Проект "Оформление развивающей предметно- пространственной среды логопедического кабинета в соответствии с ФГОС"
Автор: Попова Ирина Владимировна Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Золушка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Ямало-Ненцкий АО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Оформление развивающей предметно- пространственной среды логопедического кабинета в соответствии с ФГОС"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗОЛУШКА»
муниципального образования город Ноябрьск
Проект
Оформление развивающей предметно-
пространственной среды логопедического кабинета
в соответствии с ФГОС
Составитель : учитель-логопед
Попова Ирина Владимировна
2016 год
Проект
Оформление развивающей предметно-пространственной среды логопедического
кабинета в соответствии с ФГОС
В соответствии с новыми ФГОС развивающая предметно-пространственная среда
(ППС) определяется как «часть образовательной среды, представленная специально
организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарём для развития
детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их
развития».
Основное назначение логопедического кабинета – создание оптимальных условий
для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.
Это предполагает:
•предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами;
•научно-методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса;
•наличие логопедической документации;
• информативный блок для педагогов и родителей.
Принципы организации коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета:
1. системности ( весь материал систематизирован по разделам; наличие паспорта кабинета
с перечислением всего имеющегося оборудования );
2. доступности (наглядно-дидактический материал изготовлен и подобран с учетом
возрастных особенностей дошкольников);
3. вариативности (наглядно-дидактический материал и многие пособия многовариативны
и могут использоваться на разных занятиях в разных вариантах);
4. здоровьесбережения (основное и дополнительное освещение (над индивидуальным
зеркалом), пожарная сигнализация, цветовая гамма теплых зеленых, жетлых цетов, что по
мнению психологов наиболее способствуют развитию речевой, пособия для зарядки глаз
и др.);
6. Эстетической организация среды ( наглядно – методические пособия и игры должны
быть выполнены из ярких, легко обрабатываемых материалов, эстетически оформлены).
7. Комплексирования и гибкого зонирования
8. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
Предметно-пространственная
развивающая
среда
насыщается
содержанием,
рассчитанным на разные уровни речевого развития ребенка с учетом возрастных и
индивидуальных возможностей.
Поставленные проблемы определяют актуальность создания проекта
по
инновационному подходу к созданию предметно-развивающей среды логопедического
кабинета в оответсвии с ФГОС.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Участники: заведующий МАДОУ, заместитель заведующего, учитель-логопед.
Цель проекта: Создание современной предметно-развивающей среды логопедического
кабинета с учетом ФГОС, способствующей коррекции речевых нарушений у детей.
Задачи проекта:
1. Многофункциональное использование всего пространства логопедического кабинета.
2.
Формирование у детей полноценных произносительных навыков, правильного
грамматического оформления речи, активизация потребности связного высказывания у
детей, через игровую деятельность, с помощью разделения пространства кабинета на
зоны.
3. Учет всех направлений развития ребенка, доступное расположение предметов и
пособии в соответствии с возрастом детей.
4. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений, разнообразие сред, их рациональное
расположение.
Ожидаемые результаты:
1. Создание обновленной предметно-развивающей и предметно-игровой среды
логопедического кабинета, способствующей коррекции речевых отклонений у детей с
учётом требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
2. Качественные положительные изменения в освоении детьми коммуникативной
функции языка в соответствии с возрастными особенностями.
3. Позитивное отношение к применению и освоению нововведений, положительные
тенденции в деятельности учителя-логопеда с детьми, способствующие обновлению и
преобразованию содержания игрового пространства, предметно-развивающей среды
логопедического
кабинета и организации совместной учебной и самостоятельной игровой деятельности
детей.
Сроки реализации проекта: 2016 –2017 г.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап:
Определение основных идей проекта: его целей, задач, ожидаемых результатов.
Разработка проекта.
Научно-поисковая деятельность – документы регламентирующие выбор оборудования
учебно-методических и игровых материалов.
II. Деятельный этап:
Практическая реализация проекта.
III. Заключительный этап:
Подведение итогов.
Создание презентации «Предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете».
По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на
несколько рабочих зон:
1.
Рабочая зона логопеда и зона методического сопровождения:
рабочее место логопеда, оснащённое ПК, МФУ;
документация;
методическая литература.
2.
Консультативная зона (уголок с 2 креслами и столиком):
консультации для родителей;
консультации для педагогов.
3.
Зона диагностики:
диагностический материал для обследования речевого,
психического и моторного развития ребенка.
4.
Зона индивидуальной коррекции речи: стол, шкаф, зеркало, индивидуальные
зеркала, набор зондов, шпателя и др.
5.
Образовательная зона: доска магнитная, детские столы, стулья.
6.
Зона дидактического и игрового сопровождения :
развитие связной речи;
формирование правильного звукопроизношения;
развитие фонематических процессов;
формирование грамматически-правильной речи;
подготовка к обучению грамоте.
7.
Зона оздоровительно-развивающей коррекции:
дидактические игры, методики развития правильного речевого дыхания;
Кушетка для проведения логопедического массажа и постановки звуков;
игры на развитие мелкой моторики, координации речи с движениями.
8.
Зона технических средств обучения (ноутбук для занятий у зеркала,
интерактивная доска с обязательным программным обеспечением: МЕРСИБО+,
Расширенный набор из 90 интерактивных развивающих игр для занятий с детьми.)
Как
известно
в
красивом,
уютном,
привлекательном
помещении
ребенок
качественно изменяется. Среда стимулирует развитие у него самостоятельности,
общительности,
доброжелательности.
Обстановка
кабинета
должна
успокаивать,
уравновешивать эмоциональный фон, положительно влиять на нервную систему ребенка.
Кроме
того
развивающая
предметно-пространственная
среда
кабинета
помогает
эффективно решать коррекционные задачи в психологически комфортных условиях.