"Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях"
Автор: Хамидуллина Ирина Михайловна Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: ст.Бриньковская, Приморско - Ахтарский район, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях"
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных
условиях»
Рубрика: региональный компонент
Автор: Хамидуллина Ирина Михайловна
Место работы: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Весёлый ручеёк»
Должность: старший воспитатель
Контактный телефон: 8 953 114 09 97
Как много пропето о крае родном.
О Родине милой моей!
Но мысленно я возвращаюсь к одной –
Станице любимой своей!
«О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,
поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю,
на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с
уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов». (2 с. 5)
В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации
было подчеркнуто:
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой
же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и
общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда
у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к
родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти
своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это
национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны,
служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и
политических отношений».
Нравственно-патриотическое воспитание детей как активный целенаправленный
процесс всегда является одной из главных задач образовательного учреждения.
Летом 2013 года Советом Министров образования и науки Российской Федерации
был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования.
«Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» является
одной из задач федерального стандарта.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника — это сложный
педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
«С чего начинается Родина?» ... У маленького ребенка Родина начинается с
отношения к семье, к близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Что видит
ребенок перед собой, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе? Многие
впечатления еще не осознаются глубоко, но они играют большую роль в нравственном
воспитании ребенка, его личностном развитии. С возрастом кругозор ребенка
расширяется. Он знакомится с детским садом, своей улицей, станицей, краем, со страной,
с государственными символами и столицей.
Любой край, область, деревня, станица неповторимы. В каждом месте своя
природа, свои традиции и свой быт. Для развития нравственных качеств надо подобрать
наглядный материал, соответствующий возрасту детей, так, чтобы ребенку дать в наиболее
интересной форме представление о том, чем славен родной край, родная станица – его
малая Родина.
Родной край, район, родная станица... Сколько славной истории, традиций,
достопримечательностей, памятников хранят они. Дети с раннего возраста должны знать,
что они являются носителями культуры казаков, знать обычаи, быт, традиции своего
народа, научиться любить свою малую родину.
Разрабатывая в дошкольной организации основную образовательную программу
дошкольного образования, мы особое внимание уделили задачам нравственно –
патриотического воспитания детей. Это формирование гуманного отношения к людям и
окружающей природе, формирование уважения и чувства сопричастности к культурному
наследию своего народа, воспитание уважительного отношения к труду, а также
положительных, коллективных взаимоотношений. Для решения задач нравственно –
патриотического воспитания в вариативную часть основной образовательной программы
включили программу «Родина моя».
Её цель заключается в воспитании чувства любви к
своей малой родине посредством ознакомления с историей, традициями и обычаями
своего народа, сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание,
сочувствие, находчивость, любознательность, а также
в формировании у детей
потребности совершать добрые дела и поступки.
Программа позволяет решать вытекающие из цели следующие задачи:
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к
родному дому семье, детскому саду, станице, краю;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к
культурному наследию своего народа;
формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и
чувства сопричастности к ней;
воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных
особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего
народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей
(сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Воспитывая у детей любовь к своему краю, своей станице мы подводим их к
пониманию, что станица — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и
маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех; везде соблюдаются
традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных
национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют
природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Программа «Родина моя» составлена на основе опыта работы педагогического
коллектива МБДОУ №4 и рассчитана на три учебных года (102 занятия), 34 часа на один
учебный год (один раз в неделю).
Программа составлена по возрастным группам. Она
охватывает три возрастных периода развития детей: средний возраст – от 4 до 5 лет,
старший дошкольный возраст – от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет. (Таблица 1)
Таблица 1. Тематическое планирование
Тема
Всего
ООД
Средняя
группа
4 – 5 лет
Старшая
Группа
5 – 6 лет
Подготови
тельная
группа
6 – 7 лет
1. Я и моя семья
18
12
3
3
2.Родная станица.
20
10
5
5
3.Природа родного края.
18
8
5
5
4.Нет в мире краше Родины
нашей.
8
-
4
4
5.Без прошлого нет настоящего.
12
-
6
6
6.Труд и быт казаков.
11
-
4
7
7.Береги землю родимую, как
мать любимую
15
4
7
4
Всего ОД
102
34
34
34
В каждом периоде определены возрастные особенности нравственно –
патриотического воспитания в ДОУ, его цели и задачи.
Предполагаемыми
результатами изучения программы «Родина моя» является
воспитание и развитие социально значимых личностных ка
честв дошкольника,
приобщение дошкольников к культурному и историческому наследию,
уважение к истории
и культуре народов Кубани, традициям кубанского народа,
осознание своей этнической и
культурной принадлежности, осознание чувства любви за свою малую родину и чувства
уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани
.
Начиная с простого в среднем дошкольном возрасте, ребенок знакомится с
названием своей улицы и той, на которой находится детский сад, названием своей малой
родины, познает элементарные понятия уважительного отношения к природе, знакомится
с родословной своей семьи, семейными традициями. В старшем дошкольном возрасте
ребенок постигает более сложные понятия. Старший дошкольник, кроме названия своей
улицы и станицы, знакомится с названиями своего района, края, столицы государства,
знакомится с выдающимися людьми, героями своей малой родины. Он уже знает, что у
каждого человека есть родной дом и город, станица, где он родился и живет. У него
происходит осознание чувства любви и гордости за свою Родину в целом и малую родину
в частности.
В работе с детьми используются различные формы нравственно –
патриотического воспитания: проводятся экскурсии по станице, встречи с интересными
людьми, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что
труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в
особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи
(прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и
трудовых подвигов) детям прививаются такие важные понятия, как «долг перед Родиной»,
«любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Ребенок подводится к пониманию, что мы
победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за
счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь
воздвигнуты памятники.
Выполняя вариативную часть основной образовательной программы, педагоги
активно используют проектный метод. Совместно с родителями проводятся долгосрочные
и краткосрочные проекты по темам программы.
Огромную роль в воспитании молодого поколения патриотов играет содружество
дошкольной организации с учреждениями культуры – музеем и библиотекой. В
библиотеке дети участвуют в викторинах, праздниках книг, знакомятся с творчеством
детских писателей и поэтов, в том числе и кубанских. Наши дошкольники – активные
посетители станичной библиотеки.
С целью приобщения старших дошкольников к истории нашего края,
ознакомления с жизнью, бытом, национальной культурой казачества организована
соответствующая работа с историко-краеведческим музеем станицы. Часть занятий по
программе «Родина моя» проводится в станичном музее с использованием исторических
экспонатов и «живых» материалов истории. Согласно тематическому планированию
программы «Родина моя» дети систематически посещают этнографический и
выставочный залы музея, где знакомятся с флорой и фауной родного края, музейными
экспонатами Великой Отечественной войны, историей развития станицы. Здесь дети
слушают рассказы, сердцем соприкасаясь к истории родного края, района и страны.
Воспитываясь на славном прошлом своей малой родины, педагоги и дошкольники
являются активными участниками многих станичных мероприятий.
Таким образом, опыт работы дошкольного учреждения по нравственно –
патриотическому воспитанию по программе «Родина моя» показывает, что в результате
совместной деятельности всех участников образовательного процесса содружество с
учреждениями культуры положительно влияет на развитие детей. Сменяемость
материалов, обстановки позволяет расширить опыт общения детей, развивает их
коммуникативные качества, положительно влияет на развитие познавательных
способностей, происходит формирование духовно – нравственной основы будущей
личности, начинается процесс осознания ребенком себя в окружающем мире.
Литература
1.
Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» -
Методические рекомендации.
2.
«Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации от
26.04.2007 года».
3.
Соломенникова О.А. «Духовно – нравственное воспитание детей в условиях
перехода на ФГОС дошкольного образования» - 2013 год.
4.
Шорыгина Т.А. Моя семья. – М.: ТЦ Сфера, 2012.