"Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"
Автор: Трапезникова Ирина Александровна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10 г. Бирска
Населённый пункт: г. Бирск, Республика Башкортостан
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: "Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"
«Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности
младших
школьников на уроках математики».
“Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”
В.А.Сухомлинский
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем,
как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на
протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов
обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников,
стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в
большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена
учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал
активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и
развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Немаловажная роль здесь отводиться дидактическим играм на уроках математики –
современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему
образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в
органическом единстве.
Включение в урок дидактических игр делает процесс обучения интересным и
занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление
трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при
помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают
интерес к учебному предмету.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети
учатся. Она является средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме
того, дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную
деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или
коллективной. Процесс игры подчинен решению дидактической задачи, которая всегда
связана с определенной темой учебной программы. Она предусматривает необходимость
овладения знаниями, необходимыми для реализации замысла игры.
Учебная задача в дидактической игре не ставится прямым образом перед детьми,
поэтому в педагогической литературе все время говорится о непреднамеренном усвоении
учебного материала.
«Двойственная природа» игры – учебная направленность и игровая форма – позволяет
стимулировать овладение в непринужденной форме конкретным учебным материалом.
Дидактические игры отличаются от дидактических упражнений наличием обязательных
элементов: игрового замысла, дидактической задачи, игрового действия и правил. Из всего
существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым
тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в
качестве одного из способов обучения различным учебным предметам.
Цель дидактических игр – обучение, развитие и воспитание обучающихся. Структура –
это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую
деятельность одновременно. Основными структурными компонентами дидактических игр
являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или
дидактические задачи, оборудование, результат. Все дидактические игры делятся на три
основных вида: - прямого дидактического воздействия, в которых учитель действует
совместно с учащимися в роли одной из играющих сторон;- опосредованного
дидактического воздействия, когда учитель находится «вне игры» в
качестве наблюдателя или болельщика;- смешанного дидактического воздействия, когда
учитель участвует в игре в роли ведущего, арбитра, эксперта и консультанта.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы,
является познавательное содержание или дидактическая задача. Познавательное
содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при
решении учебной проблемы, поставленной игрой. Для выбора дидактической игры
необходимо знать уровень подготовленности учеников, так как в играх они должны
оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя
дидактическую задачу, надо, иметь в виду, какие знания, представления детей должны
усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны
развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре
реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей
самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно
замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она –
способ обучения. Дидактические игры, используемые на уроках математики, являются
одним из эффективных средств развития познавательного интереса к предмету.
В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и
закрепления изученного материала, и крайне редко применяются игры для получения
новых знаний. При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры,
которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть
заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.
Например, при изучении раздела “Нумерация чисел первого десятка” используются
игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и
предыдущего числа. На этом этапе можно применить игру “Составим поезд”.
Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления
единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.
Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них
исполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик
говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик цепляется к первому вагону (кладёт руку на
плечо ученика, стоящего впереди) и называет свой порядковый номер. Остальные
составляют пример: “Один да один, получится два”.
Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение:
“Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс
составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один ”.
Учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их
к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить,
ни одного предмета и не сосчитать его дважды.
Заключение. В результате исследования, я пришла к выводу, что в педагогической
работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявили её
существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся
начальных классов. Дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся
в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра
помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме.
Список литературы:
1. Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальной школе. Москва
“Просвещение” 1984.
2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990.
3. Коннова В.А. “Задания творческого характера на уроках математики”.// Начальная
школа 1995 №12.
4. Шарапова М. Ю.“Работаем по-новому”// Начальная школа 1995 №7.
5.
Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред.
Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 1990.