Реализация образовательной области "Социально – коммуникативное развитие" в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Юрасова Инна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Метелица"
Населённый пункт: ХМАО - Югра, город Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Реализация образовательной области "Социально – коммуникативное развитие" в дошкольном образовательном учреждении
Дата публикации: 02.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Реализация образовательной области «Социально – коммуникативное

развитие» в дошкольном образовательном учреждении
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В. А. Сухомлинский Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества, произошедшие за последнее десятилетие, неизменно привели к смене ценностных ориентаций. В настоящее время ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации ее креативных способностей. Важно отметить, что особо остро стоит задача формирования духовного мира ребенка. В связи с этим перед психолого - педагогической наукой встает вопрос о воспитании духовно богатой и развитой личности, обладающей общечеловеческими ценностями, такими как истина, добро, красота, гуманизм, свобода, социальная справедливость. Проблема духовности активно разрабатывается в философской и психологической литературе. Исследования духовности у детей дошкольного возраста тесно связаны с исследованиями в области нравственного воспитания личности Л.И. Божович, Т.А. Маркова, В.Г.Нечаева, Т.А. Репина. Однако анализ исследований по данной проблематике показывает, что научных трудов по воспитанию духовности личности дошкольника практически не существует, достаточно часто оно приравнивается к нравственному и эстетическому воспитанию. К сожалению, нет четких концептуальных основ духовного развития личности, отсутствуют ориентиры и принципы его построения, не создано целостной педагогической теории воспитания духовности у детей дошкольного возраста. Обозначенная проблема особенно актуальна в связи с тем, что на ранних этапах развития личности значительная часть усваиваемых отношений, свойств характера, мотивов формируется скрыто, никак не проявляясь, но подспудно определяя главные черты личности человека, неповторимость его окружения. Поэтому формирование духовности в дошкольном возрасте требует особого внимания и заботы. Философские, психолого-педагогические исследования доказывают: основы духовности, как чувственно-интеллектуально-волевого выражения закономерности бытия, закладываются в период дошкольного детства, воспитание духовности начинается с развития эмоциональной сферы. Проблема духовности имеет тесную связь с социально-коммуникативным развитием, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Социально-коммуникативная область реализуется в рамках освоения детьми таких образовательных направлений как «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание», «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание», «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» и «Формирование основ безопасности» является в настоящее время приоритетным и выводится в ранг стратегических направлений обновления российского образования. В связи с этим активно ведется поиск новых подходов к его организации. Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений и обычаев от поколения к поколению. Общеизвестно, что дошкольник в 5-6 лет обладает богатым и разнообразным эмоциональным миром; он глубоко чувствует, переживает; активно формируются его нравственно-этические категории и различаются понятия хороший - плохой, добро - зло, правда - неправда; формируются способности сопереживания, сострадания, понимания эмоционального состояния другого человека, его мыслей и чувств. Тем самым создается гуманистическая направленность в формировании личности. Для этого необходимо воспитывать у них: - осознанное отношение к выполнению правил безопасного поведения в социуме; - эмоционально - положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его. На основании вышеизложенной позиции на базе дошкольного учреждения был разработан и реализован проект «Югорский пешеход» с привлечением всех участников образовательного процесса. Необходимо отметить не только содержательную сторону проведенной непосредственно образовательной деятельности, но и то, что основным участником и ведущим стала девочка Айе, таким образом, дети узнали о природе, традициях, культуре народов ханты и манси, правилах безопасного поведения в различных дорожно – транспортных ситуациях. Овладели умением действовать в тех или иных ситуациях,
оценивать собственные возможности по преодолению опасности, что способствовало выработки привычки соблюдать меры предосторожности в окружающей дорожно-транспортной среде.
Цель проекта:
- посредством включения участников образовательного процесса в игровую деятельность ознакомить с историей, культурой и бытом народов Севера ханты и манси; продолжать формировать элементарные представления о правилах безопасности дорожного движения; воспитывать осознанное отношение к необходимости выполнения этих правил.
Задачи проекта:
- вызвать у участников образовательного процесса интерес к культуре, быту и традициям народов Севера; - разучить игры и состязания народов Севера; - ознакомить с прикладным национальным искусством ханты-манси; - воспитывать толерантное отношение к культуре, быту и традициям народов Севера; - повысить мотивацию детей к овладению знаниями по ПДД; - сформировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения; - воспитывать дисциплинированность и культуру поведения в дорожно- транспортном процессе; -содействовать формированию духовно-нравственной культуры подрастающего поколения.
Основное содержания проекта.
В процессе реализации проекта была проведена непосредственно образовательная деятельность, посвященная одной тематике – дети в доступной для данного возраста форме, а именно игровой деятельности знакомились с историей, культурой, традициями и бытом народов Севера, закреплять правила дорожного движения. К дошкольникам в гости пришла девочка Айе (кукла) при первой встрече дети сразу стали активными участниками в освоении представляемого материала: отвечали на вопросы (использовалось в основном диалоговое общение), отгадывали загадки, принимали участие в изготовлении хантыйской куклы «Айе», включились в подвижные игры. Последующие встречи с девочкой Айе были посвящены: освоению традиционных игр народов Севера, где использовались подражательные упражнения, дети в процессе игры «вживались в роли» рыб, что способствовало развитию воображения и творческого потенциала. Изготавливали птиц и оленей из природного материала и пластилина, рыб для озера в технике оригами, путешествовали по улицам города, где закрепляли навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения. Хочется отметить активную позицию родителей, которые с большим желанием, творчески включались в реализацию проекта, что способствовало поднятию интереса к различным видам деятельности у детей.
Важным моментом при проведении всего цикла непосредственно образовательной деятельности было подведение итогов, обсуждение с детьми – что нового они узнали, что было особенно интересно, делался «анонс» на следующую встречу. Анализируя результаты реализации проекта, мы пришли к выводу, что такая форма организации работы по реализации области « Социально- коммуникативное развитие» может быть использована нами и далее, поскольку она позволяет сделать субъектами образовательно-воспитательного процесса не только воспитателей, но и самих дошкольников, а также их родителей. Список литературы 1. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: «Просвещение», 1968. – 464 с. 2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. – М.: «Просвещение», 1974. – 235 с. 3. Запорожец, А. В. Основы дошкольной педагогики / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. – М.: Педагогика, 1980. – 271 с. 4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 333 с. 5. Репина, Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду / Т. А. Репина // Вопросы психологии. – 1984. - №7. – С. 5-12. 6. Свадковский, И. Ф. Нравственное воспитание / И. Ф. Свадковский. – М.: «Педагогика», 1972. – 129 с.