятельности особое значение принадлежит
регуляторным механизмам, обеспечивающим возможность делать ее
произвольной, управляемой.
В настоящее время наблюдается резкое снижение речевого уровня
развития, увеличивается количество детей с ОНР, при котором нарушено
формирование всех компонентов речи.
Развитие связной речи у детей с ОНР находится под стихийным, а
зачастую негативным влиянием наглядности. Игрушки, компьютер заменяют
им живое общение. Дошкольник впитывает речь окружающих его людей и
рекламных роликов, фильмов агрессивного содержания. Вследствие этого у
ребенка сокращается лексический словарь, речь аграмматична, снижается
выразительность и образность речи.
Поиск, апробирование и внедрение новых эффективных методов и
приемов интегрированного воздействия даст устойчивый стабильный
результат в более короткие сроки. Для достижения поставленной цели
необходима реализация следующих задач:
*формирование мотивации связного высказывания с учетом
личностно-значимой для ребенка ситуации;
*воспитание регулирующей, планирующей функции речи, основанной
на контроле и самоконтроле;
*обучение овладению различными видами связной монологической
речи;
*усвоение лексико-грамматических средств как основы для построения
связного высказывания.
Экспериментальные исследования связной речи были проведены под
руководством С.Л.Рубинштейна. Он определял её как речь, передающую
логически связное содержание в форме, понятной из самого контекста[3,32].
Формирование связной грамматически правильной речи основывается
на общих принципах логопедического воздействия:
*опора на развитие речи в онтогенезе с учётом общих
закономерностей формирования разных компонентов речевой системы;
*овладение основными закономерностями грамматического строя
языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
*тесная взаимосвязь работы над различными сторонами речи –
грамматическим строем, словарём, звукопроизношением.
Коммуникативный подход к формированию устной связной речи детей
заключается в обучении тем видам связных высказываний, которые, прежде
всего, используются в процессе усвоения знаний при подготовке к школе и на
школьных этапах начального обучения. Широкое использование форм и
приёмов обучения способствует активизации разнообразных речевых
проявлений у детей.
В работе с воспитанниками очень важно задействовать как можно
больше каналов восприятия. Чем быстрее они смогут почувствовать,
проанализировать в содержательном речевом аспекте поток поступающей
информации, тем результативнее будет работа по развитию культуры речи.
Помимо общих методов и приемов в работе можно использовать
творческие нетрадиционные методики, эффективность которых очевидна.
Например, при обучении пересказу сюжет моделируется с помощью
наглядных схем, мнемодорожек, иллюстративных и схематических панно,
алгоритмов, что способствует развитию вербального восприятия и лучшего
осмысления. Дети усваивают способы программирования содержания путём
установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых
звеньев. При работе со сказками и их персонажами подходит ступенчатость
подачи материала. Занятия с использованием сюжетов сказок
ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его потребность
в эмоциональном общении с педагогом. При составлении описательных
рассказов удачно используется приём стоп-кадра. При остановленном кадре
дети подробно описывают происходящее, проговаривают детали, обращают
внимание на незаметные при просмотре элементы, качества персонажей и
предметов. При этом дети используют имеющийся у них активный словарь и
активизируют под воздействием вопросов взрослого пассивный, овладевают
новыми понятиями, которые соотносятся с содержанием показа и
объясняются взрослыми и самими детьми.
Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии
словесно-логического мышления, способствует активизации знаний и
представлений об окружающем, представляет больше возможности для
самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного
отражения в речи связей и отношений между предметами и явлениями.
Самостоятельная, творческая речевая деятельность детей
характеризуется осознанностью, мотивированностью, произвольностью
поведения, сформированностью психических процессов, повышением
общего культурного уровня, готовностью к социальному взаимодействию.
Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой
целостную систему, цель которой состоит в организации воспитательно-
образовательной деятельности, включающей диагностический,
профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие
высокий уровень речевого, интеллектуального и психического развития
ребенка.
Для успешной работы специалисту необходимо поддерживать тесный
контакт с семьёй ребенка. Цели совместной работы: активизировать
родителей, привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим
задачам работы с детьми, сделать процесс воспитания в детском саду более
последовательным и эффективным.
Использование вышеперечисленных методов и приёмов при
проведении коррекционной работы, а также создание наиболее
разнообразной, интересной речевой среды. Способствующей решению
задач по развитию связной монологической речи дошкольников с речевой
патологией, более результативно и в короткие сроки активизирует
психические процессы и формирует личность ребенка.
Список литературы:
1.
Белобрыкина О. А. Речь и общение.Ярославль:Академия развития,1988
2.
Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у
старших дошкольников. М.: Аркти, 2003.
3.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольников с общим
речевым недоразвитием. М.: 2002.
4.
Салекова О.Н. Коммуникация. СПб.: Детство-Пресс,2012.
5.
Уварова Т.Б. Наглядно- игровые средства в логопедической работе с
дошкольниками. М.: 2009.
6.
Шадрина Л.Г., Семенова Н.В. Развитие речи рассуждения у детей 5-7
лет. М.: Сфера, 2012.
7.
Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь. М. :Сфера, 2012.
8.
Шипицина Л.М., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. СПб.:
Детство-Пресс, 2003.