"Развитие монологической речи у младших школьников"

Автор: Золотухина Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Карачаево-Черкессия, Зеленчукский район п.Нижний Архыз МБОУ"СОшп.Нижний Архыз"
Населённый пункт: Карачаево-Черкессия, Зеленчукский район. п.Нижний Архыз
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие монологической речи у младших школьников"
Дата публикации: 02.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ п. Нижний Архыз» «Развитие монологической речи у младших школьников» Учителя начальных классов Золотухина С.В. Культура создает личность, и чем ее
больше, тем личность значительней. Для культуры нужны знания, но сама ученость будет грубовата, если будет не отшлифована. Изящными должны быть не только мысли, но и желания, и особенно – речь. Грасиан – и – Моралес - Бальтасар
Актуальность проблемы
Театр начинается с вешалки, а первые школьные годы – с начальной школы. Первые кирпичики фундамента знаний закладываем именно мы, учителя начальных классов. Насколько осознанно и прочно усваиваются знания учащимися, зависит успех обучения в среднем и старшем звене. Школа для ребенка – большой, каждодневный, изнуряющий труд. Возможность достижения учебного успеха у ребенка, независимо от уровня его подготовки, интеллектуальных способностей, семейного и социального положения во многом зависит от развития речи ребенка.. Современная школа должна быть развивающей, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, без сформировавшейся речи, такое развитие может быть реализовано лишь частично. Цель развития монологической речи – это развитие ее гибкости, точности, выразительности и разнообразия. 2
Развивать речь учащихся – значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность и образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам чтения. Стандарт среднего ( полного ) общего образования предполагает совершенствование коммуникативной компетенции учащихся. Условия успешной коммуникации – сложная, многомерная категория, представляющая собой синтез лингвистического, культурологического, психологического и социального знания. Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации. Почему именно эту проблему я считаю приоритетной? В школьном уроке принято выделять три функции: обучающую (образовательную), воспитательную и развивающую. Из этой группы зачастую выпадает четвертая – коммуникативная. Появление компьютера как нового передатчика информации перераспределило функциональное значение всех компонентов урока, но более всего – коммуникативного: естественный язык заменили языкиами «программирования». При этом у школьников ослабевают навыки монолога и устной беседы, активно формируются структуры речи на основе книжно- электронного « языка» и стиля, где слово превращается в знак. Диалог и монолог, между которыми всегда существовало устойчивое равновесие, стремительно теряют свой удельный вес в системе урока. Но больше всего в новых условиях несет потерь монологическая речь. Но научить монологу можно. В ходе работы по коммуникативной компетенции эти проблемы и предстоит разрешить. В своей работе я опираюсь на технологию французских мастерских, базирующихся на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности, принципах личностно - ориентированного обучения ( Э. Фромм, К. Роджерс, Э. Н. Гусинский, В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская ). Данная технология в рамках личностно - ориентированного образования обеспечивает развитие таких качеств личности, как субъективность, рефлексивность, критичность мышления, креативность. 3
Осмыслением главной педагогической идеи своего опыта считаю нахождение методов успешного обучения каждого школьника через общение, да, именно через общение и только через него организовать целенаправленное педагогическое воздействие. Разговаривая с ребенком, строю систему взаимодействия с ним творчески, учитывая особенности его личности, общий психологический контекст, наконец, особенности собственной педагогической индивидуальности
Из опыта работы
С первых дней знакомства с учениками в первом классе, я поняла, что у многих детей речь еще недостаточно сформировалась. Поэтому, для меня выбранная тема по самообразованию, очень актуальна. Проведя первую диагностику готовности детей, я выделила следующие группы: 1 группа – дети с хорошо развитой речью. 2 группа – дети со средним развитием речи. 3 группа – дети, затрудняющиеся в изложении своих мыслей. Изучив психологические особенности своих учащихся, я пришла к выводу, что дети моего класса отличаются разными способностями, интересами, особенностями темперамента, свойствами мышления и памяти, многие имеют ослабленное здоровье. Часть детей, с радостью рассказывает о событиях, которые произвели на ребенка впечатление, некоторых очень трудно вовлечь в беседу. Учебную деятельность по развитию монологической речи я разделяю на несколько уровней: 1 уровень – репродуктивный. 2 уровень – конструктивный. 3 уровень – творческий. 4
На репродуктивном уровне происходит усвоение материала, обеспечивающее возможность применить новые слова и речевые обороты в знакомой ситуации, воспроизвести усвоенное содержание, задание по образцу. На конструктивном уровне содержание должно быть усвоено настолько, что может быть применено в новой, незнакомой ситуации, но близкой к исходной (ответы на вопросы по изученной теме, требующие выделения новых логических связей, выполнения видоизмененных упражнений). Творческий уровень обеспечивает применение усвоенного текста в новой, нестандартной ситуации, требует видения нового взгляда на изученное. Усвоение каждым ребёнком монологической речи можно разделить на три группы целей ,учитывая индивидуальные особенности каждого. - цель к обязательной программе (овладение монологической речью в пределах разговорной лексики). - цель к дифференцированной программе (овладение монологической речью для успешного обучения разнообразным предметам.) - цель к индивидуальной программе (свободное использование речевых оборотов в любых жизненных ситуациях) В первой и во второй четверти работа была направлена на правильное произношение отдельных звуков, составление предложений по картинкам. Уже во втором полугодии первого класса ребята заканчивали предложения, составляли по картинкам рассказы из двух трех предложений. Чтобы ребенок не потерял интерес к учению, нужно с первых минут урока его замотивировать. Создание благоприятных условий, своевременное стимулирование учащихся, грамотно подобранные методы и приемы – необходимое условие для мотивации 5
учения. С этой целью на своих уроках включаю задания на развитие логического мышления, классификацию, создаю проблемные ситуации, ситуации «с затруднением», которые выводят детей на учебную дискуссию. Педагог при этом выступает в роли участника дискуссии. Метод групповой дискуссии дает большой эффект на уроке так как позволяет учащимся высказать собственную точку зрения, уметь ее обосновывать, обогащаться новой информацией, получать опыт участия в поиске решения проблемы. На протяжении урока дети отмечают свое место по достижении цели урока на «волшебной дорожке», что создает условия для самонаблюдения и самоанализа. Ощущение успеха на уроке, свое продвижение по «волшебной дорожке», формирует положительные познавательные мотивы и потребности, что в свою очередь дает положительные результаты в развитии и обучении детей. Учитель должен глубоко понимать не только содержание урока, но и осознавать выбор методов и приемов обучения – как помочь с наибольшей пользой сильным и слабым детям овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, как сохранить у ребят эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию. Постановка задач на каждом этапе урока позволяет мне, четко определить конечный результат деятельности учащихся, предвидеть трудности, которые могут возникнуть у тех или иных детей, подобрать определенные задания, которые помогают одним детям сократить путь к этому результату, другим – сделать его занимательным, третьим – утвердиться в чем-то. Основная постановка учебно-познавательных и воспитательных целей и задач по развитию монологической речи перед каждым уроком необходима учителю как первый шаг к педагогическому мастерству. 6
Вот некоторые виды и формы учебно-познавательных задач, которые я ставлю перед детьми. - проверим, все ли из вас правильно выполнили домашнее задание… - давайте посмотрим, кто лучше других научился … (находить безударную гласную в корне, определять место имени существительного в предложении и т.д.) - давайте определим, у кого из вас получился более интересный рассказ. Первоклассникам нравятся и такие обращения: - встаньте все мальчики и хором прочитайте свой ответ. - выйдут к доске только те, у которых имя начинается с буквы «С». Такие обращения активизируют познавательную деятельность детей. Если перед определенным этапом урока или видом упражнения ставится учебно-познавательная задача, то в конце проведения данной работы обязательно нужно подвести итог, проанализировать и оценить результаты ее выполнения. Среди дидактических целей урока обязательно выделяется ведущая цель, определяющая логику всего урока. Основой организации уровневой дифференциации является самостоятельная работа. Ученики выполняют задание различного уровня сложности. Слабоуспевающим учащимся предлагаются задания, в которые включаются алгоритм действия или образец выполнения работы. Обучение детей с низким уровнем развития происходит не со снижением объема материала, а за счет усложненных заданий из пройденного материала. Это дает им возможность повысить степень самостоятельности, находить способы решений, сравнивать, обобщать, контролировать себя. Проблема обучения хорошо успевающих школьников включает формирование устойчивого интереса как мотива учебной деятельности. 7
После того, как дети приступают к самостоятельной работе, выясняю, испытывает ли кто-то затруднение и оказываю дозированную помощь. Стимулирующую помощь оказываю ученику, если он не включился в работу (ободрение, повторное разъяснение задания). Направляющая помощь необходима, если стимулирующая оказалась неэффективной (даю подсказку, помогающую облегчить выполнение задания). Обучающая помощь оказывается слабым ученикам, взявшим первый уровень (беседа, в которой учитель намечает последовательность действий, а ученик осуществляет их на конкретном материале). Успешно решать проблемы уровневой дифференциации при развитиии монологической речи помогают групповые методы работы: - работа в парах постоянного и сменного состава - работа в группах Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают: - организацию совместных действий ведущих к активизации учебно-познавательного процесса - взаимопонимание - рефлексию - распределение «ролей» в группе - обмен способами действий, ведущих к выполнению заданий Особенности организации групповой работы: - учащимся предлагается разделиться на несколько групп, для решения конкретной учебной задачи - каждая группа получает определенное задание (оно может быть одинаковым или дифференцированным) и выполняет его сообща - проверка задания выполненного каждой группой - обсуждение выполненных заданий 8
- рефлексия Во время групповой работы учитель выполняет разные функции: контролирует ход работы в группах, регулирует споры, в случае необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. Обязательным требованием групповой работы является выполнение задания всеми учениками. Такая работа эффективна на этапе овладения знаниями, умениями и навыками в сходных ситуациях (10-12 минут), при проверке выполнения классного или домашнего задания (3-5 минут), во время опроса (5-7 минут), при выполнении устных упражнений (3-5 минут). В парах сменного состава дети находят себе партнера по цветовому сигналу, в парах постоянного состава партнеры сидят за одной партой. Разумеется, что выбор групп идет с учетом индивидуальных особенностей ученика. Например : В первом классе при изучении темы «Правила переноса слов», предлагала детям разделиться на четыре группы. Задание в группах одинаковое – выведите сами правила переноса слов. 1 группа – барабан, береза, пенал; 2 группа – группа, масса, Анна; 3 группа – письмо, майка, подъезд; 4 группа – обед, эхо, лось. Во втором классе при изучении имени существительного каждой группе дается задание узнать признаки этой части речи. 1 группа – белка, Иван, мальчик, Полина, карандаш, Москва; 2 группа – парта – парты, пенал – пеналы, стул – стулья, нога – ноги, птица – птицы; 3 группа – медведь, солнце, морковь, лиса, пень, ученица; 4 группа – город, школа, парта, окно, стол, небо. В третьем классе при изучении темы « Наречие» задания в группах могут быть такими : 9
1 группа – идет наверх, идешь наверх, идут наверх, идете наверх; 2 группа – поют громко, поёшь громко, пою громко, поём громко; 3 группа – сворачиваю направо, сворачиваем направо, сворачиваешь направо, сворачиваете направо, сворачивают направо; 4 группа - был вечером, было вечером, были вечером, была вечером. Какую работу выполняли ? Что узнали о новой части речи ? Групповая работа: - успешно развивает и совершенствует умение учащихся планировать ход решения проблем (особенно у слабых и средних учащихся) - развивает у учащихся исследовательские способности - учащиеся овладевают опытом сотрудничества и приобретают определенные умения добывать необходимую информацию, уметь обсуждать проблемы в составе группы, выслушивать точку зрения партнера, принимать ее или аргументировано отвергать - работая в парах или группах, во время урока ребята передвигаются по классу, что позволяет снять усталость и напряжение Задание в группах могут быть разной степени трудности, разные по объему, комплексные. Перечислим ряд условий, выполнение которых необходимо для успешного выполнения условий уровневой дифференциации. - Выделенные уровни усвоения материала должны быть открытыми для учащихся. Если цели известны и посильны ученику, а их достижения поощряются, то ребенок стремится к их выполнению, то есть формируются положительные мотивы учений для организации дифференцированной работы. - Уровень требования должен быть выше, чем обязательный уровень усвоения материала. То есть уровневая дифференциация осуществляется не за счет то, что одним ученикам дают меньше, а 10
другим больше, а в силу того, что, предлагая ученикам, одинаковый объем материала предлагают различные уровни требования к их усвоению. - В развитии монологической речи должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням. То есть не следует предъявлять более высоких требований тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки, но при этом не следует необоснованно задерживать остальных на этом этапе. - Добровольность в выборе усвоения материала. Есть три основных способа взаимодействия учащихся друг с другом в учении. Они могут состязаться, чтобы увидеть кто лучший ; работать индивидуально ; работать совместно с заинтересованностью в обучении друг друга. В ситуациях совместного обучения ученики : - отмечают успехи друг друга; - поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу; - обсуждают изучаемый материал ; - помогают друг другу анализировать выполняемое задание; - учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия. Если у ребенка начинает получаться выполнение необходимых речевых упражнений, возникает ситуация успеха, он с большим интересом возьмется за выполнение более сложного задания. Продумывая задание, уделяю внимание развитию творческой деятельности учащихся: написание письма другу, придумывание сказок, т.д. Например : Запишите, какими бывают : улыбка … песня … походка … взгляд … 11
С полученными словосочетаниями составьте предложения. Угадайте о чём я предлагаю написать Вам маленький диктант, а) у этого слова есть родственные слова : снежный, снежинка, снежок. б) такая же приставка как в этих словах : подход, подпись, подъезд, подземелье в) и суффикс как в словах : грибник, лесник, ученик, школьник. Вы догадались что это за слово? Начните свой рассказ со слов : появился из-под снега первый… В языке племени Крокс безударные гласные звуки обозначаются буквами по тем же правилам, как в русском языке. Вставь буквы в текст сказки. Тебе помогут следующие родственные слова : грик, тяс, отияпо, икрамеха, озниж, вяк. Попробуй составить своё предложение на крокском языке. Гр__куна тымно в__ковал т__яп. Рам__х варпо т__сом зн__же. Предлагаю детям сочинить сказку на заданные темы: - Если бы я сидел на волшебной парте … - Зачем я учусь… - Что такое доброта… - Зачем людям речь … - О чём расскажет осенний лист … - Что меня радует, а что огорчает… - Моё самое заветное желание… Но монологическая речь в первом классе развивается не только на уроках чтения и письма. Огромный потенциал для этого вида деятельности несут и остальные предметы. Например, на уроках окружающего мира ребята отвечают на вопросы развернутыми предложениями, учатся задавать друг другу вопросы по теме урока, составляют устное описание предмета или явления. На уроках математики составляем задачи, учимся правильно формулировать вопрос. 12
Уроки изобразительного искусства помогают увидеть прекрасное в обычных предмета и подобрать красивые слова для их описания. Вывод: Развитие монологической речи у младших школьников происходит во время изучения всех предметов: письмо, чтение, математика, окружающий мир, музыка, рисование, изобразительное искусство. 13