Напоминание

"Узнаем сами"

Автор: Василенко Наталья Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Семикаракорск, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка программы
Тема: "Узнаем сами"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ «СОШ №3 г.Семикаракорска»
Программа по проектно –

исследовательской деятельности

учащихся

«Узнаем сами»



Учитель: Василенко Н.А.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев



Что понимается под словом «проект»?
Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающие их проектами: 1) они направлены на достижение конкретных целей; 2) они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; 3) они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; 4) все они в определенной степени неповторимы и уникальны. При этом ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность: – экспериментально – производственная, – информационно-аналитическая, – диагностическая, – научная, – методическая, – образовательная и т.д. Проектную деятельность школьников можно рассматривать как
модель

профессиональной проектной деятельности
. В зависимости от целей проектной деятельности школьников (точнее, целей для школьников разных возрастных групп) различные виды действий, входящие в проектную деятельность, могут быть скомбинированы, в них могут вводиться дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы (для освоения навыков, которыми взрослые уже владеют, а детям еще надо учиться). Иногда в педагогической литературе под словами «проектная деятельность» понимается только одна из разновидностей проектной деятельности – исследовательская. По-видимому, это связано с использованием проектной деятельности на уроках. Дело в том, что именно исследовательская проектная деятельность (в отличие от других видов проектной деятельности) ставит целью проекта получение в качестве результата новых знаний.
Каковы особенности внеурочной проектной деятельности?
Для определения вида проектов, целесообразных во внеурочной деятельности, логично руководствоваться следующими соображениями: 1) целями внеурочной деятельности; 2) целями обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание. Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности. К важным целям обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести: 1) формирование коммуникативных навыков (партнерское общение); 2) формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени; 3) формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); 4) формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор. Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий. Дело в том, что работа над поделками и мероприятиями, доступными детям, зачастую не предполагает у них тех навыков информационной деятельности, которые понадобятся при работе над сложными проектами и которые желательно сформировать у школьников. Поэтому для включения информационной деятельности в проектную деятельность в полном объеме необходимо предусматривать специальные организационные приемы. К таким приемам относятся: 1) одновременная работа над разными проектами по одной теме (это позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме); 2) включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта – создание энциклопедии или тематической картотеки. В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В процессе работы над темой поиск информации не мотивирован исключительно потребностями проектной деятельности, а определяется интересами детей.
При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Дети на собственном опыте знакомятся с организацией информации: как расположить материал и какими ссылками его дополнить, чтобы легко можно было находить ответы на новые информационные запросы. В итоге
внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент
– работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.
Второй компонент
– работа над проектами – это специально организованный учителем или воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).
Основные виды творческих работ
– это поделки и мероприятия.
Примеры проектов
: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и т.д


Сбор сведений.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио и видеозаписи, дискеты, компакт- диски и т.д.). Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску информации. В информационном проекте должны быть предусмотрены средства систематизации информации (оглавление и др.). Задача информационных проектов – формирование навыков организации приобретенной информации. В структуре информационного проекта.
Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?
1. Выбор темы. 2. Сбор сведений. 3. Выбор проектов. 4. Реализация проектов. 5. Презентации.
Выбор темы.
Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Критериями выбора темы могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация города, опыт учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками). Совершенно иная картина с выбором подтем – здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов – энциклопедий и картотек. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект, культурный аспект (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д
Выбор проектов.
После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям принять участие в реализации проектов. При этом он знакомит детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. На первом этапе следует, не озадачивая детей придумыванием своих проектов, предложить им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Было бы хорошо, чтобы в любой момент в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Составляя список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности. В коллективных проектах дети могут выступать как «специалисты» по выбранным ими ранее аспектам темы. Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми будут учитываться те умения, которые у них есть к этому моменту. Так, например, очевидно, что задания вида «прочитай и расскажи» могут выполнять те дети, которые умеют читать, а «подготовь страницу в книгу» – те, которые умеют писать. Правда, и здесь возможны разные подходы.

Работа в малых группах
Поделки, коллажи, макеты и т.д.
Индивидуальная деятельность
Получаемый продукт – результат работы одного человека. Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, организовав выставку) сделать и коллективный продукт
Коллективная деятельность
Например: концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей и т.д.
Реализация проектов.
На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается. Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, мы хотели бы сформулировать основные принципы работы над проектами. Каждый ребенок имеет право: – не участвовать ни в одном из проектов; – участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях; – выйти в любой момент из любого проекта; – в любой момент начать свой, новый проект.


Презентации.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол персонажей. Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» – это спектакли, концерты, живые газеты и т.д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением поделок, надо организовывать специальным образом.
Какие бывают типовые проекты?
Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты – это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.). К представлениям можно отнести: – спектакли (в том числе кукольные); – концерты; – устные журналы (аналоги телепередач); – викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр); – показы моделей одежды. К изготавливаемым изделиям можно отнести: – тематические выставки рисунков, скульптур, поделок; – газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты); – видеожурнал или видеофильм; – макеты; – модели (действующие); – швейные и кулинарные изделия; – игрушки.
Можно ли использовать для проектной деятельности учебное время?
Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над темой и проектной деятельности может быть отведено следующее время:
Заключение
Систему внеурочной проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, можно рассматривать как альтернативу детским и молодежным организациям с фиксированным распределением социальных ролей.
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Курс «Узнаем сами » будет одной из таких форм. Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно- исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель:
выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.


Задачи:
 познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;  мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;  прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;  прививать интерес к исследовательской деятельности; В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Курс «Узнаем сами» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково- исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Узнаем сами» имеет отличительные особенности:  имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;  в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;  проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;  проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;  проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;  в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;  реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Основные принципы программы

Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи


Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения. Программа курса рассчитана на 66 часов (4 класс). В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов. В результате работы по программе курса
учащиеся должны знать:
 основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);  понятия цели, объекта и гипотезы исследования;  основные источники информации;  правила оформления списка использованной литературы;  способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);  источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
 выделять объект исследования;  разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;  выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;  работать в группе;  пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;  вести наблюдения окружающего мира;  планировать и организовывать исследовательскую деятельность;  работать в группе. Содержание программы «Узнаем сами» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир. На курс «Узнаем сами» отводится по 2 часа в неделю в 4 классе. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность ». Тематическое планирование


п/п

Наименование тем

Количество

часов

Дата по

плану

Дата фактич.
1. Проект? Проект! Как мы познаём мир. 1 сентябрь

2 Школа почемучек 1 сентябрь

3 – 4. Источники информации 2 сентябрь

5 – 6.
Мини - проект «Мой любимый город»
Знакомство с историей города. Памятными местами, выдающимися земляками.
4
2 сентябрь

7 – 8. Конкурс рисунков «А ты прекрасней всех городов на свете», Выпуск газеты «Тебе, мой город, посвящаем» 2 сентябрь
9 - 10
Мини - проект «Золотая волшебница осень»
Составление гербария осенних листьев.
8
2 октябрь

11. Подбор стихов об осени 1 октябрь

12. Подбор загадок об осени 1 октябрь

13 – 14. Природа и фантазии. Изготовление панно и поделок из природного материала. 2 октябрь

15-16 Изготовление книжки-малышки об осени 2 октябрь

17.
Мини - проект «Волшебные правила здоровья»
Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты»
7
1 ноябрь

18. Движение - жизнь 1 ноябрь

19. Чистота и здоровье 1 ноябрь

20 - 23 Я здоровье берегу- сам себе я помогу. 4 ноябрь

24.
Мини - проект «Покормите птиц зимой»
Исследование «Что едят птицы»
5
1 декабрь 25 – 26. Исследование «От чего зависит количество птиц, прилетающих к кормушке» 2 декабрь 27 – 28. Изготовление кормушек. Наблюдение и подкормка птиц. 2 декабрь 29 – 30.
Мини - проект «Почему мы любим встречать Новый год»
Как встречают Новый год в других странах.
3
2 декабрь 31. Новогодние подарки. 1 декабрь 32 – 33.
Мини - проект «История школы, в которой учусь»
Изучение истории школы.
8
2 январь 34 – 35. Мои учителя. Выпускники школы. 2 январь 36 – 39. Встречи с интересными людьми. Подготовка к празднику «День рождения школы» 4 Январь февраль 40 – 43.
Мини проект «Праздник русского чаепития»
Традиции русского чаепития. Как заваривать чай. Что подавать к чаю
6
4 февраль

44 – 45. История русских самоваров. 2 Февраль 46 – 47.
Мини - проект «Наша безопасность»
Безопасность в лесу. Изготовление предупреждающих знаков.
8
2 март 48 – 49. Безопасность на дороге. 2 март 50 - 53. Сказки: «Теремок» и «Красная Шапочка» ( по ПДД на новый лад) 4 март 54 – 59.
Подготовка проектов к научно – практической конференции

6
апрель 60 – 61.
Мини - проект «Альбом Славы»
3 апрель-май 62 – 63. Акция «Ветеран живёт рядом» 1 май 64 - 65 Что мы узнали и чему научились за год. 2 май

66 – 67. Моя лучшая работа.
2
май




СОДЕРЖАНИЕ

1. Тема: Что такое проекты.
Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов. Ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. : знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе 2.
Тема: Школа почемучек.
Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать, развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах. 3 - 4.
Тема: Источники информации.
Цель: знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
5 – 8. Мини - проект «Мой любимый город»
Цель: прививать любовь к своему городу, родному краю, познакомиться с историей города, делами выдающихся земляков, памятными местами города. Создать индивидуальные проекты (рисунки) и групповой проект (газету), посвящённые Дню города.
9 – 16. Мини - проект «Золотая волшебница осень»
Цель: обобщить знания об изменениях в живой и неживой природе с наступлением осени; развивать умение работать с разными источниками информации, отбирать нужный материал (загадки, стихи); красиво его оформлять; развивать фантазию, наблюдательность, усидчивость, воображение детей, интерес к изучению природы. Создать индивидуальные и групповые проекты.
17 – 23. Мини - проект «Волшебные правила здоровья»
Цель: сформировать у уч-ся представление о том, что здоровье человека – главная ценность жизни; способствовать здоровьесбережению уч-ся посредством развития мотивации к здоровому образу жизни и обучения способам сохранения и укрепления здоровья; формированию потребности в здоровом образе жизни. Воспитывать качества: аккуратность, чистоплотность, бережное отношение к здоровью. Создать условия для сплочения детского коллектива.
24 – 28. Мини - проект «Покормите птиц зимой»
Цель: закрепить знания о пользе птиц, обобщить знания о зимующих птицах; выдвинуть гипотезы и провести исследования: «Чем питаются птицы» и «Отчего зависит количество птиц, прилетающих к кормушке»; изготовить и развесить кормушки для птиц; развивать наблюдательность, внимание, воспитывать бережное отношение к птицам.
29 – 31. Тема: Мини - проект «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки.
Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда. История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
32 – 39. Мини - проект «История школы, в которой учусь»
Цель: познакомиться, какой была школа много лет назад, учителями и учениками – гордостью школы; с интересными людьми – выпускниками школы; символикой и традициями школы. Воспитывать любовь и уважение к старшим.
40 – 45. Мини - проект «Праздник русского чаепития»
Цель: познакомиться с традициями русского чаепития, видами чая, как правильно заваривать чай, что принято подавать к чаю, историей русских самоваров. Учить работать с разными источниками информации, в том числе общаться со взрослыми.
46 – 53. Мини - проект «Наша безопасность»
Цель: привитие интереса к изучению ПДД, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения правильно переходить дорогу, правильно вести себя в природе и бережно к ней относиться, реализовать полученные знания в практической деятельности.
54 – 59. Подготовка проектов к научно – практической конференции

60 – 63. Мини - проект «Альбом Славы»
Цель: разработать макет альбома, определить его композицию, собрать необходимый материал о жизни прадедов, их нелёгкой судьбе, создать коллективный проект. Воспитывать уважение к старшему поколению, умение проявлять заботу к ветеранам.
64 – 67. Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Узнаем сами» Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения курса «Узнаем сами»
обучающиеся на ступени начального общего образования:
 получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;  обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;  приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;  получат возможность осознать своё место в мире;  познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;  получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
 узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;  различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;  оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);  использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;  ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;  способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;  основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;  чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования:  внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;  устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;  адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;  осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;  эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;  различать способ и результат действия. Выпускник получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;  осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;  строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Выпускник получит возможность научиться:  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;  записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  осуществлять сравнение,и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  задавать вопросы;  использовать речь для регуляции своего действия;  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться:  учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;  аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;  адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Характеристика результатов Обучающийся будет
знать:
- основные особенности проведения исследований разных видов; - методы исследования; - правила выбора темы и объекта исследования; - правила успешной презентации работы. Обучающийся будет
уметь:
- самостоятельно выбирать тему исследования; - выделять главное и второстепенное в собранном материале; - указывать пути дальнейшего изучения объекта; - презентовать свою работу. Обучающийся
сможет решать
следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме; - реализовывать право на свободный выбор. Обучающийся
способен проявлять
следующие отношения: - общаться с людьми разных возрастов; - работать в группе, коллективе; - презентовать работу общественности.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом. В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Узнаем сами» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. Другим средством наглядности служит оборудование для
мультимедийных

демонстраций
(компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и
средств фиксации окружающего мира
(фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, school- collection.edu) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах. Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют
разнообразные действия с изучаемыми объектами
. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. В ходе изучения курса «Узнаем сами» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают
методами

познания природы
, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит
экскурсиям.
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии. На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми. Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления. Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования. Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков. Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Для учителя
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.

321с. 2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с. 3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с. 4. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с. 5. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с. 6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с. . 7. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с. 8. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с. 9. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с. 10. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с. 11. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с. 12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с. 13. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7 14. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
Для обучающихся
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с. 2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC