"Использование интерактивных технологий в работе по знакомству детей с городом Санкт - Петербургом"
Автор: Бехметьева Елена Алексеевна Должность: воспитатель в коррекционной группе
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №44 Кировского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование интерактивных технологий в работе по знакомству детей с городом Санкт - Петербургом"
Использование интерактивных технологий
в работе по знакомству детей
с городом Санкт – Петербургом.
Автор Бехметьева Елена Алексеевна
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ д/с №44 Кировского района СПб
В своей работе по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом я
использую разные технологии и в том числе интерактивные технологии.
Интерактивные технологии позволяют успешно решать учебно -
познавательные задачи, задачи образовательной области «Коммуникация», а
именно:
развивают свободное общение со взрослыми и детьми;
развивают все компоненты устной речи детей;
способствуют практическому овладению воспитанниками нормами
речи.
Задачи образовательной области «Социализация», а именно,
соединить деятельность каждого воспитанника друг с другом,
с воспитателем, с группой
связать деятельность воспитанника и межличностное познавательное
общение
Использование интерактивных технологий в непосредственной
образовательной деятельности снимает нервную нагрузку воспитанников,
дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на
вопросы темы занятий.
Для уточнения и закрепления понятий и знаний детей о городе я
использовала интерактивные технологии:
«Работа в парах»
Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по
желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться,
последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в
парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного
общения.
Игра «Сложите вид городского транспорта»
Дети вдвоем складывают разрезные картинки и закрепляют знания разных
видов транспорта.
Игра «Придумайте и сложите внешний вид горожанина (нки) Санкт –
Петербурга»
Дети придумывают и складывают разных людей из разрезных картинок,
изображающих детали головы и предметов одежды.
«Хоровод»
Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди,
тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать
ответы и не перебивать друг друга.
Игра
«Назовите улицы Кировского района Санкт – Петербурга, названные
именами героев ВОВ».
Дети передают мяч друг другу по кругу и говорят названия улиц города.
В игре дети закрепляют знания названий улиц Кировского района и имена
героев Великой Отечественной войны.
Игра « Волшебный сундучок»
Дети передают сундучок по кругу, по очереди берут из него открытки с
изображением вида города и называют достопримечательность Санкт –
Петербурга.
В игре дети могут закреплять знания, например: мостов, соборов, музеев,
памятников, скульптур животных и т.п.
«Карусель»
Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно
динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это
стимулирует общение между детьми.
Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие
нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.
Игра
«Соберите достопримечательности Санкт – Петербурга»
Три набора кубиков перемешаны на столе. Дети берут по одному кубику,
ходят по кругу и ищут, какой кубик подходит к кубику у ребенка, сидящего за
столом во внутреннем круге. Цель- собрать из кубиков вид города
(количество кубиков в наборе может быть разное: от 6 штук до 12 штук).
«Цепочка»
Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым
участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата
создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться
друг с другом, предлагать варианты решений задания.
Игра
« Расскажи о Летнем саде»
На ковролине карточки с изображением разных предметов.
Дети смотрят на карточки и последовательно вспоминают, что они видели в
Летнем саду (игра проводится после посещения Летнего сада).
Цель: закрепление знаний о Летнем саде ( и о других садах и парках города).
Игра «Угадай слово»
Дети последовательно рассматривают иллюстрации с изображением
предметов, последовательно называют предмет и говорят, на какой звук
начинается слово, обозначающее названия предмета. Из первых звуков
составляют новое слово. Цель: закрепление звуков, составление новых слов,
чтение слов и закрепление знаний на любую тему. Например, детям
предлагаются картинки: автомобиль, электричка, ракета, обруч, поезд, окна,
руль, троллейбус; получается слово аэропорт. В игре закрепляются знания о
транспорте.
Работа в малых группах (тройках)
Благодаря этой технологии воспитанники учатся оценивать свою работу,
работу товарища, помогать друг другу.
Игра «Продолжи ряд»
На столе расположены иллюстрации разных видов и
достопримечательностей города: памятники, музеи и соборы. На других
столах лежат по одной иллюстрации музея, собора, памятника или моста
города.
Детям (каждой тройке) предлагается задание отобрать иллюстрации и
продолжить ряд по теме: музеи, соборы, памятники и т.д.
«Интервью»
На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов
используется интерактивная технология «Интервью».
Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается
диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-
ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
Игра « Расскажи, что ты узнал нового в железнодорожном музее».
Дети сидят за столом, один ребенок изображает журналиста и просит детей
рассказать о своих впечатлениях после посещения музея.
Игра проводится после экскурсии по музею.
«Броуновское движение».
Эта технология предполагает движение участников по всему игровому
пространству с целью сбора информации по теме.
Игра « Собери сфинкса»
Детям предлагается сложить изображение сфинкса из пазлов, которые надо
найти в групповом помещении.
В игре закрепляются «сказочные жители» - скульптуры животных нашего
города.
Игра «Собери предметы из одной сказки А.С. Пушкина»
В рамках знакомства детей с произведениями А.С. Пушкина проводится эта
игра. Дети ищут в групповом помещении предметы, о которых
рассказывается или упоминается в сказках Пушкина.
«Аквариум»
Технология заключается в том, что несколько воспитанников разыгрывают
ситуацию, а остальные наблюдают и анализируют.
Игра «Поездка на троллейбусе»
Одна группа детей наблюдает, как другая группа детей играет в поездку на
троллейбусе, затем обсуждают, что правильно и что не правильно делали
дети.
В игре закрепляются правила поведения в общественном транспорте.
Игра « Что плохого и что хорошего сделала старуха»
Проводится после театрализации отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о
золотой рыбке…», диалога старика со старухой. В игре закрепляются
нравственные качества и поступки людей.
«Дерево знаний»
Для успешного овладения ребенком коммуникативной деятельности
внедряется технология «Дерево знаний».
Она развивает умение договариваться, решать общие задачи.
Игра «Собери слово о городе»
На нарисованном дереве расположены буквы алфавита. Детям
предлагается иллюстрации с изображением видов города. Дети делятся на
две команды и из букв составляют слово, обозначающее вид города..
Например, иллюстрация моста – дети складывают слово «мост», или
иллюстрация порфировой вазы из Летнего сада – дети складывают слово
«ваза», или иллюстрация станции метро – складывают слово «метро».
В работе с родителями также можно использовать интерактивные
технологии. Например, на совместных с родителями досугах, хорошо
проходят игры: «Нарисуйте героя из сказки» ( ребенок вместе с мамой
изображает персонажа из сказки; технология «Работа в паре») или игра
«Назовите добрых героев из сказок А.С. Пушкина»: технология «Хоровод»
( взрослые вместе с детьми стоят в кругу и передают волшебную палочку).
Можно предложить родителям игру « Нарисуйте богатыря» (технология
«Цепочка», где родители по очереди рисуют по одной детали в рисунке).
Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное,
творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает
реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их
психологических возможностей. Использование интерактивной технологии
дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем
мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к
активному взаимодействию в системе социальных отношений.