Напоминание

"Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс"

Автор: Назарова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Верхнедубровская СОШ"
Населённый пункт: г.о. Верхнее Дуброво Белоярского района Свердловской области
Наименование материала: Программа
Тема: "Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Верхнедубровская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено на заседании МО Протокол №____ ________ /Брагина Л.Г./ руководитель МО учителей начальных классов «____»_____________2015 г. «Согласовано» зам. директора по УВР ________ /Фомина А.С./ «____»__________2015 г. «Утверждаю» Директор МАОУ «Верхнедубровская СОШ» _______/Медянцева Ю.Б./ «____»_________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Класс 3 Учитель: Назарова Наталья Владимировна, первая квалификационная категория. Верхнее Дуброво 2015 – 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:  Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;  Авторской программы по предмету «Окружающий мир», рекомендованной Министерством образования РФ, программы Г.Г. Ивченковой, И.В. Потаповой и рассчитана в 3 классе на 68 часов. Учебно – методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ Астрель, 2012г.  Учебный план МАОУ «Верхнедубровская СОШ» на 2015-2016 учебный год. Учебная программа и пособие УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться». Особое значение предмета « Окружающий мир» заключается в формировании у детей 6–10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем.
Цель курса:
формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи:
 систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;  формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;  знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);  социализация ребенка;  развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);  воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;  формирование самостоятельной познавательной деятельности;  воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей Основные
содержательные линии
курса «Окружающий мир»:  Человек и природа.  Человек и общество.  Правила безопасной жизни. Сведения о каждой составляющей этих линий носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом. 2
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.
Принципы:
 дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности;  целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» поло жено диалектическое единство системы «природа — чело век — общество». Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о приро де как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом;  развития, который предполагает стимулирование эмоционального, духовно- нравственного и интеллектуально развития ребёнка и реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности;  гуманитаризации, который реализуется через расшире ние социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;  культуросообразности, который предполагает: вклю чение материала о достижениях культуры; воспитание у уча щихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходя щей ценности культурного наследия и необходимости его охраны;  спиралевидности, который рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопро - сам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неод нократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне;  вариативности, который предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный под ход к каждому ученику и реализуется че рез выделение инвариантного минимума содержания обра зования и вариативной части. Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания началь - ного общего образования и требований к уровню подготов ки обучающихся. Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации, а также предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориенти руют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника;  специфические принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
Ценностные ориентиры
содержания курса «Окружающий мир»: - природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества; - Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм; - наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума; 3
- искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества; - человечество как многообразие народов, культур, религий; - международное сотрудничество как основа мира на Земле; - патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, маленькой родине, в осознанном желании служить Отечеству; - социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям; - гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально- культурного многообразия России и мира; - семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества; - труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности; - традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества; - здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное; - нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко- культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Основным методом организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир » является наблюдение. В процессе изучения курса используются словесные методы (беседа), экспериментирование, опыты. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир » является урок. В процессе изучения курса используются уроки- экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений. Основными методами и формами контроля могут быть: индивидуальные, фронтальные и групповые оценивания, тесты и проверочные контрольные работы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 3 классе на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов (34 учебные недели).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА



Наименование разделов и тем

Всего

часов

в том числе:

экскурсии

проекты

проверочные

работы
1 Природа вокруг нас 8ч 3ч 2ч 2 Вода, воздух, горные породы и почва 16 ч 1ч 1ч 3 О царствах живой природы 16 ч 1ч 2ч 4 Человек 10 ч 1ч 1ч 5 Человек в обществе 18 ч 1ч 1ч 1ч
Итого

68ч







Темы проектов:
4
1) «Освоение воздушного пространства человеком»; 2) «Сохраним мир живой природы»; 3) «Физкультура и спорт»; 4) «Мой родной край».
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Природа вокруг нас
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным при - знакам. Разнообразие явлений природы, физические и химические явления. Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва
Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества. Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии. Вода в природе: родники, водоемы (озеро, река, море, океан — естественные водоемы; пруд, водохранилище — искусственные водоемы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рацио - нального использования воды, охрана воды от загрязнения. Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе. Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Ветер. Использование энергии ветра человеком. Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения. Горные породы, их разнообразие: твердые, жидкие, газообразные. Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых. Почва и ее состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
О царствах живой природы
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии. Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная; другие живые существа. Первые представления о растении как организме. Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений. Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени. Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений. Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений. Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. 5
Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки. Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных. Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных. Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек
Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека. Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении. Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоро - вье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц. Кровеносная система, ее значение. Необходимость укрепления органов кровообра - щения. Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний. Пищеварительная система, ее значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности. Органы чувств, их значение и гигиена. Нервная система, ее значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Человек в обществе
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции. Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях. Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках. Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды. Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребенка. Как устроено наше государство. Органы власти.
Экскурсии:
ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Окружающий мир».
У третьеклассников продолжится формирование:  положительного отношения и интереса к изучению природы и человека;  осознания своего продвижения в овладении знаниями и умениями;способности к самооценке;  осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину;  знаний основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение;  понимания необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения; 6
 чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;  понимания значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.  устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории страны;  способности оценивать трудность предлагаемого задания;  адекватной самооценки;  чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;  установки на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;  осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы;  основ экологической культуры;  осознанного положительного отношения к культурным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Окружающий мир».

Регулятивные
результаты освоения курса «Окружающий мир». Третьеклассники научатся:  принимать и сохранять цель познавательной деятельности;  планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;  осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Третьеклассники получат возможность научиться:  самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.
Познавательные
результаты освоения курса «Окружающий мир». Третьеклассники научатся:  находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе;  понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;  использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений;  осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;  проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;  устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;  обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;  выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Учащиеся получат возможность научиться:  осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;  сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;  сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий;  устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;  собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
результаты освоения курса «Окружающий мир». Третьеклассники научатся:  сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;  строить монологические и диалогические высказывания;  обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий. Третьеклассники получат возможность научиться:  распределять обязанности при работе в группе;  учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.
Предметные результаты освоения программного материала.
Третьеклассники научатся: - находить стороны горизонта по Солнцу и компасу; 7
- различать наиболее распространенные растения; - различать наиболее распространенных животных; - проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты; - устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания; - приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; - выполнять правила личной гигиены; - оценивать свое поведение в природе; - выполнять правила поведения в природе; - находить на карте город, село, в котором они живут; - рассказывать о главных символах государства; - рассказывать о символах своего города; - рассказывать о главных достопримечательностях своего города; - рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка. Третьеклассники смогут научиться: - находить стороны горизонта по местным признакам; - моделировать несложные природные процессы; - объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе; - выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания; - пользоваться различной справочной литературой; - получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы; - сравнивать и делать выводы.
Человек и природа
Учащиеся научатся: - проводить самостоятельно и под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты; - давать характеристику погоды по результатам наблюдений; - показывать на карте и глобусе границы России, некоторые города России; - приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования; - приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни; - рассказывать о строении человеческого организма, физиологии основных органов; - устанавливать связи между объектами и явлениями природы; - рассказывать о форме Земли, ее движении вокруг своей оси; - выполнять правила поведения в природе. Учащиеся получат возможность научиться: - приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни; - объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком; - объяснять, что такое круговорот воды в природе, защитная окраска животных; - давать оценку влиянию деятельности человека на природу; - определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу; - участвовать в мероприятиях по охране природы.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:
-что такое явление природы; -что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта; -устройство компаса; -о трёх состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое; -о круговороте воды в природе; легко определяемые свойства воды (3-4 примера); 8
-о водоёмах (река, озеро, море); - о значении воды в жизни человека, необходимости её охраны и рационального использования; - легко определяемые свойства воздуха (3-4 примера); - состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси); - о необходимости охраны воздуха от загрязнения; - что такое горные породы и полезные ископаемые; - свойства 3-4 полезных ископаемых, их использование человеком; - о необходимости бережного использования полезных ископаемых; - о почве, её значении и необходимости охраны; - о четырёх царствах живой природы; - об органах растений и их значении; - особенности размножения и развития растений; - о некоторых группах растений и их отличительных признаках; - об отличительных признаках основных групп животных; - особенности передвижения, питания, размножения и развития животных; - некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы; - о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах её охраны; - названия важнейших органов человека и их функции; - основные правила личной гигиены; - какие народы живут на территории России; - символику своего народа; - столицу России; - государственные символы России; - как называется главный закон страны; - как устроено наше государство; - основные права и обязанности ребёнка;
должны уметь:
- находить стороны горизонта по Солнцу и компасу; - различать наиболее распространённые растения (5-6 примеров); - различать наиболее распространённых животных (7-8 примеров); - проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты; - устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания; - приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; - выполнять правила личной гигиены; - оценивать своё поведение в природе; - выполнять правила поведения в природе; - находить на карте город (село), в котором они живут; - рассказывать о главных символах государства; - рассказывать о символах своего города; - рассказывать о главных достопримечательностях своего города; - рассказывать об основных правах и обязанностях ребёнка.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
Изучение окружающего мира является специфическим предметом, так как подразумевает умение делать выводы, классифицировать материал, формулировать понятия, владеть исследовательским инструментарием. Именно проверка уровня усвоения этих умений и навыков является целью контроля. Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает: 9
1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий; 2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя; 3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся; 4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они при - обретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии); 5) использование критериальной системы оценивания; 6) оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования; 7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации. Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется). Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и
«5»

Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету

Уровень

Отметка

Комментарий

Материал не

усвоен
«2» (неудовлетворительно) Учащийся не владеет информацией об изученных объектах и явлениях, взаимосвязях в окружающем мире, не знает терминологии, не умеет владеть приборами, инструментариями, учебными материалами, пре- дусмотренными программой данного уровня обучения
Минимальный

уровень
«3» (удовлетворительно) Минимальные знания об объектах и явлениях окружающего мира, слабое владение терминологией, учебными материалами и инструментами «4» (хорошо) Умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения, объяснять простейшие взаимосвязи объектов, явлений окружающего мира, неуверенное владение инструментарием и учебными материалами
Программный

уровень

(решение

нестандартной

задачи, которая

требует

применения новых

знаний в

непривычных

условиях)
«4+» (очень хорошо) Владение обязательной терминологией, понимание сути явлений и взаимосвязи явлений и объектов окружающего мира, умение объяснять причинно-следственные связи объектов, явлений с незначительной помощью, владение материалами и инструментами по предмету с незначительной помощью «5» (отлично) Свободное владение обязательной терминологией, умение объяснять суть, взаимосвязи изучаемых явлений, объектов окружающего мира, свободное владение изучаемыми учебными материалами и инстру- ментами, умение применять полученные знания и умения при решении нестандартных задач.
Высокий уровень

(решение

нестандартной

задачи с

привлечением не

входящих в

программу данного

класса знаний,

умений и навыков)
«5+» (превосходно) Владение знаниями, умениями и навыками, терминами, учебными материалами, инструментами, выходящими за границы обязательного к изучению материала 10
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и знание новых понятий, выполнение мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т. п. ), подготовленных учителем. Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем, а также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося). Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирование), а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося)
Критерии оценки тестовой, письменной работы учащихся по окружающему миру

«5»

(отлично)

«4»

(хорошо)

«3»

(удовлетворительно)

«2»

(неудовлетворительно)
Выполнение работы без ошибок, полные письменные ответы Верное выполнение не менее 80 процентов заданий либо неполные, неточные ответы к отдельным заданиям Верное выполнение не менее 60 процентов заданий либо неполные или неточные от- веты ко всем заданиям Верное решение менее 60 процентов заданий В соответствии с требованиями ФГОС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом. Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение ана - лизировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т. п.). Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности.
Критерии формирующего оценивания устного ответа:
- Выразительный связный рассказ. -Правильные ответы на вопросы учителя и учащихся по изученной теме. -Знание терминологии, понятий по теме. -Ориентация в демонстрационных материалах: картах, схемах, плакатах, на глобусе, в использовании моделей и инструментов исследований. -Выполнение обязательных дополнительных заданий по теме (в учебнике, в рабочей тетради). Выставляемая отметка соответствует количеству набранных баллов. Дополнительные необязательные задания творческого характера, а также участие в проектной деятельности являются добровольными, и оценивание этих работ не должно вызывать негативных эмоций у детей, а должно лишь обучать их адекватно оценивать результаты своего труда, формировать навыки контроля и самоконтроля. Поэтому для характеристики таких работ также применяется критериальное оценивание.
Критерии оценки выступления на заданную тему

(доклад, сообщение, защита мини-проекта):
1. Отбор, систематизация материала в соответствии с темой. 2. Разнообразие источников информации. 3. Выразительный устный рассказ. 4. Краткость изложения в соответствии с ограничением времени. 11
5. Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Печатные пособия:
1. Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир : 3 класс : учебник : в 2 ч. / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М. : АСТ : Астрель, 2013. 2. Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир : 3 класс : рабочая тетрадь № 1, 2 / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М. : АСТ : Астрель, 2013. 3. Потапов И.В. Окружающий мир: проверочные и диагностические работы: 3-й класс: к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир» / И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова. – Москва: АСТ: Астрель, 2014.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: school- collection/edu/ru 2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: nachalka/about/193 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: festival.1 september 4. Образовательный портал «Ucheba». – Режим доступа : uroki 5. Учебно-методический портал. – Режим доступа : uchmet
Наглядные пособия.
1. Натуральные живые пособия (комнатные растения). 2. Гербарий. 3. Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых. 4. Исторические и географические карты, физическая карта Евразии, карта полушарий, политическая карта Европы, глобус. 5. Таблицы «Растения и животный мир степи (поля, леса)».
Технические средства обучения.
1. Ноутбук. 2. Интерактивная доска. 3. Медиапроектор.
Учебно-практическое оборудование.
1. Классная доска с магнитной поверхностью. 2. Шкаф для хранения карт.
Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол. 12



Тема урока

Целеполагание урока

Требования к уровню подготовки

учащихся УУД

Недельные сроки

По КТП

По факту

Природа вокруг нас - 8ч.

Планируемые результаты формирования УУД:

Предметные:

Личностные:

Метапредметные:
Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некото рые взаимосвязи в природе, между природой и человеком. Проводить наблюде ния самостоятельно и под руководством учителя. Различать типы линии горизонта, иметь представление о способах определения линии горизонта на местности. Определять линию горизонта и стороны горизонта по Солн цу, компасу и местным признакам. Проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие при- боры, фиксировать результаты. Приводить примеры тел и веществ, проводить под руково- дством учителя простейшие опыты и определять свойства (признаки) тел и веществ. Осуществлять наблюдения, выделять и различать явления природы. Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Осознание своего продвижения в ов - ладении предметными и универсаль- ными учебными действиями. Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выпол- нение. Способность оценивать трудность предлагаемого задания. Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознание своего продвижения в овладении учебными действиями. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, схемы. Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно планировать свои действия в соответ ствии с поставленной целью Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информа цию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений. Выделять сущест - венную информацию из учебных и научно- популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и исполь - зовать при выполнении заданий Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков.
1 Что нас окружает С. 3-9
Входная проверочная

работа
Показать взаимосвязи между человеком и окружающей его средой (как природной, так и социальной её составляющих). Дать первое представление о науке «экология» и раскрыть важность охраны природы
Знать
понятие «окружающая среда человека»; что изучает экология.
Уметь
приводить примеры предметов, которые изготавливают из глины, дерева, льна, пшеницы; объяснять выражение «в природе все взаимосвязано»; рассказывать, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека.
Знать
разнообразие неживой и живой природы в окрестностях школы
Уметь
различать и характеризовать объекты живой и неживой природы, отличать их от изделий.
Знать
особенности влияния деятельности человека на природу
Уметь
применять правила поведения человека в природе, сохранять природные богатства.
Знать
, что пространство, которое мы видим вокруг себя, называют горизонтом; четыре основные стороны горизонта и промежуточные стороны горизонта.
Уметь
определять закрытую местность и открытую; определять, местность перед зданием школы; называть основные и промежуточные стороны горизонта; находить стороны горизонта по компасу и 01.09- 04.09 2
Экскурсия
«Знакомство с разнообразием живой и неживой природы в окрестностях школы» Показать разнообразие неживой и живой природы в окрестностях школы. Продолжить развивать умение наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. Продолжить учить работать индивидуально и в группах 3
Экскурсия
«Изучение влияния деятельности человека на природу» Показать примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Воспитывать основы экологической культуры 07.09- 11.09 4 Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу. С. 10-12
Практическая работа
Сформировать представления о горизонте, основных и промежу- точных сторонах горизонта. Обучить приёмам определения сторон горизонта по полуденной тени от Солнца. 5 Ориентирование по компасу и местным признакам С. 12-14 Учить детей находить стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам 14.09- 18.09 14
местным признакам.
Знать
понятие «явления природы».
Уметь
называть явления природы, определять время года, свойственное для каждого природного явления; рассказывать, какие явления природы вы наблюдали во время летних каникул; приводить примеры физических и химических явлений. Иметь представление о физических и химических явлениях.
Знать
, что называют телом природы, а что изделием; что такое вещество.
Иметь
представление о том, что каждое тело занимает место; твердые тела сохраняют свою форму; жидкости не сохраняют свою форму; что все жидкости и твердые 6
Экскурсия
«Ориентирование на местности» Показать на местности горизонт, линию горизонта. Учить работать с компасом (индивидуально и в группах). Научиться определять стороны горизонта по Солнцу; сравнивать таяние с южной и с северной сторон домов; рассказывать, как можно ориентироваться по местным признакам. 7 Явления природы С. 15-17 Сформировать у учащихся научные представления о явлениях природы. Развивать наблюдательность, учить воспринимать красоту окружающего мира; развивать творческие способности. 21.09- 25.09 8 Свойства тел и веществ С. 18-23
Проверочная работа

«Природа вокруг нас»
Сформировать представления о свойствах тел и веществ. Развивать умение выделять существенные и несущественные признаки. Сравнивать и классифицировать предметы по различным признакам
Вода, воздух, горные породы и почва - 16 ч.

Планируемые результаты формирования УУД:
15

Предметные:

Личностные:

Метапредметные:
Наблюдать и проводить простейшие опыты под руково- дством учителя и самостоятельно, обобщать, делать выводы, объяснять несложные природ ные явления. Проводить под руководством учителя элементарные опы- ты, используя простейшие приборы, фиксировать резуль - таты, устанавливать связи между объек тами и явлениями природы. Определять состояние вещества по характерным призна- кам, выявлять опытным путем свойства воды в различных состояниях. Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некото рые взаимосвязи в природе, между природой и человеком. Называть явления и объекты природы, объяснять их проис хождение, состав и свойства. Объяснять, что такое круговорот воды, и объяснять его роль в природе, определять причины положи тельного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу. Применять получен ные знания при выполнении заданий в форме тестирования. Объяснять состав воздуха и его значе ние в жизни человека, проводить простейшие опыты и наблюдения, устанавливать взаимосвязи явлений природы. Объяснять понятие «ветер» и связанные с ним явления природы, выявлять взаимосвязи между явлениями природы и человеком. Иметь представление о горных породах, их составе и свойствах. Иметь представле ние о почве, её свойствах и значе нии в природе и жизни человека, объяснять взаимосвязи между объектами природы и челове ком, характеризовать влияние человека на состояние почв. Адекватная самооценка. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе. Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы. Способность к само оценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение. Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы. Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информа цию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений. Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении зада - ний в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргумен - тировать выбор действий Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргумен тировано критико- вать допущенные ошибки, обосновывать свое решение. Наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Принимать и сохранять цель познавательной деятельно- сти, планировать свою деятельность и действовать в со - ответствии с планом 16
9 Свойства воды в жидком состоянии С. 24-27
Практическая работа
Показать, как опытным путём можно установить некоторые свойства чистой жидкой воды: бесцветность, прозрачность, отсутствие запаха, плохую теплопроводность. Познакомить с некоторыми примерами использования знаний о свойствах воды на практике
Знать,
что вода – самое распространенное в природе вещество; три состояния воды (жидкое, твердое, газообразное).
Уметь
приводить примеры воды в трех состояниях; определять свойства воды в жидком состоянии; заполнять схему «Свойства воды»; доказывать, что вода текуча и принимает форму того сосуда, в который ее наливают; называть свойства воды.
Знать,
что вода с растворенными в ней веществами называется раствором.
Уметь
приводить примеры веществ, которые хорошо растворяются в воде, и веществ, которые почти не растворяются; называть свойство растворов, которое позволяет легко отличить их от других жидкостей; находить ошибки в обобщающих таблицах; рассказывать, как очистить грязную воду; проводить опыты.
Знать:
что снег и лед – это вода в твердом состоянии.
Уметь
: сравнивать лед и другие вещества по цвету; устанавливать свойства льда; объяснять, почему во время ледохода лед плавает по поверхности воды, а не тонет; проводить опыты; называть свойства пара, которые делают его невидимым; выделять существенные признаки снега, льда, пара; пользоваться справочной литературой; устанавливать с помощью 28.09- 02.10 10 Вода – растворитель Опыт растворение веществ С. 28-30 Опытным путём установить свойства воды растворять вещества. Ознакомить с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами. Развивать у школьников умения наблюдать, делать выводы, получать информацию из различных источников (например, таблиц) 11 Свойства льда, снега и пара С. 30-33
Практическая работа
Познакомить школьников со свойствами воды в твёрдом и га- зообразном состояниях. Сформи- ровать представление о переходе вещества из одного состояния в другое. Учить школьников сравнивать, обобщать, делать выводы 05.10- 09.10 12 Родники. С. 34-35 Познакомить школьников с процессом образования родников. Учить пользоваться схемами и рисунками для получения нужной информации. Развивать творческие способности, умение сотрудничать. 13 Водные объекты (река, озеро, море, пруд, водохранилище) С. 35-38 12.10- 16.10 17
опытов, при какой температуре вода замерзает, при какой температуре снег и лед тают.
Знать:
как образуются родники.
Уметь:
доказывать, что глина не пропускает воду; рассказывать, какая вода называется минеральной; описывать родник родного края; придумывать плакат на тему «охраняйте родники»; отделять соль от речного песка.
Знать,
как образуются облака; виды облаков (перистые, кучевые, слоистые); роса – это капли воды на поверхности почвы и растений; туман – скопление в воздухе над поверхностью земли мельчайших 14 Облака, роса, туман, иней, изморозь С. 38-41 Дать знания о состоянии воды в природе (облака, роса, туман, иней, изморозь). Раскрыть научную сторону этих явлений. Закрепить ранее полученные знания о переходе воды из одного состояния в другое в новой учебной ситуации 15 Круговорот воды в природе С. 41-42 Познакомить учеников с круговоротом воды на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое. Повторить и закрепить содержание пройденного материала по темам «Три состояния воды» и «Вода в природе». Сформиро- вать представление о воде как необходимом условии жизни. Подвести к пониманию изменений, возникающих в природе в процессе использования воды. Воспитывать у детей потребность бережного отношения к природным ресурсам 19.10- 23.10 16 Использование и охрана воды С. 43-46 17 Значение воздуха для жизни. Состав воздуха. С. 47-50
Словарный диктант
Сформировать представления о том, что такое воздушная среда и каково её значение для жизни. Познакомить детей опытным путём с некоторыми свойствами воздуха: прозрачностью, отсутствием цвета и запаха, а также свойствами плохо проводить тепло и при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься 26.10- 30.10 18 Свойства воздуха С. 51-53 18
капелек воды.
Уметь
объяснять, почему из облаков летом выпадают дожди, а зимой – снег; указывать, на какой высоте образуются слоистые, кучевые и перистые облака; рассуждать на вопрос: «Почему дождь хорошо, а почему плохо?»; проводить наблюдения за небом; объяснять, как возникают такие явления природы, как роса, туман, изморозь; находить сходство и различие между 19 Ветер С. 54-55 Сформировать научное представление о процессе образования ветра в природе на основе знакомства со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении 09.11- 13.11 19
20 Охрана воздуха С. 56-57 Дать элементарные представления о загрязнении воздуха. Подвести к пониманию необходимости охраны воздуха
Знать,
почему воздух необходимо охранять от загрязнений.
Уметь
рассказывать, как сберечь чистоту воздуха; объяснять, почему растения называют «легкими» города
Знать
понятия «горные породы».
Уметь
рассказывать, как залегают слои горных пород; объяснять, почему стекло, дерево, сахар нельзя назвать горными породами;
Знать,
как используют песок, глину, известняк, гранит.
Уметь
рассказывать о свойствах песка и глины; выполнять практические работы;
Знать:
как используют различные полезные ископаемые; приводить примеры; называть горючие полезные ископаемые; пользоваться справочной литературой; рассказывать, как добывают 21
Практическая работа
Горные породы. С. 58-59 Сформировать у школьников представления о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространённости в природе
,
16.11- 20.11 22 Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк) С. 60-63 Установить связь деятельности человека с природой и свойствами ее объектов. Подчеркнуть эстетический аспект этого взаимодействия. 23 Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. С. 63-67
Проект
«Освоение воздушного пространства человеком» Познакомить учащихся со способами добычи полезных ископаемых; показать необходимость бережного и экономного использования полезных ископаемых. 23.11- 27.11 20
и используют полезные ископаемые; сравнивать шахту и карьер
Знать,
что почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения; что такое перегной; как повышают плодородие почвы; как охраняют почву.
Уметь
рассказывать, как образуется почва; сравнивать почву и горную 24 Почва С.68-73
Проверочная работа

«Вода, воздух, горные

породы и почва»
Сформировать у младших школь- ников представления о почве как о верхнем плодородном слое земли, о её составе и необходимости охраны от разрушения и загрязнения
О ЦАРСТВАХ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ - 16 ч.

Планируемые результаты формирования УУД:

Предметные:

Личностные:

Метапредметные:
Называть царства живой природы, при водить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе. Называть части рас- тения, приводить примеры приспособ ленности растений к условиям жизни, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком. Определять вид растения по существенным признакам, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни. Различать дикорастущие и культурные растения, объяснятьпроисхождение и называть некоторых предков культурных растений, устанав ливать и объяснять Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны Чувство прекрасного на основе знакомства с природой Способность к самооценке. Понимание, объяснение и при- менение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение Осознание своего продвижения в овладении предметными и Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информа цию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы. Выделять существенную информацию из 21
влияние человека на живую природу. Устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, объяснять процесс питания и дыхания растений, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни Объяснять особенности и способы размножения растений, значение опыления в размножении, получать информацию из схемы, рисунка Объяснять по схеме этапы развития рас - тения из семени, проводить самостоя тельно элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, определять причины положительного и отри- цательного воздействия хозяйственной деятельности чело - века на природу. Описывать внешний вид животного, срав - нивать и объяснять отличие животных от растений по внеш- ним признакам и особенностям жиз недеятельности Различать диких и домашних животных, объяснять роль животных в домашнем и сельском хозяйст ве, называть от- дельных предков домашних животных, объяснять влияние человека на жизнь животных Различать особенности строения и функционирования органов чувств у жи вотных разных видов, объяснять значение органов чувств для животного, связь органов чувств со средой обитания. Объяснять особенности физиологических процессов, на- зывать органы передвижения и дыхания у животных разных видов, наблюдать и фиксировать резуль таты наблюдений за поведением животных. Рассказывать об этапах размножения и особенностях раз вития отдельных видов животных Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на животный мир, способов охраны животных, объяснять значение охраны животных для окружающего мира. Знать отличительные признаки грибов и бактерий, объяс нять их принадлежность к отдельным царствам природы, взаимосвязь объек тов природы и человек. универсальными учебными действиями Способность оценивать трудность предлагаемого задания Чувство прекрасного на основе знакомст- ва с природой и культурой родного края. Основы эколо- гической культуры Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведе ния Соблюдение правил безопасного поведения. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориен- тация на их выполнение. учебных и научно-популярных текстов. Сопостав - лять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Планировать свои действия в соответ ствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения зада ния
и

вносить
коррективы. Принимать и
сохранять
цель познавательной деятельности. Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета. Сравнивать и клас сифицировать объ- екты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в раз- ных видах, обобщать и использовать при выполне- нии заданий. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологи- ческие и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргумен тировать выбор действий. Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение. 22
25 Четыре царства живой природы С. 76-79 Познакомить учащихся с царствами живой природы и науками, которые их изучают. Показать отличие живых существ от тел неживой природы. Сформировать представление о среде обитания живых существ, по- знакомить с четырьмя средами обитания
Знать
царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии); чем живые существа отличаются от тел неживой природы; какие среды обитания населяют живые существа.
Уметь
сравнивать условия жизни в разных средах; приводить примеры сходств и различий между растениями, животными, грибами и бактериями; приводить примеры живых существ, обитающих в разных средах.
Знать
строение растений (корень, побег, стебель, цветок, плод с семенами).
Иметь представление о
строении цветка (лепестки, пестик, тычинка, чашелистик); о листовой почке и цветочной почке.
Уметь
описывать по плану любое цветущее комнатное растение; определять; сравнивать корни, стебли, листья различных растений; называть главное сходство плодов; доказывать, что растение – живое существо; указывать, какое значение имеют для растения его органы.
Знать
о разнообразии растений .
Уметь
сравнивать водоросли и остальные группы растений; рассказывать, чем размножаются мхи и папоротники; называть отличия цветковых растений от 30.11- 04.12 26
Практическая работа
Строение растений С.80-84 Познакомить учащихся с органами растений и их разнообразием. Показать значение органов в жизни растений. Учить детей сравнивать и выявлять существенные признаки 27 Разнообразие растений. С. 85-86 Познакомить учащихся с основными группами растений: водорослями, мхами, папоротниками, хвойными и цветковыми. Выявить отличительные признаки групп растений
,
объяснять названия некоторых растений 07.12- 11.12 28 Дикорастущие и культурные растения. С. 87-88 Развивать знания учащихся о культурных растениях и их значении в жизни человека. Познакомить учащихся с предками некоторых культурных растений. объяснять, почему растения, выращиваемые человеком, стали урожайнее, чем их дикорастущие предки 23
хвойных.
Знать
дикорастущие и культурные растения.
Уметь
сравнивать культурные и дикорастущие растения; рассказывать, как люди научились выращивать растения.
Знать,
что растение – это живое существо, организм.
Уметь
доказывать, что растения поглощают воду из почвы; рассказывать, что растения получают вместе с водой.
Иметь
представление о том, что такое испарение; что помогает охлаждению листьев; какое значение имеет дыхание для растений 29 Жизнь растений С. 89-92
Промежуточная

проверочная работа

С
помощью опытов показать, как питается растение. Сформировать представление о дыхании растений. Показать значение испарения воды листьями растений определять, какое свойство воды особенно важно для растений; объяснять, какое значение имеет сахар и крахмал, которые образуются в листьях; объяснять, зачем люди рыхлят почву. 14.12- 18.12 30 Размножение и развитие растений С. 93-94 Развитие растений из семени. С. 95-96 Сформировать у учащихся пред- ставление об опылении растений, показать его значение в жизни растения. Развивать представление о способах расселения плодов и семян растений, показать значение расселения плодов и семян доказывать, что для прорастания семенам необходимы вода, воздух, тепло; рассказывать, как человек размножает культурные растения 31 Охрана растений С. 97-98
Словарный диктант
Развивать знания детей о значении растений в природе и жизни человека. Показать влияние человека на мир растений, убедить детей в необходимости бережного отношения к растениям. Познакомить учащихся с редкими растениями своей местности и мерами охраны растений 21.12- 25.12 24

Знать
, что такое опыление; как опыляются цветки растений; какое значение имеет опыление в жизни растений.
Уметь
определять, от каких растений данные семена; рассказывать, как растения распространяют свои семена; объяснять названия растений; объяснять, почему первым из семени вырастает корень.
Знать
, почему растения нуждаются в бережном отношении; как хозяйственная деятельность человека повлияла на растения.
Уметь
объяснять выражение «бережное отношение к растениям»; рассказывать, почему сократилось количество дикорастущих растений с красивыми цветками; приводить примеры редких растений, растений Красной книги; рассказывать, как охраняют растения в нашей стране.
Знать
, из каких веществ состоит организм животного.
Уметь
описывать домашнее животное по плану; приводить примеры наружных органов животных; рассказывать о значении органов животных; приводить примеры 32 Строение животных С. 99-100 Познакомить учащихся с осо- бенностями строения животных, показать значение органов животных в их жизни. Выявить сходства и различия между растениями и животными развивать знания детей об основных группах животных: на- секомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и мле- копитающих. Расширить знания детей о разнообразии животных (черви, ракообразные; паукообразные и др.). Учить выявлять существенные признаки 33 Разнообразие животных С. 101-105 Развивать знания детей о домашних животных и их значении в жизни человека. Познакомить учащихся с предками основных домашних животных. 11.01- 15.01 34 Домашние и дикие животные С. 106-108 35 Как животные воспринимают мир С. 109-111 Познакомить учащихся с органами чувств животных, показать их значение в жизни животного. Сформировать представление о связи внешнего вида животного со степенью (уровнем) развития органов чувств. 18.01- 22.01 25
внутренних органов животных.
Иметь

представление
о том, чем животные отличаются от растений; что общего у растений и животных.
Знать
понятия «домашние» и «дикие» животные.
Уметь
приводить примеры диких и домашних животных; отгадывать загадки про домашних животных; объяснять, почему человек стал приручать животных, почему домашние животные дают больше молока, мяса, яиц, чем их дикие предки.
Уметь
называть органы чувств животных; рассказывать, какое они имеют значение в жизни животных; объяснять, какие органы чувств лучше всего развиты у насекомых, рыб, птиц; рассматривать рисунки с изображением млекопитающих; определять, какие органы чувств развиты лучше у млекопитающих.
Уметь
наблюдать за передвижением животных; рассматривать рисунки с изображением млекопитающих и определять, как они передвигаются; объяснять, почему тюленей и моржей 36 Передвижение и дыхание животных С. 112-115
Тест «Живая природа»
Развивать знания детей об особен- ностях передвижения животных разных групп. Показать приспо- собленность животных к разным способам передвижения. Показать связь способа передвижения животного со средой обитания. Познакомить с органами дыхания животных разных групп. 37 Питание животных С. 116-119 Познакомить учащихся с осо- бенностями питания животных разных групп. Показать приспо- собленность животных для добывания и поедания пищи. 25.01- 29.01 38 Размножение и развитие животных С. 120-123 Познакомить учащихся с осо- бенностями размножения животных разных групп. Сформировать представление о последовательности развития животных разных групп. Показать влияние деятельности человека на животных. Воспитывать бережное отношение к животным. Расширить знания детей о редких животных и мерах по их охране 39 Охрана животных С. 124-125
Проект
«Сохраним мир живой природы» 01.02- 05.02 26
называют ластоногими; определять, от чего зависит способ передвижения животного.
Уметь
наблюдать за питанием животных; называть, на какие группы делят животных в зависимости от того, чем они питаются; приводить примеры растительноядных, насекомоядных и хищных животных; по внешнему виду определять хищника.
Знать
, что животные, как и все другие живые существа, размножаются.
Уметь
определять сходство и различия в размножении насекомых и птиц; рассказывать о развитии насекомых, рыб, птиц, млекопитающих.
Уметь
объяснять, 40 Грибы и бактерии С.126-131
Проверочная работа

«Царства живой

природы».
Познакомить детей со строением шляпочных грибов. Познакомить с разнообразием грибов: шляпочные, плесневые, дрожжи, трутовики; показать их значение в природе и жизни человека. Показать значение бактерий в природе и жизни человека.
ЧЕЛОВЕК - 10 ч.

Планируемые результаты формирования УУД:
27

Предметные:

Личностные:

Метапредметные:
Понимать значение термина «эмоции» и важность управления своим эмоциональным состоянием. Называть основные органы и объяснять на доступном уров не особенности функционирования нервной системы, знать правила ги гиены нервной системы Называть органы пищеварительной системы, объяснять на доступном уровне особенности строения и функ ционирования пи- щеварительной системы, осознавать важность правил гигиены питания и следовать им. Объяснять особенно сти процесса дыхания человека, называть органы дыхательной системы, проводить опыты и наблюдения в сотрудничестве с одноклассниками, следовать правилам гигиены органов дыхания. Рассказывать об элементарном устройстве кровеносной системы человека, ее роли в жизнедеятельности организма, проводить самостоятельно простейшие наблюдения и опыты, уметь определять пульс, понимать и объяснять необходимость и способы поддержки и укрепления сердечно - сосудистой системы. Рассказывать о роли мышечной сис темы в организме, особенностях рабо ты мышц, понимать и объяснять важность укрепления мышечной системы. Наблюдать за особенностями строения своего тела, рассказывать о строении и значении скелета в организ ме, осознавать важность правильной осанки для здоровья. Проводить само стоятельно про- стейшие опыты и наблюдения, делать выводы, рассказы вать о значении кожи в организме, объяснять важность гигиены кожи. Объяснять взаимосвязь явлений и объектов природы с человеком. Понимать, что человек - часть природы. Рас сказывать о сходстве и различии организма человека и животного. Разли чать значение тер- минов «анатомия» и «физиология». Способность к само- оценке. Основы эко- логической культуры Чувство ответствен- ности за выполнение своей части работы при работе в группе Адекватная самооценка Способность к само- оценке Способность оценивать трудность предлагаемого задания Осознание своего продвижения в овладении пред- метными и универ- сальными учебными действиями Положительное от- ношение и интерес к изучению природы и человека. Планировать свои действия в соответ ствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять ин формацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Самостоятельно адекватно оцени вать правильность выполнения задания и вносить корректи вы. Принимать и сохранять цель по знавательной дея- тельности. Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы Выделять существенную информацию из учебных и научно - популярных текстов. Осуществлять поиск информации с ис - пользованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении зада ний в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий. Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение. 28
41 Человек – часть живой природы С.3-10 Познакомить учащихся с особенностями строения тела человека. Дать общие сведения об органах человека и их значении для организма. Выявить сходства и различия между человеком и животными.
Знать,
что такое система органов; науки – анатомию, физиологию, гигиену; чем опасен шум для здоровья.
Уметь
называть системы органов человека; сравнивать человека с другими организмами; объяснять выражение «организм – единое целое»; называть сходства и различия между человеком и животными
Знать,
что наше тело покрыто кожей; свойства и значение кожи; правила гигиены.
Уметь
выполнять правила ухода за кожей; рассказывать, отчего загрязняется кожа; оказывать первую помощь при травме кожи; ухаживать за волосами и ногтями; правильно принимать солнечные ванны
Знать
части скелета (позвоночник, череп, грудная клетка); понятия «осанка».
Уметь
рассказывать о значении скелета для организма человека; выполнять упражнения для формирования правильной осанки
Знать,
какое значение в жизни человека имеют мышцы; как изменяются мышцы при сокращении и расслаблении.
Уметь
выполнять сравнение мышц (мышцы-разгибатели, мышцы- сгибатели); рассказывать о работе мышц; укреплять мышцы, 08.02- 12.02 42 Кожа – первая «одежда» С.11-15 Познакомить детей со свойствами кожи. Показать значение кожи для организма. Убедить в необходимости ухода за кожей. 43 Скелет. С.15-18 Сформировать у учащихся общее представление о скелете человека и его значении для организма. Показать значение правильной осанки, познакомить с правилами её формирования. 15.02- 19.02 44
Практическая работа
Мышцы С.19-21 Познакомить детей с работой мышц. Убедить в необходимости укрепления мышц. Показать значение физической культуры и труда для укрепления мышц. 45 Кровеносная система С. 22-25 Познакомить детей со строением и работой кровеносной системы. Показать необходимость укрепления сердца и сосудов. Сформировать представление о составе и значении крови в организме. 22.02- 26.02 46
Практическая работа
Дыхание С.26-30 Познакомить детей с органами дыхания человека и их работой. Показать важность выполнения правил гигиены органов дыхания. 29

Знать
органы кровеносной системы; что такое пульс; как укрепить сердце; какие необходимые вещества доставляет кровь ко всем органам тела.
Уметь
рассказывать о движении крови в организме; обобщать сведения о составе крови
Знать
органы дыхательной системы (носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие); почему нужно дышать носом, а не ртом; как беречь органы дыхания.
Уметь
объяснять по рисунку путь воздуха в организме при вдохе и выдохе; рассказывать, как происходит вдох и выдох; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух 47 Питание и выделение С.30-35
Словарный диктант
Расширить знания детей о пище и значении её разнообразия. Познакомить со строением и работой пищеварительной системы. Сформировать представление о строении и значении зубов, познакомить с правилами ухода за ними. Показать значение выделения из организма вредных и ненужных веществ. 29.02- 04.03 48
Практическая работа
Органы чувств С.35-37 Расширить представления детей об органах чувств, познакомить с правилами их гигиены. Развивать внимательность и наблюдательность учащихся. 49 Нервная система. С.38-40
Проект
«Физкультура и спорт» Сформировать у учащихся пред- ставление о нервной системе че- ловека, показать её значение для организма. Познакомить детей с правилами гигиены нервной системы и убедить в необходимости их выполнения. 07.03- 11.03 30

Знать
органы пищеварительной системы (ротовая полость, желудок, пищевод, кишечник, печень, поджелудочная железа); правила ухода за зубами; виды зубов (резцы, клыки, коренные зубы).
Уметь
рассказывать, как устроена пищеварительная система; пользоваться справочной литературой; рассказывать, как из организма удаляются вредные вещества
Знать
органы чувств; правила гигиены зрения, слуха.
Уметь
объяснять, какое значение для человека имеют органы 50 Эмоции и темперамент С.41-45
Проверочная работа

«Человек»
Познакомить учащихся с поло- жительными и отрицательными эмоциями, показать их влияние на человека. Сформировать первоначальное представление о темпераменте и его типах. Иметь представление о том, что такое темперамент; о типах темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).
Человек в обществе - 18 ч.

Планируемые результаты формирования УУД:

Предметные:

Личностные:

Метапредметные:
Составлять небольшое сообщение о разнообразии на ционального состава России, о происхождении славянских народов. Находить информацию и составлять небольшое сообще ние о разнообразии национального состава России, рассказывать о традициях своего Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и Планировать свои действия в соответ ствии с поставленной целью. Осуществлять по- шаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, пред- 31
народа, семьи. Ориентироваться в исторических собы тиях, их последовательности, временных отрезках Различать по основным признакам городские и сель ские поселения, рассказывать об истории происхождения и устройстве городов Объяснять названия некоторых городов, проводить аналогии в образовании названий поселений, рассказывать об истории проис хождения названия родного города Составлять краткий рассказ об устрой стве крупных старинных российских городов Кратко характеризовать типы названий городских улиц, объяснять происхо ждение названий улиц родного города. Различать символику города, объяснять происхождение и значение герба города. Описывать достопримечательности столицы, родного края, города; пока - зывать их на карте. Наблюдать и фиксировать полученные данные, описывать улицы и достопримечательности родного город.а Наблюдать, сравнивать и характеризовать особенности современного города Иметь представление об истории и достопримечательностях Москвы Кратко описывать государственное устройство Россий ской Федерации Понимать, что Конституция является основным законом Российской Феде - рации, называть основные положе ния Конституции Кратко характеризовать основные права и обязанности гражданина, различать права и обязанности гражданина, ребенка Составлять краткий рассказ об основных государственных наградах России, их истории и награжденных. культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными дей- ствиями Понимание, объяснение и применение основных правил по - ведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение Осознанное положительное отношение к культурным ценно - стям. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе Осознание себя как гражданина России, ощущение чувства гордости за свою родину. Адекватная самооценка Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство от - ветственности за выполнение своей части работы при работе в группе. ставленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Самостоятельно адекватно оцени вать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной дея- тельности. Находить необходимую информацию в учебнике, спра вочной литературе. Понимать информа цию, представленную в виде текста, схемы, таблицы Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и клас - сифицировать объекты природы, са- мостоятельно выбирая основания. Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение. Планировать свои действия в соответ ствии с поставленной целью. 51 Народы нашей страны С.48-52 Познакомить учащихся с народами, населяющими нашу страну. Сформировать представление о многонациональном характере населения России.
Знать,
в какой республике, области или крае ты живешь; какие народы живут на этой территории; какой город является столицей вашего края.
Уметь
работать с картой; рассказывать о традициях 14.03- 18.03 32
народов; обобщать сведения о народном костюме; анализировать содержание народных песен, народных танцев; сравнивать костюмы разных народов нашей Родины. 52 Традиции народов нашей страны С.53-56 Познакомить с традициями и обычаями народов нашей страны. 53 Путешествие по ленте времени С.57-60 Сформировать представление о науке истории, которая изучает прошлое человеческого общества. Познакомить с понятием «Историческое время»
Знать
понятия «кремль», «собор», «посад», «торг»; чем отличается город от села.
Уметь
определять по ленте времени, какой город старше всех; рассказывать по рисункам, что продается в торговых рядах; объяснять, почему деревянные стены города стали заменять каменными, как река помогала защищать город
Знать
, какие реки защищали Московский Кремль; какие здания находятся на территории современного Кремля;
Уметь
называть башни Московского Кремля по рисунку; сравнивать рисунки древнего Московского Кремля; сравнивать историю Псковского кремля и Московского.
Знать
название своей улицы.
Уметь
рассказывать об улице, на которой ты живешь; называть улицы, которые носят имена русских поэтов и писателей, героев войны, великих ученых; объяснять историю возникновения названий улиц; составить список улиц своего города; рассказывать о памятниках своего города. 28.03- 01.04 54 Города и сёла С.61-64 Познакомить детей с понятиями «село», «город». Сформировать представления об исторически сложившихся занятиях крестьян и горожан. 55 Названия городов С.65-69 04.04- 08.04 56 Кремль-центр города С.69-75 Познакомить учеников с устройством древнерусского города. Сформировать представление о кремле как центральной части города. 57 Улицы города С.76-79 Продолжить знакомство учеников с устройством города. Познакомить с появлением названий улиц, переулков, проспектов. Дать представление о старинных домах, которые встречают- ся на улицах городов. 11.04- 15.04 58 Герб – символ города С.80-83 Познакомить учеников с одним из символов города — гербом. придумать герб своего класса 59 Памятные места городов С. 84-87 Познакомить учащихся с основными достопримечательностями своего города: памятниками истории и культуры. 18.04- 22.04 60
Экскурсия
«Улицы и памятные места родного города» 33

Знать
, что все города мира имеют свой самый главный символ, отличительный знак – герб города; какие качества символизируют разные животные на гербе.
Уметь
описывать герб своего города; рассматривать гербы российских городов; рассказывать, что на них изображено; объяснять, что означают элементы гербов;
Знать
достопримечательности родного города; названия улиц города; исторические события, которые проходили на территории города.
Уметь
рассказывать по карте о своем городе. 61 Современный город С.88-91 Познакомить учеников с обликом современного города. 25.04- 29.04 62 Москва – столица России С.92-95 Познакомить учеников со столицей нашей страны, ее досто- примечательностями. 63 Что такое государство С. 96-100
Проект
«Мой родной край» Познакомить учеников с понятием «государство». Познакомить с современным государственным устройством России. 02.05- 06.05 64 Конституция – основной закон нашей страны С.101-104 Познакомить учеников с основным законом государства — Конституцией, познакомить учеников с наградной системой страны 65 Права ребёнка С.105-108
Тест «Человек в

обществе»
Познакомить учеников с правами детей. Иметь представление о праве на образование, о праве на гражданство, о праве на охрану здоровья 09.05- 13.05 66 Символы государства. Государственный герб и флаг России С.109-113
Знать
, что гимн – торжественная песнь; слова Государственного гимна РФ.
Уметь
сравнивать обычную песню и гимн. Иметь представление об истории российского гимна 67 Государственный гимн России. С. 113-116
Словарный диктант
16.05- 20.05 68 Государственные награды С.117-123
Итоговая проверочная

работа
Объяснять, для чего существуют государственные награды; рассказывать о государственных наградах своих знакомых, родственников. Иметь представление о героях нашей Родины. 34