Автор: Некрасова Людмила Васильевна Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ Молоковская СОШ имени Маршала Советского Союза Героя Советского Союза Н.В. Огаркова
Населённый пункт: п.Молоково Тверская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок истории "Английская монархия"
Молоковская СОШ имни Маршала Советского Союза Героя
Советского Союза Н.В. Огаркова Некрасова Людмила Васильевна
высшая педагогическая категория.
Урок № 10.
§ 8. Английская монархия
Цели урока по линиям развития личности.
1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях. Группировать факты, явления, которые способствовали и которые мешали развитию
капиталистических черт в Англии
3 ЛР. Историческое мышление. Выделять причины английской революции.
4–5 ЛР. Давать собственную оценку историческим событиям. Оценить личные качества и деятельность Елизаветы I.
Обязательный минимум:
Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, абсолютный монарх и парламент, Карл I.
Ход урока (один из возможных вариантов)
План урока.
I. Проблема урока: Какое положение в Англии занимала королевская власть? Каким было отношение англичан к королевской
власти?
II. Поиск решения проблемы:
1 . Изменения в Англии
Примерный вывод по проблеме: во второй половине XVI века в Англии сохраняются признаки аграрного общества и феодальные порядки,
но при этом начинают развиваться капиталистические отношения.
2. Английский абсолютизм
Примерный вывод по проблеме: в правление династии Тюдоров в Англии утвердился особый вариант абсолютизма, при котором сохранялся
сословно-представительный парламент.
3. Борьба за положение великой державы
Примерный вывод по проблеме: при Елизавете I Англия стала одним из лидеров протестантской Европы.
4. Путь Англии к революции
Примерный вывод по проблеме: в начале XVI в. действия английских королей вызывали недовольство большинства населения
Примерный вывод по проблеме урока:
В XVI – первой половине XVII века Англия стала великой европейской державой, в которой утвердился абсолютизм и одновременно
накапливались причины для начала революции.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Формирование УУД, технология
оценивания
I. Создание проблемной
ситуации.
Формулирование
проблемы.
– Сегодня мы начинаем подробно
изучать новую историю страны, в
которая имеет множество
отличительных признаков?
Давайте попробуем отгадать эту
страну, используя фотоподсказки.
Теперь давайте выясним, чем
отличается форма правления в
Англии от РФ.
А теперь давайте сформулируем
тему сегодняшнего урока.
Давайте ознакомимся с тем, как
строились отношения
английского монарха и его
подданных более 400 лет назад.
На с. 116. прочитайте отрывок из
речи королевы Елизаветы в 1588
году перед битвой с непобедимой
армадой испанских кораблей.
– Выделите слова, фразы,
которыми Елизавета
характеризует своё отношение к
своим подданным.
– Каким было отношение
англичан к королевской власти?
С помощью фото отгадывают
страну.
Форма правления Англии –
монархия.
Формулируют тему урока:
«Английская монархия»
– «мой добрый народ»;
– «верный и любящий народ»;
– «верные сердца и доброе
расположение моих подданных»;
– готова умереть ради моего народа.
– Поданные должны были
испытывать чувства любви и
уважения.
Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в
учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в
учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы
достижения цели в учебной
ситуации.
Познавательные УУД
1. Находить достоверную
информацию в разных источниках
(тексты учебника, схемы).
2. Анализировать (выделять
главное).
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выводы.
5. Выделять причины и следствия.
6. Представлять информацию в
разных формах (схема, таблица).
Коммуникативные УУД
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение,
аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные
тексты.
4. Использовать речевые средства в
соответствии с ситуацией общения.
– А теперь ниже прочитайте
справочные сведения о том, как в
XVII веке относились к монархии
дети и внуки тех, кто слушал
королеву Елизавету в 1588 году.
– Как изменилось отношение
англичан к королевской власти, к
монархии?
– Какое противоречие вы
заметили?
– Какой возникает вопрос?
– Они уничтожили монархию,
свергли короля.
– В XVI веке монархию уважали, а в
XVII – уничтожили!
– Какое положение в Англии
занимала королевская власть?
Каким было отношение англичан
к королевской власти?
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие
поступки.
II. Версии.
– Какие будут гипотезы,
предположения?
Принимаются любые версии и
предположения.
III. Актуализация знаний.
– Какие имеющиеся у нас знания
пригодятся для решения нашей
новой проблемы (почему
англичане потеряли уважение к
монархии)?
Проверка знаний ключевых
понятий:
1. аграрное общество и признаки
его разрушения;
2. феодальные и
капиталистические отношения;
3. абсолютная монархия и
парламент;
Можно ожидать от детей
следующих предположений:
+ что такое монархия, король,
парламент?
+ как начало Нового времени влияло
на жизнь европейских стран?
Ученики (опираясь на домашнее
задание – вопросы перед
параграфом) вспоминают значение
ключевых понятий.
Выполнение работы по карточкам.
4. Реформация и революция.
Индивидуальные письменные
задания с фронтальной
проверкой (дольше, но включён
весь класс).
Взаимопроверка выполнения
письменного задания
IV. Планирование
деятельности.
– Какие знания необходимо
получить, чтобы ответить на
вопрос?
1. В каких условиях жила Англия в
XVI–XVII века?
2.Чем монархия XVI века
отличалась от монархии XVII века?
V. Поиск решения
проблемы (открытие
нового знания).
1 . Изменения в Англии
– Используя текст первого пункта
вашего параграфа, определите,
какие черты свидетельствуют о
развитии в Англии
капиталистических отношений, а
какие – о сохранении
феодальных? Ответ оформите в
таблицу (см. ниже)
– Как мы можем ответить на
основной вопрос урока?
– В Англии быстрыми темпами шло
разрушение аграрного общества,
становление черт капитализма.
Многие (разорившиеся крестьяне,
родовая знать) были недовольны
этим. В этих условиях власть могла
легко потерять доверие озлобленных
людей.
Таблица для работы учеников с текстом даётся сразу в примерно готовом виде.
Капиталистические отношения
Феодальные отношения
Появились «новые дворяне»
Растёт число суконных мануфактур
Огораживание
Рост городского населения
Большинство земель принадлежало рыцарскому сословию
2. Английский абсолютизм
– Переходим ко второму пункту
нашего плана. Чтобы понять,
почему англичане потеряли
уважение к монархии, определим
по схеме на с. 112, что за
монархия сложилась в Англии в
первой половине XVI века при
короле Генрихе VIII Тюдоре.
Далее фронтальный подводящий
диалог по схеме:
– Какую монархию можно
считать абсолютной?
– Король в Англии обладает какой
властью?
– Но в то же время существует
парламент – что это?
– В какой власти участвует
парламент?
– Значит, власть монарха
ограничена парламентом,
подданными, она не абсолютная?
Называют признаки по словарю.
– Законодательной, исполнительной
и судебной – абсолютной властью!
– Собрание избранных
представителей сословий – палаты
лордов и палаты общин (дворяне и
горожане).
– В законодательной.
– (С опорой на текст.) Нет! Король
мог без согласия парламента
принять любой закон, а закон,
принятый парламентом, король мог
отменить.
– Значит, при Генрихе сложилась
абсолютная монархия, но в чём её
особенность?
3. Английские короли после
Генриха .
Кто правил в Англии после
смерти Генриха VIII?
Работа в парах: каждая пара –
определенная группа населения.
Как вы можете охарактеризовать
правление Елизаветы I? Своё
мнение подтвердите фактами.
– Какими были короли Англии,
правившие после Елизаветы?
Воспользуйтесь п. 3 параграфа и
сравните деятельность Елизаветы
и тех монархов, которые пришли
ей на смену.
– При монархе существует
парламент, где подданные могут
высказать свои интересы.
Дети определяют имена правителей
Англии.
Ученики должны назвать имена
Елизаветы I, Якова I и Карла I
Стюартов.
Работают в парах, определяют от
имени своей группы + и – правления
монархов. Затем отчет пары.
Самопроверка выполнения задания.
– Елизавета старались править в
интересах разных слоёв общества:
+ Издала несколько законов против
огораживания.
+ Обращалась с речами к простому
народу, посещала театр, где были
простолюдины и знать.
+ Собирала парламент, советовалась
с избранными депутатами.
+ Помогала открывать новые
компании по производству бумаги,
стекла, хлопковых тканей.
+ Давала деньги из казны дворянам
для оплаты долгов и поддержания
разорившихся хозяйств.
+ Поддерживала протестантскую
веру в противовес католичеству.
– Как мы можем ответить на
основной вопрос урока?
Указать, что:
– разрешили проводить
огораживание;
– вводили новые налоги;
– Яков не уважал парламент, а Карл
распустил его;
– верным королю купцам распродал
монополии, это привело к
разорению многих мануфактур;
– встал на сторону католической
Испании.
Елизавета старалась править в
интересах разных слоев общества, а
Стюарты только в интересах
небольшой группы дворян и
приближенных к ним банкиров.
Как вариант Таблица «Отношения подданных и королей»
даётся сразу в готовом виде – как она примерно может быть заполнена учениками с помощью учебника.
Общественные слои
Отношение к королю (+ или -)
и королевские действия, вызвавшие такое отношение
При Елизавете I (1558–1603)
При Якове I (1603–1625) и Карле I (1625–1649)
Крестьяне
+ Издала несколько законов против огораживания
– Разрешил проводить огораживание
Рабочие мануфактур.
Ремесленники и
торговцы
+ Обращалась с речами к простому народу,
посещала театр, где были простолюдины и знать
– Недовольны тем, что некоторыми товарами
разрешают торговать только монополистам, и они
завышают цены
– Ввёл особый налог на товары первой необходимости
Банкиры
+ Создавались банки и биржи
+ Собирала парламент, советовалась с избранными
депутатами
– Яков не уважал парламент, а Карл распустил его. Можно
добавить высказывание Якова I: «Монархи – подобие
Божие. Рассуждать о том, что может и чего не может
государь, есть бунт. Я не позволю рассуждать о моей
власти…»
Мануфактуристы
+ Помогала открывать новые компании по
производству бумаги, стекла, хлопковых тканей
– Верным королю купцам распродал монополии, это
привело к разорению многих мануфактур
– Яков не уважал парламент, а Карл распустил его
«Новое дворянство»
+ Собирала парламент, советовалась с избранными
депутатами
– Яков не уважал парламент, а Карл распустил его
«Старое дворянство»
+ Давала деньги из казны для оплаты долгов и
поддержания разорившихся хозяйств
+ Разрешил проводить огораживание
Англиканские
протестанты
(англикане, пуритане)
+ Поддерживала протестантскую веру в
противовес католичеству
– Встал на сторону католической Испании
VI. Выражение решения
проблемы.
– Как теперь мы можем ответить
на проблему урока?
– В XVI – первой половине XVII
века Англия стала великой
европейской державой, в которой
утвердился абсолютизм и
одновременно накапливались
причины для начала революции.
VII. Применение нового
знания.
– Давайте сформулируем (устно
фронтально или, если ученики
уже готовы к этому,
индивидуально письменно)
причины революции в Англии:
выделите противоречия между
Выполняют на уроке или в качестве
домашней работы.
условиями жизни и
существующими порядками,
которые накопились в
экономическом, общественном,
политическом и культурном
устройстве Англии.
VIII. Домашнее задание.
– Прочитайте название
следующего параграфа. Как вы
думаете, чем закончилась
английская революция? Своё
предположение проверите дома,
когда прочитаете параграф и
подготовите вопросы перед ним.
IX. Рефлексия.
Заполнение оценочного листа.
Заполнение «Для меня
сегодняшний урок…»
На основании оценочного листа
выставляют отметку за урок.
Затем дают оценку деятельности в
течение урока.
Список литературы.
1.
Малкова Л.А., Миничева С.В., Данилов Д.Д Методические рекомендации для учителя «Российская и всеобщая история» 7 класс.
Москва 2013.
1
2
3
4
5
6
7
Термин
Понятие
1. Аграрное общество
A.
Сословно-представительное законодательное собрание
2. Феодальные
отношения
B.
Спланированное государственной властью изменение порядков во всех сферах
жизни общества страны
3.Капиталистические
отношения
C.
Коренной насильственный переворот
4. Абсолютизм
(абсолютная
монархия)
D.
Общественно-хозяйственные связи между людьми, предполагающие вассальные
отношения между собственниками земли и право феодалов на оброки и барщину
с зависимых крестьян
5. Парламент
E.
Форма правления, при которой главой государства считается монарх,
передающий свою власть по наследству и являющийся источником власти, и
обладающий неограниченной законодательной, исполнительной и судебной
властью.
6. Реформа
F.
Общественно-хозяйственные связи между людьми, предполагающие
конкуренцию на рынке между частными собственниками капиталов и отношения
вольного найма между капиталистами и рабочими
7. Революция
G.
Первый вид созданной людьми цивилизации
Таблица «Отношения подданных и королей»
Общественные слои
Отношение к королю (+ или -)
и королевские действия, вызвавшие такое отношение
При Елизавете I (1558–1603)
При Якове I (1603–1625) и Карле I (1625–1649)
Крестьяне
+ Издала несколько законов против огораживания
– Разрешил проводить огораживание
Рабочие мануфактур.
Ремесленники и
торговцы
+ Обращалась с речами к простому народу,
посещала театр, где были простолюдины и знать
– Недовольны тем, что некоторыми товарами
разрешают торговать только монополистам, и они
завышают цены
– Ввёл особый налог на товары первой необходимости
Банкиры
+ Создавались банки и биржи
+ Собирала парламент, советовалась с избранными
депутатами
– Яков не уважал парламент, а Карл распустил его. Можно
добавить высказывание Якова I: «Монархи – подобие
Божие. Рассуждать о том, что может и чего не может
государь, есть бунт. Я не позволю рассуждать о моей
власти…»
Мануфактуристы
+ Помогала открывать новые компании по
производству бумаги, стекла, хлопковых тканей
– Верным королю купцам распродал монополии, это
привело к разорению многих мануфактур
– Яков не уважал парламент, а Карл распустил его
«Новое дворянство»
+ Собирала парламент, советовалась с избранными
депутатами
– Яков не уважал парламент, а Карл распустил его
«Старое дворянство»
+ Давала деньги из казны для оплаты долгов и
поддержания разорившихся хозяйств
+ Разрешил проводить огораживание
Англиканские
протестанты
(англикане, пуритане)
+ Поддерживала протестантскую веру в
противовес католичеству
– Встал на сторону католической Испании
Таблица «Отношения подданных и королей»
Общественные слои
Отношение к королю (+ или -)
и королевские действия, вызвавшие такое отношение
При Елизавете I (1558–1603)
При Якове I (1603–1625) и Карле I (1625–1649)
Крестьяне
Рабочие мануфактур.
Ремесленники и
торговцы
Банкиры
Мануфактуристы
«Новое дворянство»
«Старое дворянство»
Англиканские
протестанты
(англикане, пуритане)
Оценочный
лист_______________________________
Этап урока
Полученные баллы
Фотозагадка
Проверка знания
понятий
Таблица 1
Таблица 2
Ответы в течение
урока
Итог
Оценочный
лист_______________________________
Этап урока
Полученные баллы
Фотозагадка
Проверка знания
понятий
Таблица 1
Таблица 2
Ответы в течение
урока
Итог
Оценочный
лист_______________________________
Этап урока
Полученные баллы
Фотозагадка
Проверка знания
понятий
Таблица 1
Таблица 2
Ответы в течение
урока
Итог
Оценочный
лист_______________________________
Этап урока
Полученные баллы
Фотозагадка
Проверка знания
понятий
Таблица 1
Таблица 2
Ответы в течение
урока
Итог
Оценочный
лист_______________________________
Этап урока
Полученные баллы
Фотозагадка
Проверка знания
понятий
Таблица 1
Таблица 2
Ответы в течение
урока
Итог
Оценочный
лист_______________________________
Этап урока
Полученные баллы
Фотозагадка
Проверка знания
понятий
Таблица 1
Таблица 2
Ответы в течение
урока
Итог
«Для меня сегодняшний урок…»
Урок
Я на уроке
Итог
1. интересно
1. работал
1. понял
материал
2. скучно
2. отдыхал
2. узнал
больше,
чем знал
3.безразлично
3.помогал
другим
3.не
понял
«Для меня сегодняшний урок…»
Урок
Я на уроке
Итог
1. интересно
1. работал
1. понял
материал
2. скучно
2. отдыхал
2. узнал
больше,
чем знал
3.безразлично
3.помогал
другим
3.не
понял
«Для меня сегодняшний урок…»
Урок
Я на уроке
Итог
1. интересно
1. работал
1. понял
материал
2. скучно
2. отдыхал
2. узнал
больше,
чем знал
3.безразлично
3.помогал
другим
3.не
понял
«Для меня сегодняшний урок…»
Урок
Я на уроке
Итог
1. интересно
1. работал
1. понял
материал
2. скучно
2. отдыхал
2. узнал
больше,
чем знал
3.безразлично
3.помогал
другим
3.не
понял
«Для меня сегодняшний урок…»
Урок
Я на уроке
Итог
1. интересно
1. работал
1. понял
материал
2. скучно
2. отдыхал
2. узнал
больше,
чем знал
3.безразлично
3.помогал
другим
3.не
понял
«Для меня сегодняшний урок…»
Урок
Я на уроке
Итог
1. интересно
1. работал
1. понял
материал
2. скучно
2. отдыхал
2. узнал
больше,
чем знал
3.безразлично
3.помогал
другим
3.не
понял