"Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР через продуктивные виды деятельности"

Автор: Смирнова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 326 Красноармейского района, г. Волгограда"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР через продуктивные виды деятельности"
Дата публикации: 02.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Автор: Смирнова Татьяна Владимировна воспитатель высшей квалификационной категории Тема:
«Развитие мелкой моторики у старших дошкольников

С ОНР через продуктивные виды деятельности»
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… В.А. Сухомлинский Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Систематизирующим методом в художественно – эстетической деятельности является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительного, декоративного и конструктивного. Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Проблема развития мелкой моторики на занятиях продуктивной деятельностью (изобразительной) актуальна, так как: - изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Обеспечивает сенсорное развитие, подводит ребенка к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний; - изобразительная деятельность, как одно из средств развития мелкой моторики рассматривалось исследователями И.А. Грошенковым, Н.Г. Морозовой, В.Г. Петровой.

Актуальность
данной проблемы определила необходимость создания кружка «В царстве пластилина». Одной из главных функций которого стало - выявить влияние нетрадиционной изобразительной техники «пластилинографии» на развитие мелкой моторики у старших дошкольников. А также проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах ведущих психологов и педагогов. Выявить особенности развития мелкой моторики у старших дошкольников. Разработать рекомендации для родителей, по коррекции мелкой моторики у детей. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип техники - это создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности Влияние движений пальцев и кистей рук на формирование речевых умений детей и всестороннего развития, начиная с раннего возраста, было известно еще во II веке до н. э., в Китае. На востоке использовали массаж рук для активности головного мозга и других систем организма; игры с пальчиками, созданные нашей народной педагогикой так же имеют развивающее, оздоравливающее воздействие. Это доказали работы многих исследователей, педагогов, психологов, таких как В.М. Бехтерев, И.Э. Степаненкова, А.А. Леонтьев, Ж. Пиаже и многие другие. По сведениям М.М. Кольцовой, систематические упражнения движений пальцев оказывают не только стимулирующее влияние на развитие речи ребенка, но и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Провела диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук по методике Н.И. Гуткиной.
(«Срисовывание картинки», методика «Рисование ножницами», «Дорожки» методика (по Л.А. Венгеру). Результаты начальной диагностики на сентябрь 2012 год – низкий уровень – 67%, средний -33 %, высокий- 0 %. На начальном этапе: руки и пальцы напряжены, движения угловаты, неловки и неритмичны, выполнив одну операцию, ребенок долго думает, как действовать дальше, после нескольких упражнений наступает преждевременное утомление, теряется интерес к дальнейшей работе. Анализируя начальную диагностику, появилась необходимость поиска эффективных путей коррекции и проведения целенаправленной работы по развитию мелкой моторики у детей. Создана предметно-пространственная развивающая среда (центр художественного творчества, уголок коррекции), составлен перспективный план работы кружка «В царстве пластилина» по методике Г.И. Давыдовой, составлен план работы с родителями.
Цель
кружка «В царстве пластилина»-развивать и совершенствовать мелкую моторику кисти и пальцев рук.
Задачи:
 развивать сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, совершенствовать координацию движений;  развивать творческие способности, интерес к художественной технике – пластилинографии, обучать основными приемам и навыкам.  расширять знания о предметах и явлениях окружающего мира;  формировать способы усвоения общественного опыта: подражание, действие по образцу, по словесной инструкции;  способствовать установлению личностно-эмоционального контакта, делового сотрудничества, воспитывать трудолюбие, терпение, усидчивость. Проводилось 1 занятие, согласно тематической неделе.
Структура кружковой работы:
1. Подготовительная часть
Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей) 2. Вводная часть. Беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, рассматривание образца. Тактильно – двигательное восприятие, анализ объекта изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом занятии). 3. Физкультурная пауза. 4. Основная часть . Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности). 5.Заключительная часть. Подведение итогов занятия, обобщение деятельности, просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач, фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ, оценка их детьми. В ходе кружковой работы использовались следующие
методы и приемы
обучения
:
словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, игровой, использование ИКТ.
Формы работы с родителями:
родительские собрания, консультации, семейные конкурсы по изготовлению коллажей; анкетирование, семинары- практикумы для родителей, родительские гостиные.
Итоги педагогической деятельности:
 Разработан цикл интегрированных занятий для старших дошкольников.  Функционирует кружок «В царстве пластилина». Возраст детей 5-7 лет. В месяц -4 занятия.  Вышло печатное издание «Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией». Изд. Учитель.  Консультации для педагогов: «Пластилинография – это интересно!» «Пластилинография, как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста»
 Мастер-класс для педагогов.  Распространение опыта (публикации, мастер-классы) в электронном СМИ на сайтах: nsportal, maaam, ped- kopilka; - в сборнике международной научно-практической интернет- конференции. Изд. Учитель;  Выступление на районных МО;  Участие в творческих конкурсах.
Формы проверки освоения программы
: участие в фестивалях детского творчества, творческие выставки, участие в творческих конкурсах. В результате проделанной работы на конец года мониторинг показал следующие результаты: низкий уровень -22 %, средний уровень -56 % , высокий уровень – 22 %.
Вывод:
анализируя результаты диагностики и проведенной работы, видим, что применение техники художественной деятельности – «пластилинографии» положительно влияет на развитие мелкой моторики у старших дошкольников. В процессе работы развивается: координация, согласованность движений пальцев рук; регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что очень важно для подготовки руки к письму; улучшается внимание, память; вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Такое обучение дает воспитанникам определенный круг знаний, практических умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме. Предлагаемый опыт работы предназначен воспитателям ДОУ, руководителям изобразительных студий, кружков, педагогам дополнительного образования. Материал можно использовать в
непосредственной образовательной деятельности или совместной деятельности с детьми, кружковой работе.