"Дифференциация обучения на этапе формирования навыков (на уроках русского языка при подготовке к сочинениям)".

Автор: Дьяченко Марина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 33
Населённый пункт: город Тверь
Наименование материала: Практико-ориентированный проект.
Тема: "Дифференциация обучения на этапе формирования навыков (на уроках русского языка при подготовке к сочинениям)".
Дата публикации: 29.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 33 Практико-ориентированный проект по теме:
«Дифференциация обучения на этапе формирования навыков

(на уроках русского языка при подготовке к сочинениям)».
Предмет: русский язык Образовательная программа или система «Школа 2100». Автор курса: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Класс: 4 Выполнила: учитель начальных классов МОУ СОШ № 33 г. Твери Дьяченко Марина Анатольевна
Содержание проекта 1. Обоснование актуальности темы. 2. Формулировка проблемы. 3. Постановка цели проекта. 4. Алгоритм подготовки к различным видам сочинений. Этапы проектирования. 5. Выводы. 6. Список литературы. 7. Приложения: №1 Разработка урока (Подготовка к сочинению на дифферен- цированной основе). №2 Критерии деления детей на группы. №3 Лексическая работа при обучении сочинению. №4 Образец красивого описания при подготовке к написанию пейзажной зарисовки. №5 Примеры дифференцированных заданий группам при подготовке к сочинению-списанию, при подготовке к написанию рассказа.
I. Обоснование актуальности темы Каждый учитель должен помнить, что на уроках русского языка надо выходить на развитие творческих способностей, возможностей каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей (Развитие, а не просто констатация, учет их). То, что дифференциация необходима,- это понятно всем (особенно на условиях современного генофонда). Чаще всего мы используем дифференцированный подход на уроках обобщения и систематизации знаний, повторения и закрепления знаний, контрольно-проверочных уроках, комбинированных уроках. Менее всего мы делаем это на уроках русского языка при обучении сочинению.
II. Формулировка проблемы В классе обычно учатся дети с разными познавательными способностями (памятью, мышлением, воображением, наблюдательностью…), волевыми чертами характера, эрудицией, с различным уровнем творчества. Не все одинаково хорошо могут справиться с тем или иным творческим заданием. Так как учитель чаще ориентируется на среднего ученика, су слабых детей исчезает удовлетворение от успеха, возникает ощущение дискомфорта, пропадает интерес к предмету. Тормозится процесс развития творческих способностей у сильных учащихся. Чтобы этого не происходило, нужно давать учащимся задания, соответствующие их уровню развития. Необходим дифференцированный подход и при подготовке к сочинению.
III. Постановка цели проекта Цель: создать алгоритм для дифференцированного подхода при подготовке к сочинениям на уроках русского языка.
IV. Алгоритм подготовки к различным видам сочинений. (Этапы проектирования) 1 этап Осмысление особенностей класса. Деление детей на группы. Критерии деления (см. Приложение № 2). Подбор названий группам: «Рыбки», «Лошадки»… Сроки – I четверть. Задача: серьезно осмыслить особенности класса; разделить на группы, учитывая предложения психологов; организовать работу в группах; создать комфортные условия для работы учеников и для возможности проверки учителем сделанной учащимися работы.
2. этап Коллективное теоретическое повторение речеведческих понятий (или основных понятий развития речи). Сроки – в течение года. Задача: Выявление уровня сформированности основных понятий развития речи, актуализация необходимых и достаточных знаний для последующей работы. Речевые понятия: - понятие текста; - тема; - основная мысль; - заголовок (что отражает); - тип речи; - связь предложений в тексте; - последовательность про абзацев. Знание этих понятий помогает подняться на более высокую ступень речевой культуры, научиться осознанно и свободно передавать свои мысли и чувства – в этом задача любого учителя. В зависимости от темы и цели урока нужно делать необходимый акцент при повторении. Если цель урока – создание пейзажной зарисовки, то усиливаем повторение описания. Нужно обязательно обратить внимание на то, что во всех предложениях, составляющих описание предмета, называется сам предмет.
3 этап Лексическая работа. (См. приложение № 3) Сроки – в течение года. Задача: Выстроить систему упражнений, направленных на развитие умений, необходимых при написании данного вида сочинения (умения отбирать нужные слова, выразительные средства языка фиксировать наиболее яркие эпитеты, сравнения, метафоры; правильно употреблять те или иные слова, грамматические формы, словосочетания, конструкции…).
4 этап Повторение композиции рассказа: Выступление – завязка – развитие действия – кульминация – продолжение действия – развязка – заключение. Виды рассказов: - случай, происшедший с самим рассказчиком («Как я однажды…»); - рассказ на основе услышанного; - творческий рассказ (по сюжету, по началу, по пословице и т.д.). Повествование и рассказ – не одно и то же (например, посещение театра, кино, экскурсии – эти темы требуют изложения ряда последовательных событий, а не одного какого-нибудь эпизода, происшедшего во время поседения театра, кино). Сроки – в течение года. Задача: Актуализировать знания учащихся, необходимые при выполнении творческого задания.
5 этап Коллективная работа в качестве тренажа. (Например, описать снежинку в разных стилях (художественном, разговорном, научном). Обязательно нужно вспомнить особенности разных видов описаний (портрет, натюрморт, интерьер, пейзаж). Сроки – в течение года Задача: Подобрать различные виды подготовительных заданий, направленных на отработку умений, необходимых при выполнении творческого задания.
6 этап Выход на конкретную тему: а) постановка цели перед учащимися; б) работа с текстом; в) составление плана текста. (См. Приложение № 4) Сроки – в течение года Задача: Подобрать текст – образец красивого описания с изобилием изобразительно-выразительных средств языка или текст хорошего рассказа (если повествование), продумать работу над планом, систему вопросов, помогающих выделить главную мысль текста. При постановке цели нужно обязательно сказать ребятам, что работа будет выполнена всеми, а готовиться будем по-разному, используя различные виды подготовительных заданий. На доске записан текст (это отправной момент в работе для одних детей, объекты исследования для других). Если урок по подготовке к написанию пейзажной зарисовки. Можно показать образец красивого описания, пусть даже с изобилием художественных тропов. Если урок по подготовке к созданию рассказа на доску надо написать текст хорошего рассказа (лучше с прозрачной композицией). Я использовала произведение И.С.Тургенева «Воробей». Нужно напомнить детям, что без плана не может быть сочинения. План – последовательно мыслей, выводы и доказательства в работе, все то, что делает сочинение сочинением. Вступление – доступ к раскрытию центральной проблемы сочинения. Оно должно быть связано с содержанием всей работы и готовить читающего к восприятию последующего материала. Основная часть – самая большая часть в работе, нужно продумывать ее членение. Простейший прием членения – употребление абзацев. Абзац – минимальное звено в общей структуре сочинения. Заключение – завершение работы. Оно должно закруглит сочинение, своеобразно связать его с началом. Оно должно быть таким, чтобы читающий понял, что по этому вопросу говорить нечего. Эти три части – части единого целого. В хорошей работе это деление не должно бросаться в глаза. Без плана работа бессистемна. Это конкретизация основной мысли сочинения. Поэтому вначале, конечно, нужно продумать содержание.
7 этап Дифференцированные знания (См. приложение № 5) Сроки – в течение года. Задача: продумать задания всем группам, оптимальную загруженность учеников, четкое выстраивание структуры урока, чтобы работали одновременно все ученики.
8 этап Самостоятельная работа. Промежуточная проверка работы. (См. приложение № 5) Сроки – в течение года. Задача: Просчитать четкий хронометраж выполнения задания каждой группой, придумать разноэтапную проверку.
9 этап Проверка выполненного задания. Дифференцированное домашнее задание. Сроки – в течение года. Задача: Выстроить целенаправленную работу по исправлению недочетов в работах учащихся и формированию правильной самооценки учащихся.
Выводы Трудность данных уроков для учителя состоит в продумывании заданий всем группам, оптимальной загруженности учеников, четком выстраивании структуры урока, чтобы работали одновременно все ученики; в разноэтапной проверке (одновременная невозможна). Должен быть обязательно просчитан четкий хронометраж выполнения задания каждой группой. Необходимо дифференцированное домашнее задание. Данные уроки в силу формирования положительных мотивов учения способствуют повышению успеваемости, ученики получают удовлетворение от работы, повышается интерес к предмету. Учащиеся работают в своем оптимальном темпе, справляются с заданием на уровне своей подготовленности, получают навыки редактирования текста, навыки работы со справочной литературой. Все выполняют базовый уровень, требования программы по русскому языку (развитие речи учащихся).
Список литературы 1. В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик «Развитие речи: теория и практика обучения».- М., Просвещение, 1991 г. 2. «Система обучения сочинениям на уроках русского языка (Пособие для учителей. Под редакцией Т.А. Ладыженской)».– М., Просвещение, 1978 г. 3. Н.П. Морозова, «Учимся писать сочинение».– М., Просвещение, 1987г. 4. «Развивайте дар слова («Теория и практика сочинений разных жанров»).» - М., Просвещение, 1990 г. 5. В.А. Онищук «Урок в современной школе».- М., Просвещение. 1986 г. 6. А.А. Ващенко «Дифференцированный подход к учащимся».- РЯШ, 1991г., № 3, с. 13-16. 7. И.С. Якиманская «Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения».- Советская педагогика, 1991г., № 4, с. 44-52. 8. Методика развития речи на уроках русского языка (Под ред. П.А.Ладыженской.- М., Просвещение, 1980г. 9. Гришина – Земскова А.М. О принципах классификации школьного сочинения. // Лит. в школе – 1974 - № 4. 10. Попова Т.Н. Понятие «стиль; «тип речи», «жанр» в системе работы по развитию речи. // Русской язык в школе – 1989г. - № 4. 11.Теория и практика сочинений разных жанров (Под ред. Т.А.Ладыженской и Т.С. Зепаловой.- М., Просвещение, 1980г.

Приложение № 1

Разработка урока
Подготовка к сочинению-описанию на дифференцированной основе. Тема: «Дом, в котором я живу…». Цели урока: Учебные: 1) Повторение основных речеведческих понятий. 2) Подготовка учащихся к написанию сочинения-описания на соответствующем им уровне творческих способностей. Развивающие: 1) Развитие творческих способностей учащихся. 2) Расширение словарного запаса учащихся. Воспитательные: 1) Воспитание способности внимательно слушать и оценивать творческую работу товарища. Ход урока - Здравствуйте! Улыбнемся друг другу, вспомним, что мир вокруг нас такой, каким мы его видим; пусть для нас он будет добрым и отзывчивым (как и для наших гостей). Мы искренне рады встрече. Сегодня мы будем говорит и писать о доме, где живем. Урок наш так и называется «Дом, в котором я живу…». Мы уже говорили о том, что вещи в доме становятся частью нашей жизни, мы привыкаем к ним, вживаемся в них, они становятся похожими на нас, отражая наше понимание мира. Когда станем постарше, у Гоголя в «Мертвых душах» прочитаем о доме помещика Собакевича, годе каждая вещь словно говорила: «И я тоже Собакевич». И еще у Булгакова в «Белой гвардии» будем читать о семье Турбинных, слово «Дом» там написано с большой буквы. Сегодня в роли писателя будет выступать каждый из вас. И мне хочется верить, что когда-нибудь я буду рассказывать своим следующим ученикам о ваших книгах. Но для этого нужно очень много работать. Начнем с повторения основных речеведческих понятий (это необходимо для повышения общей культуры письменной и устной речи), для
того чтобы выдержать нашу работу в нужном темпе, стиле, подчиняя единой тематике. Повторение по плану анализа текста: - Текс - Тема - Основная мысль - Заголовок - Тип речи - Стиль речи - Связь предложений - Последовательность абзацев. Беседа с учащимися - Какой стиль речи будем сегодня использовать? (художественный) - Какой тип речи? (описание) Поэтому особый акцент на повторение художественного стиля и списания как одного из типов речи. Роль описания в языке – сообщить о признаках предмета. Отправной момент, «данное» - название самого предмета или его частей. «Новое» - указание на признаки. Развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки. Сущность описания сводится к выражению существования предметов и их признаков в одно и то же время. природы - пейзаж Описание внешность человека – портрет помещения – интерьер Может быть описание местности, города, деревни, животного. Описание того, что видишь и слышишь, и того, что представляешь (то есть описание по личным впечатлениям и по представлению). Описание как целый завершенный текст встречается не часто. Эти описания, как правило, играют роль сюжетных элементов в произведении и способствуют раскрытию его темы и главной мысли.
Описание предполагает определенную композиционную форму: (на доске) I. Вступление. О предмете речи (тема текста) или сразу о главной мысли. Главная мысль в форме оценки, передает общее впечатление о помещении. II. Основная часть. Перечисляются признаки, детали, дополняющие и углубляющие представление о предмете речи. Все эти признаки и детали помогают раскрыть тему и главную мысль, выраженную во вступлении. III. Заключение. Авторское (учеников) отношение к предмету речи (оценка), совпадающие со вступлением. Горький писал: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как хочу написать и для чего написать». Что написать – на этот вопрос мы ответили. Как написать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно очень четко продумать план: 1) отобрать то, что нужно для раскрытия темы; 2) привести материал в определенный порядок, сгруппировать по предметам (систематизировать); 3) определить последовательность использования. Отметили на два вопроса: что написать и как написать. А для чего – скажу я. Вам нужно постараться так описать свою комнату, чтобы я как бы очутилась в ней и посмотрела на все сама, чтобы я поняла, почему вам так хорошо и уютно в вашем доме. Необходимо обратить внимание на то, что во всех предложениях, составляющих описание помещения, употребляются глаголы размещения. Этим объективно обусловлена возможность появления такого недочета, как
повтор. Подбираем синонимы: «помещается, стоит, бросается в глаза, нельзя не заметить, место в углу, висит, лежит, расположен, виден, привлекает внимание, украшает комнату, можно увидеть: Слова, указывающие на место расположения: «справа, слева, сбоку, в центре, вблизи, вдали, передо мной, сзади, около, с противоположной стороны, напротив, между…». Пиши правильно (орфографическая работа). Диван, кровать, торшер, тренажер, линолеум, гардероб. Работа с текстом (на доске). Я очень люблю свою комнату. Мне хорошо здесь всегда. Но особенно зимой, рано утром, когда встает красное от мороза солнце. Оно отражается в окнах соседнего дома и попадает ко мне в комнату, которая заливается ровным розовым светом. И от этого света становится хорошо и спокойно на душе. А вечером. Когда солнце заходит, моя комната становится волшебной и еще более уютной. Меня окружают разные предметы, но я хочу сказать только о двух. У окна стоит мой рабочий стол. Это очень важная вещь, потому что за ним я провожу много времени. На столе лампа. Когда ее зажигаешь, комната озаряется сказочным светом. А еще важная вещь – полка с книгами, которая висит над столом. Мне очень хорошо в моей комнате. Тип речи – описание (с элементами повествования) Стиль – художественный. Что можно добавить в основную часть? А можно оставить так? (да, так как тема раскрыта и реализована основная мысль: почему я люблю свою комнату).
Дифференцированная работа. I группа – задание на доске. Сочинение-развлечение «Бином фантазии». Написать сочинение, используя слова и понятия, между которыми нет ничего общего. Главная задача – описание комнаты. Приемы фантастики. Какие ассоциации возникают? II группа – задание на доске. III группа – составить план текста. Учитель работает со II группой, комментирует. Написать сказку, включив описание комнаты. Композиция сказки: Экспозиция (описываются герои, место действия). Завязка (событие, которое дает толчок развертыванию событий всего повествования). Развитие действия (цепочка событий, следующих одно за другим). Кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия). Развязка (завершение событий). Эпилог (заключение). Приемы сказки. 1) Чудеса. 2) Неодушевленное превращается в одушевленное. 3) Преодоление препятствий и помощь. - Особые зачин и концовка. - Постоянные эпитеты.
Возможное начало: «Однажды в тихую полночь в дверь кто-то постучал. И сразу в комнате зашелестели какие-то шорохи, прозвучал тихий шепот, словно кто-то с кем-то разговаривал…». Проверка работы. III группа – зачитывают варианты плана, обсуждают. Задание ученикам: написать письмо другу и рассказать о своей комнате. Не забудьте схему построения письма (обращении, синтаксис, вводные конструкции, оформление). Возможные варианты перехода к описанию комнаты. - Комнату, в которой я живу, я, конечно, хорошо знаю. Я убираю ее каждый день…». - У меня нет своей комнаты. Я живу в одной комнате с бабушкой и братом. Бабушка старается, чтобы у нас в комнате всегда все было чисто прибрано… - Я просыпаюсь рано утром, солнечный луч падает прямо на мою подушку. Вначале я вижу большое, во всю стену, окно… - Как приятно заново оглядеть свою комнату… Можно показать комнату в какой-то определенны момент: сразу после ремонта; как только въехали в новую квартиру; когда все готовятся к празднику и т.д. То есть возможны разные подходы к раскрытию темы: - обыкновенная, как у многих - уютная, особенно по вечерам - когда идет дождь - особенно приятная накануне праздника (когда светит солнышко) - хорошо приспособлена для занятий…
Определить основную мысль – значит найти свой подход к описанию, тот замысел, которому оно будет подчинено. Многое в описании зависит от той позиции, с которой описывается предмет (в данном случае – комната). Например, по-разному выглядит комната утром, когда только что встали ее обитатели, и днем, когда никого нет; когда комнату освещает солнце и когда электрический свет; в будни и в праздничные дни; по-разному представляют комнату ребенок, который только учится ходить, взрослый человек, который видит комнату впервые; и человек, который хорошо ее знает; по-разному будет выглядеть комната, если посмотреть на нее из коридора или так, как будто вы заглядываете в нее с улицы, с балкона… II группа – 2-3 учащихся зачитывают начало работы, все принимают участие в редактировании. I группа – учащиеся обсуждают возможные приемы фантастики в сочинении. Д/з: завершить работу. Проведение итогов урока.

Приложение № 2

Критерии деления детей на группы.
I. Деление детей на группы для достижения единой цели разными методами. Критерии деления могут быт самые разные. Но для этого нужно серьезно осмыслить особенности класса. Психологи предлагают учитывать: - мотивы учения ребенка (любознательность, трудолюбие…) - познавательные способности ученика (память, мышление, наблюдательность, речевое развитие); - волевые черты характера (произвольное внимание, настойчивость); - нравственные черты характера ребенка. Обязательно нужно считаться с темпом усвоения материала. Типом нервной деятельности, степенью самостоятельности, способами работы с материалом. Я на данных уроках обращаю внимание на уровень усвоения материала. На чуткость ребенка к слову, на уровень творчества, т.е. на общее развитие, эрудицию, направленность способностей. Способ посадки для групповой работы может быть самый разный: по рядам, по столам – горизонтальные объединения, по вариантам, вокруг сдвинутых парт. На мой взгляд, посадка по рядам создает наиболее комфортные условия для работы учеников и для возможности проверки учителем сделанной учащимися работы. Нет рассредоточения, внимание детей максимально концентрируется. Создаются микрогруппы, которые выполняют одну работу. (Состав групп может меняться на следующих уроках). В младших классах можно дать название группам: «Рыбки», «Лошадки» и т.д. Это несколько упрощает восприятие работы групп.
Т.о. группы создаются одинаковыми по уровню способностей. Учащиеся заинтересованы в том, чтобы внимательно слушать друг друга, замечания учителя и делать исправления у себя в тетради. Очень важно не акцентировать внимание на том, что кому-то задание проще, потому что он слабее, а кому-то, более умному, труднее. Лучше сказать, что задания будут разного уровня и мне (как учителю) важно посмотреть, как каждый из них с ним справится. У ребят возникает удовлетворение от успеха, повышается интерес к предмету, исчезает ощущение дискомфорта.

Приложение № 3

Лексическая работа
Если цель урока – создание пейзажной зарисовки, то усиливаем повторение описания. Нужно обязательно обратить внимание на то, что во всех предложениях, составляющих описание предмета, называется сам предмет. Этим объективно обусловлена возможность появления такого речевого недочета, как повторение слова, обозначающего предмет описания. Чтобы этого избежать, необходим подбор синонимов, т.е. на общем уровне теоретического повторения нужна и лексическая работа. Обязательно нужно обратить внимание и на построение работы. В описании отправным моментом в предложениях, т.е. «данным», является название самого предмета или его частей, а «новым» - указание на признаки; развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки («береза» - данное, «кудрявая, стройная, высокая» - новое). В повествовании тоже могут сообщаться признаки предмета, но они не являются целью сообщения, лишь создают дополнительную информацию о предмете, о действиях которого идет речь. В повествовании «данное» - на лицо, совершающее действие, на время; «новое» - сообщение о сменяющихся действиях, главная информация, ради которой создается высказывание. Прием фотографирования (в каждом новом предложении новое). В этом отличие от описания, где в каждом предложении содержатся признаки предмета или явления. Если мы пишем рассказ, то акцентируем внимание на повествовании, следовательно, подготовительная работа должна быть направлена на употребление глаголов – глаголы прошедшего времени несовершенного вида дают возможность показать одно из действий, подчеркнув его длительность.
Обычно при этом значение длительности усиливается словом «долго». (Например. Взяв лыжи, мы отправились за город. На электричке доехали до нужной станции, а затем очень долго шли по лесу на лыжах). Глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя. (Жеребенок подошел к воде, долго ее нюхал, но не пьет. Потом он осторожно пошел в воду). Форма будущего времени современного вида с частицей как (как прыгнет), а также форма типа прыг, хлоп, толк помогают подчеркнуть стремительность, неожиданность того или иного действия. (Скворушка, видимо, заинтересовался вареньем. Он вскочил на край вазочки. Потом запустил в вазочку свой длинный клюв и вытащил ягоду. И, наконец, для удобства – Прыг прямо в варенье, да и завяз). В повествовании возможен повтор при использовании в «данном» слов, подчеркивающих последовательность действий («потом», «затем»), а также глаголов со значением начала действия («начали»; «стали»). Подбираем синонимы: «потом, затем, сначала, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, позднее, дальше, тогда, наконец; начали, стали, собрались, приступили, решили, занялись».

Приложение № 4

Образец текста-описания.
При подготовке к написанию пейзажной зарисовки можно показать образец красивого описания. «Красив и чудесен русский лес зимою, когда он утопает в дремучем снегу. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты зеленые ветви больших и маленьких елей, высокие вершины этих зимних красавиц леса унизаны ожерельями лиловых шишек. Под лучами солнца ветки деревьев сверкают, словно все рукодельницы земли украшали их своими алмазами. Погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. В сумерки на небе появляются весело мигающие звезды. Они вырисовываются так ясно, как будто их помыли и потерли снегом. Лес приобретает особую таинственность. Загадочными волшебниками стоят седые дубы, около них серебрятся хрупкие осинки. Необыкновенная красота покоряет меня. Как хорошо становится на душе после прогулки в зимний лес! При подготовке к созданию рассказа можно использовать произведение И.С. Тургенева «Воробей».

Приложение № 5

Дифференцированные задания группам.
Последовательность работы групп при подготовке к сочинению – описанию природы.
III группа
Обдумывает характеристику данной на доске (слабая по текста по записанному плану. Идет работа по творч. способностям) тексту с опорой на только что повторенные речевые понятии, т.е. вторичное повторение со слабыми учениками и применение речеведческих навыков на конкретном практическом материале. Алгоритм рассуждения – на доске.
I группа
Списывает задание с доски (боковой) на (самая сильная черновик: в творческом 1) составить сложный план, чтобы были отра- отношении) жены признаки зимнего леса; 2) найти и назвать эпитеты, метафоры, сравнения, которые помогают ярче представить картины зимнего леса; 3) написать свое сочинение с использованием этих тропов.
II группа
Работа с учителем. (средние Задание – написать сочинение-миниатюру, способности) описав одно из явлений зимней природы. Источником сочинения могут быть жизненный опыт, память, наблюдение, фантазия. Следует обратить внимание учащихся, что не надо брать широкие темы и употреблять общие фразы.
Обязательно надо писать о чем-то своем, что сами заметили, увидели. Например, Иней на деревьях Снегопад. Зимний вечер Каким я видел снег. Танец снежинок. Морозные узоры на моем окне (сказка). В данном случае обязателен выход на эмоциональный уровень. Предварительная лексическая работа – подбор синонимов, метафорика; работа с некоторыми синтаксическими конструкциями (например, введение понятия о назывных предложениях – опережающее обучение). Самостоятельная работа групп под наблюдением учителя в течение 10-15 минут.
II группа
– начала работу.
I группа
– списывает задание и обдумывает выполнение.
III группа
- заканчивает характеристику текста. Промежуточная проверка работы
III группа –
задание обдумано,
I группа
– задание обдумано, работа начата.

II группа
учителю нужно посмотреть начало работы, нацелить учеников на композиционно выстроенное сочинение.
Самостоятельная работа
Набор заданий и уровень их сложности может быть самым разным (в зависимости от целей и задач урока) На уроке по подготовке по написанию рассказа возможны следующие задания. Коллективное повторение речеведческих понятий, потому что, «писателями» будут все. При работе над рассказом надо всегда думать: «А зачем этот эпизод? Зачем эта картина природы? Стоит ли рассказывать о внешности человека?» Все, что кажется интересным, но не имеет отношения к основному событию, описываемому в рассказе, все, без чего можно обойтись, надо из работы исключать. Все должно быть подчинено главному в рассказе.
II группа
Написать рассказ по пословице (6 пословиц на выбор). Нужно рассказать о каком-нибудь случае, к которому можно было бы применить пословицу, а в основу положить историю, известную автору или выдуманную им (но такую, что может произойти в действительности). Например, - Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят. - Семь дел в одни руки не берут. - Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. - Не рой яму ближнему, сам в нее попадешь. - Не дави слова крепись, а да слово, держись.
Нужно обязательно выйти на понимание пословиц, потому что это часто вызывает затруднение. Для этой группы учитель читает образец рассказа по пословице «Поспешишь – людей насмешишь». III группа Написать рассказ «Как я однажды…». I группа Написать юмористический рассказ на основе услышанного (= В. Драгунский «Тайное всегда становится явным»). Дети пишут вступление и заключение к истории, т.к. «на основе услышанного». Во вступлении нужно сообщить о том, как автор узнал о случившемся. Задача ученика – познакомить нас с рассказчиком (кто он, чем занимается, манеру говорить и т.д.), как ведут себя рассказчик и слушающий. Что-то можно ввести по догадке, по воображению. Например, описать ярко природу (как изменяется пейзаж после совершения героем нехорошего поступка), составить диалог.
Дифференцированная проверка

II группа
– ребята слушают работы 2-3 учеников, редактируют прослушанное или и на основе этого свою работу. Смысл проверки: посмотреть языковой уровень работ, правильность подобранных выражений, образность языка; устранить типичные речевые и грамматические ошибки, т.е. одновременно осуществить редактирование. Дети учатся владеть методикой редактирования и обнаружения ошибок.
Следующее задание (тем, кто закончил работу над сочинением): составить план своей написанной работы. Смысл задания – обучение умению вычленять микротемы в тексте, правильно формулировать пункты плана, отражая основную мысль абзаца.
III группа
– двое учащихся у доски, письменно объясняют орфограммы и пунктограммы.
I группа
- ребята отредактировали план, начали работу над сочинением. Творчески одаренных детей всегда немного, потому возможна индивидуальная проверка учителем работы каждого и самопроверка и правка тоже. Проверка учителем должна быть короткой по времени, чтобы не нарушать самопогруженности в творческую деятельность учащихся. Продолжение самостоятельной работы в группах. Проверка выполненного задания.
III группа
- проверка вместе с учителем работы на доске (осуществление синтаксической и орфографической подготовки к домашней работе). Далее учащиеся этой группы слушают ответы учеников второй группы (получают слуховой образец для выполнения домашней работы).
II группа
- 1-2 учащиеся читают вслух свои работы и планы. Все исправляют недочеты и оценивают. Далее учащиеся II и III групп слушают ответы учеников I группы.
I группа
- ребята читают работы. Все принимают участие в обсуждении, оценивании.

Дифференцированное домашнее задание

III группа
- написать сочинение по теме урока (пейзажная зарисовка, рассказ «Как я однажды и т.д.). Ученики (самые слабые) имеют синтаксическую, орфографическую подготовку, с ними проведена стилистическая работа, повторены речеведческие понятия, ими прослушаны образцы (слуховые), отработаны зрительные образцы. Т.е. с учащимися этой группы мы работаем на репродуктивном уровне обучения (стереотипном).
II группа
- выполнить упражнение ученика для закрепления навыка в соответствии с темой урока. Задания могут быть любые: характеристика текста, составление плана, нахождение художественных тропов.
I группа
- закончить работу, дополнительно к этому составить план своего сочинения или в упражнении учебника выделить микротемы, охарактеризовать языковые особенности текста и т.д. Учитель оценивает работы после проверки тетрадей.