Напоминание

"Коммуникативный подход как основа развития связной монологической речи старших дошкольников с ОНР".

Авторы: Милованова Нина Геннадьевна, Люсина Ирина Юрьевна
Должности: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №95
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Коммуникативный подход как основа развития связной монологической речи старших дошкольников с ОНР".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Коммуникативный подход как основа развития связной монологической

речи старших дошкольников с ОНР.

Авторы: Милованова Н.Г.

Учитель-логопед МАДОУ №95 г.Томска

Люсина И.Ю..

Воспитатель МАДОУ №95 г. Томска
Благодаря межличностному взаимодействию раскрывается индивидуальность человека, формируется его личность. Степень удовлетворенности социальными контактами влияет на самооценку человека, программирует его на определенный тип поведения и тем самым сказывается на качестве жизни. По данным психолого-педагогических исследований, формирование умений и навыков межличностного общения следует начинать в период дошкольного детства. Используя адекватные языковые средства, невербальные средства общения, формы речевого этикета, дошкольников необходимо учить вступать в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками, прививать умение внимательно слушать и воспринимать слова собеседника, видеть и понимать его эмоциональное состояние. Особенно важно развивать коммуникативные навыки и умения у детей с речевыми нарушениями, с ОНР. Необходимо развивать у данной категории детей свободное общение со взрослыми, все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности, а также практическое овладение воспитанниками нормами речи. Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению, а индивидуализация его проблем, учет его склонностей, возможностей, позволяют наметить приоритеты в коррекционной работе. Вырастить человека грамотного, умеющего читать, понимать и использовать текстовую информацию невозможно без становления личности. Именно проявляя себя в социуме, человек определяет
дальнейшие жизненные перспективы. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей в совокупности с коррекцией имеющихся речевых нарушений – основа формирования полноценной личности. Развитие и коррекцию речи необходимо рассматривать не только в лингвистическом аспекте, но и в контексте становления коммуникативных способностей общения детей друг с другом, а также со взрослыми посредством формирования связной речи. Главная задача педагога-коррекциониста – научить детей связно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Активизируя работу мозга ребенка и развитие его структур, педагоги способствуют восстановлению у него нарушенных речевых и психических функций. Интеллект ребенка растет пропорционально получаемой информации. Коммуникативные процессы осуществляются в тесной связи с психической жизнью индивида. Многие ученые (Выготский Л.С., Левина Р.Е., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.) указывают на связь речевой деятельности с различными внеречевыми процессами. При осуществлении коммуникативной деятельности особое значение принадлежит регуляторным механизмам, обеспечивающим возможность делать ее произвольной, управляемой. В настоящее время наблюдается резкое снижение речевого уровня развития, увеличивается количество детей с ОНР, при котором нарушено формирование всех компонентов речи. Развитие связной речи у детей с ОНР находится под стихийным, а зачастую негативным влиянием наглядности. Игрушки, компьютер заменяют им живое общение. Дошкольник впитывает речь окружающих его людей и рекламных роликов, фильмов агрессивного содержания. Вследствие этого у ребенка сокращается лексический словарь, речь аграмматична, снижается выразительность и образность речи. Поиск, апробирование и внедрение новых эффективных методов и приемов интегрированного воздействия даст устойчивый стабильный результат в более короткие сроки. Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач: *формирование мотивации связного высказывания с учетом личностно-значимой для ребенка ситуации; *воспитание регулирующей, планирующей функции речи, основанной на контроле и самоконтроле;
*обучение овладению различными видами связной монологической речи; *усвоение лексико-грамматических средств как основы для построения связного высказывания. Экспериментальные исследования связной речи были проведены под руководством С.Л.Рубинштейна. Он определял её как речь, передающую логически связное содержание в форме, понятной из самого контекста[3,32]. Формирование связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия: *опора на развитие речи в онтогенезе с учётом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы; *овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений; *тесная взаимосвязь работы над различными сторонами речи – грамматическим строем, словарём, звукопроизношением. Коммуникативный подход к формированию устной связной речи детей заключается в обучении тем видам связных высказываний, которые, прежде всего, используются в процессе усвоения знаний при подготовке к школе и на школьных этапах начального обучения. Широкое использование форм и приёмов обучения способствует активизации разнообразных речевых проявлений у детей. В работе с воспитанниками очень важно задействовать как можно больше каналов восприятия. Чем быстрее они смогут почувствовать, проанализировать в содержательном речевом аспекте поток поступающей информации, тем результативнее будет работа по развитию культуры речи. Помимо общих методов и приемов в работе можно использовать творческие нетрадиционные методики, эффективность которых очевидна. Например, при обучении пересказу сюжет моделируется с помощью наглядных схем, мнемодорожек, иллюстративных и схематических панно, алгоритмов, что способствует развитию вербального восприятия и лучшего осмысления. Дети усваивают способы программирования содержания путём установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев. При работе со сказками и их персонажами подходит ступенчатость подачи материала. Занятия с использованием сюжетов сказок ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его потребность в эмоциональном общении с педагогом. При составлении описательных рассказов удачно используется приём стоп-кадра. При остановленном кадре
дети подробно описывают происходящее, проговаривают детали, обращают внимание на незаметные при просмотре элементы, качества персонажей и предметов. При этом дети используют имеющийся у них активный словарь и активизируют под воздействием вопросов взрослого пассивный, овладевают новыми понятиями, которые соотносятся с содержанием показа и объясняются взрослыми и самими детьми. Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, способствует активизации знаний и представлений об окружающем, представляет больше возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи связей и отношений между предметами и явлениями. Самостоятельная, творческая речевая деятельность детей характеризуется осознанностью, мотивированностью, произвольностью поведения, сформированностью психических процессов, повышением общего культурного уровня, готовностью к социальному взаимодействию. Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, цель которой состоит в организации воспитательно- образовательной деятельности, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка. Для успешной работы специалисту необходимо поддерживать тесный контакт с семьёй ребенка. Цели совместной работы: активизировать родителей, привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим задачам работы с детьми, сделать процесс воспитания в детском саду более последовательным и эффективным. Использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды. Способствующей решению задач по развитию связной монологической речи дошкольников с речевой патологией, более результативно и в короткие сроки активизирует психические процессы и формирует личность ребенка. Список литературы: 1. Белобрыкина О. А. Речь и общение.Ярославль:Академия развития,1988 2. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. М.: Аркти, 2003.
3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольников с общим речевым недоразвитием. М.: 2002. 4. Салекова О.Н. Коммуникация. СПб.: Детство-Пресс,2012. 5. Уварова Т.Б. Наглядно- игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. М.: 2009. 6. Шадрина Л.Г., Семенова Н.В. Развитие речи рассуждения у детей 5-7 лет. М.: Сфера, 2012. 7. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь. М. :Сфера, 2012. 8. Шипицина Л.М., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. СПб.: Детство-Пресс, 2003.