"Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях"

Автор: Хамидуллина Ирина Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: ст.Бриньковская, Приморско - Ахтарский район, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях"
Дата публикации: 12.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных

условиях»

Рубрика: региональный компонент
Автор: Хамидуллина Ирина Михайловна Место работы: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Весёлый ручеёк» Должность: старший воспитатель Контактный телефон: 8 953 114 09 97 Как много пропето о крае родном. О Родине милой моей! Но мысленно я возвращаюсь к одной – Станице любимой своей! «О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов». (2 с. 5) В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Нравственно-патриотическое воспитание детей как активный целенаправленный процесс всегда является одной из главных задач образовательного учреждения. Летом 2013 года Советом Министров образования и науки Российской Федерации был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» является одной из задач федерального стандарта. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника — это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. «С чего начинается Родина?» ... У маленького ребенка Родина начинается с отношения к семье, к близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Что видит ребенок перед собой, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе? Многие впечатления еще не осознаются глубоко, но они играют большую роль в нравственном воспитании ребенка, его личностном развитии. С возрастом кругозор ребенка расширяется. Он знакомится с детским садом, своей улицей, станицей, краем, со страной, с государственными символами и столицей. Любой край, область, деревня, станица неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Для развития нравственных качеств надо подобрать наглядный материал, соответствующий возрасту детей, так, чтобы ребенку дать в наиболее интересной форме представление о том, чем славен родной край, родная станица – его малая Родина. Родной край, район, родная станица... Сколько славной истории, традиций, достопримечательностей, памятников хранят они. Дети с раннего возраста должны знать, что они являются носителями культуры казаков, знать обычаи, быт, традиции своего народа, научиться любить свою малую родину. Разрабатывая в дошкольной организации основную образовательную программу дошкольного образования, мы особое внимание уделили задачам нравственно – патриотического воспитания детей. Это формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе, формирование уважения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа, воспитание уважительного отношения к труду, а также положительных, коллективных взаимоотношений. Для решения задач нравственно – патриотического воспитания в вариативную часть основной образовательной программы включили программу «Родина моя». Её цель заключается в воспитании чувства любви к своей малой родине посредством ознакомления с историей, традициями и обычаями своего народа, сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность, а также в формировании у детей потребности совершать добрые дела и поступки. Программа позволяет решать вытекающие из цели следующие задачи:  формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, станице, краю;
 формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;  формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;  воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям). Воспитывая у детей любовь к своему краю, своей станице мы подводим их к пониманию, что станица — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех; везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д. Программа «Родина моя» составлена на основе опыта работы педагогического коллектива МБДОУ №4 и рассчитана на три учебных года (102 занятия), 34 часа на один учебный год (один раз в неделю). Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает три возрастных периода развития детей: средний возраст – от 4 до 5 лет, старший дошкольный возраст – от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет. (Таблица 1) Таблица 1. Тематическое планирование Тема Всего ООД Средняя группа 4 – 5 лет Старшая Группа 5 – 6 лет Подготови тельная группа 6 – 7 лет
1. Я и моя семья
18 12 3 3
2.Родная станица.
20 10 5 5
3.Природа родного края.
18 8 5 5
4.Нет в мире краше Родины

нашей.
8 - 4 4
5.Без прошлого нет настоящего.
12 - 6 6
6.Труд и быт казаков.
11 - 4 7
7.Береги землю родимую, как

мать любимую
15 4 7 4 Всего ОД 102 34 34 34
В каждом периоде определены возрастные особенности нравственно – патриотического воспитания в ДОУ, его цели и задачи. Предполагаемыми результатами изучения программы «Родина моя» является воспитание и развитие социально значимых личностных ка честв дошкольника, приобщение дошкольников к культурному и историческому наследию, уважение к истории и культуре народов Кубани, традициям кубанского народа, осознание своей этнической и культурной принадлежности, осознание чувства любви за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани . Начиная с простого в среднем дошкольном возрасте, ребенок знакомится с названием своей улицы и той, на которой находится детский сад, названием своей малой родины, познает элементарные понятия уважительного отношения к природе, знакомится с родословной своей семьи, семейными традициями. В старшем дошкольном возрасте ребенок постигает более сложные понятия. Старший дошкольник, кроме названия своей улицы и станицы, знакомится с названиями своего района, края, столицы государства, знакомится с выдающимися людьми, героями своей малой родины. Он уже знает, что у каждого человека есть родной дом и город, станица, где он родился и живет. У него происходит осознание чувства любви и гордости за свою Родину в целом и малую родину в частности. В работе с детьми используются различные формы нравственно – патриотического воспитания: проводятся экскурсии по станице, встречи с интересными людьми, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) детям прививаются такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Ребенок подводится к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Выполняя вариативную часть основной образовательной программы, педагоги активно используют проектный метод. Совместно с родителями проводятся долгосрочные и краткосрочные проекты по темам программы. Огромную роль в воспитании молодого поколения патриотов играет содружество дошкольной организации с учреждениями культуры – музеем и библиотекой. В
библиотеке дети участвуют в викторинах, праздниках книг, знакомятся с творчеством детских писателей и поэтов, в том числе и кубанских. Наши дошкольники – активные посетители станичной библиотеки. С целью приобщения старших дошкольников к истории нашего края, ознакомления с жизнью, бытом, национальной культурой казачества организована соответствующая работа с историко-краеведческим музеем станицы. Часть занятий по программе «Родина моя» проводится в станичном музее с использованием исторических экспонатов и «живых» материалов истории. Согласно тематическому планированию программы «Родина моя» дети систематически посещают этнографический и выставочный залы музея, где знакомятся с флорой и фауной родного края, музейными экспонатами Великой Отечественной войны, историей развития станицы. Здесь дети слушают рассказы, сердцем соприкасаясь к истории родного края, района и страны. Воспитываясь на славном прошлом своей малой родины, педагоги и дошкольники являются активными участниками многих станичных мероприятий. Таким образом, опыт работы дошкольного учреждения по нравственно – патриотическому воспитанию по программе «Родина моя» показывает, что в результате совместной деятельности всех участников образовательного процесса содружество с учреждениями культуры положительно влияет на развитие детей. Сменяемость материалов, обстановки позволяет расширить опыт общения детей, развивает их коммуникативные качества, положительно влияет на развитие познавательных способностей, происходит формирование духовно – нравственной основы будущей личности, начинается процесс осознания ребенком себя в окружающем мире. Литература
1.
Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» - Методические рекомендации.
2.
«Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации от 26.04.2007 года».
3.
Соломенникова О.А. «Духовно – нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования» - 2013 год.
4.
Шорыгина Т.А. Моя семья. – М.: ТЦ Сфера, 2012.